Колонка Арсения Гончукова(
все статьи)
Заметка-рассуждение о том, почему в литературе и кино так важны сбор материала, фактура и детали. Вопросы к авторам, ответы к себе.
Как говорится, пока номер готовился к печати, пока я обдумывал эту заметку, снаружи вновь полыхнуло — в Гатчине открыли новый памятник Александру Третьему и тут же интернет-пользователи, будь они неладны, узрели, что на груди императора вместо 8-конечной звезды ордена Апостола Андрея Первозванного красуется звезда 6-конечная.
Грубая ошибка на памятнике, вылитом, доставленном, установленном, сделанном с таким трудом и затратами, к сожалению, не редкость в наши дни. Недавно бушевал подобный скандал с памятником Калашникову. Впрочем, я хотел написать про ошибки литературные, ошибки в фактаже в современных литературных произведениях. И в кино.
Потому что литературные скандалы многие на этом строятся, этим питаются. И в целом я, безусловно, на стороне тех, кто эти ошибки подмечает, я сам литератор, сценарист и режиссер и до обидного высокую цену лаже в кадре знаю. Но мне захотелось еще раз проговорить про себя причины, почему так болезненно воспринимаются критикой фактические и исторические ошибки. Вот в новой книге встречаем погон ефрейтора в 1942 году или собственной персоной прапорщика в 45-м, и все, скандал, смех, обсуждения, потому что не было такого и быть не могло, ложь это, неправда, небылица, смех... Но почему? Почему это важно?
Повторюсь — отвечаю на эти, наверное, очевидные вопросы для себя. Нет, серьезно, хочется зафиксировать. Крика вокруг таких явных ляпов обычно много, а почему они так важны — почти не говорят. Так давайте напомним.
На самом деле, рассуждая дальше, мы наталкиваемся на чрезвычайно важную проблему. Беда фактических ошибок в первую очередь в том, что они убивают в произведении, которое есть отдельный смоделированный воссозданный мир, то, что драгоценнее всего, а убить на самом деле легко и просто — это
доверие читателя к автору и миру, который автор нарисовал. Как только у тебя на Эвересте звонит мобильник, а в 1941 году солдаты с калашами на танках Т-54 гоняют, то все, мир рухнул, доверия нет, как и уважения к автору. Зато есть — позор.
Однако на мой взгляд подрыв доверия, сначала к автору, а затем и ко всей многострадальной литературе, это только одна сторона медали. Вторая проблема заключается в том, что сегодня авторы все реже занимаются исследованием матчасти, все меньше изучают материал, о котором пишут. Нет, давно никто не сидит в библиотеках. Никто годами не просиживает в архивах. Ну или почти никто. Хотя дело не протирании штанов, а в том, что ты оттуда вынесешь. И дело в позиции. Некоторые авторы агрессивно заявляют, что не надо сидеть ни в каких архивах, жизнь коротка, надо фигачить романы. Что получается при таком подходе и отношении — мы все видели эти «сто романов», которые написал за несколько лет какой-нибудь любитель-фантаст. Чем непомерно гордится.
Между тем, если раньше в моде было выражение «учи матчасть», сегодня расхожее выражение про тех, кто матчастью пренебрегает — вон еще один «написал роман по Википедии»! Прямо-таки Википедия как источник для писателей себя дискредитировала. Заглядывать туда становится опасно. Я шучу, конечно, но на самом деле это ужасно, когда она единственный источник информации для автора.
Тем временем изучение материальной базы, фактуры, предыстории, быта и материального мира вашей будущей истории нужно в первую очередь для ее
глубины, для вашего авторского погружения в этот мир. Дело не только и не столько в достоверности мира, который вы предлагаете читателю, в который его погружаете, чтобы подарить/передать ему эмоции, а дело в том, чтобы самому автору погрузиться и изучить мир будущего романа, чтобы из него воссоздать и вырастить, буквально — вырастить — достоверную и живую ткань повествования. Вжиться автору, а затем читателю. Узнать правду и материю автору, а затем и читателю. Иначе в литературе и кино ничего не работает.
Будем считать, что я просто напомнил нам с вами, почему мы смеемся и почему важно смеяться над несуразицей и авторской ленью и необразованностью.
Да, и быть начеку. И себе как автору тоже спуску не давать.
П.С. Причина же того, что современные авторы все меньше уделяют внимания изучению фактуры и исторических реалий на мой взгляд в том, что чтобы добиться сегодня успеха писателю нужно писать много и очень быстро — брать массой, количеством, так сказать. Литературный успех, когда пишут все и сутками напролет, стал совсем эфемерной материей. Поэтому — строчкогонство, поток, темп. Изучать что-либо попросту некогда. Но без этого нет литературы, как без плодородной почвы нет урожая.
скачать dle 12.1