ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 225 январь 2025 г.
» » Евгения Юсупова. СВИДАНИЕ ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО

Евгения Юсупова. СВИДАНИЕ ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО

Редактор: Евгения Скирда


(пьеса)



Действующие лица:
Геша – Георгий
Алекс – Александра

Крутой берег моря. Слышен шум прибоя и крики чаек. Белые простыни висят на верёвке в несколько рядов, рядом деревянная скамейка. На скамейке лежат чистые листы бумаги, карандаш.
Девушка в стареньком халатике и тапочках появляется, резко откинув простыню. 

АЛЕКС. (выкрикивает фразы, обращаясь к собеседнику, который находится позади, садится на скамейку). Я поняла, бабушка. Сушу бельё. Да никуда оно не улетит. 

Алекс начитывает аудиосообщение на телефон. 

АЛЕКС. Народ, я умираю. Это край света. Связи нет, людей нормальных нет. Состояние близкое к нулю. А сегодня я сушу бельё! Селфи даже не просите…Как там Москва? Я по всем, по всем соскучилась, даже по Толику-кролику. Как там наша тусовочка? Куда ходили, чего делали? Милана, я тебе свои шорты не навсегда отдала, помни об этом, выгуливай их там почаще. А что с вечеринкой у Дэна? Предлагаю устроить завтра конференцию и обо всём подробненько поговорить! Не оставляйте меня, тут тоска!!! 
Алекс ложится на скамейку. Начитывает на телефон ещё одно аудиосообщение.
АЛЕКС. Поверить не могу, что не попаду к Дэну на днюху… Это всё добрые родители, сбагрили на лето. Сиди тут на бабушкиных пирогах, учи историю... Ну трояк, ну с минусом, а зачем больше то? Кому нужна эта история, была и была война. Закончилась и ладно. (Пытается спародировать, кривляется). «Ты можешь лучше, Сашенька, мы в тебя верим, такая тема!  Великая Отечественная война, стыдно не знать! Вот подтянешь её за каникулы. Езжай в город-герой Севастополь, в музей сходи, о войне почитай». И прямо бесят уже эти слова: должна, делай, ты можешь, давай, вперёд! (Поднимается со скамейки). И это ещё не всё веселье, бабуля реально меня в музей повезла! Музей подполья, прикиньте! Сидела вчера, слушала историю какого-то ветерана... о боях, о борьбе севастопольского подполья. Какое подполье, какое сопротивление? Вы чего-нибудь понимаете? Торчала там, как фалафель. Ни телефона, ни музыки. Жара... на пляже надо релаксировать в такое время. Ну, дедуля старенький, сочувствую, конечно. Рассказывал про ужасы всякие. По музею побродила -шифровки, листовки, фотки... Еле выжила... А, девчонки, забыла, в конце этот дед мне комплимент отвесил, говорит, что я похожа на его первую любовь. Он ей типа свидание назначил двадцать второго июня, а тут война началась, с тех пор он в этот день приходит на какое-то там место и приносит цветы. Это реинкарнация, народ, не иначе. Ну что ещё? Читаю историю…инфа не заходит, полная засада, пипл! Каждый день одно и тоже... и дни так тянутся... застрелюсь. Я как в тюрьме реально: вместо нормальной одежды обноски-стайл, хотя меня тут и не видит никто, конечно....  из друзей одни гуси...Ну короче, братья и сёстры! Я не знаю, уйдёт ли это сообщение, но, если вы его слушаете, считайте меня патриотом! Я сложила голову, изучая историю. Конец связи. (водит пальцем по телефону). Ну, давай, работай, интернет! Показывай, когда там чего? Всё подробно, чтоб меня побыстрей домой забрали. Ага, вот, не это, не это, а давай это: «Двадцать второго июня одна тысяча девятьсот сорок первого года в три часа пятнадцать минут в ночном небе Севастополя появились вражеские самолеты. На город были сброшены бомбы…» (Вяло). Дальше: «Армия Вермахта предпринимала несколько попыток взять Севастополь, но им это не удавалось». Так. Вот ещё: «Двухсот пятидесяти дневная оборона Севастополя завершилась оккупацией. Немецко-фашистские войска установили в городе «новый порядок», который принес жителям казни, всеобщую трудовую повинность, насильственную отправку на работы в Германию. Людям приходилось работать на фашистов, оплата труда была мизерной и наступил голод. Всего за время оккупации немецко-фашистские захватчики расстреляли, повесили, сожгли в топках, утопили в бухтах двадцать семь тысяч двести двадцать шесть человек. И угнали в неволю около сорока пяти тысяч мирных жителей и военнопленных». Да, жуть… (Водит пальцем по телефону). Опять всё зависло! Да что за ерунда! 

Встаёт на скамейку. Тянется вверх, машет телефоном. 

АЛЕКС. Связи нет, ничего нет. (Садится). Интернет сдох. 

Машет рукой, телефон падает в траву. Алекс ползает по траве между простыней и ищет телефон. 

АЛЕКС. Э! Ты где? Ты то хоть не теряйся. 

Сильные порывы ветра колышут простыни, солнце прячется за тучи.

АЛЕКС. Ещё и тьма! Не видно ж ничего!!! Включите свет. Как я без телефона? Я ж погибну! Где мой миленький. Где ты? 

Алекс поднимает голову, над ней стоит парень с удочкой и рюкзаком.

ГЕША. Потеряла чего? 
АЛЕКС. Ааа... нет. Вернее да... а ты кто такой? 
ГЕША. Я Геша, Георгий, внук бабы Мани. Она на том краю посёлка живёт. Знаешь её? Я так- то в Севастополе живу. А сюда иногда приезжаю на каникулах... 
АЛЕКС. Не знаю я никакой бабы Мани, я тут случайно, на лето, нет, меньше. Скоро уеду короче. 
ГЕША. А зовут как? 
АЛЕКС. Алекс. 
ГЕША. Иностранное имя какое-то? Интересное. 
АЛЕКС. Обыкновенное, зовут Александрой. 
ГЕША. Сама значит себя назвала? Это можно, фантазия — это хорошо. 
АЛЕКС. Рассуждаешь, как старик. Будто тебе 100 лет. 
ГЕША. Мне в школе учитель тоже говорит: «Ты, Георгий, сочинение написал, будто жизнь прожил». Но я ж не вру, я и правда так думаю. 
АЛЕКС. Мне моё имя не нравится, какое-то глупое, простое, дурацкое, короче. 
ГЕША. Александра серьёзно звучит, да и Шурочка не плохо, ласково, у меня маму так зовут, она врачом в больнице работает. 
АЛЕКС. Ну извини, я не знала. 
ГЕША. Да ничего, не извиняйся. А ты откуда приехала? На местную не похожа.  
Молодые люди садятся на скамейку.
АЛЕКС. С Москвы я. 
ГЕША. Ого, здорово и в Мавзолее была? 
АЛЕКС. Оно мне надо? 
ГЕША. Опять выдумываешь? Не увлекайся. Это слишком серьёзно. 
АЛЕКС. Слушай, ты откуда здесь взялся такой серьёзный? 
ГЕША. Я с рыбалки иду, срезать решил, смотрю ты по траве ползаешь, хотел помочь. 
АЛЕКС. Не надо мне ничего помогать, можешь идти куда шёл.
ГЕША. А ты к кому приехала? Никогда здесь раньше домов не видел... (Оглядывается). Новые, наверное... 
АЛЕКС. Приехала? Я не приехала, меня загнали. 
ГЕША. Вот те раз! Кто это тебя загнал? И за что? 
АЛЕКС. Родители, добренькие. За то, что по истории тройка! Вот где ещё за тройку в ссылку отправляют? Знаешь? Вообще, кому какое дело, какая оценка...
ГЕША. Ну это ты зря, знаешь, надо самого себя приучить, что каждая отметка — это ответственность, пусть не большое, но важное дело, а любое дело должно быть выполнено отлично. Тройка — это ж не то, к чему надо стремиться, правильно? 
АЛЕКС. Слушай, ты сам, как родитель, бу-бу-бу. Стремиться…Чем тройка то плоха? Знаю всё на удовлетворительно!  Это ж не двойка! А родители, им просто уже не к чему придраться, не знают, что ещё придумать. 
ГЕША. Родители не глупые люди, за их плечами жизнь. Они опытней нас, к ним стоит прислушаться. Вот тебя вроде загнали сюда, а ты смотри как красиво вокруг. Какое море, ветер! Всё для тебя одной! И подумать есть время и поучиться! А представь, ты и правда прочитаешь что-то важное, начнёшь лучше разбираться в истории. Всё к лучшему, Александра. Уедешь отсюда с багажом знаний, отличным здоровьем и взрослее себя той, что приехала в наш посёлок. Разве родители не правы?
АЛЕКС. У тебя вообще всё отлично я смотрю! Тебя моя мама подослала? Терпеть не могу таких правильных. Всё у них по полочкам.
ГЕША. (смеётся). Нет…Я просто раскисать не люблю. Я себе всегда говорю: «Георгий, ты комсомолец, а значит не имеешь никакого права винить в своих бедах других людей». 
АЛЕКС. (опешив). Ты кто? 
ГЕША. Уже два года, как комсомолец.
АЛЕКС. Во даёшь…
ГЕША.  Нет, родители тоже бывают не правы, они, конечно же, могут ошибаться. Меня вот раз не пустили в поход с одноклассниками. Но я отстоял своё право: составил подробный план учёбы, убедил отца, что всё успею. Он мне поверил и дальше уже делать нечего: пришлось на переменах задачи решать, а вечерами родителям помогать. Трудно было, но я справился! 
АЛЕКС. Подробный план? Даже смешно.
ГЕША. А ты не смейся, всё серьёзно, впереди взрослая жизнь... И, кстати, на родителей я не злюсь ни капли. Мне было тяжело, зато теперь я десять раз подумаю, стоит ли развлечение стольких усилий. А ещё я научился делать всё во время и успеваю больше, чем раньше. Навык, по-моему, просто замечательный. 
АЛЕКС. Как-то всё продуманно. Ты прямо вот такой весь хорошенький? Да? Такие разве бывают? 
ГЕША. А ты что? Очень плохая? 
АЛЕКС. Не знаю, но в походы не хожу, бабушек через дорогу тоже не перевожу. Или чего вы там положительные ещё делаете? А если что-то не нравится, я не держу. (Отворачивается).
ГЕША. Да брось ты обижаться…
АЛЕКС. А хочешь я расскажу про себя? Я люблю музыку и танцы, ночные огни города и ванильное мороженное. Обожаю фотографироваться и серых котов. Для тебя это полная ерунда, похоже? Ещё я с друзьями погулять люблю. Мы бродим по городу, иногда сидим в парке, говорим обо всём на свете. 
ГЕША. Вот так просто сидите и болтаете? И больше ничего? 
АЛЕКС. А почему во всём надо искать какой-то смысл? Почему всё ради чего-то? Просто так нельзя? Везде нужно цель видеть? Везде нужно план составить, чтоб ни в коем случае ошибок не наделать? А если просто весело? Если ты молодой и имеешь право ошибаться? Так нельзя? Когда-то же должно быть это время беззаботности. Взрослыми мы всегда стать успеем… 
ГЕША. Хм…интересное мнение, но я готов с тобой поспорить. Ну вот разве тебе не хочется везде поучаствовать, всё успеть? Лично меня и комсомольские дела увлекают, и спорт, и ещё много чего…Или может я ещё не пробовал совсем ничего не делать? 
АЛЕКС. А меня ничего не увлекает. И я хотя бы не вру…
ГЕША. Так и я без вранья! 
АЛЕКС. Вот врёшь и ещё как! Совсем не пробовал ничего не делать? А сейчас ты просто так, без всяких целей сидишь и со мной болтаешь! И разве это не хорошо?
ГЕША. Получается иногда очень даже хорошо. 

Молодые люди улыбаются друг другу.

ГЕША. Но не часто. 
АЛЕКС. Ну, кто бы сомневался! 
ГЕША. Что уж, Саша, у тебя совсем нет интересов? Я вот мечтаю на лётчика отучиться. В авиамодельный кружок хожу уже три года, это весьма занимательно. Да и отец военный лётчик, есть с кого пример брать. И, знаешь, иногда даже сны такие снятся, когда летишь высоко-высоко. То над домами, то в облаках. Просыпаешься и будто всё наяву было. И до того во сне дух захватывает от деревьев малюсеньких, от людей, домишек... что хочется всё это защитить, понимаешь? Накрыть так ладонью бережно. Если б вот так всё просто было, то никакой жизни не жалко.
АЛЕКС. А я не хочу поступать, от слова «совсем». Чего все упёрлись в это образование, кому оно нужно, зубрёжка эта? Фу... Можно и без института быть не глупым. Я решила, годик- другой поищу смысл жизни. А там видно будет, вдруг найду.
ГЕША. Смысл жизни? Так это и есть жизнь. Просто же! 
АЛЕКС. Ничего себе, как у тебя всё ровно. И чего я глупая мучусь. Живи и радуйся...
ГЕША. Ну да, а чего его искать, когда всё понятно. А тебе что, даже профессия никакая не нравится? 
АЛЕКС. Нет... ну, вроде я с детьми хорошо, но это что? Учителем в школу? Нет уж, простите. Или воспитателем в детский сад? Ещё лучше. Носы подтирать и горшки выносить. 
ГЕША. Узко мыслишь ты, Александра, воспитатель не только носы подтирает, но и знания даёт, растит нового человека, все равно, что дерево. Воспитатель в детском саду, как первая и самая важная ступень для человека. Ребёнку надо много навыков привить, нос тоже должен быть чистым. А учитель показывает пример целеустремлённости, бескорыстия, честности. Неизвестно, какие учителя будут в жизни, может такие, что гения миру откроют, а может такие, что и талант не заметят. Важная профессия. 
АЛЕКС. Я как-то и не думала об этом. 
ГЕША. Так подумать никогда не поздно. Перед тобой будущее, Александра!
АЛЕКС. Иногда надоедает, что все тычут в тебя этим будущим. Позаботься о своём будущем, подумай о своём будущем… Так и хочется уйти со словами: «А вот это без меня, пожалуйста»! 
ГЕША. Саш, пойми, мы все звенья цепи, без нас не будет больших перемен, если нас оттуда выдернуть, то результата не будет, этого светлого будущего не будет. 
АЛЕКС. Да не хочу я звеном быть, почему я должна ответственность нести? Почему?
ГЕША. Хороший вопрос, Александра. Почему мы с тобой ответственны за нашу жизнь? Потому что других нет. Наша жизнь только в наших, вот в этих руках. Мы за неё в ответе, мы отвечаем за свои поступки, и только мы можем её изменить. 
АЛЕКС. А жить просто нельзя? Жить и улыбаться, без борьбы вот этой всей…
ГЕША. А разве будет у тебя улыбка, если ты не сделала ничего хорошего? Если не помогла людям? Ты же не ку-ку, чтоб улыбаться без причины... Вот сделаешь дело, да сделаешь его хорошо, большое или маленькое, не важно, и улыбайся на здоровье. Борьба просто необходима! Любое преодоление, изменение, это и есть борьба. В школе учитель переубедит двоечника, на заводе токарь исправит кривую деталь, даже на сцене балерина станцует лучше всех. Пойми, в объедении наших усилий великая сила заложена. 
АЛЕКС. А я люблю просто солнцу улыбаться, цветам…
ГЕША. Ну, если это тебе помогает…Сложно с вами, с девчонками. Какие-то вы не такие… 
АЛЕКС. Это что у тебя на удочке? (Берёт в руку удилище). Что за тайный знак? 
ГЕША. А, это…Никакой не тайный, это мои инициалы, две буквы Г, только одна перевёрнута, получается почти прямоугольник. Это как талисман, рыба лучше клюёт.
АЛЕКС. И большой улов? 
ГЕША. Есть немного. Вот до дома доберусь буду своих ухой угощать. Баба Маня меня научила готовить. И, говорят, не плохо получается.
АЛЕКС. Очень интересно, даже есть захотелось.
ГЕША.  Ну, прямо сейчас я тебя ею вряд ли угощу, но, если очень хочется, у меня есть с собой лук и хлеб. Сейчас. (Лезет в рюкзак).
АЛЕКС. Лук точно нет…а хлеб с чем? 
ГЕША. С солью! Очень вкусно.
АЛЕКС. Ну нет, я хлеб не буду. Весь мой здоровый образ жизни сразу закончится. 
ГЕША. А чем тебе хлеб не угодил? Он создан руками многих людей. В нём настоящее тепло чувствуется! 
АЛЕКС. Он не вкусный. 
ГЕША. Да вкуснее не придумаешь! Вот представь, зерно наполняется силой солнца, воды, ветра. Потом его бережно собирают, с любовью. Потом перемалывают в муку, замешивают, пекут! Как он может быть не вкусный? Ну, будешь есть хлеб? (Протягивает кусок хлеба Алекс). 
АЛЕКС. Ладно, буду. Уговорил.
ГЕША. То-то же! 
АЛЕКС. Всё то ты знаешь, всё то ты умеешь. 

Геша и Алекс жуют хлеб.

ГЕША. Ну нет, я вот, например, вальс танцевать не умею. На выпускном точно опозорюсь. Самое смешное, что меня никто не может научить, я, как медведь нашим девчонкам все ноги отдавил.
АЛЕКС. Я когда-то танцами занималась. Могу попробовать научить. 
ГЕША. Прямо здесь? 
АЛЕКС. Ну, да.
ГЕША. А давай! Вдруг получится. 

Алекс подпрыгивает. Берёт за руки Гешу.

АЛЕКС. Держи меня здесь и здесь, но смотри пока на ноги. Как бы попроще тебе объяснить? Представь квадрат, нам придётся двигаться только по нему. Вообще, должен вести ты, но сейчас я буду за тебя. Ты почувствуешь, как двигаться. Поехали. Раз, два, три, раз, два, три. 

Геша и Алекс пытаются станцевать.

ГЕША. Ой, прости, уже наступил.
АЛЕКС. Не спеши. Я потерплю, наступай. Раз, два, три, раз, два, три.
ГЕША. Ну вот опять. Давай оставим?
АЛЕКС. Нет, нет, посмотри, у тебя получается. Закрой глаза и слушай, как я считаю. Раз, два, три, раз, два, три.

Геша закрывает глаза. Пара начинает кружиться. Поток ветра поднимает простыни.

АЛЕКС. Просто отлично, можешь открыть глаза! 
ГЕША. Ты только посмотри, получилось! (Кричит). Эй! Смотрите все! Я танцую вальс, у меня получается! 
АЛЕКС. Чайки тебя оценили и уже хлопают крыльями! 
ГЕША (кричит). Я танцую! Кто ещё не видел! Раз, два, три, раз два, три! 
АЛЕКС. Ты ведёшь! 

Геша и Алекс кружатся в вальсе. Смеются, садятся на скамейку. Геша продолжает держать Алекс за руку.

ГЕША (отдышавшись, тихо). Знаешь, а у нас на литературе как-то про любовь ребята заговорили, шум такой поднялся. Кто кричит, что любовь одна на всю жизнь, кто говорит, что девчонки такие ветреные, лучше не влюбляться вовсе. 
АЛЕКС (смущённо убирает руку). А ты что? 
ГЕША. Я, думаю, это такое чувство, его беречь надо, если случилось, как фарфоровую чашку. Беречь, ухаживать, тогда оно всю жизнь с тобой и прошагает.
АЛЕКС. Ну да, знаем мы это, погуляли, погуляли вот тебе уже и свадьба. Фата, платье, кольца, гости. По-моему, сперва это даже очень весёленькое такое чувство. (Дурачится, накидывая простыню на голову как фату, танцует). 
ГЕША. А дальше? 
АЛЕКС. (останавливается). А ...дальше жизнь. Такая, знаешь, с кастрюлями, уборками, стирками, руганями...и тебе уже не до фарфоровой чашки, вон она, в шкафу пылится. У всех одно и тоже. Мои родители, в разводе… (Закручивается в простыню). У них своя жизнь, у меня своя.
ГЕША. (подходит к Алекс). Шурочка…Ты там плачешь? 
АЛЕКС. (всхлипывает). С чего ты взял? Ни капли. Им нет дела до друг дружки, им нет дела до меня. Вот и вся любовь.
ГЕША. Мне очень жаль тебя, правда. (Обнимает Алекс в простыне). А может, твои родители забыли, что это тонкий прекрасный фарфор, перестали на него обращать внимание. Может ещё всё наладится? 

Геша пытается распутать девушку из простыни.

АЛЕКС. (выскакивает).  Да разбит этот сервиз, Геша, десять раз и столько же склеен, ничего уже не наладится. Они, как разошлись, теперь со всех сторон меня пытаются воспитывать. Строят из себя родителей, таким детей вообще нельзя иметь.
ГЕША. Сложно тебе. Но ты крепись, Саша, крепись, слышишь. У тебя всё будет по-другому, всё будет так, как ты сама захочешь! 
АЛЕКС. Я постараюсь, не хочу, как у них, точно. Буду терпеливо пылинки сдувать с фарфоровых чашек…
ГЕША. Ну, конечно, а терпение всегда вознаграждается. Эх, Александра, жизнь такая штука интересная! И сейчас она поднимает свои паруса. 

Порыв ветра поднимает простыни на верёвке в воздух. 

ГЕША. Полный вперёд! Ты посмотри, в ней есть место всему: настоящей любви, новым знаниям, самоотверженному труду. Скучать нам некогда! 
АЛЕКС. Самоотверженному труду? Слова-то какие! Как-то странно звучит, тебе не кажется? Будто на плакате красными буквами написано.
ГЕША. Ну и отлично! Пусть плакат и буквы красные, зато честно. А ещё, представь, на этом плакате стоит…колхозник. (Встаёт на фоне белой простыни, поднимет голову вверх). Представила?
АЛЕКС. Ага.
ГЕША (изображает). Руки его натружены, в руках он держит серп. Он не спал, не видел семью и спас урожай от засухи! А мог бы и не делать этого. Усталый взгляд его суров, но это и есть самоотверженность. Ты только подумай, такие люди среди нас, им не наплевать на то, что происходит вокруг. Такой человек может отказать себе во многом, пожертвовать своими интересами ради других. 
АЛЕКС. Геша, а я, кажется, даже знаю одного такого. У нас в классе есть Толик-кролик, так мы его зовём, он смешной такой: очки круглые и зубы, как у кролика. Он на второй год остался и в наш класс попал, но не потому, что двоечник. У него, говорят, мама заболела, так он научился сам уколы ставить и целый год за ней ухаживал. А я и не думала, что это самоотверженность.
ГЕША. Вот! Хороший пример и Толик ваш уважения заслуживает. Мне, Саш, стихотворение одно нравятся, может слышала, автор турецкий революционер. Там есть такие строки:
«Ведь если я гореть не буду,
и если ты гореть не будешь,
и если мы гореть не будем,
так кто же здесь
рассеет тьму?»
Понимаешь? Никто кроме нас! 
АЛЕКС. Кажется понимаю.
ГЕША. А знаешь, у меня предложение: давай встретимся завтра, здесь же. Я тебе такие места покажу! Можем и на рыбалку сходить. Обещаю запастись котелком и приготовить уху! 
АЛЕКС. Завтра. Идёт…
ГЕША. Время пролетит, не заметим. На завтра только ничего не планируй!  
АЛЕКС. Завтра, двадцать второе июня? Я здесь в днях совсем потерялась. Но, думаю, что совершенно свободна. 
ГЕША. Именно, двадцать второе июня одна тысяча девятьсот сорок первого года мы отправимся в удивительное путешествие и увидим лучший закат из тех, что ты когда-нибудь видела! 
АЛЕКС. Какого? Сорок первого? Это как? 
ГЕША. Опять смеёшься? Сегодня двадцать первое июня одна тысяча девятьсот сорок первого года, а завтра будет двадцать второе июня одна тысяча девятьсот сорок первого года. Я пока ещё соображаю. 
АЛЕКС. Так двадцать второго июня... 
ГЕША. Что двадцать второго июня? Занята? 
АЛЕКС. Нет, конечно, нет...встретимся обязательно. 
ГЕША (подходит к обрыву). Шура, посмотри, там внизу цветы какие красивые, видишь? 

Молодые люди смотрят с обрыва вниз.

АЛЕКС. Вижу. Далеко. 
ГЕША. Хочешь тебе принесу? 
АЛЕКС. Ты чего? Спуск крутой, упадёшь, разобьёшься. Даже не думай!
ГЕША. Это так кажется. Кажется, что страшно, а на самом деле...просто надо захотеть. Вот смотри! (Прыгает вниз). 
АЛЕКС. Геша! Нет! Гешенька…
ГЕША. Не бойся, глупенькая. Я жив! Спускаюсь к цветам медленно, тут почти не опасно. (Кричит). Хочу, чтобы ты им улыбалась!
АЛЕКС. Хорошо, успокоил. Ты поднимайся скорей. (Кидается к своим вещам на скамейке). Что делать? Что делать? Двадцать второе июня одна тысяча сорок первого года. Как такое может быть? Как это называется? Портал во времени? Или как его. Бред. Я вообще где? (Оглядывается вокруг). Вроде бы дом бабушкин на месте. А если он просто прикидывается, ну, например, он вполне себе современный, а надо мной решил приколоться? То говорит, как старый дед, то в комсомольца играет. А? Артист какой-нибудь…А если нет? Если это всё правда, и он из сорок первого года? Я ж, наверное, что-то сделать должна, как-то предупредить…Так, подожди, а кто я такая? Почему я должна что-то делать? Как я могу на это повлиять? Я что? Бог? Вершитель судеб? А если говорить ему, то что? Что я скажу? Спрячься, скажу, езжай куда-нибудь подальше, завтра война начнётся? Такой точно никуда не уедет. Он вон какой отчаянный. (Улыбается, машет Геше с обрыва). Да и разве он мне поверит? Скажет, что опять фантазирую. Спросит, откуда я это знаю? И что я ему отвечу? Чем докажу, что я гость из будущего? Или это он гость из прошлого? Я ж сказала - здесь дыра! Стоп, а если телефон? Телефон! Точно! Надо найти телефон. (Ищет в траве телефон). Нашла! Ура! Покажу ему, и он поверит... А дальше что? Ну, вот увидит, обалдеет. Ну, как быть то, как быть? Что там ещё пишут? (Читает с телефона). «Во время оккупации в Севастополе активно действовали несколько подпольных организаций». Я ж в музее была! Точно! «Имена героев подполья: Василий, Евгения, Николай, Нелли, Георгий…» Ну мало ли мало ли сколько Георгиев, это ж не обязательно он...Совсем не обязательно. Инициалы на удочке, Г.Г. Совпадают… (Спешно читает с телефона). «Участники сопротивления каждой распечатанной листовкой, каждой диверсией приближали долгожданную победу. Шестнадцатого марта одна тысяча девятьсот сорок четвёртого года по доносу, в конспиративной квартире по адресу…были арестованы все подпольщики. В апреле того же года после жестоких пыток все члены подпольного движения были расстреляны». (Сидит в оцепенении). Я помню, помню…Мы все звенья больших перемен, если нас оттуда выдернуть, то результата не будет, победы не будет, будущего не будет. Я не могу тебя спрятать, милый, уберечь, переделать эту историю…Это твоё время, ты должен это пройти. Но я ж могу немного помочь. Да, я должна что-то сделать. Что там ещё пишут? 

Алекс заглядывает в телефон, вздрагивает от голоса Геши. 

ГЕША (кричит). Вот видишь, уже поднимаюсь! Всё нормально!
АЛЕКС (подходит к краю обрыва, вяло машет Геше). Времени нет читать, напишу записку, будь, что будет. (Прячет телефон в траве, берёт лист бумаги.) Что писать? (Пишет второпях). Не ходи на квартиру по адресу… Нет! (Рвёт листок, пишет). Может сказать, что голод, чтоб купил чего-нибудь? Нет же, нет. (Плачет, пишет). Сегодня необходимо спрятаться в лесу. (Рвёт листок). Нет! Нет! (Пишет и плачет). Беги из города сейчас же. (Рвёт листок, пишет). Верь, Георгий, мы победим. Твоя Шура. (Складывает листок, вытирает слёзы второпях).

Геша поднимается по склону с цветами. 

ГЕША. (машет из далека). Это тебе. 
АЛЕКС. (вытирает слёзы, берёт цветы). Красивые.
ГЕША. Цветы есть, а где же улыбка? 
АЛЕКС. Сейчас будет. Это я так, раскисла немного. 
ГЕША (поднимает Алекс, ставит на край лавки, пристально смотрит в глаза девушке). А вот раскисать нам с тобой нельзя. Помни, Александра, ты комсомолка. Ты комсомолка? 
АЛЕКС. Я? Да. 
ГЕША. То-то же! Знаешь, я в нашу газету школьную заметки пишу. Темы разные бывают, но что я заметил, главное почти всегда, это человек и его характер. А характер надо воспитывать, закалять! Мало ли, что в жизни ещё будет. Я тебе ещё не надоел?
АЛЕКС. Нет, мне правда интересно. 

Геша подаёт руку Алекс и ведёт её по скамейке.

ГЕША. А на лето у меня новое задание, рассказать о советском человеке будущего. Какую неделю голову ломаю... Я никогда не представлял себе будущего. Какое оно интересно? 
АЛЕКС. Ну, такая тема. Можно выдумывать, что хочешь, всё равно никто не скажет, что ты не прав. 
ГЕША. Так и выдумать сложно!

Молодые люди садятся рядом. 

ГЕША. Ну, наверное, всё изменится, дома будут другими, машины, всё -всё поменяется. Но если говорить про людей будущего…Я бы хотел, чтоб они были такими же, как мы с тобой...честными, открытыми новому. Красота человека в его способности светится изнутри, привлекая всех вокруг. Кому-то тепла не хватает, кому-то надежды. Так вот пусть так и остаётся, даже в далёком будущем. А если через много лет ещё и рыбалка никуда не исчезнет, на такое будущее я согласен. (Смеётся).
АЛЕКС. Я уверена, так оно и будет.
ГЕША. А ты что-то окончательно приуныла? 
АЛЕКС. Геша, вот скажи, если б ты знал, что с твоим лучшим другом, что-то плохое в жизни должно произойти, не сейчас, а когда-то потом, чтобы ты сделал?
ГЕША. Странный вопрос. Откуда бы я это узнал?
АЛЕКС. Ну узнал бы и всё, какая разница! Гадалка нагадала. Как бы ты поступил? 
ГЕША. Я во всю эту чепуху не верю. Нагадала всё равно, что наврала. Но, если б так…Знаешь, есть у меня друг один, с детства, Володька Мацык, и случилось с ним вот что: спас он человека из горящего дома, совершил героический поступок. Сам он после этого в больнице долго лежал, дымом надышался и еле-еле в себя пришёл. Была у Володьки мечта, спортсменом стать хотел, а пришлось отказаться, врачи настояли. Нет, ему, конечно, грамоту вручили за спасение человека, на собрании чествовали, но мечту пришлось оставить. 
АЛЕКС. Получается один жертвует собой, ради кого-то и не важно, что этот твой Володька хороший человек, а тот, кого он спас…совсем не обязательно…  
ГЕША. Раз вызвался, делай, не жалея себя. Да и кто тебе расскажет правду о будущем? Если только гадалка! Может тот человек спасённый, тоже должен кому-то помочь, что-то сделать очень важное. 
АЛЕКС. А ты, если б даже знал, что Володе после пожара спортсменом никогда не стать, не предупредил бы его об этом? 
ГЕША. Всё не просто так, Саша, Володя спортсменом уже не станет, конечно, но станет кем—то ещё, не менее отважным и сильным духом. Я просто уверен, он ещё ни раз проявит свой героизм. А будь он на моем месте, поступил бы также. 
АЛЕКС. И всё равно это страшно, знать что-то важное и молчать. И понимать, что ты ничего не можешь изменить. 
ГЕША. Так вот кто этот маг и волшебник!? Теперь я знаю, где живёт эта колдунья! Фантазёрка Шурочка её зовут! Тебе надо сказки писать, а лучше вообще не думать об этом! И не раскисать…Помнишь, ты обещала! 
АЛЕКС. Не буду раскисать, если пообещаешь и мне кое-что. Я написала тебе письмо, ну как письмо, записку. Не читай сейчас, прочитаешь позже. Но сохрани её, если сможешь, сохрани и всегда помни, что там написано. Прости, что ничего для тебя больше не могу сделать. Держи. (Отдаёт листок).
ГЕША (складывает листок в карман). Я обещаю тебе. Но завтра мы же встретимся? Да? Тогда, я пойду, Александра, а то надо ещё домой в Севастополь успеть. (Берёт удочку и рюкзак, подмигивает).
АЛЕКС. А тебе точно надо уже уходить?
ГЕША. Точно. Но как я и обещал, время пролетит незаметно. А завтра я приеду рано утром, забегу к бабе Мане, помогу воды натаскать и сразу сюда. Слышишь? 

Алекс стоит, наклонив голову. 

АЛЕКС. Слышу. 
ГЕША. Вот смотри. (Заходит за простыни). Меня нет, но я здесь. Возьми мою руку. 

Молодые люди становятся по разные стороны от простыни, соприкасаясь ладонями через ткань.

ГЕША. Чувствуешь? Я никуда и не ушёл вовсе. Мы так с тобой можем и вальс станцевать! Раз, два, три, раз, два, три.

Молодые люди пританцовывают.
Поднимается ветер. Слышен шум прибоя и крики чаек. Солнце уходит за тучи. Геша обнимает через простыни Алекс. 

ГЕША (почти кричит). Ты хорошая, Шурочка. Очень хорошая! Слышишь? Я приеду! До завтра! 

Геша исчезает за простынями. 

АЛЕКС (кричит). Стой! Геша, не уходи! Не уходи… (Пауза). Стой!!!

Алекс сдёргивает одну за другой, колышущиеся простыни с верёвки, но за ними никого нет. Садится на лавку.

АЛЕКС. Я его больше не увижу…

Нащупывает телефон в траве, начитывает аудиосообщение. 

АЛЕКС. Ребята, я не смогу завтра выйти на связь, давайте сами. У меня свидание…двадцать второго…


КОНЕЦ.







_________________________________________

Об авторе: ЕВГЕНИЯ ЮСУПОВА

Драматург, сценарист, писатель. Имеет профессиональное образование СПбГИК (режиссура). Дипломант независимого международного конкурса современной драматургии «Исходное событие-XXI век», дипломант конкурса «Монолит», дипломант конкурса «ЛитоДрама», шорт-лист конкурсов «Маленькая и большая Ремарка», «Время драмы», «Своя территория», «Крупицы истории», «Stories». Участник фестивалей «Территория. Kids», «Территория. Магадан», «Арлекин», «Театральный перекрёсток» Постановки: Астраханский театр драмы, театр «Мастеровые» г. Набережные Челны, Магаданский музыкальный и драматический театр, арт-группа «Другое место» г.Ульяновск.

скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
162
Опубликовано 02 янв 2025

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ