ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 197 август 2022 г.
» » Алексей Житковский. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВСАДНИК

Алексей Житковский. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВСАДНИК

Редактор: Серафима Орлова


(история одной тренировки)



Как полированная поверхность зеркала отражает всё, что находится перед ним, 
а тихая долина разносит малейший звук, 
так и изучающий каратэ должен освободить себя от эгоизма и злобы, 
стремясь адекватно реагировать на всё, с чем он может столкнуться. 
В этом смысл иероглифа „пустой“.
Гитин Фунакоcи


Действующие лица:

ВЯЧЕСЛАВ
АНДРЕЙ
СТЕПАН
АЛЕКСЕЙ


ИЧ

Фитнес-зал с матовым покрытием из складываемых, как конструктор, кусочков полиуретана. По периметру зала - зеркала в потолок. На потолке холодные лампы дневного света. Вдоль одной из стен - большое окно. За окном - вечер. Лай собак. Шум автострады.
В углу зала в белоснежном кимоно сидит Вячеслав. На бедрах у Вячеслава массивный черный пояс. Вячеслав молод, подтянут, коротко стрижен. Вячеслав сосредоточен, не шевелится, смотрит на экран телефона.

В зал робко входит Андрей. Андрей постарше. Андрей в куртке, розовый с улицы. На плече Андрея большая спортивная сумка. Андрей не так подтянут, как Вячеслав, но в целом в неплохой форме (это мы увидим после, когда Андрей снимет куртку). Дверь хлопает. Вячеслав отрывается от экрана. Андрей вежливо кивает.

АНДРЕЙ. Здравствуйте…Вячеслав?
ВЯЧЕСЛАВ. Проходите, приветствую.
АНДРЕЙ. Можно?
ВЯЧЕСЛАВ. Да, я вас уже пятнадцать минут жду. У младшей группы все закончилось теперь вы.  Взрослая группа. Алексей верно?
АНДРЕЙ. Андрей.
ВЯЧЕСЛАВ. Андрей. Хорошо. Хорошо, Андрей. Это вы мне вчера писали. Андрей?
АНДРЕЙ. Да, писал вчера. Тренировки для взрослых. Верно?
ВЯЧЕСЛАВ. Да, все верно для взрослых.  Вот здесь вещи можно оставить, проходите. Ботинки только снимите у входа.
АНДРЕЙ. А кто-то еще будет?
ВЯЧЕСЛАВ. А кто вам еще нужен?
АНДРЕЙ. Ну, взрослые. Другие люди. Они будут?
ВЯЧЕСЛАВ. Я буду. И вы, Андрей. Этого достаточно. Мы ведь оба взрослые. Так?
АНДРЕЙ. Так. Просто, если никого не будет, может тогда и не надо?
ВЯЧЕСЛАВ. Что не надо?
АНДРЕЙ. Ну, со мной одним возиться. Это вам не трудно?
ВЯЧЕСЛАВ. Нисколечко не трудно. Я буду заниматься даже с одним человеком. Хотя  может еще кто-то подойдет. Спрашивали некоторые.
АНДРЕЙ. Ну, хорошо. А где можно раздеться?
ВЯЧЕСЛАВ. Да прям здесь. Вот крючок. Кроссовки не надо. Оставьте. Переодевайтесь и босиком. Носки тоже снимайте.
АНДРЕЙ. А в шортах можно? Или штаны нужны? Сегодня вот шорты взял, не знал, что брать.
ВЯЧЕСЛАВ. Шорты подойдут. Лишь бы вам удобно было.
АНДРЕЙ. И футболка вот. Черная. Нормально в футболке?
ВЯЧЕСЛАВ. Нормально. Только можно один вопрос? Личный.
АНДРЕЙ. Да. Пожалуйста.
ВЯЧЕСЛАВ. Андрей, скажите, а вы что, курите?
АНДРЕЙ. В смысле?
ВЯЧЕСЛАВ. Ну, сигареты я имею в виду? Вообще курите?
АНДРЕЙ. Ну, как сказать. А почему, собственно?
ВЯЧЕСЛАВ. Просто интересно.
АНДРЕЙ. Ну, честно говоря, иногда курю. Так-то по жизни нет.  Ну, то есть я могу курить, но могу и не курить. Но дома я вообще не курю. При детях тем более. И при жене тоже. Но иногда, бывает, правда очень редко.
ВЯЧЕСЛАВ. Так курите или нет в итоге?
АНДРЕЙ. Ну, говорю же - редко. Ну, там, когда кофе попью, например.
ВЯЧЕСЛАВ. Тогда может это кофе?
АНДРЕЙ. Да, тут у вас кофейня у поворота, я пораньше пришел, чем договаривались и решил зайти в кофейню.
ВЯЧЕСЛАВ. Значит - кофе. Я просто запах такой услышал и подумал, что вы курите.
АНДРЕЙ. Ну, я редко курю, если  честно.
ВЯЧЕСЛАВ. Честно….Знаете, вы уж лучше или курите совсем или вообще не курите полностью.
АНДРЕЙ. То есть, как это курить совсем?
ВЯЧЕСЛАВ. Ну, я имею в виду, баловаться – вредно. Это удар по организму. Организму это противопоказано. Понимаете? Когда резко, когда стресс. Когда что-то неожиданно меняется. Так что лучше курите совсем, чем вот так вот.
АНДРЕЙ. Да я вроде и так не курю.
ВЯЧЕСЛАВ. Тогда и не курите. Совсем. Иначе стресс.
АНДРЕЙ. Хм. Понял, принял.
ВЯЧЕСЛАВ. И кофе тоже вредное, особенно вечером. Нагрузка на сердце
АНДРЕЙ. Так-то да. Согласен. Учту.
ВЯЧЕСЛАВ. Тогда. Проходите.
АНДРЕЙ. Сюда?
ВЯЧЕСЛАВ. Сюда. Стойте. Не так быстро. Рэй. Нужно сделать рэй. Это ведь додзё. Поэтому нужно сделать додзе рэй.
АНДРЕЙ. Эээ.. я что-то не то сделал?
ВЯЧЕСЛАВ. Нет. Не успели еще. Я просто  говорю, что это додзе – место где познается форма.
АНДРЕЙ. Что, простите?
ВЯЧЕСЛАВ. Зал по-русски.
АНДРЕЙ. А! Зал, значит. А додзе - это по японски наверное?
ВЯЧЕСЛАВ. По-японски. Да. Дедзе – означает место… ну, как бы такое, сакральное место что ли. Особенно для япошек оно сакральное. Но и мы тоже всегда приветствуем зал, додзе, когда входим в него. И когда его покидаем. Понимаете? Мы всегда его приветствуем. Кланяемся. Такая форма. Рэй - то есть поклон. То есть, я хочу сказать, что это не просто какое-то там пространство, или там гимнастический зал, или тренировочный зал, фитнесс клуб там. Это что-то другое. Что-то священное.
АНДРЕЙ. Священное, это я понимаю.
ВЯЧЕСЛАВ. Потому что мы здесь узнаем знания.
АНДРЕЙ. Да, я понял
ВЯЧЕСЛАВ. Это не физкультура. Скорее философия
АНДРЕЙ. Своя система ценностей.
ВЯЧЕСЛАВ. Да, именно. Своя система. Поэтому, когда ученик входит в додзе, он кланяется. Ритуал такой. Рэй -  это знак уважения, покорности, чистоты. Готовности воспринимать дух, совершенствоваться. Поэтому мы кланяемся, приветствуем это пространство. Короче - делаем додзе рэй.
АНДРЕЙ. Додзе рэй. Вот так?
ВЯЧЕСЛАВ. Да. Только не обязательно повторять «додзе рэй». Можно просто молча кланяться.
АНДРЕЙ. Вот так правильно я кланяюсь?
ВЯЧЕСЛАВ. Да, правильно. Пока  в свободной форме. Хорошо. Теперь. В центр проходите. Вот сюда можно. Напротив меня становитесь. Ноги вместе. Руки вниз по швам. Смотрим на  меня. Теперь поклон друг другу. Рэй. уважение друг к другу. Осс?
АНДРЕЙ. Не понял. Опять кланяемся?
ВЯЧЕСЛАВ. Да. Отдаем друг другу дань уважения. Так же как додзе отдавали. Осс?
АНДРЕЙ. Вот так?
ВЯЧЕСЛАВ. Осс.
АНДРЕЙ. Что за ос еще?
ВЯЧЕСЛАВ. Осс значит «да». Ну или, там «хорошо», «принято»., «все в порядке» еще может быть. В общем, разные есть трактовки.
АНДРЕЙ. Ну, то есть как окей.
ВЯЧЕСЛАВ. Да. Как окей, только осс. И лучше всегда старайтесь говорить осс. Без окей. Все-таки это японское искусство и все термины у нас на японском. 
АНДРЕЙ. Окей. То есть ос.
ВЯЧЕСЛАВ. То есть осс. Все верно. Хотя, знаете, в некоторых школах, альтернативных, говорят оссу. Ну или другие вариации есть. В киокушинкай например. У них оссу. Но киокушинкай – это другое совсем, это даже не искусство, я даже говорить не хочу что это.  В общем, мы в традиционном каратэ предпочитаем осс. Только там две «С» на конце.  Нужно тянуть. Осссс. Там нужно ударение делать на с. Запомнили? Отлично. Тогда давайте еще раз. Итак мусуби дачи рей, сенсей ни рей, тиндэн ни рэй  ни рей. Осс!

Пауза. 

Осс говорю!
АНДРЕЙ. Стойте. Подождите.
ВЯЧЕСЛАВ. Что случилось?
АНДРЕЙ. Вот сейчас не совсем понятно было…
ВЯЧЕСЛАВ. Что именно.
АНДРЕЙ. Нет, ну ос – я уже разобрался, рей там. Но митсу дачи, муцу. Это что такое?

Пауза.

Я опять что-то не то сказал?
ВЯЧЕСЛАВ. Слушайте Андрей. Давайте так. Пока просто повторяйте за мной. Даже не слова, а движения.  Для вас сейчас это просто формальность. Слова, термины - это пока не важно. Хотя, не знаю. Если хотите, могу поподробнее.
АНДРЕЙ. Если можно немного, пожалуйста.
ВЯЧЕСЛАВ. Хорошо. Я просто не уверен, насколько это вам сейчас необходимо. Все-таки первое занятие. Хотя здесь,  наверное, надо как в музыке. Надо сразу ставить технику. Лучше сразу играть на хорошей гитаре, чем на дровах. Все должно быть четко с самого начала.  Верно?
АНДРЕЙ. Ну, так-то да. Я просто не совсем по-японски понимаю и поэтому спросил.
ВЯЧЕСЛАВ. Тогда объясню. Выполнение поклона - это тоже техника. С этого все начинается. Неверно выполненный поклон, я уже не говорю про невыполненный поклон – это как нарушение этикета. Неуважение к додзе, к себе, к карате, ко всему. Грубая ошибка. А если мы ошибаемся, если мы нарушаем этикет в самом начале нашего общения, что тогда ждет нас в финале?
АНДРЕЙ. Ничего нас не ждет.
ВЯЧЕСЛАВ. Согласен.
АНДРЕЙ. Просто слова непонятные.
ВЯЧЕСЛАВ. Со словами еще раз - пока просто привыкайте. Не зацикливайтесь. Слова сами придут, нужно только терпение. Японский язык - не самый простой, но сейчас это не важно. Вернемся к мусуби дачи. Это стойка. Все стойки называются дачи. Дзенкутцу дачи, например, кокуцу дачи, киба дачи – это все стойки. Дачи – стойка. Что означают приставки – я  по ходу расскажу. Сейчас встаем в мусуби дачи. Повторяем за мной. Пятки вместе, носки разведены под углом сорок пять градусов. И теперь  приветствие. Мусуби дачи рэй. Это значит - поклон в этой стойке. Потом сенсей ни рэй.
АНДРЕЙ. А! Это я знаю. Сенсей – это учитель. Значит поклон учителю. Так?
ВЯЧЕСЛАВ. Так. То есть в данном случае, поскольку я -  учитель, поклон мне. Вернее, в данном случае не мне конкретно, не именно Вячеславу, да, а скорее тому человеку, кто учит, кто проводит занятие. Просто сейчас я его провожу, я за вас отвечаю сегодня, сегодня я старший, поэтому выполняем поклон мне как старшему. Осс?
АНДРЕЙ. Осс.
ВЯЧЕСЛАВ. Тогда сенсей ни рэй. Потом отогай ни рэй – поклон всем. Додзе рэй – поклон залу. Тиндэн ни рэй – поклон святыне нашей школы. Потом…Что такое? По глазам вижу – опять не понимаете.
АНДРЕЙ. Про святыню не очень.
ВЯЧЕСЛАВ. Хорошо. Давайте кратко. Значит, Каратэ – это древнее искусство. И у каждой школы есть свои так сказать традиции, да? Свои знаки, символы, свои святыни.
АНДРЕЙ. Это боги что ли?
ВЯЧЕСЛАВ. Вы православный?
АНДРЕЙ. Ну как сказать…
ВЯЧЕСЛАВ. В общем, если вы православный, то не пугайтесь. Это не про богов речь, не про святых там всяких, Николаев, да,  а скорее про символы, олицетворения, или там воплощения духа. В общем, это как бы наши первоосновы. Короче - святыни.
АНДРЕЙ. То есть это…
ВЯЧЕСЛАВ. То есть это тигр, например. Конкретно олицетворение нашей школы - это тигр. Тигр – знак нашего учения. Он как бы символизирует нашу бдительность, показывает, что мы всегда на страже, всегда в состоянии готовности и при этом - ясности сознания.
АНДРЕЙ. Интересно.
ВЯЧЕСЛАВ. То есть мы как бы всегда бдим.
АНДРЕЙ. Ага. Как тигры.
ВЯЧЕСЛАВ. Как тигры. Поэтому, когда я говорю «тинден ни рэй» мы как бы кланяемся этому тигру, нашей святыне. Кстати, я на неделе заказал баннер с тигром. И скоро здесь его повешу. Красный большой. Два на три сорок.
АНДРЕЙ. Здорово. Только один момент - святыне в какое-то определенное место нужно кланяться или?
ВЯЧЕСЛАВ. Не нужно никуда сейчас кланяться, я просто объясняю все поклоны и термины как звучат. Осс?
АНДРЕЙ. Осс.
ВЯЧЕСЛАВ. Тогда ясуме.
АНДРЕЙ. Осс.
ВЯЧЕСЛАВ. Ясуме - это значит, расслабьтесь.
АНДРЕЙ. Окей. То есть осс.
ВЯЧЕСЛАВ. Я говорю ясуме.
АНДРЕЙ. То есть, вольно, что ли?
ВЯЧЕСЛАВ. Да, вольно, как в армии. Вы же, были в армии?
АНДРЕЙ. Честно говоря, - нет.
ВЯЧЕСЛАВ. Странно. А почему если не секрет?
АНДРЕЙ. Ну, были на то причины. Скажем так, личного характера.
ВЯЧЕСЛАВ. Короче закосили?
АНДРЕЙ. Ну, почему сразу закосил?
ВЯЧЕСЛАВ. А что еще может быть такого личного?
АНДРЕЙ. Ну, учился, работал, военная кафедра, например.
ВЯЧЕСЛАВ. То есть закосили.
АНДРЕЙ. Да не косил я. Я же говорю - у нас в техинституте военная кафедра была, четыре года я на сборы ездил. Два года  по полтора месяца жили в палатках.
ВЯЧЕСЛАВ. Да я шучу. Андрей. Ясуме. Расслабьтесь,
АНДРЕЙ. Нет, нам, конечно, предлагали и в военное училище идти, но я в аспирантуре еще был. У меня есть значок отличника военной подготовки.
ВЯЧЕСЛАВ. Да все, все. Ясуме. Это просто юмор такой. Я и сам не служил.
АНДРЕЙ. Не служили. Да? Ну ладно. А я уж было подумал.
ВЯЧЕСЛАВ. Говорю же – я-су-ме.
АНДРЕЙ. Хорошо. Ясуме так ясуме.
ВЯЧЕСЛАВ. Расслабьтесь, в общем.
АНДРЕЙ. Расслабился уже.
ВЯЧЕСЛАВ. Просто японский юмор - он такой. Привыкайте.
АНДРЕЙ. Я стараюсь.
ВЯЧЕСЛАВ. Ну, теперь расслабились?
АНДРЕЙ. Ну, так, немного. Все нормально.
ВЯЧЕСЛАВ. Ну, тогда продолжаем. Значит, сейчас делаем мокусо. То есть закрываем глаза. Полностью мокусо. То есть полностью их закройте. И вообще – замрите сейчас. Остановитесь. И медленно, медленно начинайте дышать. Так. Теперь успокойте дыхание; сфокусируйте концентрацию на потоке воздуха в легкие, теперь из легких, чувствуйте себя так, как будто вы вдыхаете воздух глубоко в живот. Отключите посторонние мысли, и подготовьте себя к будущей тренировке.
АНДРЕЙ. Уффф.
ВЯЧЕСЛАВ. Хорошо. Еще дышим. Еще.

В зале звонит телефон. Андрей и Вячеслав останавливаются, поворачиваются на звук. Это телефон Вячеслава. Он оставил его у окна, когда приветствовал Андрея.

ВЯЧЕСЛАВ. Что такое?
АНДРЕЙ. Звонок, кажется.
ВЯЧЕСЛАВ. Я слышу что звонок. Кажется у меня. Не останавливаемся. Продолжаем. Стараемся дышать негромко. Низом живота. Глаза не открываем. (Продолжается звонок). Да кто там еще! Вы пока без меня подышите. Я сейчас. Не открываем только глаза. И контролируем поток воздуха. И дышим, дышим…

Берет трубку.

Да. Да Степан. Салам пополам. Занят. Нос рот. Нос рот. Говорю у меня тренировка. Со взрослыми. Нос рот, нос рот. Носом вдыхаем, на четыре ртом выдыхаем. Это я не тебе. Не открываем глаза, говорю. Нет, Степа, сегодня не получится. Не с кем потому что. Так, есть один. Хобби скорее. Дышим, дышим. Еще не проверял его. Не надо никуда приезжать. Тебе лишь бы спарринг. Сам потом будешь похоронку оплачивать. Я тоже не могу. В следующий четверг лучше. Сегодня никак. Я занят. Все я занят, я сказал занят! Я сказал…. Черт!
(Андрею)
Глаза-то открыли зачем? Я же говорил не открывать! Почему останавливаемся?
АНДРЕЙ. Ну, просто, не знаю  – у вас там все нормально?
ВЯЧЕСЛАВ. Все хорошо у меня. Вас это не касается. Давайте теперь заново. Надышали тут… без меня.
АНДРЕЙ. Я старался.
ВЯЧЕСЛАВ. Все равно. Нужно заново отработать. Итак. Делаем мокусо снова. Глаза закрыли полностью. Закрыли и дышим. Слушаем меня. Вдох, нос на четыре счета рот выдох. Считаем про себя. Только теперь на японском. Ич, Ни, Сан, Си. Вдох. Это японский счет, привыкайте. Раз, два, три, четыре. Выдох. Ич ни сан си вдох. Медленно. Замираем. Продолжаем, выдох – ич, ни, сан, си - выдох. Медленно через нос забираем воздух. Дышим. Дышим. Дышим. Дышим. Дыхание очень важно. В дыхании – сила будущих движений. Сейчас мы просто набираем энергию. Это как свободная медитация.
АНДРЕЙ. Как на йоге?
ВЯЧЕСЛАВ. Молча это делаем.
АНДРЕЙ. Понял. Осс.
ВЯЧЕСЛАВ. Главное сейчас – это дыхание. Сосредоточьтесь на нем. Выбросьте из головы все мысли. Все что может вам мешать – все домашние дела, всех родных и близких, работу, конфликты, деньги, машину. Приходя в додзе, выходя на татами, все остальное, вся жизнь, все проблемы, все остается там. За периметрами этого квадрата. Существуете только вы и «до» – то есть путь. Вы и ваш путь.
АНДРЕЙ. Осс.
ВЯЧЕСЛАВ. Я говорю - выбросьте все из головы! И дышите молча. Дышите полной грудью. Ич ни сан си рот рот рот. Отлично. Ич ни сан си  роооот. Хорошо. И еще раз самостоятельно. Считаем про себя. Можно по-русски. Теперь задерживаем дыхание. Еще держим, еще. Не выпускаем воздух. Секунда. Две. А теперь резкий выдох и выброс жизненной энергии, по-японски это называется кенсей,  можно с криком Кия! Просто кричите. Ич ни сан, Кия!!! Повторяем, ну же Кия! Кенсей! Глаза только не открываем без команды! И Кия! Ну! Давайте. Кенсей пошел Ич ни сан Кия!
АНДРЕЙ. Кия! Ич Ни сан. Кия!!!! Кия! Ич ни ! Кия!!!! Сан. Си. Кия…Ич. Ни. Вот.

Пауза.

Кия… Так? Правильно я кричу. Как там его -  кенсей правильный у меня?
ВЯЧЕСЛАВ. Пойдет. Для первого раза. Потом еще объясню конкретно технику кенсея.
АНДРЕЙ. Уфф.
ВЯЧЕСЛАВ. Теперь стоп. Яме. Яме значит останавливаемся. Мокусо яме. Открываем значит глаза. Хотя вы и так их уже открыли. Ладно. Хорошо. Хорошо. Достаточно?
АНДРЕЙ. Да. Нормально. Такая перезагрузка.
ВЯЧЕСЛАВ. Теперь надеюсь, вы точно я-су-ме?
АНДРЕЙ. Не говорите. Теперь ясуме полный.
ВЯЧЕСЛАВ. Ну и отлично. Тогда садимся. Нужно поговорить. Просто садитесь на татами, куда угодно. Можно так, да. Вот такая поза еще удобная. Как бабочка. Рекомендую. Хорошо. Садитесь, просто мне интересно, давайте поговорим.
АНДРЕЙ. Да, конечно, давайте.
ВЯЧЕСЛАВ. Просто есть вопросы. Прежде чем начинать что-то серьезное - нужно разобраться.
АНДРЕЙ. Да, Я не против.
ВЯЧЕСЛАВ. А то мы как то резко начали.
АНДРЕЙ. Да вроде нормально. Я не устал пока.
ВЯЧЕСЛАВ. Ну, все равно - любая работа начинается с перекура. Верно?
АНДРЕЙ. Не понял.
ВЯЧЕСЛАВ. Это мой дядя так говорит – любая работа начинается с перекура.

Пауза.

Опять напряг. Да расслабьтесь вы.
АНДРЕЙ. Просто не понял, причем тут дядя?
ВЯЧЕСЛАВ. Ясуме, говорю, проехали. Еще раз повторяю – юмор.
АНДРЕЙ. Не очень смешно, если честно.
ВЯЧЕСЛАВ. Просто он специфический. Привыкайте.
АНДРЕЙ. Попробую.
ВЯЧЕСЛАВ. Так, ладно, продолжаем. Вопросы. Вопросы. У вас, например, Андрей, какие ко мне есть вопросы?
АНДРЕЙ. К вам? Ну, я даже не знаю с чего начать.
ВЯЧЕСЛАВ. Хорошо, давайте тогда я начну. В общем, Андрей – первый вопрос, такой стандартный – а зачем вам, собственно, все это нужно?
АНДРЕЙ. В смысле, Зачем…в смысле карате?
ВЯЧЕСЛАВ. В смысле занятий. Восемь вечера. Вы пришли сюда. Один. Тренировка полтора часа идет стандартная. Дома окажетесь, даст бог, в десять. Вы, кстати, на машине?
АНДРЕЙ. Нет. Нет у меня машины.
ВЯЧЕСЛАВ. Тоже странно.
АНДРЕЙ. Почему?
ВЯЧЕСЛАВ. А жена, ребенок?
АНДРЕЙ. Все это есть. Даже двое. Я имею в виду детей.
ВЯЧЕСЛАВ. И нет машины.
АНДРЕЙ. И машины нет.
ВЯЧЕСЛАВ. Странно все равно.
АНДРЕЙ. Ну, пока нет возможности для покупки, а там посмотрим.
ВЯЧЕСЛАВ. Ну, тогда точно в пол-одиннадцатого минимум домой вернетесь.
АНДРЕЙ. Да, скорее всего. Хотя, честно говоря, тут такой странный район у вас, пока нашел, заблудился два раза. Индустриальная 4П. Какая-то промзона. Собаки…
ВЯЧЕСЛАВ. Вы тут не переживайте. Это временно. Может и другой зал найдем. Есть варианты. Но пока так. Но все равно тем более. Час добираться. Час туда, час обратно. И так три дня в неделю. И желательно не пропускать. Я сейчас даже не про оплату говорю. Важна регулярность. То есть все-таки приличная нагрузка и по силам и по времени тоже, да?
АНДРЕЙ. Ну, в общем, да.
ВЯЧЕСЛАВ. Ну, тогда тем более удивительно, все-таки, зачем вам это?
АНДРЕЙ. Хм…зачем…Ну, говоря образно, я наверное, так сказать, хочу попробовать.
ВЯЧЕСЛАВ. Образно. Попробовать, значит. Как бы протестировать.
АНДРЕЙ. Ну да. Тест драйв такой хочу сделать. Посмотреть что это такое.
ВЯЧЕСЛАВ. Побаловаться, значит, захотели.
АНДРЕЙ. То есть, как побаловаться?
ВЯЧЕСЛАВ. Ну как с сигаретами, да?

Пауза.

Чего вы затихли, Андрей?
АНДРЕЙ. Слушайте, Вячеслав. Почему вы все время спрашиваете меня про сигареты? Я же вам три раза сказал, что я не курю.
ВЯЧЕСЛАВ. Андрей, ясуме. Еще раз повторяю - юмор такой. Тонкий японский юмор.
АНДРЕЙ.  Просто я все еще не привык.
ВЯЧЕСЛАВ. Ничего страшного. Привыкните со временем. Просто сейчас вы какой-то слишком напряженный.
АНДРЕЙ. Есть немного.
ВЯЧЕСЛАВ. И я все время думаю, как разрядить обстановку. Как-то полегче нужно все это делать. И вот, не получается с вами полегче.
АНДРЕЙ. Просто японский юмор ваш, он еще более странный, чем…чем английский.
ВЯЧЕСЛАВ. Это точно. Не все сразу понимают. И все-таки, вернемся, к «зачем?».
АНДРЕЙ. Да, да. Зачем.  Почему. Почему карате. Зачем оно. Сейчас подумаю…Ну, вот попробовать самому. Это я уже говорил. А потом,  у меня ведь есть еще сын. Он пока еще маленький, конечно, но все-таки – мужчина.
ВЯЧЕСЛАВ. Это второй ваш ребенок, который?
АНДРЕЙ. Первый.
ВЯЧЕСЛАВ. И сколько ему? Три года?
АНДРЕЙ. Нет. Шесть вроде. Да, точно шесть. В этом году было шесть. Ну и, в общем, я хочу чтобы он начал чем-то заниматься. И я решил сам посмотреть, если вдруг он будет заниматься каратэ, то, как это будет выглядеть.
ВЯЧЕСЛАВ. То есть парню шесть лет и вы считаете его маленьким?
АНДРЕЙ. Ну, да. Он ведь еще дошкольник так то.
ВЯЧЕСЛАВ. Ну, хорошо, пусть дошкольник. А сейчас он что, ничем не занимается?
АНДРЕЙ. Пока особо нет, вернее я с ним хожу в бассейн раз в неделю. В Олимпию, знаете. У нас абонемент. Но получается только один раз выбраться. Но этого мало, наверное.
ВЯЧЕСЛАВ. А  садик он посещает у вас?
АНДРЕЙ. Посещал раньше. Год походили, помучались и перестали. Потому что невозможно. Знаете, там начинается все это - неделя в садике, две болеем. Потом эти истерики по утрам. Когда собираемся. Одевание раздевание, колготки эти. Не хочу идти. Потом слезы, вопли. И потом вечером истерики, когда забираем. Хочу играть, не буду одеваться. И как-то это все надоело нам уже и вот мы с женой так решили.
ВЯЧЕСЛАВ. Понятно. То есть шестилетний парень тупо сидит дома один.
АНДРЕЙ. Ну, да.
ВЯЧЕСЛАВ. С женой.
АНДРЕЙ. Ну, да, пока так. С женой. То есть с мамой. Мама в декрете со вторым и мы поэтому дома.
ВЯЧЕСЛАВ. Ясно. А почему бы просто в плавание его не отдать, например? В секцию скажем. В СДЮШОР – у нас ведь две СДЮШОР прекрасных по плаванию есть. Одна из них в той же Олимпии?
АНДРЕЙ. Ну, нет. Там в плавании, знаете, свои заморочки. В плавание он не будет ходить.
ВЯЧЕСЛАВ. Но с вами же ходит?
АНДРЕЙ. Ходит, но в целом он не очень любит воду. Вряд ли он один будет ходить без меня. Ну, и дерматит еще у него. Чешется. И от воды  этой хлорированной еще больше чешется. Не спит ночью потом, всего себя расчесывает постоянно. До кровоподтеков. Потом всю ночь орет, плачет. Мы не спим разумеется. Младшая просыпается. Оба орут. Жена нервничает. Дурдом, в общем. Не хочется даже говорить об этом. Ну и другие есть проблемы конечно. Не только физические. Больше психологические. Он у нас, знаете, как-то всего стесняется, что ли. Какая-то неуверенность что ли в нем присутствует. И плавание вряд ли это решит. Нужно что-то другое. Что-то более кардинально. Потому что я переживаю перед школой. Когда он пойдет в первый класс.
ВЯЧЕСЛАВ. Так, это интереснее. А на счет чего вы именно переживаете?
АНДРЕЙ. Ну, знаете - там мальчики, пацаны там эти. Ну и там разные конфликты бывают, в школах. Драки, например. Или тебя обзывают постоянно, унижают как-то, и ты как-то не можешь с этим справиться. И начинаешь еще больше замыкаться в себе.
ВЯЧЕСЛАВ. Понятно. То есть вы хотите, чтобы он ничего не боялся.
АНДРЕЙ. Да. Вроде того.
ВЯЧЕСЛАВ. Чтобы мог за себя постоять.
АНДРЕЙ. В общем да.
ВЯЧЕСЛАВ. Мог дать отпор.
АНДРЕЙ. Полный отпор дать.
ВЯЧЕСЛАВ. Мог дать по морде.
АНДРЕЙ. Ну не совсем по морде, конечно.
ВЯЧЕСЛАВ. Но хотя бы просто постоять за себя..
АНДРЕЙ. Да, хотя бы просто постоять за себя. Не дать себя в обиду, скажем так.
ВЯЧЕСЛАВ. Не дать в обиду. И поэтому каратэ.
АНДРЕЙ. Да. Поэтому каратэ.
ВЯЧЕСЛАВ. Именно каратэ.
АНДРЕЙ. Именно оно.
ВЯЧЕСЛАВ. Ни бокс, ни ушу, ни тайский, ни рукопашка, ни это самбо, которое у нас тут  на каждом шагу, ни борьба всякая вольная, подневольная, ни этот киокушинкай, про который я даже говорить не хочу,, а традиционное каратэ... шокотан каратэ, олимпийское карате-до.
АНДРЕЙ. Да, именно так. Каратэ-до мне больше нравится.
ВЯЧЕСЛАВ. Вот все-таки не совсем это логично. А чем вам бокс-то не угодил?
АНДРЕЙ. Потому что я, прежде чем выбирать – я ведь прочитал все.
ВЯЧЕСЛАВ. Где это вы все прочитали?
АНДРЕЙ. Ну, в интернете, например.
ВЯЧЕСЛАВ. И что там пишут? В интернете?
АНДРЕЙ. Ну, много чего пишут, но честно говоря, я не только из интернета знаю. Ну, вот конкретно про бокс, я могу сказать, что у меня отец ходил на бокс. Правда, это давно было, но ходил на бокс, да. Фотографии показывал. Первый юношеский у него был и все детство он там провел.
ВЯЧЕСЛАВ. И, что из этого?
АНДРЕЙ. А то, что он мне потом всю жизнь говорил: «Андрюша! Только не бокс, только не бокс». Потому что все эти сотрясения и удары - они не проходят бесследно. В зрелом возрасте все это повылезает. И переломы ребер. И рассечения. И к тому же Мухамед Али.
ВЯЧЕСЛАВ. А что не так с Али? Прекрасный спортсмен!
АНДРЕЙ. Прекрасный спортсмен с болезнью Альцгеймера. Вы видели, как он зажигал факел олимпийский в Атланте?
ВЯЧЕСЛАВ. Это где?
АНДРЕЙ. Это олимпийские игры в Атланте, штат Джорджия, США. 1996 год. Вячеслав, скажите честно -  вы вообще знаете, что такое Альцгеймер?
ВЯЧЕСЛАВ. Слушайте, Андрей. Если вы думаете, что я  тут сижу ничего не понимаю, ерничаю и провоцирую вас, то я закончил физкультурный факультет и про здоровье и про болезни много чего знаю. Про мышцы, например, паховые, про травмы, сухожилия, хандрозы, растяжения, сотрясения мозга.
АНДРЕЙ. А когда вы закончили?
ВЯЧЕСЛАВ. Что закончил? Институт?
АНДРЕЙ. Выпуск когда был? Бакалавриат?
ВЯЧЕСЛАВ. Бакалавриат. Три года назад.
АНДРЕЙ. А лет вам сколько сейчас?
ВЯЧЕСЛАВ. А это тут при чем?
АНДРЕЙ. А мне вот просто интересно, какая у вас квалификация вообще?
ВЯЧЕСЛАВ. В смысле какая? Тренерская? Или что?
АНДРЕЙ. Тренерская, например. Ну, там, аттестация, допуск до работы, или как там это у вас называется?
ВЯЧЕСЛАВ. Слушайте, Андрей, если так дело пошло, то вообще-то это вопрос доверия. Если вы приходите на тренировку, если вы вошли в додзе, то тут все у нас строится на доверии. А если вы так ставите вопрос.
АНДРЕЙ. Ну, вы же спрашиваете меня про машину, например, или армию.
ВЯЧЕСЛАВ. Ну, это вообще другое!
АНДРЕЙ. Или про сигареты постоянно. Три раза. Спрашивали? Спрашивали! Вот. Почему бы  тогда и мне не спросить. Вы же сказали – какие вопросы. А вопросы вот такие. Что здесь такого? Разве это ненормальный вопрос?
ВЯЧЕСЛАВ. Послушайте,  у меня черный пояс. Видите, черный пояс?
АНДРЕЙ. Ну, мало ли, черный, синий. Коричневый еще бывает. В «Спортмастере» например там целая радуга этих поясов висит.
ВЯЧЕСЛАВ. Это совсем разные вещи. Спортмастер. Еще скажите Спортландия. Вайберис еще скажите. Вы если не знаете, то не говорите лучше вообще. Выбирайте слова.
АНДРЕЙ. Я и выбираю. Черный пояс, черным поясом – а где ваша тренерская квалификация? Что вы  застыли? Что здесь криминального? Я пришел на тренировку к тренеру и хочу знать, какая у него квалификация. Имеет ли он лицензию допуск, имеет ли он вообще право проводить хоть какие-либо занятие с людьми. Я уже не говорю про детей. Про этих малолеток, про шестилетних мальчиков этих. Да Бог с ними с детьми! Но хотя бы со взрослыми имеет ли он право делать все эти штуки! Мокусо там это, додзе рей, дачи все эти.
Что вы на меня так смотрите. Что здесь такого обидного я сказал?
ВЯЧЕСЛАВ. Ничего.
АНДРЕЙ. Просто мне интересно про квалификацию. Вот я и спросил.
ВЯЧЕСЛАВ. Значит, если интересно про «Квалификацию», то она у меня в рамочке, дома висит над кроватью. Если вам так нужно я могу снять ее с рамочки и принести вам на следующую тренировку. Или прислать в Вотсапе. А про пояс, я, конечно, промолчу, но пояс у меня из Японии. И это о чем-то да говорит, если вы хорошо присмотритесь. Вот. Видите эти золотые буквы.
АНДРЕЙ. Иероглифы эти что ли?
ВЯЧЕСЛАВ. Да, иероглифы. Вот в круге Красный тигр – символ шотокан школы, а дальше желтые иероглифы. И это именной пояс, который шьют только в Японии. Вручную вышивают. И он толще обычных магазинных поясов. И если вы сомневаетесь - измерьте, он в полтора раза толще! И здесь золотым по черному четко написано Вячеслав! Вот! Вячеслав! Вот этот знак – Вя-че-слав.
АНДРЕЙ. Эти черточки?
ВЯЧЕСЛАВ. Да, эти черточки. И ниже фамилия.
АНДРЕЙ. Какая фамилия?
ВЯЧЕСЛАВ. Хомуха. Вот какая. Вячеслав Хомуха.
АНДРЕЙ. Прям так и написано? Вячеслав Хомуха?
ВЯЧЕСЛАВ. Прям так и вышито. Вот это Вячеслав. А это Хомуха. А это  Шо-то-ка-н. А это карате. А это Ро-сси-я!
АНДРЕЙ. Что, и Россия тоже написано?
ВЯЧЕСЛАВ. А это по–вашему что? Не Россия?  Или что это по-вашему?
АНДРЕЙ. Где?
ВЯЧЕСЛАВ. Вот это вот желтое снизу!
АНДРЕЙ. Да это просто какие-то иероглифы, как вы тут вообще разбираетесь? Откуда вы знаете, что Россия не Россия. Хомуха - не Хомуха. А может тут написано…
ВЯЧЕСЛАВ. Андрей!
АНДРЕЙ. Вот именно, Андрей. Может тут написано Андрей. Я не вижу здесь никакого ни Хамухи, ни России, просто японские закорючки. А может это Николай из Беларуси? Откуда мне знать? Или Сергей из Казахстана? Или Петя из Перу! Коля из Конго, Папуа Новая Гвинея не буду говорить кто. Да все что угодно. Не будем продолжать. Что вы так смотрите на меня, Вячеслав?  Что вы так….
ВЯЧЕСЛАВ. Да потому что у моего дяди точно такой же пояс и он - тоже Хомуха. И у него точно такой же иероглиф. И он тренер высшей категории. Категория это называется а не квалификация! И у всей нашей федерации спортивного традиционного карате точно так же написано «Россия», хоть и японскими буквами! Золотым по черному -  Россия! И шотокан – тоже золотым и тоже по черному. Посмотрите все это в интернете, раз вы там все уже прочитали и только потом задавайте такие необоснованные, такие дилетантские, такие...

Снова зазвонил телефон.

АНДРЕЙ. Какие?
ВЯЧЕСЛАВ. Такие мудацкие вопросы.
АНДРЕЙ. Мудацкие значит…
ВЯЧЕСЛАВ. Да, мудацкие. Я понятно объясняю?
АНДРЕЙ. Понятно.
ВЯЧЕСЛАВ. Простите. Звонок.
АНДРЕЙ. Да слышу, что звонок. Это у вас.
ВЯЧЕСЛАВ. Да, кажется, опять у меня.
АНДРЕЙ. Кто-то опять вам звонит.
ВЯЧЕСЛАВ. Да. Кажется так. Вы сидите, я отвечу. А вы пока расслабьтесь. Можете подышать.
АНДРЕЙ. Понял.
ВЯЧЕСЛАВ. Ну как мы делали. С закрытыми глазами. Мокусо которое.
АНДРЕЙ. Хорошо. Осс.
ВЯЧЕСЛАВ. Расслабьтесь и дышите.
АНДРЕЙ. Осс.
ВЯЧЕСЛАВ. Я быстро. Просто дышите. Ич ни сан си вдох…
АНДРЕЙ. Ич ни сан си выдох.
ВЯЧЕСЛАВ. Правильно. Продолжайте

Вячеслав подходит к окну, берет телефон.

ВЯЧЕСЛАВ. Что опять? Да салам, салам. Степа, отстань. Я же говорю занят. Ты че тугой такой? Ты че такой жадный до крови. Я не могу сейчас. Я не буду биться. Говорю, не могу. Один. Да пока один. Этот пришел и Слава Богу. Нет больше никого. Я только набираю. Он тоже не может. Он вообще никакой - первый раз, что ты хочешь. Откуда я знаю. Да ничем он таким не занимался – я же вижу. Не дрыщ, но так себе. Я больше не за него переживаю, за тебя. Не дай бог что случится. Потому что тебе сидеть. И мне. У тебя деньги лишние или как? Это все равно, что избить ребенка. Это нечестно. Сам его будешь потом лечить. А я не буду! Потому что у меня третья тренировка за день. Давай на четверг договоримся. У меня тоже есть капа. Не надо никуда приезжать. Слушай все, мне некогда. У меня есть перчатки. Да все есть. Душа только нет. Вот так, нет душа. Но скоро будет. Нормальный зал. Нигде. За городом Я тебе не скажу. Я не скажу тебе адрес. Я не буду драться. Хватит, я не буду с тобой драться. Никуда ты не приедешь. Я говорю никуда…Стёпа! Ты никуда…Черт.

Вячеслав опускает трубку. Смотрит в окно. 

АНДРЕЙ. Все в порядке?
ВЯЧЕСЛАВ. А? Подышали уже?
АНДРЕЙ. Немного.
ВЯЧЕСЛАВ. Вы не переживайте - это не про вас. Ну, в телефоне.
АНДРЕЙ. Я не переживаю.
ВЯЧЕСЛАВ. Просто товарищ один. С детства вместе занимались. Он потом уехал. Встретились тут недавно – началось.
АНДРЕЙ. Что-то хочет от вас?
ВЯЧЕСЛАВ. Да так. Пару раундов. Давай, говорит, схлестнемся. Вспомним молодость. А я сейчас не готов. Вернее я всегда готов, просто у меня сейчас тренировка и не дай бог.
АНДРЕЙ. Тоже каратист?
ВЯЧЕСЛАВ. ММА.
АНДРЕЙ. Жестоко.
ВЯЧЕСЛАВ. В смысле?
АНДРЕЙ. Сильный, наверное. Безбашенный. Я слышал, что они безбашенные.
ВЯЧЕСЛАВ. Это вообще не имеет значения. Если вы занимаетесь каратэ – вам вообще все равно, кто против вас. Боксер, таец, борец. ММА, УФСИ, вообще без разницы. Тигру совершенно все равно, кто на него нападает, да? Лев там, или носорог? Или медведь? Так и в каратэ. В карате есть все техники, есть броски, есть тайские удары локтями, удар коленом в челюсть, все стили, все единоборства которые существуют в мире, и мне все равно кто будет против меня! ММА, ни ММА – мне все равно.
АНДРЕЙ. Знаете, а вот вы спрашивали, почему каратэ?
ВЯЧЕСЛАВ. И почему, кстати? Вы так и не ответили.
АНДРЕЙ. Я ответил, но сейчас еще подумал. Просто, на самом деле. Знаете, что мне понравилось в самом начале, когда я изучал вопрос? Когда выбирал для ребенка, чтобы попробовать?
ВЯЧЕСЛАВ. И что?
АНДРЕЙ. Отсутствие контакта. Ну, когда нельзя бить. Бесконтактность. Нет? Неправильно? Или как это называется? Ну, я читал, что в карате даже при поединках, на соревнованиях, например, нельзя бить соперника. Нельзя касаться лица там, или живота кулаком или ногой. Удары запрещены, то есть ты, конечно, можешь нанести удар, но это будет ошибкой. Тебя оштрафуют. С тебя снимут бал. Так?
ВЯЧЕСЛАВ. Продолжайте.
АНДРЕЙ. То есть по правилам ты можешь только обозначить удар. Можешь его провести и остановиться в миллиметрах от лица, от глаза, скажем или от носа. Ты должен чувствовать расстояние, рассчитывать свои силы. Ты должен полностью владеть собою, чтобы нанося удар не нанести его, не задеть человека, остановиться в шаге от того, чтобы попасть в него.
ВЯЧЕСЛАВ. И это вам понравилось?
АНДРЕЙ. Мне понравилось, да! Я подумал – вот! Это по-настоящему круто. Настоящее искусство. Ты как бы владеешь мечом.
ВЯЧЕСЛАВ. Меч.
АНДРЕЙ. Да, ты как бы владеешь мечом. Он висит у тебя на поясе и все знают, что он у тебя есть и мысленно ты им можешь убить, но ты не убиваешь и все знают, что ты можешь убить и ты тоже знаешь, но убийства не происходит. Вернее оно происходит мысленно, а в реальной жизни, в реальной жизни все остаются живы.
ВЯЧЕСЛАВ. Убить мечом.
АНДРЕЙ. Да убить, но не убить. Истинное владение собой. Настоящая гармония между духом и телом. Дух, который может, но который не хочет.
ВЯЧЕСЛАВ. Все?
АНДРЕЙ. Да, разве я не прав?
ВЯЧЕСЛАВ. Как вам сказать. Как сказать. Хотите истину?
АНДРЕЙ. Разве я ошибаюсь?
ВЯЧЕСЛАВ. Вставайте. Давайте, давайте, встаем.
АНДРЕЙ. Встал.
ВЯЧЕСЛАВ. Встаем напротив меня. Так. Встали. А теперь - защищайтесь. Защищайтесь.
АНДРЕЙ. Так? Или как?
ВЯЧЕСЛАВ. Ну. Вставайте в стойку. Любая стойка, защищайтесь.

Вячеслав резкими ударами ногами и руками наступает на Андрея. Андрей неловко отмахивается.

АНДРЕЙ. Стойте. Стоп. Нет. Хватит!
ВЯЧЕСЛАВ. Давай, давай. На. Защищайся. Ну, чего ты. Давай, на. На!
АНДРЕЙ. Стоп! Пожалуйста. Яме. Или как там. Стоп!
ВЯЧЕСЛАВ. Что не получается? Не получается мысленно да? Как бы в теории не очень получается? Бесконтактность говоришь, да? Нельзя касаться, да? И что, и что?
АНДРЕЙ. Ничего.
ВЯЧЕСЛАВ. Вот и все!
АНДРЕЙ. Все. Все!.
ВЯЧЕСЛАВ. Что все?
АНДРЕЙ. Все. Я понял. Я понял.

Останавливаются. 

ВЯЧЕСЛАВ. Что ты понял?
АНДРЕЙ. Я все понял. Только одно можно? Это сейчас что было? Вы сейчас, вы по-настоящему это делали?
ВЯЧЕСЛАВ. Ха. По-настоящему…. Нет, понарошку! А как же еще может быть! Конечно по-настоящему. Все что происходит в этой жизни – по-настоящему! Представьте, что на вас напал человек. Или вот скажем у меня в руках палка, у меня в руках арматура или бита. И я иду на вас. Мои руки – это бита. И вам конец. Потому что я иду на вас. И сейчас вы умрете. На! Давайте еще раз, защищайтесь! Защищайтесь! Получается?

Снова следуют удары.

АНДРЕЙ. Ай. Нет. Стойте. Я просто не знаю.
ВЯЧЕСЛАВ. Вот. Не знаете. Все, что вы говорите – это красиво.
АНДРЕЙ. Но это неправда?
ВЯЧЕСЛАВ. Это половина правды. Только половина. Настоящая правда в другом.

Пауза.

АНДРЕЙ. Получается,  я ошибся?
ВЯЧЕСЛАВ. Так, расслабьтесь. Забыли все. Ясуме. Вставайте ровно. Вставайте напротив меня не бойтесь.
АНДРЕЙ. Я не боюсь.
ВЯЧЕСЛАВ. Точно не боитесь?
АНДРЕЙ. Нет.
ВЯЧЕСЛАВ. Тогда слушайте. Каратэ – это не только искусство. Это опасное оружие. Это древнее крестьянское оружие. Народное оружие мести и обороны. И это смертельное оружие. Это тот самый меч, о котором вы говорите. И если он просто висит на поясе – от него нет никакого толку. Это просто кусок железа. А когда вы берете его в руки – ваши руки становятся мечом. Шуто уке. Рука меч. Рука меч  - вот что такое карате.
На древнем японском острове Окинава, который издревле был центром боевого искусства, могущественный клан сегунов из Киото запретил жителям иметь холодное оружие. Окинава была захвачена и всем окинавцам запретили иметь мечи и сабли и копья, я уже не говорю про винтовки и автоматы.
И тогда крестьяне, оставшиеся ни с чем, придумали новое искусство. Это искусство и есть карате. Они взяли все, что было у них издревле и вдохнули в это новый дух. И получилось – каратэ. Каратэ – в переводе - пустая рука. Пустая рука без оружия. Но это рука, которая сама становится оружием.
АНДРЕЙ. То есть можно убить одной рукой?
ВЯЧЕСЛАВ. Можно убить одним пальцем. Принцип каратэ – один удар – одна смерть. Всего лишь одно касание и вы лишаете противника жизни. Каратэ – жестокое искусство умерщвления. Принцип одного удара – вот что такое карате. Но не просто принцип, а знание о том, как и куда этот удар наносить. Я знаю все ваши жизненные точки. И если я к ним прикоснусь – вы мгновенно умрете.
АНДРЕЙ. А если я прикоснусь к вам?
ВЯЧЕСЛАВ. Давайте не будем сейчас перебивать. Я о другом. Один удар – одна смерть. Принцип одного удара. Рука - меч. Вот что такое каратэ. Только понимая это можно рассуждать дальше. Осс?
АНДРЕЙ. Осс.
ВЯЧЕСЛАВ. Хорошо. Вот вы спрашиваете, а если я прикоснусь… – давайте. Сейчас я вам кое-что покажу. Я покажу вам этот самый смертельный удар. Вот этот удар. Ваша ладонь – ребро ладони, словно лезвие, приближается к горлу противника и резким, колючим ударом вы его убиваете. Вот сюда. В область шеи. Понятно?
АНДРЕЙ. Это вы сейчас мне сделаете?
ВЯЧЕСЛАВ. Это вы мне сейчас сделаете.
АНДРЕЙ. Зачем, то есть? Это же смертельный удар!
ВЯЧЕСЛАВ. А затем, что я хочу вам продемонстрировать – даже смертельным ударом нужно уметь владеть. Даже такое смертельное оружие в руках неопытного человека останется лишь палкой, ничем, пустышкой.
АНДРЕЙ. Может не надо?
ВЯЧЕСЛАВ. Тишина. Становимся в киба-дачи.
АНДРЕЙ. Куда?
ВЯЧЕСЛАВ. Кибада-чи. Стойка железного всадника. Самая начальная стойка, которой должен владеть каратист. Самая важная стойка. Эта стойка поможет вам в боях в ограниченном пространстве. Есть даже специальная серия ударов, специальная  ката. Она имитирует бой в лодке, бой в закрытой комнате. Она так и называется -  железный всадник. Все удары там наносятся из стойки киба-дачи. За мной повторяем. Ноги широко таз низко. Вперед немножко таз. Вот так руки на уровне пояса. Пятки параллельно.
АНДРЕЙ. Правильно?
ВЯЧЕСЛАВ. Почти. Представьте что вы на коне, что вы всадник. Но не просто всадник - а железный всадник. Ваш таз прижимает вас к земле. В тазу центр тяжести.  Встали. Хорошо. А теперь я нападаю на вас. И вы из стойки киба-дачи наносите мне шуто уке – смертельный удар рукой в шею.
АНДРЕЙ. Чего?
ВЯЧЕСЛАВ. В шею рукой.
АНДРЕЙ. Нет, я не буду.
ВЯЧЕСЛАВ. Не бойтесь. Я знаю что говорю. Я старший. Делаем.
АНДРЕЙ. Подождите, а вдруг…
ВЯЧЕСЛАВ. Никаких вдруг. Вы просто делаете, что я вам скажу. Шуто уке. Моя шея – ваша рука. Я вам покажу, что такое оружие. Просто делаем, что я говорю
АНДРЕЙ. Нет.
ВЯЧЕСЛАВ. Да.
АНДРЕЙ. Вот так?
ВЯЧЕСЛАВ. Так.
АНДРЕЙ. Я не буду
ВЯЧЕСЛАВ. Киба дачи. Держим киба дачи. Я подхожу. Я подхожу. И Рубим! Рубите, я сказал. Моя шея. Удар. И…
АНДРЕЙ. Нет.
ВЯЧЕСЛАВ. Да.
АНДРЕЙ. Нет.
ВЯЧЕСЛАВ. Шуто уке.
АНДРЕЙ. Нет.
ВЯЧЕСЛАВ. Да. Ич ни сан. Шуто уке. Ну, ну, ну. Пошел удар.
АНДРЕЙ. Пожалуйста.
ВЯЧЕСЛАВ. Удар! Удар пошел. Удар и кенсей. Шуто уке. Рука меч. Смертельное оружие. Ну же, по шее. Давай. Давай.  Беееееей!


НИ

В зале открывается дверь. В  зал заходит Степан. Степан – мощный парень в спортивном костюме. Степан красный с мороза.

ВЯЧЕСЛАВ. БЕЙ Я СКАЗАЛ!
СТЕПАН. Салам пацаны.
АНДРЕЙ. Аааааа!
СТЕПАН. Не понял.

Хлопает дверь. Вячеслав оборачивается. 

ВЯЧЕСЛАВ. Степа! Какого…

Андрей наносит смертельный удар.

АНДРЕЙ.  Кииййййя!
СТЕПАН, Слава… Что тут вообще  происходит?

Вячеслав падает на колени, хватается за горло.

ВЯЧЕСЛАВ.  ШУТО УКЕ
СТЕПАН. Чо?
АНДРЕЙ. Осссс
ВЯЧЕСЛАВ. ШУТО УКЕ….РУКА,,,МЕЧ,,,
СТЕПАН. Чо?
АНДРЕЙ. Рэй…
ВЯЧЕСЛАВ.  АРИГАТО РЭЙ.
СТЕПАН. СЛАВЯН! СЛАВКА!
ВЯЧЕСЛАВ. Банзай.
СТЕПАН. Ты чего? Ты убил его? Ты его убил!
АНДРЕЙ. Сенсей-ни-рэй.
ВЯЧЕСЛАВ. Железный всадник. Киба дачи. Держим киба дачи. Держим стойку до конца. Осс…

Вячеслав падает замертво.

СТЕПАН. Господи! Да что вы творите?
АНДРЕЙ. Один удар одна смерть.

Андрей медленно надвигается на Степана.

СТЕПАН. Парень. Парень, остановись!
АНДРЕЙ. Принцип одного удара - это и есть каратэ.
СТЕПАН. Не надо ко мне подходить.
АНДРЕЙ, Смертельное оружие, которое я тебе покажу.
СТЕПАН. Стой на месте!
АНДРЕЙ. Одно касание и все. Одно небольшое касание и все.
СТЕПАН. Господи, стой на месте.
АНДРЕЙ. Одно маленькое нежное касание, маленькое и нежное, одно касание, и все, и всееее. Не бойся, ноги на ширине плеч, руки по швам, одно маленькое касание.
СТЕПАН. ГОСПОДИ!


САН
Андрей сидит в углу зала.  На нем помятое, распахнутое кимоно, на голове черный пояс с золотыми иероглифами. Андрей сосредоточенно смотрит в одну точку. Эта точка – ничто, пустота. Когда в руках у Андрея все тем же рингтоном, что и у Вячеслава, зазвонит телефон,  Андрей не подаст и виду. Звонок не сможет его смутить. На лице не дрогнет и мускул. Он медленно поднесет трубку к уху и закрыв глаза будет слушать крики на той стороне.

АНДРЕЙ. Осс. Я говорю Осс. Это значит да. Это значит, что я все слышу. Нет, я не молчу. Ясуме. Я говорю ясуме, успокойся. Я говорю, что тебе нужно успокоиться. Ну и что? Нет. Я не считаю это проблемой. Там, где нужно. Я там, где я должен быть в это время. Это нормальное время. Не знаю. Я не могу ответить на этот вопрос. Буду столько, сколько понадобится. Буду, пока я должен быть здесь. Нет, приду. Я приду домой. Пока не знаю. Не могу точно сказать во сколько. Твой гнев меня совершенно не задевает.
Я говорю, что спокойно отношусь к твоему крику. Ты не купишь меня на свой крик. Ори, пока не лопнет твоя душа. Я говорю, ты не сможешь меня расшатать. Говорю, можешь орать, пока твое горло не превратится в пустую бамбуковую трость.
Это не херь. Это юмор. Специфический японский юмор. Японский. Нет,  не херь. А я говорю, что не херь, а система. Даже скорее философия. Нет не хуесофия а именно философия. Да. И если тебе интересно, я могу рассказать подробнее.
Хватит. Яме. Я сказал яме. Яме означает «хватит» по-японски. Больше я ничего не скажу. Я по голосу слышу, что тебе неинтересно. Я не буду рассказывать, пока ты не научишься себя контролировать. А мне кажется, ты себя не контролируешь. Нет. Ты кричишь. Я думаю, ты кричишь, потому что ты себя не контролируешь. Нет. Нет. Нет!  
Послушай меня внимательно. На земле нам отпущено не так много времени: несколько десятков лет. Подумай хорошо, просто замолчи и подумай - можем ли мы в такой ситуации позволять себе споры, решение которых - либо жизнь, либо смерть? Любая ссора – это вопрос жизни и смерти. Чего ты хочешь? Чего ТЫ хочешь? Жизни или смерти? Нет. Я сказал, яме. Я сказал, хватит! Я на это больше не поведусь.

Звонок прерывается. 
Андрей спокойно опускает трубку.
Снова звонок. Андрей медленно подносит трубку к уху. Долгое время молчит.

АНДРЕЙ. Если он не может заснуть – это его проблемы. Это очевидно. Если он кричит – значит, он хочет привлечь к себе внимание. И она кричит по той же самой причине. Они хотят внимания. Простого человеческого внимания. Лиши их внимания и ты лишишь их крика. Не реагируй на это. Не смей к ним подходить. Если ты будешь их успокаивать – они тебя победят. Не говори с ними. Не обращай на него внимания. Изолируй его. Закрой его в ванной. Закрой его в ванной и запри дверь. Я абсолютно не шучу. Я в ясном уме. Нет. Я не пил. Я вообще не пью. Я сейчас нигде ничего не пью. И вообще… знаешь, это вопрос доверия. Или ты мне доверяешь и наше общение имеет смысл, или ты просто меня не уважаешь. Это неуважение. Ты нарушаешь границы. Ты просто хочешь использовать меня.  Ты всегда используешь меня, чтобы я воздействовал на них, когда ты не хочешь напрямую решать вопросы. Нет, это больше не работает. Я не буду больше это делать. Твоя воля. Я говорю, все решает только твое желание. Просто ты этого не хочешь.
Ясуме! Я говорю, успокойся. Успокой свой дух. Я говорю, дух важнее физических действий. Выбрось все из головы. Забудь о них. Закрой глаза. Мокусо. Закрой глаза  и сосредоточься на дыхании. Тебе нужно дышать. Избавься от всего. Очисти сознание. Сконцентрируйся на потоке воздуха в легкие, теперь из легких… дыши, дыши, дыши…
Алло?
Сынок?
Да, сынок.
Я не могу сейчас говорить, сынок.
Нет. Потому что я занят, сынок.
Сейчас это невозможно, сынок.
Нет, сынок, дело не во мне.
Есть важные вещи, которые я должен сделать.
Нет не работа.
Что-то более важное.
Я все тебе расскажу.
Когда вернусь, я обязательно с тобой поговорю.
А сейчас…сейчас ты должен терпеть.
Ты должен научиться терпеть.
Хватит!
Перестань!
Ты мужчина. Запомни – ты мужчина и ты должен быть сильным.
Я говорю, ты должен держать себя в руках.
Хватит, я сказал!
Не сдавайся.
Нужно сопротивляться жизни.
Ты слышишь меня  - никогда не сдавайся.
Перестань плакать.
Просто возьми себя в руки.
Возьми себя в руки и перестань хныкать.
Ты ведешь себя как женщина.
Ты ведешь себя как не знаю кто…
Кто тебе сказал, что я не приду?
Нет, я приду.
Не знаю, но я обязательно приду.
А сейчас возьми себя в руки и дыши. Я говорю, сосредоточься на дыхании. Давай попробуем дышать вместе. Просто дышать. На четыре счета. Ич ни сан си. Раз два  три четыре. Успеваешь? Рот Рот Рот Рот. Выдох. Просто повторяй за мной, ич ни сан си. Дышим дышим дышим дышим. Это очень важно. Это накопление энергии. Это как медитация. Молча это делаем. Я говорю, заткнулись и дышим. Ич ни сан си… рот рот рот рот выдох … Молодец., молодец, продолжаем…Ич
Что?
….Я тоже тебя люблю.
Ич ни…
Я тоже… тебя
Люблю.
Сан
Я тоже тебя ….си.
Ич.
Люблю…


СИ

Дверь медленно открывается. На пороге появляется молодой человек со спортивной сумкой - Алексей. Алексей розовый с улицы, потирает руки, радостно улыбается.
Дверь хлопает. Андрей опускает трубку, слышны гудки.

АЛЕКСЕЙ. Здравствуйте. Тренировки для взрослых? Можно?
Это ведь для взрослых, правильно? Я вам писал на неделе. Алексей, помните, вы еще сказали, что запишите меня. Ну, Алексей который. Да? Взрослая группа. Я так, ну то есть я начинающий от слова совсем. Просто хотел узнать. Думаю, хватит лежать на диване, да? И вот пока нашел – гаражи эти. Место конечно у вас потрясающее, я два часа, наверное, петлял. Вроде в девять договаривались или во сколько? Я уже и забыл. Вы уж извините, что так вышло. Сегодня, думаю, хоть посмотрю, думаю, познакомлюсь. Хотя вообще-то мне далековато. Но интересно как тут все проходит. А все уже ушли, наверное, да? Все уже закончилось, да? Я опоздал? Опоздал да? Что? Что-то не так? Что вы так на меня смотрите. Я что-то не то сказал?
АНДРЕЙ. Додзе рэй.
АЛЕКСЕЙ. Что?
АНДРЕЙ. Я говорю - это додзе. Место, где познается форма.
АЛЕКСЕЙ. Ааа. Вон оно что. То есть?..
АНДРЕЙ. То есть когда мы входим в додзе, мы выполняем рэй.
АЛЕКСЕЙ.  Рэй. Понятно…рэй…
АНДРЕЙ. Да. Рэй. Это очень важно. Когда мы входим в додзе, мы выполняем рэй.

Пауза.

АЛЕКСЕЙ. Я вас услышал. Рэй так рэй.
АНДРЕЙ. Рэй – это поклон.
АЛЕКСЕЙ. Понял. Поклон. А где люди? Все уже убежали? Где другие ученики?

Пауза.

АЛЕКСЕЙ. Где все остальные?
АНДРЕЙ. Извините, а можно вопрос? Ааа, как вас там?
АЛЕКСЕЙ. Алексей.
АНДРЕЙ. Алексей, да. Можно один небольшой вопрос?
АЛЕКСЕЙ. Да, конечно.
АНДРЕЙ. Он только личного характера.
АЛЕКСЕЙ. Пожалуйста, личного так личного.
АНДРЕЙ. Алексей, скажите честно….
АЛЕКСЕЙ. Да?
АНДРЕЙ. А вы случайно не курите?

 

ЯМЕ

 

 

 

 

Нижневартовск-на-Оби 2022







_________________________________________

Об авторе:  АЛЕКСЕЙ ЖИТКОВСКИЙ

Родился и вырос в Омске. С отличием закончил химический факультет Омского Государственного университета. С 2006 году проживает в г. Нижневартовске ХМАО. В 2015 закончил ВГИК, сценарный факультет, мастерская Нехорошева Леонида Николаевича. Работал химиком-лаборантом, инженером-нефтяником, монтажером на ТВ, преподавателем фотографии, менеджером по кино в кинотеатре, читал лекции по истории кино в НВГУ. Ведёт киноклуб в ХМАО. С 2014 г. преподаватель фото и видео в Детской Школе Искусств №1 г. Нижневартовска. Участник и победитель фестивалей и конкурсов драматургии: «Авторская сцена», «Первая читка», «Любимовка», «Евразия», «Действующие лица», «Исходное событие 21 век». Пьесы входили в: шорт-листы конкурсов «Ремарка», «Волошинский конкурс»; лонг-лист конкурса "Кульминация. Современная драматургия 2016" (пьеса «Лета.Док»); шорт-лист конкурса "Кульминация. Современная драматургия 2017" (пьеса «Дятел»). Пьеса «Горка» - «лучшая пьеса года Конкурс Кульминация. Современная драматургия 2018". Постановки: Театры Нижневартовска (ГДТ), Риги (ОСА), Екатеринбурга (ЦСД), Киева (театральная лаборатория), Нижнего Новгорода (ЦТМ). Пьеса «Лета.док» была представлена в виде читки в Театре.док(Москва), на фестивале «За!Текст» (Екатеринбург), на вечере «Круг чтения» в МХТ им. А.П.Чехова. Фильмография: Документальный фильм «Памятник» (режиссер. Программа «Артдоксеть» 2016); к/м «Исповедь мизантропа» реж. Т.Жукова, 2017 (по пьесе «Мизантроп»); п/м «Звезды» реж. Александр Новиков-Янгинов, 2018.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
150
Опубликовано 01 авг 2022

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ