facebook ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 183 июнь 2021 г.
» » Михаил Моисеев. ПОЧЕМУ ПОЧЕМУ ПОЧЕМУ

Михаил Моисеев. ПОЧЕМУ ПОЧЕМУ ПОЧЕМУ

Редактор: Иван Полторацкий




Комментарий Ивана Полторацкого:

Стихи Михаила Моисеева по-хорошему инфантильны: он пишет о детстве, не имитируя, но воплощая взволнованную детскую речь, поднимающую со дна памяти бесценные сокровища, ценность которых обязательно нужно объяснить взрослому, донести до мира, не расплескав. Сбивчивость и некоторая неупорядоченность речи тоже происходит от волнения. Вот, например, фрагмент из стихотворения Михаила, опубликованного на “Мегалите” в 2018 году в рамках тематического конкурса с особенно трогательным сейчас названием “кыштымская детвора”:

...
Я не вернусь но я хочу вернуться
Мне верит одинокая фигурка
И пух сгоревший
Клёна вертолётик
Я с ним кружусь
Я кислый вкус ранетки
Я газировка я футбол я прятки
Я ножичек с ладони я обложка
Тетрадная с таблицей умножения
Я книжка «До 16 и старше»
Я Электроник Рэсси Сыроежкин
Мы трубачи мы разбудили город
Возьми банджо сыграй мне на прощанье.

http://www.promegalit.ru/public/22663__stikhi_uchastnikov_konkursa_odno_stikhotvorenie-odin_pobeditel.html

В новой подборке Михаил Моисеев пишет о страшных вещах - истории двадцатого века в  детском восприятии со слов двух старших поколений. Стихи представлены в форме монологов наивного рассказчика, главное оружие которого - искренность. Многочисленные оговорки, нарушающие достоверность нарратива, отсутствие пунктуации и короткая строка, постоянно сбивающаяся с дыхания, - всё это увлекает и озадачивает читателя, но при этом не утомляет его. Пять стихотворений (“пятеро их было”) читаются очень быстро, не успеваешь даже удивиться внезапному взрослению рассказчика, происходящему в самом конце, и только потом понимаешь, что в относительно небольшое количество слов умещается множество лет и судеб.
Михаилу Моисееву удаётся преодолеть эпическую дистанцию и пересказать трагическую и трудную семейную историю доверительным и негромким голосом, включая в повествование множество ярких и редких деталей из жизни разных поколений. 
Каждое стихотворение останавливается на неожиданной, но сильной ноте, ради которой раскручивается скрытая интонационная механика. Время рассказа заканчивается внезапно, но что-то всё-таки удаётся унести с собой. В общем-то, это что-то и есть жизнь, преображенная искусством. Штука нехитрая, но очень трудно добываемая, ведь эту жизнь нужно прожить несколько раз - сначала бабушке, потом внуку, и уже после того - поэту.


///

Братья моей бабушки
Захар и Григорий
если не путаю
шли через границу 
в Хорватию их повел
дядя по легенде он 
во время Первой Мировой
оказался там в плену
был конюхом
у какой-то герцогини
или графини
видать красивый был
их дядя потому что
он стал мужем
герцогини или 
графини
но хорошая часть 
истории на этом 
заканчивается
их поймали на границе
дядю отпустили 
а советских граждан 
посадили в тюрьму
один из них заболел
ногами и умер
второму бабушка
говорят этого 
не простила
а я не простил 
тюрьме.



\\\

От своего первого 
бабушка уехала собрав
все свои вещи на телегу
почему-то я представляю её
стоящей с вожжами и кнутом
что твоя вольная казачка 
что твоя Аксинья
хотя конечно я этого не видел 
и так мне не рассказывали
и звали её Екатериной
(я - бабой Катей)
и вроде бы казачкой не была
она и вышла за первого спасая семью
от раскулачивания он был 
председатель райсовета коммунист
и вот он уехал на совещание
а она собрала вещи
потом долго у бабушки
была его фамилия
даже когда она давно уже 
была замужем за дедушкой
даже когда у неё родились 
уже две дочери
она всё ещё
защищала свою семью.



///

Он лежит под деревней Сущево
и не только он там прочерк у многих
на этой странице с желтизной
но ещё легко читаемой - легко?
другие имена раны я не запомнил
у него слепое ранение в живот
не было выхода у осколка
не было выхода у него
у того наверху выход был
а у этих внизу не было
может быть это название неслучайно
«Под деревней Крюково» -
под деревней Сущево
Самая суть, существо,
сущность произошедшего
Как они умирали
как писали когда-то атака захлебнулась
или их накрыло в окопе
не знаю на северо-запад
один километр от дороги
лицо юное лицо ангела
немного большие уши
что он услышал прежде чем
остановился как он лёг?
повалился? рухнул? наклонился?
услышал ли то что показалось надеждой
не сбылась услышал ли то что убивало
или просто всё отключилось
он тоже мог быть тем Юрием
с той улыбкой но если и улыбался
тогда мы не увидим
лицо ангела юное лицо.



///

*Их было четверо, всего четыре. Ю. Поспелова «Война» 

Пятеро их было 
сейчас ни одного 
даже шестой их сестры 
Первый ангел ушел у лесной дороги 
слепое ранение в живот 
(умирают ли ангелы?) 
почему слепое потому что попало в него 
или попало во всех кто рядом 
или потому что обошло братьев 
нет второй прошёл через штрафные 
(классика опоздал на поезд забегал к родным) 
несколько ранений взял Кенигсберг 
шоферил старшина подвозил снаряды 
а ему ордена медали 
(вот первому не досталось 
только строчки почему почему почему) 
говорят никогда не рассказывал, 
говорят пил вот уж точно имел право 
третий ждал (господи, как же они ждали) 
на Дальнем Востоке дождался 
артиллерист всё получил тоже 
четвертый на заводе отвечал за снаряды 
за сталь за всё должность расстрельная 
там не было ранений легче ли ему было 
для братьев и сестры после войны он стал 
старшим всем помогал 
пятый был слишком молодым 
всё пропустил 
нет ничего не пропустили 
ни он ни их сестра 
(как они её любили) 
слепое ранение 
всем им 
тоже досталось.



///

Мама улыбаясь говорит
что воевала тоже тридцать 
восьмого года как такое 
возможно с отцом говорит 
ходила охраняла нефтяные 
вышки города девичьей башни
было ли ей страшно?
(вы же знаете из учебника истории
или еще откуда Гитлер собирался
наполнять там прожорливые баки 
своих танков звериных 
своих самолётов бесчисленных 
своих кораблей безразмерных 
тирпицев и бисмарков
берсерков и шпицей)
ее отец воевал ещё в первую
мировую но и второй
видишь не пропустил и нефти
ни одному чудовищу не отдали 
старик и девочка старик и море 
какой старик меня сегодняшнего
чуть старше тысяча восемьсот
девяносто третьего года 
рождения а вообще он 
работал в лимонадном цехе 
был добрым веселым и щедрым 
всё был готов раздать
домой всегда приходил
с гостями.







_________________________________________

Об авторе:  МИХАИЛ МОИСЕЕВ 

Родился в 1973 году в Новосибирске. Филолог. Разработчик образовательных игр. Публиковался в журналах «Воздух», «Волга», «Речпорт», «Василиск», «Ликбез», в литературном проекте "Вещество" ("Камень", "Вода", "Человек"), в альманахе "Город Иванiв", в антологии новосибирской поэзии "Остров" (2019).


Фотография: Александр Брежнев.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
423
Опубликовано 01 июн 2021

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ