ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Равиль Айткалиев. ПОЛВОСЬМОГО

Равиль Айткалиев. ПОЛВОСЬМОГО

Редактор: Иван Полторацкий





Комментарий Ивана Полторацкого:

Равиль Айткалиев - один из тех авторов, которые определяют дальнейшее движение литературы, даже находясь в стороне от актуального литературного процесса. Собственно, они и есть литература. В данном случае - русскоязычная литература Казахстана. Стихи, рассказы, пьесы и даже роман-верлибр о путешествии в Америку можно легко найти и заказать в интернете. В этой подборке по разрешению автора представлены стихи из концептуального поэтического сборника “Восьмой”, точнее его небольшая часть, повторяющая композиционный рисунок.

Поэзия Равиля Айткалиева - логический анализ потока сознания, ежедневное пристальное наблюдение за движением мысли. Не только принадлежащей  мыслящему субъекту, но и отвлечённой от него; мысли, движущей мир. Она парадоксальна, безупречна и почти всегда неуловима. Ряд небольших итераций разрастается, двигаясь по спирали, и приводит к неожиданному эффекту неузнавания, мастерски заложенному в конце стихотворения. В этом финальном пуанте, возможно, и содержится ключ к поэзии Равиля Айткалиева, по-буддистски рациональной, и, в принципе, необъяснимой, т.к. мы знаем, что “дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао”. Впрочем, и молчать об этом тоже никак не выходит, ведь мысль, она всё равно движется. Остаётся придать движению мысли максимально подходящую форму и наблюдать за ней со стороны.
И ещё: стихи Равиля Айткалиева отличаются удивительным свойством - они запоминаются легко и надолго, но при перечитывании оказывается, что всё это время помнилось что-то другое. Попробуйте, это крайне интересный эффект.



ПОНЕДЕЛЬНИК

ГОРЯЧИЙ С ЛИМОНОМ

Ломтик лимона в стакане чая – в форме привкуса.
Сто градусов воды –  в форме ожога нёба.
Движение чая по пищеводу в форме ножа.
Встреча стакана с линолеумом в виде фальшивых алмазов.
Укрепление границы жилья в виде поворота ключа.
Средство для раздражения глаз в форме зимнего солнца.
Солнечное затмение в виде дымчатых стекол.
“Желаю здоровья” в форме рукопожатий.
Триста шестьдесят пять в виде настольного календаря.
На календаре отпечатано:
“Наш чай ‘ГОРЯЧИЙ С ЛИМОНОМ’ 
остывает особенно медленно в любой день недели!”
Речевое сопровождение  в виде трех этажей, грубой формы.
Курить на улице – в форме дыма от белой палочки с желтой ручкой.
Улыбаться – в виде рекламы  зубов,  не обязательно.
Ладонь – тридцать шесть и шесть, если  упакована в форму перчатки,
но перчатки остались  в кармане пальто прошлой осенью.



ВТОРНИК

ТЕМА

Прочитал в сборнике восточных поговорок или пословиц:
Будда из глины не может переправиться через воду.
Будда из дерева не может переправиться через огонь”.
Понял – тема с вариациями…
Будду из нефти качает туда сюда.
Будда из денег – непоседа, вчера был здесь.
Будда из работы или такой же, или очень похож,
и пропадают они на пару,
а Будда из коммунальных  счетов – наоборот, 
появляется и любит порядок оплаты.
Будде из сердца ничего нельзя приказать,
а Будде из головы – можно всё, что придёт в голову.
Будда из развода смотрит на Будду из свадьбы 
и хохочет, как Будда из шестой палаты.
Будда из лифта постоянно застревает на третьем,
а  Будде из пассажира еще шесть топать,
поэтому Будда из нехороших слов – небоскрёб,
а из хороших – уровень моря.
Но через лестницу и дверь они переправятся. 
Поможет глянцевый Будда 
из журнала “Добрые мускулы ног”,
а матовый Будда из сигареты – вредный, 
он не поможет.



СРЕДА

ЗАГАДКА ПРИРОДЫ

Ты споткнулся опять?
Это знак.
Того, что не смотришь под ноги.
Смотри, кто тебе не дает.
Так, под ногами тоже много интересного.
Следы, например.
Вот здесь проходили двое, он и она.
Потому что – шпильки.
Он курил на ходу – нервничал, значит.
Курил долго – назло, наверное.
Значит, она делала ему замечания.
Ну, «какие» – не видно.
А что – есть разница?
Они всегда одни и те же.
Здесь он повернулся и пошел в обратную сторону.
Она долго стояла (глубокие вмятины),  
потом закурила сама (окурок в помаде) и пошла дальше.
Это же – начало романа.
Хотя, вернее – конец.
Ты прав, пожалуй – интересного мало, еще меньше нового.
Ладно, давай смотреть вверх.
Споткнулся, бывает, не упал же.
Зато можно увидеть неопознанный летающий объект.
Или два.     
То сближаются, то разлетаются (загадка природы).



ЧЕТВЕРГ

МИГ

Скорость света уменьшается – это видно.
Скоро свет остановится.
Остановился.
Скорость света становиться отрицательной.
Свет разгоняется в обратную сторону.
Скорость тьмы возрастает.
И достигает скорости света.
Скорость тьмы уменьшается, по-моему. 
Скоро тьма остановится.
Остановилась.
Скорость тьмы становится отрицательной.
Тьма разгоняется в обратную сторону.
Скорость света растет, по моим наблюдениям,
пока не  достигнет скорости света.
И так весь день – “хлоп глазами”,
в минуту – примерно, тридцать пять раз.
Кто – чаще, кто – реже, а я – точно.



ПЯТНИЦА

ТЕНЬ

С каждым годом земля все круглее.
Кривизна все заметней.
Все легче по ней скатиться и улететь,
пробить ногами небо
и падать на солнце.
Некоторые уже так и сделали.
Их нет. Где же они?
Они на солнце.
Небо в отверстиях.
Пятна все прибавляются.
Сливаются в мишень на поверхности пекла.
Когда все попадут в тень,
солнце закроется.
Вряд ли – раньше, поэтому – все успеют.



СУББОТА

ЧТО-ТО ЗНАКОМОЕ

Сон. 
Библиотека.
Книги - уходящие за горизонт.
Беру наугад.
Название расплывается… 
Автор – Мюле́р Мон.
Эпиграф, что ли…
               Было
               Маски ночи
               Прижали печальный                                      
               Туман
               К нежному морю  
                                Натали С.
Что-то знакомое…
Текст растекается…
Иллюстрация – женщина в красной маске.
Маска red?
Комментарий:
Николя  Мартен «Мюле́р Мон – гуру нищего времени».
На листе «Для Заметок» – карандашом:
«Книги на Лиговск, а я?».
А, я – просыпаюсь.
Натали С. …
Это еще кто такая?



ВОСКРЕСЕНЬЕ

КРАСОТА

Сейчас я произнесу правильное слово, 
и жизнь изменится.
Хлеб разломят пополам.
Больные расстанутся с болью.
Все несчастные случаи запретят,
разрешат только счастливые…
Ты закрываешь мне рот своим, дорогая,
и, как всегда – вовремя…
Ну вот – забыл  какое слово  правильное.
Нате, сделайте с миром что-нибудь…
И я же – “идиот”?
Красота. 
           Красота, Федор Михайлович.



ВОСЬМОЙ

С  ПОНТА
Вот и пришла отдохнуть, редкая эта минута, 
          Но не брожу среди снов,  бодрствует лира моя. 
Надо писать – я пишу, с Понта –  так с Понта. Пожалуй,
          с Понта писать не привык, что же – пора привыкать.
Моря не вижу. У нас – климат иной,
         Но допустим – было бы море,
Тогда б, шторм заливал берега,  
         Скалы гудели тогда б, храмы шатались бы в бурю.
Если, конечно, тогда – были бы храмы у нас.
          Рыбу ловили бы мы, в море гоняя баркасы,
Сети чинили бы нам женщины наши тогда б.
          Празднуя щедрый улов, бахусов дар принимая,
Чтили б искусство любви, амфоры гладя бока.
          Ну, а когда б подошла редкая эта минута 
И отдохнуть от трудов время пришло бы когда,
          Я бы, Овидий Назон, письмам твоим подражая,
Должен был несколько строк в память твою написать. 
Надо писать – я пишу, с Понта –  так с Понта. Пожалуй,
          с Понта писать не привык. 
Моря не вижу.







_________________________________________

Об авторе:  РАВИЛЬ АЙТКАЛИЕВ

Уроженец г. Алматы, где живет и сейчас. Выпускник мастер класса литературного фонда “Мусагет” 2005 года. Автор четырех книг – “Восьмой” (поэзия), “Там, где нас нет. Записки не слишком сентиментального путешественника” (роман-верлибр), “Абзац начинается с пробела” (рассказы, эссе), “Предсказатель снов” (повесть). Публиковался в литературных журналах (AMANAT, Аполлинарий) и коллективных сборниках (Картель Бланшар, Гран Фри, сорок.четыре). Один из авторов и участников аудиопроекта “Закрытая Открытая Дверь”. Составитель и редактор восьми поэтических книг казахстанских авторов.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 221
Опубликовано 01 апр 2021

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ