Редактор: Евгения Скирда(мистическая драма) 12+
Пьеса написана в рамках II коллаборативной лаборатории современной драматургии для подростков «Своя территория» (г. Омск).
Действующие лица:РИТА – «школьная королева», одета ярко, модно, почти вызывающе;
МАРАТ – очень рослый, спортивный, тренированный;
ЛЕРА – в толпе не выделяется, но уверена в себе, не пытается укрыться от внимания;
МАКС – крепкий, немногим уступает Марату, носит джинсы и косуху – как будто с намеком на неформала, хотя не очевидным;
ПАУК – хакер, предпочитает вещи оверсайз, пирсинг, яркий цвет волос. С первого взгляда и не различишь, парень это или девушка (хотя на самом деле девушка);
АНТОН – обаятельный, артистичный, предпочитает деловой стиль, кажется вечно спокойным и доброжелательным, в образе и манере речи есть что-то лисье;
ПСИХОЛОГ – мужчина лет 40, сопровождает группу. Спокойный, собранный, но заметно уставший;
ВОДИТЕЛЬ – женщина лет 50, насмешливая, бесцеремонная, при общении с подростками никогда не сюсюкает и даже не пытается смягчить тон.
Сцена 1Салон школьного автобуса – два ряда кресел, большие окна, за окнами уже темно. В салоне ярко горит свет. На заднем сидении, длинном, устроился Макс – неспешно надевает наушники, включает музыку, укладывается на сидение, упираясь ногами в стенку автобуса, ни на кого не обращает внимания. На среднем ряду сидит Лера, просматривающая что-то в школьных тетрадях. На первом ряду устроился Антон, читающий книгу.В проходе перед ними стоит Психолог, чуть дальше, ближе к двери, Водитель. Психолог записывает что-то в ежедневник. Водитель явно скучает.ПСИХОЛОГ. Хоть бы раз все пришли вовремя…
ВОДИТЕЛЬ. Я перекур устроить еще успею?
ПСИХОЛОГ. Вы с ума сошли? Об этом и разговоров не должно быть при детях!
ВОДИТЕЛЬ. Что? Мне предстоит несколько часов везти малолетних преступников, я, может, волнуюсь!
ПСИХОЛОГ. Лидия Андреевна, каких преступников?
ЛЕРА. (
Не отрываясь от книги, поднимает руку). Нас.
ПСИХОЛОГ. Валерия, не потворствуй! Лидия Андреевна, они не преступники, они просто дети, нуждающиеся в помощи!
ВОДИТЕЛЬ. Я про них другое слышала.
ПСИХОЛОГ. Уверяю вас, они очень хорошие, милые, добрые и совершенно безо…
Прежде, чем Психолог успевает договорить, в салон кубарем вкатывается Паук. Очевидно, что не сам – его толкнули. Прокатившись между кресел, тут же вскакивает на ноги, обиженно смотрит в сторону двери. Следом за ним в салон неспешно входит Марат.ПСИХОЛОГ. Это что сейчас было?..
МАРАТ. Страйк!
ПАУК. Псих!
ПСИХОЛОГ. Марат!
ПАУК. Вот, все сразу понимают, кто тут псих!
МАРАТ. Шару для боулинга слово не давали!
ВОДИТЕЛЬ. Да, я прям вижу, что в доброте они с младенцами конкурировать могут.
Марат замахивается на Паука. Паук шипит по-кошачьи.ВОДИТЕЛЬ. Вы их священнику показывать пробовали?..
ПСИХОЛОГ. Женя! Словами! Марат, без насилия!
Паук ловко забирается на дальнее сидение, забивается в самый угол. Макс лениво наблюдает за ним, но не вмешивается.Марат движется к Пауку, Психолог вынужден отложить ежедневник, лично проводит Марата к одному из кресел в середине салона. Водитель делает шаг вперед, чтобы удобней было наблюдать за происходящим.ВОДИТЕЛЬ. Я однажды диких лошадей перевозила, так они спокойней были…
АНТОН. Вовремя пристегнулись и передали плату за проезд?
ПСИХОЛОГ. Лидия Андреевна, вам соль больше сыпать некуда, кроме как мне на рану? Марат, да что такое!..
Пока все отвлечены на перепалку между Маратом и Пауком, в салон тихо, стараясь не привлекать к себе внимания, прокрадывается Рита. Осматривается, видит ежедневник Психолога, осторожно пытается стащить, но ее за руку перехватывает Водитель.ВОДИТЕЛЬ. О, у нас тут очередной ангел с очень цепкими лапками! Чувствую, не поездка, а мечта будет…
Сцена 2Водитель забирает у Риты ежедневник и передает Психологу. Рита не смущена, проходит на свое место – рядом с Лерой и Маратом. РИТА. Стоило попробовать.
ПСИХОЛОГ. Рита, что мы говорили про стремление брать чужое?
РИТА. Оно валялось непонятно где и выглядело как ничье. И что теперь, мне бояться наказания? (
Демонстративно оглядывается по сторонам). А, нет, вы уже!
ПСИХОЛОГ. Я не хочу, чтобы все вы воспринимали это как наказание.
ВОДИТЕЛЬ. А я хочу. Разве не в этом смысл?
ПСИХОЛОГ. Хоть сейчас не мешайте! (
Группе). Да, вы совершили достаточно тяжелые проступки. Все вы, к моему большому сожалению, продемонстрировали склонность к жестокому буллингу своих сверстников.
РИТА. И определенно стали лучшими.
Марат и Рита «дают пять», явно гордясь собой.ВОДИТЕЛЬ. Вот что бывает, когда наказание становится престижным…
ПСИХОЛОГ. Это не наказание, а работа над проблемой! Мы с вами отправляемся на выходные в загородный пансионат, чтобы вы смогли поучаствовать в ряде активностей нашей специальной программы…
АНТОН. А суть в чем, еще раз?
ПСИХОЛОГ. Вы должны понять, что причиняли боль другим, что так нельзя. Работа над собой – ключ к успеху, другого пути нет…
ВОДИТЕЛЬ. Ну почему же? Берем пучок крапивы…
ПСИХОЛОГ. Лидия Андреевна!
ЛЕРА. А это не опасно вообще? Тащить нас в такую даль, ночью?
РИТА. Вот именно! Я внезапно осознала, что боюсь темноты!
ПСИХОЛОГ. Ты поэтому опоздала, решила погулять в темноте, чтобы превозмочь страх?
РИТА. Я шла, страдая!
ЛЕРА. Я слышала, что на этой дороге люди пропадают!
ПСИХОЛОГ. Городских легенд нам только не хватало…
ВОДИТЕЛЬ. Очень даже пропадают. Особенно болтливые.
ПСИХОЛОГ. Вы не могли бы дождаться меня за рулем?
Водитель хмыкает, уходит.АНТОН. Я тоже, кажется, читал что-то об исчезновениях на этой дороге…
ПАУК. Что, все умрут? Давайте как-то без меня, у меня бассейн…
ПСИХОЛОГ. Никто не умрет! Завтра утром мы прибудем в пансионат, все будет хорошо. А пока я вас оставлю: знакомьтесь, отдыхайте. Если у вас получится стать друзьями, дело пойдет намного проще! Я могу вам доверять?
АНТОН. Безусловно.
РИТА. Сто процентов!
МАРАТ. Да какие вопросы?
ПСИХОЛОГ. Надо было идти учиться на бухгалтера…
Психолог уходит. Скоро слышно, как заводится мотор, автобус двигается с места – это видно по движению редких огней за окном.Сцена 3Макс неспешно снимает наушники, садится на кресле.МАКС. Ну что, у кого какая ходка?
ПАУК. Оно живое!
МАКС. Поговори мне тут!
МАРАТ. Да, это потрясающее создание – сразу двинуть хочется!
ПАУК. Как будто ты сдерживался!
РИТА. Кто-нибудь знает способ свалить отсюда?
ПАУК. Вот окно, в чем вопрос?
ЛЕРА. Что, настолько в программу не веришь?
РИТА. Которая сделает из нас котяток? Да как-то не особо.
ЛЕРА. А могла бы и попробовать…
МАРАТ. Ты и правда считаешь, что это поможет? Серьезно?
РИТА. Что нам вообще нужна помощь?
ЛЕРА. Не всем, конечно… Но вы посмотрите на себя! Одна сразу крадет, другой из человека мяч сделал… Вы нормальные вообще?
РИТА. Опаньки… А кое-кому белое пальто не жмет?
МАКС. Ты-то тоже здесь! За что замели? Проповедь в неположенном месте?
ЛЕРА. У меня совсем другая ситуация!
АНТОН. Насколько я помню, мы тут все помечены как «буллеры».
РИТА. Кто-то буллер, а кто-то булочка, по ходу!
ЛЕРА. Меня нельзя сравнивать с вами.
МАРАТ. Незаконно обвиненная?
ЛЕРА. Ну, кое-что я действительно делала… Но это не то же, что вы. У меня была причина.
ПАУК. У меня, между прочим, тоже!
МАКС. У меня нет. У меня огребали все лузеры – вы это учтите, кстати.
МАРАТ. Нормальный подход.
АНТОН. Ты в его системе тоже относишься к лузерам.
МАРАТ. Да щас!
МАКС. Все значит все.
МАРАТ. Совсем обнаглел?
ЛЕРА. Угомонитесь вы!
АНТОН. Правильно, агрессивному быдлу ссориться нельзя, только тем, кто лицензию на издевательства получил.
ЛЕРА. Я о себе такого не говорила!
РИТА. А о нас?
ЛЕРА. Ну, по тебе-то все видно…
МАКС. Угомонились, курицы!
РИТА. А заставь!
АНТОН. (
Вкрадчиво). Он же явно сильнее, опасней, будь осторожней…
РИТА. Да я не таких, как он, рыдать и маму звать заставляла!
МАКС. Ну давай, заставь!
Макс поднимается с места, делает шаг к Рите.АНТОН. Вот и контроль над лузерами пошел, у нас обозначился лидер…
Марат перехватывает Макса возле кресел.МАРАТ. Лидер он… На место вали, лидер!
Макс пытается оттолкнуть Марата, тот не отступает, завязывается потасовка. Поскольку произошло это рядом с Ритой, она тоже ввязывается в драку. Паук испуганно мечется, зажата на своем месте.АНТОН. Вот и славно. Не так скучно ехать будет.
ЛЕРА. Манипулятор хренов… Ты их как будто намеренно стравил!
АНТОН. (
Утыкаясь в смартфон). Да уж. Как будто.
Сцена 4Автобус останавливается, в салон спешно забегает Психолог. Видит драку, устроенную в салоне.ПСИХОЛОГ. Сели по своим местам! Немедленно!
АНТОН. Что с них взять? Варвары!
ПСИХОЛОГ. Сейчас же!
Участники драки медленно и неохотно возвращаются на свои места. Автобус снова двигается с места.ПСИХОЛОГ. Останусь с вами, раз вы сами ни в чем разобраться не можете!
РИТА. По-моему, мы очень даже деятельно разбирались!
ПСИХОЛОГ. Вы снова занялись тем, за что и попали сюда, не заметили? И ладно бы парни, но Рита – ты же девочка!
РИТА. А вы – сексист.
ЛЕРА. Вообще-то, да, если нельзя, то нельзя никому… А что ты делала?
ПСИХОЛОГ. Ничего хорошего. Рита, к сожалению, не только установила в классе мелкую диктатуру, но и наказывала тех, кто ей не понравился.
АНТОН. Это как же?
РИТА. Дракой. Что, не ожидали такого от девочки?
ПАУК. И видео.
РИТА. Ты откуда знаешь?
ПАУК. Ты разве скрывала? Это все онлайн. Ты их уводила на пустырь, избивала, твои подружки снимали и выкладывали. У меня пять минут ушло, чтобы это найти!
ПСИХОЛОГ. У полиции примерно столько же. И вот Рита с нами.
ЛЕРА. Ты реально додумалась выложить доказательства против себя онлайн? Гениально! Не тяжело голову с таким умищем носить?
РИТА. Поговори мне, овца, следующей кинозвездой станешь! На тех видео мое лицо было не видно!
ПСИХОЛОГ. Рита! Смысл не в том, чтобы спрятать лицо, а в том, чтобы этого не делать! Ты понимаешь, что действительно делала людям больно? Что на тех видео и кровь, и слезы, все настоящее?
РИТА. Так за это как раз куча лайков!
ПСИХОЛОГ. Причём тут лайки?
РИТА. А разве то, что люди это лайкают, не означает, что я права? Они показывают, что им нравится!
ПСИХОЛОГ. А тем, кого ты доводила?
РИТА. Они сами заслужили!
ЛЕРА. Нельзя заслужить такое просто тем, что тебе не понравилось!
РИТА. Ты ж у нас за справедливость…
ЛЕРА. Ну да – допустим, от меня тоже кому-то чуть-чуть доставалось…
ПСИХОЛОГ. Не «чуть-чуть», Валерия. Ты устраивала им травлю. Разве это дело? Им жизни не было!
ЛЕРА. Они сами виноваты! Я, в отличие вот от этих недоделанных, очень внимательно ко всему подхожу…
ПСИХОЛОГ. Ну что значит – сами виноваты?
ЛЕРА. А почему не травят всех подряд? Меня, например? Почему надо мной никто не издевается? Потому что некоторые просто этого заслуживают!
ПСИХОЛОГ. Чтобы им было больно?
ЛЕРА. Добро пожаловать в реальность!
МАРАТ. Вы чего на нее насели? В чем-то она права!
МАКС. О, брат! Та же история. Если вокруг одни слизняки, я за это должен отвечать или что?
ПСИХОЛОГ. В чем же она права?
МАРАТ. Это ведь правильно – любить себя, так?
ПСИХОЛОГ. Да, но…
МАРАТ. А если мне мешают вот эти все, которые под ногами путаются? Я просто живу так, как мне удобно.
МАКС. И как весело.
МАРАТ. Если они не в состоянии быть нормальными, я виноват? Да я им помогаю!
ПСИХОЛОГ. Ты их запугиваешь. Вынуждаешь выполнять твои приказы.
МАРАТ. Это им на пользу! Слушайте, ну если я вижу жирного, я должен врать, как все, что он нормальный? Или я должен помочь ему похудеть? И если меня просят указать какому-нибудь страшилищу, что ей не место в нашей тусовке, почему бы не сделать так, чтобы она запомнила?
ПСИХОЛОГ. Это не тебе решать, не так ли?
МАРАТ. Почему не мне, если все вокруг врут?
ЛЕРА. Я не поддерживаю нападение на всех подряд, но есть те, кто реально этого заслуживает, вы должны признать это!
ПСИХОЛОГ. Чего заслуживают? Физической боли? Нервных срывов? Нежелания ходить в школу, а иногда и жить?
ЛЕРА. Ой, да не было там ничего такого!
ПСИХОЛОГ. Вот это вам и предстоит понять на семинаре: оно было.
РИТА. А даже если было, что с того? Мир их вечно щадить будет? Пусть их мамки с папками в зад целуют. Я просто показываю, что однажды на них свалится жизнь, и каждый займет свое место!
ПСИХОЛОГ. Что-то мне подсказывает, что двух дней мне будет маловато…
АНТОН. С ними все понятно. Кто-то бьет, потому что бьет. Кто-то бьет кулаком справедливости. Но меня-то за что загребли? Я ничего не делал.
ПСИХОЛОГ. Так уж и ничего? Тебе не сказали, за что ты здесь?
АНТОН. За то, что какой-то малолетка устроил поджог в столовой, еще одна девица записала видео того, как она рыдает и грязь ест… При чем здесь я – никто внятно объяснить не мог.
РИТА. Еще один невинный «овечка».
ПСИХОЛОГ. Антон, твою связь с этими детьми удалось доказать. Перед тем, как все они и многие другие сотворили такое, ты долго обрабатывал их… Хотя бы не притворяйся.
АНТОН. Вот уже и право на адвоката отняли.
ПАУК. Ладно, они, а я? От меня вообще никому в реальном мире проблем не было!
ПСИХОЛОГ. А в интернете?
ПАУК. Не считается!
ПСИХОЛОГ. Одна из твоих жертв чуть не покончила с собой.
МАРАТ. Ого!
ЛЕРА. Этот комочек пыли чуть кого-то не довел?! Как?!
ПАУК. Я вот сейчас кому-то покажу, как!
ПСИХОЛОГ. Женя, нет! (
Остальным). У Жени, к сожалению, есть тяга использовать свои замечательные способности к программированию не по делу. Публиковать личную переписку, например. Или еще более личные фотографии.
ПАУК. И что? Не я же это пишу и фоткаю! Ничего, кроме правды!
ПСИХОЛОГ. Иногда грамотно поданный отрывок правды способен принести больше вреда, чем любая ложь.
РИТА. Слушайте, нам обязательно убивать на это два дня? На этих выхах очень крутой фестиваль, я лучше там побуду! Что мне сделать, чтобы меня освободили? Хотите, я извинюсь?
ПСИХОЛОГ. Ты уже извинялась.
РИТА. Могу еще раз. На камеру.
МАКС. Да и я могу.
МАРАТ. Я тоже могу! Несите камеру!
ПСИХОЛОГ. И что, вам по-настоящему жаль?
АНТОН. Вы, правда, не понимаете? Никому здесь по-настоящему не жаль.
ЛЕРА. Жертвы всегда будут жертвами. С нами или без нас.
МАКС. Я вообще не понимаю, почему нужно стесняться того, что мы на вершине пищевой цепи!
РИТА. Нет, я понимаю, это ваша работа – нудить и гундеть… Но давайте скажем честно: никому никого не жаль.
Сцена 5Паук прижимается вплотную к оконному стеклу.ПАУК. Ого! Вы только посмотрите на это!
ПСИХОЛОГ. Какой не очень изящный способ уйти от сложного разговора.
ПАУК. Да я серьезно! Оно же в небе!
ЛЕРА. А что там?
Остальные тоже приникают к окнам, наружу выглядывает и Психолог.ПСИХОЛОГ. Надо же…
АНТОН. Северное сияние.
ПСИХОЛОГ. Тут бывает, но чтоб в это время? Не припомню такого…
РИТА. (
Саркастично). А это лисица за нами пришла!
ПАУК. Чего?
МАКС. Какая еще лисица?
РИТА. Небесная, очевидно! Уж про кого, а про лисиц легенд – как можно не знать?
ЛЕРА. Горе нам! Так давай, расскажи, заполни пробел!
РИТА. Да легко! Северная легенда гласит, что огни в небе зажигает лисица, это ее след.
ПАУК. А причем тут мы?
РИТА. Она же выбирается из своей норы не просто так, она охотится!
АНТОН. Самое время вспомнить, что на этой дороге люди пропадают. Атмосферней станет.
РИТА. Но ведь она не за всеми подряд охотится! Лисица очень тонко духовную энергию чувствует.
МАРАТ. У нас тут, походу, полный автобус бездушных, лисяк уйдет голодным!
РИТА. Как раз наоборот! Чем больше в человеке зла, тем нужнее он лисице!
ЛЕРА. Зла – пафос какой!
РИТА. Так что мы для лисицы идеальны – шведский стол просто! Только и осталось, что выбрать худшего из нас!
ПСИХОЛОГ. Что вы за люди такие? Неужели нельзя просто любоваться северным сиянием, раз уж нам так повезло? Нет никакой лисицы, никто за нами не охотится, и вообще, ничего плохого не случится!
В этот момент двигатель барахлит и затихает, автобус останавливается так резко, что некоторые подростки падают со своих кресел.АНТОН. (
Поднимаясь, со смешком). Знаменитые последние слова…
Сцена 6Психолог встревоженно оглядывает группу.ПСИХОЛОГ. Всё в порядке?
МАРАТ. Нет! Я мучительно умираю!
ПСИХОЛОГ. А если не паясничать?
ПАУК. Кажется, там что-то мелькнуло снаружи… Что-то большое…
ПСИХОЛОГ. Даже не начинайте, сейчас не время для очередной страшилки! Если помощь никому не нужна, просто сидите на местах. Думаю, это какая-то мелкая техническая неприятность. Сейчас разберемся и поедем дальше.
Дверь открывается, в салон входит хмурая Водитель.ВОДИТЕЛЬ. Все, детишки, приехали, любуйтесь пока огоньками!
ЛЕРА. А мы сейчас где?
ВОДИТЕЛЬ. В… (
запинается, заметив осуждающий взгляд Психолога) нигде! На многие километры в нигде со всех сторон!
ПСИХОЛОГ. Что случилось?
ВОДИТЕЛЬ. Мне бы кто рассказал! Машина вдруг стала колом – и все!
МАРАТ. Со старой рухлядью так бывает!
РИТА. Мы все еще про машину говорим?
ВОДИТЕЛЬ. Так, я сейчас повлияю на численность населения…
Водитель движется к креслам, но Психолог останавливает ее.ПСИХОЛОГ. Насколько все плохо? Вы сможете починить?
ВОДИТЕЛЬ. Думаю, смогу… Сидите тут смирно и никуда не разбредайтесь! А кто устроит драку, тот будет автобус толкать до пансионата!
Водитель выходит.РИТА. Да не получится ничего починить.
АНТОН. Почему же, интересно?
Дальше Рита дурачится, явно стремится напугать остальных.РИТА. Да потому что это лисица! Разве вы еще не поняли? Она нас заметила – и теперь точно без добычи не уйдет!
ЛЕРА. Какие громкие слова от потенциальной добычи!
ПАУК. Прекратите, еще накаркаете!
ПСИХОЛОГ. Действительно, прекратите. Вы как минимум пугаете Женю.
ПАУК. Что сразу меня?!
РИТА. Ой, мелочи вообще бояться нечего! Помните: лисица заберет худшего. Это по-любому я, толпа истеричек, которым я в интернете обеспечила реалити-шоу, до сих пор от психологов не вылезает!
МАРАТ. Нашла, чем хвастаться! Да если у моих обиженок их мнение спросить, там исповедь на год будет! Но кто этих жиротрясов вообще слушает?
ЛЕРА. Вы соревнуетесь за звание самой большой паскуды? Правда?
АНТОН. Подключайся – у тебя все шансы. Я слышал, ты одноклассницу в мусоропровод столкнула так, что она сама вылезти не смогла.
ЛЕРА. Это случайно произошло, я просто ее голову туда засунуть хотела!
АНТОН. Это, разумеется, совсем другое дело.
МАКС. А как по мне, так этот тихушник самая большая дрянь: он даже нами крутить пытается.
МАРАТ. От одного только мячика проблем нет!
ПАУК. Да из-за меня чуть человек не убился!
ПСИХОЛОГ. Как вы не поймете, что нечем тут гордиться?
ЛЕРА. (
Всматриваясь в окно). Там, кажется, что-то происходит…
ПСИХОЛОГ. Ну, нет, вы мне зубы не заговаривайте! Ваши убеждения насчет того, что кто-то заслуживает быть битым и морально уничтоженным, очень опасны, потому что…
АНТОН. Думаю, она права… Там что-то странное…
ПСИХОЛОГ. Да что такое!
Психолог подходит к окну, всматривается в темноту. В этот момент через открытую дверь слышится голос Водителя.ВОДИТЕЛЬ. А это еще что такое? Ты что…
Слышится крик Водителя. Лера и Антон отскакивают от окна, Психолог продолжает смотреть.Сцена 7ЛЕРА. Оно ее схватило! Ты видел это? Видел?!
МАКС. Что там такое?
АНТОН. Я не знаю, что я видел!
МАРАТ. Дайте посмотреть…
Марат поднимается со своего места, но Психолог жестом велит ему не двигаться дальше.ПСИХОЛОГ. Оставайтесь на местах!
РИТА. Там что, правда, лисица?
ЛЕРА. Да!
ПСИХОЛОГ. Мы не знаем, что мы видели! Там свет только от фар, да еще сияние это… Просто игра теней!
МАРАТ. А что тогда с той теткой случилось?
ПСИХОЛОГ. Это я сейчас выясню, вы не лезьте!
Психолог подходит ближе к двери, всматривается в темноту.ПСИХОЛОГ. Лидия Андреевна! Вы в порядке? Что-то случилось?
РИТА. Да очевидно, что случилось, ее просто сожрали!
ПАУК. Не смешно!
РИТА. (
Лере). Ты же это видела!
ЛЕРА. Я видела, как утащили!
АНТОН. Крови нет… Но и ее больше нет!
МАКС. Да она шутит так! Видно же, что ей потроллить нас давно хочется!
ПСИХОЛОГ. Лидия Андреевна! Странно… Я пойду ее поищу, ждите здесь.
ЛЕРА. Не надо!
МАКС. Истеричка.
АНТОН. Может, действительно не надо? Вы ведь тоже что-то видели…
ПСИХОЛОГ. Да, но… Я не уверен…
ПАУК. Эй, мы вообще-то дети! Вы имеете право нас тут бросать без присмотра или нет?!
МАРАТ. Мячик дело говорит!
ПСИХОЛОГ. Вы вспоминаете о том, что дети, только когда вам удобно… Но в чем-то вы правы, это очень странно… Хорошо, нужно для начала закрыть двери, вон тот рычаг поверните, потом я попробую дозвониться ей или спасателям… Эй, что за дела…
Психолог резко оборачивается, северное сияние становится ярче – ослепительная вспышка зеленого. Психолог рывком исчезает – создается впечатление, что он не сам спрыгнул, а его утащили. Сцена 8.До того, как гаснет сияние, Антон успевает подобраться к рычагу, на который указывал Психолог, и закрыть дверь. Некоторое время в автобусе очень тихо – группа молчит, снаружи не слышно ни звука. МАКС. Ну что, еще желающие потупить есть?
ПАУК. Там точно что-то шастает…
МАРАТ. В голове у тебя что-то шастает, а там вполне может быть маньяк какой-нибудь!
ЛЕРА. Больше похоже на животное… Мне кажется…
РИТА. На этот раз и я видела… Не бывает таких больших животных!
МАКС. Ой, только не надо снова про мистическую лисицу!
АНТОН. Кто бы это ни был, дверь открывать нельзя…
МАРАТ. И что теперь, вечно тут сидеть будем?
АНТОН. Позвоним – слышал о таком чуде цивилизации? Это не наше дело – разбираться, что тут произошло!
Антон достает телефон, собирается набрать номер, потом хмурится, глядя на экран.АНТОН. Что за… Отключился!
РИТА. Ты гонишь!
МАРАТ. Тупой развод, прямо как в ужастике: если какая-то хрень происходит, так связи обязательно нет!
МАКС. Ага, и монстр за спиной!
АНТОН. Все проржались?
ЛЕРА. Мы далеко от города, здесь связи и правда может не быть…
АНТОН. Да не в связи дело! У меня телефон тупо отключился! Вот, смотри, мертвый!
ПАУК. Да просто разрядился!
АНТОН. Только что заряженный был!
ЛЕРА. Бывает иногда, аккумулятор глючит… Не проблема, с моего позвоним!
Лера достает свой телефон, недоверчиво рассматривает его.ЛЕРА. Быть не может…
РИТА. Вы там сговориться успели?
ЛЕРА. Свой проверь!
Все проверяют свои телефоны, очевидно, что ситуация у всех одинаковая. Это напрягает всю группу, но больше всех паникует Паук – быстро достает из рюкзака ноутбук, пытается запустить.ПАУК. Нет, только не это… Так же не бывает! Не бывает и все!
МАРАТ. Да угомонись ты, вон, даже та тетка сказала, что мы в заднице!
АНТОН. Да, а потом ее что-то утянуло и предположительно сожрало…
ПАУК. Мы не настолько далеко! А у меня модем отличный, он уловит интернет хоть из космоса! Но при чем тут Сеть, если отключились гаджеты?!
ЛЕРА. Может, это северное сияние виновато? Какая-нибудь вспышка на солнце, которая отрубила и автобус, и смартфоны…
АНТОН. Ты принцип работы двигателя и смартфона понимаешь вообще?
ЛЕРА. Давай, умник, предложи что получше!
АНТОН. Всему должно быть логичное объяснение – и это точно не лисица и не магия северного сияния!
Снаружи раздается громкий звериный вой, северное сияние в момент воя через окна вспыхивает ярче. Группа, не сговариваясь, отодвигается подальше от окон, некоторые прижимаются друг к другу.ПАУК. Это какой-то трюк?
РИТА. Не смотри на меня, я ничего не делала!
МАРАТ. Слушайте, но мы же хотя бы в безопасности, пока мы внутри!
В автобусе резко гаснет свет.Сцена 9В темноте слышны испуганные голоса, писк Паука, видны мечущиеся силуэты на фоне зеленого сияния окон – и быстрое, едва уловимое движение чего-то за окном.РИТА. Видели, видели?! Вот она!
Свет снова загорается, на этот раз приглушенный. Теперь видно, что свет вернулся не просто так: Антон дотянулся до панели управления.АНТОН. Пока пусть так побудет… Неизвестно вообще, на сколько аккумулятора хватит, никто же не понял, что с двигателем!
ПАУК. Какая разница, если нас скоро сожрут?!
МАРАТ. И ты туда же?
РИТА. Возможно, мячик дело говорит…
ПАУК. Хватит называть меня мячиком!
МАКС. Ты ж грозный хакер, вы там все имена не признаете!
ПАУК. Паук – я! Не мячик!
РИТА. Паук, Женя. Усвоим. А теперь по делу, блин, мне тут не хочется умирать!
АНТОН. Никто здесь не умрет! Думаю, я знаю, что происходит.
ЛЕРА. Да неужели?
АНТОН. Шоковая психология. Обратите внимание: нас сначала лишили всех опекунов, или сопровождающих, а потом только началась эта хтонь. Чтобы мы испугались, а они случайно не выдали, что это прикол.
РИТА. Прикол?..
МАРАТ. А что? Было бы логично!
ЛЕРА. Да нет, вряд ли… Мы же несовершеннолетние, с нами так нельзя…
РИТА. Ага, сами под суд пойдут!
МАРАТ. Ну, если родители подписали согласие…
ПАУК. Мои могли…
МАКС. Мои б еще и доплатили!
АНТОН. В принципе, это возможно…
РИТА. Вы глазам своим верить перестали?
АНТОН. Никто из нас точно не знает, что видел…
МАКС. Да однозначно это развод! Все те чмошники, которые от меня в последнее время получили, такой вой подняли, что мои родаки могли и пойти на это! Шок или как его там…
МАРАТ. Это точно реальней, чем какая-то там лиса на небесах! Хотят, чтоб я понял, что нехорошо пугать детишек? Ага, разогнался! Я не позволю себя разводить, как лоха!
АНТОН. А помимо бурных речей, план какой?
ПАУК. Сигнал явно глушат на небольшом расстоянии… Если выйти за его границу, телефоны снова должны включиться.
МАРАТ. О, от мячика впервые толк есть!
ПАУК. Я не… А, пофиг, забей! Если ты реально туда пойдешь и все сделаешь, можешь называть меня как хочешь!
МАРАТ. А вот возьму и пойду! Я ж не такое ссыкло, как вы!
АНТОН. Примитивная манипуляция. Я на такую не поведусь.
ЛЕРА. Да уж, ты у нас по манипуляциям посложнее!
МАРАТ. Если надо, один пойду!
МАКС. Да я с тобой, вообще без проблем.
МАРАТ. (
Рите). Ну а ты? Понты подрастеряла? Только со своими сопливками крутая?
РИТА. Нет, я… Я точно там что-то видела! И я не верю, что это простой розыгрыш.
МАРАТ. Ну, тогда запомни это место, на нем и оставайся!
Марат и Макс выходят из автобуса. Антон поспешно закрывает за ними дверь.ЛЕРА. То есть, ты их спровадил, а за свою шкуру все же опасаешься?
АНТОН. Устыдить надеялась? Я никого и никогда не заставляю делать что-то силой. Сами выбирают – сами пусть ответственность несут!
Оставшиеся приникают к окну, из которого видно дорогу.ПАУК. Где они? Не различить!
ЛЕРА. Темнота какая… фары же погасли…
АНТОН. Сейчас сияние снова полыхнет, увидим.
РИТА. Вижу, смотрите, вот кто-то из них! Кажется, Макс… Или Марат… Они такие похожие…
ЛЕРА. Побоку, что похожие, второй где?
ПАУК. А это еще что такое? Вы это тоже видите!
ЛЕРА. Мамочки…
РИТА. (
Громко). Бегите!
Все четверо отскакивают от окна. Скоро слышится стук в дверь, испуганный голос Марата.МАРАТ. Пустите! Здесь что-то есть!
Рита движется к двери, но Паук удерживает ее.ПАУК. Нет! Оно слишком близко было! Оно сюда ворвется вместе с ними!
РИТА. Но как же...
АНТОН. Они сами решили… Никто их не гнал!
РИТА. Оно же сожрет их… Это никакая не терапия, все по-настоящему!
МАРАТ. Вы с ума сошли?! Скорее!
Слышен звериный вой, уже громче, ближе. Лера, оказавшаяся дальше всех от двери, пробивается мимо остальных. Антон пытается ее перехватить, но не успевает: Лера бьет рукой по рычагу. В открывшуюся дверь вваливаются Макс и Марат, вываляны в грязи, пытаются отдышаться, Макс прижимает руку к лицу. Паук просачивается мимо них и запирает дверь.Сцена 10МАРАТ. Оно там…
ЛЕРА. Что это было?
МАРАТ. Я не знаю, оно мечется… И когда оно появляется, огни начинают сиять ярче, ничего толком не рассмотреть! Рита была права, оно реально охотится в северном сиянии!
АНТОН. Это какая-то групповая галлюцинация… Так же не бывает!
МАКС. Эта групповая галлюцинация мне чуть пол-лица не сорвала! Черт, кровит еще… Дайте повязку какую!
Лера отдает ему шарф. Макс закрывает половину лица и постоянно держит повязку прижатой к лицу. ПАУК. Может, это какой-то зверь?
МАРАТ. Я таких больших никогда не видел…
АНТОН. Должен быть зверь… Должен!
РИТА. Почему? Потому что со зверем бороться не так страшно и в автобус он не попадет, пока дверь закрыта?
АНТОН. Потому что мы в реальном мире, здесь по-другому не бывает!
Свет начинает мигать, часто исчезает. Рычание звучит громко. В момент, когда света нет, в зеленом сиянии за окном виден крупный силуэт. Автобус дрожит: группе тяжело устоять на ногах. Слышны тяжелые шаги на металлической крыше автобуса. Слышен треск стекла.ЛЕРА. Оно пытается попасть внутрь!
АНТОН. Так же не бывает!
РИТА. Ему это расскажи!
ПАУК. Это трюк… Какой-то трюк, как аттракцион в парке…
МАКС. Этот аттракцион меня чуть не убил!
МАРАТ. Может, он по следу крови идет? Он тогда не отстанет!
РИТА. (
Громко). Тебе кровь нужна?
Атака продолжается, слышится вой.МАРАТ. Не разговаривай с ним, это просто тупое животное!
ЛЕРА. Мы в безопасности, пока мы внутри… Оно скоро устанет…
Одно из стекол трескается и разлетается. Группа отшатывается от открывшегося окна.РИТА. Тебе жертва нужна? Ты пришла за жертвой, как в легенде?
Нападение прекращается. Сначала затихает вой, потом возвращается свет.РИТА. Угадала… Лисице нужен один из нас!
Сцена 11МАРАТ. (
Максу). Помоги мне!
Макс и Марат отвинчивают одно из сидений, закрывают им разбитое окно.ПАУК. То есть как это – нужен один из нас?.. В жертву, что ли?
РИТА. Не я это придумала!
ПАУК. Я так не хочу… Я умирать не хочу, вы что!
ЛЕРА. Мы не должны поддаваться этому!
РИТА. Снова будешь доказывать, что это какая-нибудь терапия? Попытка сделать из нас хороших деток? Давай, выйди туда и докажи, что это лишь игра!
ЛЕРА. Я не говорила, что это игра… Но нельзя же поддаваться!
МАКС. А что делать? Я тут помирать не хочу!
АНТОН. Вы понимаете, что от нас требуется в сухом остатке? Выбрать одного из нас и принести в жертву лисице! Одного меня смущает эта формулировка?
МАРАТ. Меня она смущает чуть меньше, чем смерть!
ЛЕРА. С мистикой или без, это паскудство!
ПАУК. Зачем вообще спешить с решением?
МАРАТ. (
Указывает на разбитое окно). Вот зачем! По-моему, эта штука очень ясно дала понять, что никакой автобусик ее не сдержит! Для нее до нас добраться – все равно что консервную банку открыть!
ПАУК. Оно сейчас отступило, оно больше не нападает…
ЛЕРА. Верно, давайте тут не жертвенный алтарь устраивать, а думать, как поступить! Время есть!
АНТОН. Нет. Времени как раз нет.
Антон показывает Лере свой смартфон, на экране виден обратный отсчет. Остальные смотрят на свои телефоны и видят то же самое.РИТА. У всех одинаковое… Давайте, объясните мне, как это возможно, если лисица ни при чем!
ПАУК. Наверно, есть трюк… Но я его не знаю!
АНТОН. Не о том думаете!
ЛЕРА. А о чем надо?
АНТОН. О том, что кого-то из нас все-таки придется отдать!
Сцена 12МАКС. (
Кивая на Леру). Вот у нас и кандидат сразу есть, чего долго тянуть?
ЛЕРА. Почему это сразу я? Почему не ты?
МАКС. Так я белым и пушистым и не притворяюсь. Если я кого травил, то потому что он мне не нравится. Честно в рыло! А ты же героиня и за справедливость. Вот давай, геройски пожертвуй собой ради нас!
ЛЕРА. Я поэтому как раз не подхожу! Этой вашей лисице кто-то злой нужен, так? А я просто восстанавливала справедливость!
(Рите) Ничего себе заявка… Как я поняла, ты делала то же, что и мы!
АНТОН. Я вот тоже что-то такое слышал. Про эпик с мусоркой мы уже в курсе. Ты забирала рюкзаки, пачкала одежду… Короче, вот тот самый буллинг по классике. С чего это ты лучше, чем мы?
ЛЕРА. Но я всегда знала, за что я это делаю! С мусоркой этой прицепились… А между прочим, та девица украла чужой реферат и на конкурс подала, как свой!
ПАУК. А логика где?
ЛЕРА. Повела себя как мусор – оказалась там, где мусор!
РИТА. А тебе это доверил решать… кто, еще раз?
ЛЕРА. Никто, но… Если другие не могут, а я могу, почему бы и нет?
РИТА. О, мне нравится, как это работает!
Рита налетает на Леру, пытается ее скрутить. Лере с огромным трудом удается отбиться.ЛЕРА. Совсем двинулась?!
РИТА. А что такого? Я же могу!
ЛЕРА. Это так не работает!
АНТОН. Получается, только ты решаешь, как это работает?
ЛЕРА. Я просто знаю, как надо!
МАКС. Могу показать!
Макс без труда приподнимает Леру, несет к выбитому окну, пока закрытому креслом. Лера выворачивается из его рук, прижимается к противоположной стене.ЛЕРА. Вы что… Со мной так нельзя, я не заслужила!
МАРАТ. Вот швырнем тебя лисице и посмотрим. Если сожрет – значит, заслужила!
РИТА. Хоть кто-нибудь из тех, кого ты чморила, понял, за что это? Мои-то понимали!
ЛЕРА. Вот тебя и нужно вышвырнуть!
РИТА. Почему это?
ЛЕРА. Смотрите… Она делала то же, что и я: и била их, и запирала в подвале, и все такое… Но она еще снимала это на видео! Для моих все заканчивалось в школе, а те, над кем поиздевалась она… Им же нигде не было покоя! Если вам нужно самое большое зло, то вот оно – кормите вашу лису!
Сцена 13МАКС. А ведь девочка-Бэтмен дело говорит…
МАРАТ. Почему это она Бэтмен?
МАКС. Ну, супергерой, который борется за справедливость…
ПАУК. Бэтгерл тогда уже…
АНТОН. Вас куда несет? Давайте по делу, время заканчивается!
ЛЕРА. Она и правда подходит больше всех!
РИТА. Ничего себе у тебя смена ценностей произошла!
ЛЕРА. А с чего мне тебя жалеть? Да знаю я такие видосики, как ты снимала, сто раз видела… Что тебе там больше всего нравилось? Когда тебе лайки ставили или когда тебя жертвы просили «Пожалуйста, не надо»?
РИТА. Если твои заслужили, то и мои тоже! (
Марату). Ты-то должен понимать!
МАРАТ. На меня это не вали!
РИТА. Они были слабыми! Они были… никем! Я им даже помогала!
МАРАТ. Еще одна спасительница! Так, отодвигай кресло, в окно ее…
РИТА. Стойте! Я точно знаю, что я им помогала!
Марат и Макс подходят ближе к Рите. Она вжимается в сидение.МАКС. Откуда ты можешь это вот прямо знать?
РИТА. Потому что, то же самое сделали со мной!
Макс и Марат, уже тянувшиеся к ней, убирают руки. Рита сворачивается на кресле, не смотрит на них.ЛЕРА. Это еще что должно означать?
ПАУК. Да она просто выкрутиться пытается!
РИТА. Это правда! Со мной то же самое делала сестра… Она на пять лет старше, и я ей никогда особо не нравилась… Я прекрасно знаю, каково это: когда тебя могут просто с лестницы столкнуть, высыпать тебе в рюкзак все из кошачьего лотка, одежду испачкать прямо перед школой… Да я вздохнуть спокойно смогла, только когда она из дома свалила!
МАРАТ. Ты знала, каково это, и все равно делала?
РИТА. Но я же это выдержала! И стала сильнее… Мне это помогло!
АНТОН. Еще одна всем помогала…
ЛЕРА. Это не одно и то же!
РИТА. Что было бы, если бы я прекратила? Я просто снова стала бы жертвой! Я сделала так, чтобы никому в голову не пришло проводить меня через такое…
АНТОН. И сохранила все это для истории.
РИТА. Да что вы прицепились к этим видео? Я это снимала для закрытых чатов – чтобы там не забывали, кто есть кто!
ЛЕРА. Твои поделки попадали в Сеть.
РИТА. Не из-за меня! Такие, вот как это, (
указывает на Паука) вытаскивали из закрытых чатов и заливали на платформы! Если вам нужен худший из нас – пожалуйста, вон там сидит!
Группа поворачивается к Пауку.Сцена 14ПАУК. А что вы на меня так смотрите? Я никогда никого не била!
ЛЕРА. Била… Это все-таки девочка, ну зашибись!
АНТОН. Не очевидно было.
ПАУК. Я никогда никого не обидела по-настоящему! А то, что онлайн, не считается!
РИТА. Да у меня там половина жизни проходит!
АНТОН. Хочешь сказать, что ты не сливала переписку? Не создавала фейковые аккаунты?
ПАУК. Да, но… Это просто игра!
МАРАТ. Сама-то в это веришь?
ПАУК. Это мой мир… Мне хоть там должно быть хорошо!
ЛЕРА. Из-за тебя чуть человек с собой не покончил!
РИТА. Как по мне, аргумент за превращение в лисий корм!
ПАУК. Не трогайте меня! Кто-то чуть не сделал что-то, вам сказали – и вы поверили!
МАКС. Как будто ты в интернете не так поступала…
ПАУК. Так, то в интернете! А что мне в реале жить иногда не хочется – всем плевать!
ЛЕРА. Это еще с чего?
ПАУК. А мне здесь нигде места нет! Вам я тут вообще мячик, а там… Там меня игнорируют. Вспоминают обо мне, только когда хотят использовать. И всегда так было!
МАРАТ. Кто тебя пользовать-то будет? И с чего вдруг?
ПАУК. А вот так повезло! Мой отец – директор школы, мама – учитель… Короче, я под надзором всегда! Каждый долбанный час моей жизни! И все про это знали! Меня как в первом классе представили как «дочь из хорошей семьи», так и пошло…
МАКС. Ха, училкина деточка…
ПАУК. Вот, пожалуйста! Родители выбесят кого-то – достается мне! Я что не так сделаю – меня сразу к ним тянут! Вы-то от своих хоть в школе отдыхали… А мне нельзя было даже то, что другим можно!
ЛЕРА. Причем тут те, кому ты травлю устроила?
ПАУК. А они это заслужили! Наорал на меня в реале – и твои секреты читает вся школа! Отсел от меня в классе – твои друзья узнают, что ты о них пишешь… и нет у тебя друзей!
МАРАТ. Но это же нечестно…
ПАУК. Нифига себе – кто о честности вспомнил!
РИТА. То, что они делали с тобой, не похоже на то, что ты делала с ними…
ПАУК. А ты? Там какая-то девица парня отбила даже не у тебя, а у твоей подружки – а ты что сделала? Объявила конкурс на лучшую фотку того, как она плачет, и весь класс дружно этим занялся!
РИТА. Откуда ты знаешь?
ПАУК. Как будто так сложно было собрать информацию о том, с кем мне придется выходные проводить! Я о вас больше, чем вы думаете, знаю – и знала с самого начала! Если вам и правда лису нужно задобрить, забирайте его (
показывает на Марата), хуже все равно никого нет, а меня оставьте в покое!
Сцена 15Марат на всякий случай отступает от остальных – и от разбитого окна.МАРАТ. Так, стоп! Почему это я худший? Вон, такой же есть! (
Кивает на Макса). И это никак не хуже того, что творили вы! Я-то хоть открыто, без подлости!
АНТОН. Когда тебя бьют без подлости, а на чистом энтузиазме, это тоже как-то не очень.
ПАУК. Без подлости он, как же… Слушайте больше!
МАРАТ. Это еще что должно означать?!
ПАУК. А то, что мы хотя бы тех, кто нам реально не нравился… немножко обидели.
МАРАТ. Нормальный такой подход!
ЛЕРА. А он кого?
ПАУК. А он тех, кто ему верил! Марат изначально был образцовый ученик, отличник – потому что спортсмен типа с большим будущим. Вот он и держал имидж! Оберегал от буллинга тех, кого сейчас зовет жирными и убогими. А потом решил на спорт забить – и сразу перестал быть белым и пушистым. И жирных он заставлял по две котлеты за минуту в рот запихивать, и тех, кто ему не понравился, головой в унитаз макал…
МАРАТ. Похоже, кто-то папочкин компьютер использовал! Удивительно, за что же тебя не любят?
ПАУК. А хоть бы и так – ты же это делал!
МАРАТ. Вас это всех не касается. Думаете, я сейчас начну сопли пускать и оправдываться, как вы? Разогнался! Ну и что вы мне сделаете? Хотите отдать меня лисице? А вы попробуйте, я и не таких, как вы, раскатывал!
МАКС. А таких, как мы, ты еще и не встречал!
Макс наседает на Марата, подталкивая его к двери. Его Марат еще может как-то оттолкнуть. Но на помощь Максу приходят Рита, Лера, Антон и даже Паук. Общими усилиями отталкивают его к двери.МАРАТ. Вы с ума сошли?!
АНТОН. Сам же сказал, что сила решает все.
МАКС. Вот иди туда и решай! Морду набьешь этому чучелу, если ты такой крутой!
РИТА. Или убежишь. Ты ж спортсмен, ты быстро бегаешь! Пусть гоняется за тобой, а нас оставит в покое!
Марат замечает, что Антон уже тянется к рычагу, открывающему дверь.МАРАТ. Нет! Я уже не смогу убежать, я и в первый раз еле вернулся!
РИТА. Сдулся, спортсмен?
МАРАТ. А я больше не спортсмен! Вон, то насекомое сказало…
ПАУК. Я не насекомое!
РИТА. А паук – это что?
ПАУК. Арахнид!
МАРАТ. Да плевать! Ты сказала, что я забил на спорт. Но тут все наоборот… Это спорту я не очень нужен – со сломанным хребтом-то…
РИТА. Что ты несешь? Ты же ходишь!
МАРАТ. С прооперированным позвоночником ходить можно, спортом заниматься – уже нет. Это прошлым летом случилось… В аварию попал.
ПАУК. Об этом я никакой информации не находила!
МАРАТ. А я не хотел, чтоб эту информацию находили! Я не хотел, чтоб меня жалели… Из того, кто восхищает, в того, кого жалеют – нормально вообще?
ЛЕРА. И ты решил стать чмом?
МАРАТ. Образ того, кого боятся, показался не самым плохим… Такого бы точно жалеть не стали! Уж лучше так, чем думать, что от жизни, которую я хотел и, вообще-то, заслужил, вдруг ни черта не осталось!
Сцена 16АНТОН. Если честно, это самое тупое оправдание из всех, прозвучавших сегодня.
МАРАТ. Это вообще было не оправдание!
РИТА. Оно самое!
АНТОН. Ну, такая себе логика: у тебя в жизни косяк, спина болит, поэтому ты других будешь смешивать с грязью.
МАРАТ. Давай, покажи эталонное оправдание – готов выслушать!
АНТОН. А мне не в чем оправдываться. Я говорю то же, что и в самом начале: я ничего не делал. Никого не бил. Ничьи почты не вскрывал.
ПАУК. Ты просто влезаешь людям в головы, а потом им удавиться хочется…
АНТОН. Но я же ничего не ДЕЛАЮ. А слова это просто слова.
ЛЕРА. Да ты даже здесь умудрился нами управлять!
АНТОН. Вы делаете это слишком простым.
МАРАТ. Знаете, что? Вы можете считать, что я какой-то урод, но я хотя бы честен…
АНТОН. Достижение.
МАРАТ. Но этот же не прекратит!
ПАУК. И останется опасным. Нет уж, если между ними выбирать, то лучше оставить здоровенного хама, он хотя бы предсказуем!
МАКС. Мячик дело говорит. Знаешь, что хуже честной драки? Когда тебе в спину прилетает. Ножом.
ЛЕРА. Ты ведь и сейчас не пытался найти другой выход… Ты готов был сделать все, лишь бы о тебе забыли и вышвырнули другого!
АНТОН. Даже если так, - а это не так! – разве оставить меня не безопасней, чем вот этих вот лосей?
РИТА. А какая разница? Если лиса уйдет, то уйдет насовсем!
МАРАТ. Вот это уже тема, иди лису забалтывай!
Когда остальные перестают сдерживать Марата, он без труда отшвыривает значительно более слабого Антона к двери.АНТОН. Из всего, что здесь творилось, меня вы признали худшим?
ПАУК. Потому что это ведь самое плохое… Когда кто-то забирается тебе в голову и заставляет ненавидеть себя самого!
РИТА. Покайфовал от контроля над другими?
АНТОН. Я не кайфовал… Мне это было нужно.
ЛЕРА. Зачем?
АНТОН. Потому что если хотя бы этого контроля нет – и меня тоже нет.
МАКС. Да не слушайте вы его! Он же просто выдумывает слезливую историю на ходу, чтобы от других не отставать!
ПАУК. Думаю, дылда прав…
МАКС. Эй!
ПАУК. Это тебе за «мячик»! А он (
указывает на Антона) вообще из богатой семьи, у него все и всегда было, уж он-то не выкрутится!
АНТОН. Да? А ты когда про меня данные собирала, где-нибудь там почерпнула, что до недавних пор мной никто особо не интересовался? Но теперь у маман зуд проснулся: воспитать меня надо, недовольна тем, что само выросло. И вот я живу по графику и делаю то, что хочет она. Уже зависть пылает или пока не очень?
ЛЕРА. И что, ты манипулируешь другими, потому что у тебя антистресс такой?
АНТОН. Потому что хоть какую-то значимость чувствую… Что, у вас так не бывало: когда наваливается столько «надо», что тебя будто уносит? И вот уже нет тебя – зато есть эталонный сын маминой подруги. Это я. Привет.
ЛЕРА. Я, пожалуй, понимаю… Это чувство, когда как будто падаешь и готов ухватиться за что угодно, лишь бы не разбиться…
МАКС. Не ведитесь! Он уже и вами управляет!
АНТОН. Я правду говорю!
МАКС. Пока вы окончательно кукухой не двинулись, пора его убирать!
Макс открывает дверь и направляется к Антону.Сцена 17Марат и Рита останавливают Макса, сдерживают его, прежде чем он успевает вытолкнуть Антона. Воспользовавшись замешательством, Антон по креслам перебирается подальше. Теперь у самой двери стоит только Макс.МАКС. Ну вы и тряпки – повелись!
РИТА. А что, на твои приказы вестись надо?
ЛЕРА. Ты ведь делаешь все, как привык: заставляешь других выполнять то, что нужно тебе. А если они сопротивляются, избавляешься от них, так или иначе. Я правильно поняла твою занятную биографию?
Макс обводит группу взглядом, после паузы.МАКС. А знаешь, что? Ты поняла все правильно. И я не буду сейчас рассказывать сказочку про то, как меня папа бил, а мама не любила, поэтому я такой злой. Мне и ваших дешевок хватило!
РИТА. Все-то ты знаешь…
МАКС. А что тут знать? Вы прекрасно понимали, что этим чмошникам, над которыми вы издевались, больно и страшно. И делали вы это с ними, потому что вам было весело.
ЛЕРА. Все не так!
МАКС. Ага, конечно! Я уже послушал про справедливость, злую сестру, что там еще было? Но, правда заключается в том, что никто из ваших битых не имеет отношения к тому, что у вас в жизни случилось.
ЛЕРА. Я просто не думала, что им так плохо!
РИТА. Я им как лучше хотела!
МАКС. Да черта с два! Вы их фоткали. Вы видели, как над ними все ржут. Вы создавали закрытые чаты и добавляли их туда, чтобы они точно знали, как над ними весь класс прикалывается. И вы типа ничего не понимали, ага!
АНТОН. А ты такой хороший, потому что бил в морду честно?
МАКС. Кто сказал, что я хороший? Не лучше вас – но точно не хуже! Хотите скормить этой штуковине меня? Валяйте! Только знаете, что? Добровольной жертвой я не буду! Я туда не выйду, вам придется меня выталкивать!
РИТА. Это будет не так сложно!
МАКС. Это да, но вы ведь понимаете: тот, кто меня вытолкнет, меня убьет.
МАРАТ. Фигассе ты, королева драмы!
МАКС. (
Указывает на повязку на лице). Я знаю, о чем говорю! Оно там кружит не чтобы с нами подружиться!
ЛЕРА. Не обязательно же, что убьет!
МАКС. Обязательно! Оно уже двух человек сожрало! На этот раз у вас не получится сказать, что вы ничего не понимаете и это игра такая… Вы будете виноваты!
Марат подходит ближе, смотрит то на Макса, то на темноту за его спиной. Макс напряжен, держится за поручни двумя руками. Марат замахивается, но ударить так и не может.МАРАТ. Да пошел ты…
Марат отходит в сторону.РИТА. Эй, ну так же нельзя…
МАРАТ. Хочешь – выталкивай его сама, ты и не такое можешь!
РИТА. Я могу, но… Но… Пусть она лучше! (
Указывает на Леру). Эй, давай, это справедливо!
ЛЕРА. За дуру меня держишь? Я не собираюсь убивать человека! (
Пауку). Он же тебя обижал, поквитаться не хочешь?
ПАУК. Вот так взять и… убить?!
АНТОН. Кто недавно хвастался тем, что чуть человека до самоубийства не довел?
ПАУК. Это другое! Должно было быть другое!
Рита придвигается к окну.РИТА. Кажется, оно возвращается…
АНТОН. Точно…
ЛЕРА. Сейчас все решится само собой…
Снаружи загораются зеленые вспышки северного сияния.МАКС. (
Испуганно). Это все равно будет ваша вина! Все на вас!
Снаружи мелькает темный силуэт, явно двигается к двери. Прежде, чем успевает добраться до Макса, Антон оттаскивает его в сторону, а Рита закрывает дверь. Снаружи слышится сильный удар по двери. Сцена 18ПАУК. Мы все умрем.
РИТА. Хочешь лично его вышвырнуть?
ПАУК. Я не говорю, что нужно вышвырнуть его. Я говорю, что мы все умрем. Ты не слушаешь?
ЛЕРА. Не обязательно! Смотрите… (
Рите). Ты говоришь, что оно приходит с северным сиянием?
РИТА. Это не я, а легенда!
ЛЕРА. Все равно! Северное сияние не будет длиться вечно. Как только эти проклятые лисьи огни погаснут, мы будем в безопасности!
АНТОН. Ты не знаешь этого наверняка…
Снаружи слышится вой.ЛЕРА. Стоит рискнуть! Слушайте, очевидно уже, что никто из нас никого не убьет… Или есть желающие?
РИТА. Нет…
ЛЕРА. Тогда будем действовать по-другому!
МАРАТ. Можно укрепить автобус изнутри.
МАКС. Заблокируем окна!
АНТОН. И дверь нужно чем-то перемкнуть, чтобы точно не открылась!
ПАУК. А в итоге окажется, что я была права!
Группа начинает укреплять автобус. Лисица снова нападает – пол трясется, мигает свет. Стекла трещат, но не бьются. Во время очередного толчка Рита падает на место, где сидел Психолог, находит его ежедневник, читает. Вскоре лисица перестает нападать, остальные по-прежнему возятся с укреплениями.РИТА. Стойте! Остановитесь вы хоть на минуту!
ЛЕРА. Что случилось?
РИТА. Я нашла… вот это… Я кое-что вспомнила…
АНТОН. Что ты еще вспомнила?
РИТА. Продолжение легенды… Когда лисице исполняется сто лет, она может принять облик человека. И тогда она настолько сильна, что насылает ветер, и северное сияние, и видения, и временем управляет… Такое во многих мифологиях мира есть, вот, например, кицунэ у японцев…
МАКС. Нахрена нам эта познавательная страничка?
ПАУК. Я видела то, что бегает снаружи… Не очень это похоже на человека!
РИТА. То, что снаружи, это просто видение…
АНТОН. Да с чего ты взяла?
РИТА. (
Показывает ежедневник). Вот с этого. Это нашего провожатого бумаги… Я их, если помните, украсть хотела, потому что там все данные по нам, по нашему наказанию…
МАРАТ. И что?
РИТА. А то, что в его списке только пять человек! Он вез на реабилитацию пятерых…
ПАУК. Но ведь нас здесь шестеро!
РИТА. Нас пятеро… и оно. Мы ошиблись… Лисица была внутри с самого начала.
Сцена 19Все в группе отскакивают друг от друга, стараются держаться подальше, насколько это позволяет салон автобуса, не касаться соседей.ЛЕРА. Вот поэтому оно и хотело, чтобы мы заперлись внутри…
МАРАТ. На меня не смотрите! Я просто следовал общей идее!
РИТА. Я бы сказала, что это Антон… Лисица, согласно легенде, любит управлять людьми…
АНТОН. Например, придумывая легенды о самой себе! Это же ты первой заговорила о лисице, ты вспомнила детали – очень удобно! Без тебя мы бы и не знали, кого нужно в жертву приносить!
МАРАТ. Разве то, что ты творишь, это не игра?
ЛЕРА. Ну да, лучший способ обмана – притвориться тем, от кого подвоха не ожидают…
РИТА. (
Указывает на Паука). Тогда уже этим!
ПАУК. Что сразу я?
МАРАТ. Типа, самая откровенная мелочь?
РИТА. Да просто слишком много знает!
АНТОН. Факт. Все обо всех.
ЛЕРА. Но ведь и ты хорош…
АНТОН. Эта игра может длиться вечно…
ПАУК. Нет. Не вечно…
Паук резко и испуганно шарахается от Макса, рядом с которым до этого стояла спокойно. По пути сшибает с ног Леру, обе падают, остальные помогают им подняться. Все, кроме Макса – он остается на месте и молча наблюдает за ними.ЛЕРА. Совсем сдурела?!
ПАУК. Это он!
Антон настороженно смотрит на Макса, замечает его странную реакцию.АНТОН. Эй, Макс… А ты поспорить не хочешь?
МАКС. Жду, что она скажет. Как ты поняла?
РИТА. Вот черт…
МАКС. Не совсем. Но близко.
МАРАТ. Да этот придурок просто прикалывается! Он не лис, он такой же, как мы! Это просто ошибка в списке!
Марат пытается броситься на Макса, чтобы показать: он все такой же. Макс не дерется, просто небрежно машет рукой, не касаясь Марата. Марата будто сшибает в движении, он падает на ближайшие кресла. Поднимается, но снова атаковать не смеет.МАРАТ. Что… что это было?!
ЛЕРА. Мамочки…
Поведение Макса заметно меняется. Больше не изображает тупого качка, спокоен, тон ровный, мимика минимальная.МАКС. (
Требовательно). Как ты поняла?
ПАУК. Пожалуйста… Не убивайте…
МАКС. Последняя попытка.
ПАУК. Психолог!
МАКС. Что – психолог? Он не знал, кто я.
ПАУК. Да, но… Я тут вспомнила… Пока он был здесь, он говорил со всеми нами… кроме тебя! То есть, вас… К вам он вообще не обращался! Он ведь вас не видел, да?
МАКС. Нет. Не видел. Я ведь пришел не за ним.
Группа, все, кроме Макса, бросаются к двери. Макс остается на месте. Они убирают баррикады, бьются в дверь, поворачивают рычаг, но ничего не происходит.МАКС. Ой, смотрите, она сломалась. Но нам с вами и тут хорошо. Кажется, финал.
Сцена 20Группа перестает биться в дверь, затравленно смотрят на Макса. Он указывает на них, и они быстро, но будто против своей воли расходятся по креслам. МАКС. Я, вообще-то, имею право на любого из вас. Но столько мне не надо. Я предлагаю вам возможность выбрать. Тот, кто назовет имя моей жертвы, точно останется в живых. Ну же.
Макс медленно прохаживается по ряду. Паук плачет. Лера закрывает лицо руками. Рита пытается шарахнуться от него, но не может двинуться с места. Антон заметно дрожит. Марат старается казаться спокойным, но видно, что напуган и он.МАКС. Без вариантов? А недавно такие крутые были! Ничего на ум не приходит? (
Пауку). Самое время поквитаться. (
Лере). Кого наказать будет справедливо? (
Рите). Давай же – или снова станешь жертвой… (
Марату). А ты как, не отыграешься на манипуляторе?
МАРАТ. Марат.
МАКС. Виделись уже!
МАРАТ. Ты не понял. Ты имя хотел – я тебе назвал.
МАКС. Героическое самопожертвование? Как банально. Как скучно. Не хочу.
Макс щелкает пальцами, и к остальным возвращается способность двигаться. Тут же снова сбиваются в группу. Марат позволяет остальным прятаться за себя.ЛЕРА. Зачем ты это делаешь? Ты же слышал, почему мы так поступили…
МАКС. Да, и ваши «почему» яйца выеденного не стоят, ни одно из них. Вы и сами понимаете: тем, чью жизнь вы отравили, нет никого дела до ваших обидок. Они не были перед вами виноваты.
РИТА. Нам очень жаль…
МАКС. Сейчас вам жаль – вы от страха что угодно скажете. Но пройдет время, кого-то я отпущу – и дальше что? Вы откажетесь от того веселья, которое дает власть над чьей-то жизнью?
АНТОН. Все было не так…
ПАУК. Это была игра! Мы не думали… не до конца осознавали…
МАКС. Желания не было. Возможность была.
ЛЕРА. Я понимаю, что прозвучит наивно, но это правда… Все ведь говорят… Мы же реально еще дети… Почему нужно наказывать именно нас?!
Макс снимает с лица повязку. Видно, что там, где якобы была рана, черный узор – знак лисы, который он прятал все это время. МАКС. Вы дети – а я жизнь. Я мир. Я мор и болезнь. Я война и разруха. Я катастрофа. Я то, что приходит, когда вы этого не ждете. Я не знаю жалости. Мне тысяча лет, для меня все смертные – дети. Я гром среди ясного неба, и я не спрашиваю у вас, когда звучать. Я прихожу по дороге из слез, пролившихся из-за вас, а вы спрятаться можете только за благодарностью тех, кого спасли. Но у вас таких нет.
РИТА. Будут… Мы же сможем, если только будет шанс…
МАКС. Когда я перед вами, так легко давать обещания! А когда небо станет ясным? Впрочем, это тоже неплохая игра. Я имею право на каждого из вас. Слышали о том, что зло, сотворенное тобой, однажды вернется к тебе? Просто под новым обликом. Вот в эту игру я с вами поиграю. Сейчас чаши весов в равновесии. Я приду за тем, кто первым сделает свою чашу тяжелее. А до тех пор… Смотрите, как небо сияет!
Снаружи вспыхивает северное сияние, а вот свет в автобусе полностью гаснет. Слышны испуганные крики.Сцена 21Свет возвращается с полной яркостью. В прошлом разбитое стекло снова целое, кресла на своих местах. Макса нет, на его присутствие ничто не указывает. Оставшаяся группа растерянно оглядывается по сторонам. РИТА. Все здесь?
ЛЕРА. Все, кроме… Этого…
МАРАТ. Кто-нибудь понимает, что произошло?
Дверь открывается. Группа испуганно отшатывается, но в салон лишь возвращаются Психолог и Водитель – целые и невредимые. ВОДИТЕЛЬ. О, что за взгляды какающих котят?
ПСИХОЛОГ. Что-то случилось?
АНТОН. Вы где были вообще?!
ПСИХОЛОГ. Снаружи… Не понимаю ваше возмущение, меня не было пять минут.
РИТА. Каких еще пять минут?
ВОДИТЕЛЬ. Буквально пять минут стоим, вы тут что, грибы пожевать успели?
ПСИХОЛОГ. Лидия Андреевна, вы опять?
Группа, не обращая на них внимания, достает смартфоны, проверяет время. Техника работает исправно.ПАУК. И правда пять минут… И Сеть тут есть, сигнал роскошный!
ЛЕРА. Этого что… не было?
АНТОН. Какая-то групповая галлюцинация, вызванная северным сиянием?
ПСИХОЛОГ. Каким еще северным сиянием? Где вы его увидели?
РИТА. Мы… не важно уже.
ЛЕРА. Ни одной сказки не вспомнишь?
РИТА. Могла бы – про то, что лисица с девятью хвостами становится проводником заблудших душ… Но это вообще не про нас!
МАРАТ. Я знал, что так не бывает!
ЛЕРА. И что, неправдой все было?
ПАУК. И не обязательно, что будет так, как он сказал?
ПСИХОЛОГ. Кто?
РИТА. Никто! Никого тут не было!
ПАУК. А мне кажется, даже если его не было, однажды он будет…
ПСИХОЛОГ. Сложные вы у меня все-таки… Ладно, поехали дальше!
Водитель собирается уходить.ЛЕРА. Подождите!
ВОДИТЕЛЬ. Что еще? Порулить не дам. Вы мне все не нравитесь.
ЛЕРА. Да я не за этим… Почему мы все-таки остановились? Если северного сияния не было…
ВОДИТЕЛЬ. Колесо нужно было проверить.
МАРАТ. А что с колесом?
ПСИХОЛОГ. Как оказалось, все в порядке!
ВОДИТЕЛЬ. Но затормозили-то слишком резко, и лучше бы убедиться!
ПАУК. А зачем тормозили? Мы же на ровной дороге, тут ничего нет!
ВОДИТЕЛЬ. Да зверюга какая-то сумасшедшая под автобус кинулась! Здоровенная такая… Я думала – собьем! Но обошлось, да и она удрала, крови на дороге точно не осталось, везучая, зараза… Кажется, это была лиса.
Водитель покидает салон. Группа молча смотрит ей вслед. За окнами заметны вспышки зеленого. КОНЕЦ_________________________________________
Об авторе:
ВЛАДА ОЛЬХОВСКАЯПисательница, драматург, преподаватель литературного мастерства.
Романы изданы в «Эксмо», «АСТ», ИД «Беларусь» и др., входили в лонг-лист литературных премий – «Гипертекст», «Выбор читателя», «Новая детская книга». Номинант Национальной литературной премии Республики Беларусь.
Пьесы становились победителями конкурсов «Время драмы», «Автора – на сцену!», «Монодрама», «Своя территория», «Исходное событие – XXI век», входили в лонг- и шорт-листы конкурсов «Badenweiler», «RadioBBC», «Asyl», «Кульминация». Спектакли по пьесам поставлены в пяти странах мира.
скачать dle 12.1