ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 224 декабрь 2024 г.
» » Наталья Белоедова. ФИЛЬМОСКОП

Наталья Белоедова. ФИЛЬМОСКОП

Редактор: Родион Мариничев 





Предисловие Родиона Мариничева: есть слова, по которым безошибочно угадывается хронотоп. Слово может “вспыхнуть” в тексте всего раз, коротко, но осветить его именно так, как его видел и мыслил автор. “Фильмоскоп” - как раз из таких. В стихах ташкентского поэта Натальи Белоедовой как будто ведут диалог те самые “бывшие дети”, когда-то жившие в одной стране и до сих пор сохранившие её где-то внутри и поблизости от себя. 



* * *
 
то, как ты произносишь моё имя 
или то, как слегка напираешь на р
или то, как смеёшься 
на не самых смешных историях 

это всё 
говорит о тебе 

помню дерево вишню 
в своём саду 
её длинные гибкие ветки 
и одежду из белой фаты
  
это дерево вишня и ты 

говорят мне о чём-то забытом 
и очень знакомом



* * * 

так мне хотелось в тебя вглядеться 
так мне хотелось найти это 
детство
этот пруд
и скамейки в парке
эту осень 
качели в небе
но отражение привирало
оно растекалось 
необходимая 
не находилась
малость



* * * 

в летние дни моего детства 
мы крутили диафильмы 

в доме была одна комната 
без окон 
в ней было прохладней всего 
прохлада от кирпича-сырца 

мы 
залезали на огромную кровать
выключали свет
и становилось совершенно темно 
и не страшно 

на белый экран пускали луч света
и тогда начиналось кино 

вот лето сейчас
повторяется

найти бы мне тот фильмоскоп 
крутить бы затертые кадры
и вслух бывшим детям читать



* * *

комната до того остыла
что стало казаться – 
сейчас зима

за окном не было видно 
тридцати пятиградусного июля
как птицы летят 

или как дети купались 
в бассейне визжали
кричали

я – надела носки 
достала плед
заварила чай 



* * * 

это не отлежавшееся
сырое
из него вырастает другое 
такое
а потом из другого растёт 
предположим, куст 
веточки листики 
из куста вырастает 
уже не куст
а большое дерево 
из дерева – небо
вот с него плоды собирай



* * * 

в этих огромных окнах 
от потолка до пола 
отражалось такое же небо 
огромное чёрное синее 
и листья его обрамляли 
как кисти рук обрамляют лицо 

когда погас свет в комнате 
отражение стало ярче 
листья кружились светились и пели 
но ничего кроме осени 
не происходило 
на самом деле



* * *

помню
как ты учила меня музыке 
мы выбрали одно лето для этого

кроме собачьего вальса 
и к элизе
ничего не далось

зато 
как ты играла 
бегло
не глядя в ноты

ещё помню твоего учителя 
он возил тебя с уроков домой 
на велосипеде

ты говорила: 
- он защепляет прищепками брюки
чтобы в спицы не попадали

ты рассказывала 
и мы хохотали

как мы хохотали!



ФОСФОРНИК

1
мы шли по разбитым камушкам витражей
они были похожи на капли крови

ты держал меня осторожно 
под руку

вот там ласточки 
вот тут барельеф

вот тут была сцена 
а тут балкон 

это разрушенное здание – как сон
мы в нём, как сон
я и ты – сон

2
я стояла на разрушенной сцене
как после войны 
и читала стихи
рядам
сквознякам
птицам в окне
никаких людей 

во мне – солнце
в тебе – солнце
стоящее в стороне 

3
здание зачем-то разрушили
а потом забыли
дети камнями забили 
окна

вот они капли крови
вот она жизнь утекает 

смотри наблюдай

4
что-то неосторожное над головой
вспорхнуло

что-то тихое скрипнуло 
за углом

чьи-то шаги

слышу мат 
топот 
выпрыгивает в окно 

что он тут делал?
что я тут делаю? 

5
если долго смотреть на разрушенное здание
видишь жизнь  

в словах
кирпичах
замурованных ласточках

своде – 
без потолка 
оркестре – 
без дирижёра 

в отражении окон
без стёкол

г. Шымкент



* * * 

шумная девушка сидит за столом 
шумный парень сидит за столом 
шумный парень заказывает два супа 
один на сейчас 
второй, говорит, на потом 
ещё говорит о каких-то машинах 
о каких-то успехах 
смотрит на девушку 
правая нога постоянно подпрыгивает 
точно хочет вырваться 
убежать 
он придерживает её рукой продолжает 
девушку убеждать 

- куриный стейк суховатый 
хотя, раз на раз не приходится 

и они всё пытаются сойтись в разговоре
но никак не сходятся



* * *

разница между именем человека 
и самим человеком 

разница между названием реки 
и самой рекой 

вот тут мы с тобой 
лёгкие мотыльки 
сидим на скамейке 
смотрим в сторону 

вот тут мы идём по городу 

разница между названием города 
и самим городом?

я так пыталась уловить эту разницу
потом поняла – да какая разница!  


   
* * * 

фиксация памяти 
на моменте
быть здесь а потом там 
очень часто мне снится детство 
шум улицы по утрам 
я просыпаюсь и помню что-то 
о тебе 
обо мне
сне 
это как быть в своём теле 
а потом оказаться вне



* * * 

мне до тебя не дотронуться 
мыслью рукой
всё потому что ты оказываешься 
в стране другой 
другой тишине темноте немоте 
когда я прихожу к тебе 
в доме я тебя не нахожу 
по двору брожу
по двору кружу 
смотрю на дерево вишню 
оно молчит 
как и ты молчит 
ни слова не говорит







_________________________________________

Об авторе:  НАТАЛЬЯ БЕЛОЕДОВА 

Родилась и живет в Ташкенте (Узбекистан). Член Союза писателей Москвы. Лонглистер премии им. И.Ф.Анненского 2019, шортлистер Корнейчуковской премии 2019, Премиальный список Волошинской премии 2022. Публиковалась в журналах «Интерпоэзия», «Сибирские огни», «Юность», «Урал», «Костёр», «Простокваша», «Звезда Востока» (Узбекистан) и др.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
518
Опубликовано 02 апр 2024

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ