ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Анна Лифиренко. ПЕТЛЯ МУХИНОЙ

Анна Лифиренко. ПЕТЛЯ МУХИНОЙ

Редактор: Серафима Орлова


(пьеса)



Действующие лица:

ЛЕНА, спортивная гимнастка
АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ, первый тренер Лены
МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ, тренер Лены
НИНА ПЕТРОВНА, хореограф Лены
НИКОЛАЙ, врач Лены
АННА ИВАНОВНА, бабушка Лены
ГОЛОСА

На сцене – большой экран, по форме напоминающий советский телевизор «Рубин»


ЧАСТЬ 1

1. На экране телевизора – комната с большой кроватью, рядом с ней – тумбочка, заваленная посудой и книгами, торшер с светло-зеленым абажуром. Окно наглухо задёрнуто занавесками. Далее камера переключается на ЛЕНУ, которая полусидит-полулежит на кровати, на коленях у неё фотоальбом, она медленно перелистывает его страницы

ЛЕНА. Это в Страсбурге, 78-ой год, Чемпионат мира. Помню, я привезла тогда из Франции магнитофон. Выехать же тогда было невозможно просто так, и я покупала всё, чего у нас не было. Вот, это мой тренер, мы на тренировке, справа другие его ученики. И тут мы тоже с ним, показывает мне что-то. Майку эту помню как сейчас, из Испании привезла. Там выдавали. А это наша сборная на чемпионате Европы в 77-ом в Чехии – Маша Филатова, Нелли Ким и я. Вот я – самая стройная, не то, что сейчас! (Смеется) А это в Минске на сборах, на тренировочной базе. Мы тогда к Олимпиаде-80 готовились вовсю. Худая такая, одни глаза на лице…

2. Гимнастический зал. ЛЕНА растягивается на ковре. МИХАИЛ и АЛЕКСАНДР сидят на скамейке в другом конце зала

МИХАИЛ. Она даже двойное сальто у тебя сделать не может.
АЛЕКСАНДР. Я не тренировал его с ними. Оно не входило в программу чемпионата Москвы.
МИХАИЛ. И что мне с ней делать? У нас в ЦСКА другой уровень.
АЛЕКСАНДР. Говорю тебе, она далеко пойдет, очень работоспособная.
МИХАИЛ. Сколько ей?
АЛЕКСАНДР. Четырнадцать.
МИХАИЛ. Выглядит младше. Когда пришла?
АЛЕКСАНДР. Да говорю же, чуть больше года назад.
МИХАИЛ. А чего так поздно?
АЛЕКСАНДР. Про это не знаю. Она не очень разговорчивая.
МИХАИЛ. Кто привел?
АЛЕКСАНДР. Да вроде никто, сама. У нее, как я понял, не всё просто в семье. На соревнования пару раз бабушка вроде приходила…
МИХАИЛ. Не знаю, что вы с ней так носитесь, по-моему, из нее толка особо нет. Обычная девочка, каких вон, полный зал. Способности вроде есть, фактура никакая.
АЛЕКСАНДР. Она работает как вол. Из зала не выходит.
МИХАИЛ. Да и что? Много их таких. Все хотят быть чемпионами.

Подходит к Лене

МИХАИЛ. Лена, здравствуй ещё раз. Сделай двойное сальто, пожалуйста.

ЛЕНА вопросительно смотрит на МИХАИЛА

МИХАИЛ. Да-да, сейчас. Делай. Твой тренер не против.

ЛЕНА разбегается и делает сальто, но у неё не получается, она падает на живот

МИХАИЛ. Ещё раз попробуй.

Встаёт, разбегается и снова неудачно делает сальто

МИХАИЛ. Лена, чтобы тренироваться у меня, ты должна его сделать. Пробуй.

ЛЕНА делает ещё раз, снова падает

МИХАИЛ. Давай так. Пока я здесь, ты должна его сделать. Я здесь ещё десять минут.

Отходит от Лены

АЛЕКСАНДР. Она же не сможет сейчас за пять минут научиться прыгать сальто.
МИХАИЛ. Ну, не сможет – не сможет.
АЛЕКСАНДР. Она девочка, Миш, зачем ты так.
МИХАИЛ. Саш, у меня двойное сальто с девяти лет делают, иногда и раньше.

ЛЕНА продолжает пытаться сделать двойное сальто

 МИХАИЛ. М-да уж, старательная девочка.
АЛЕКСАНДР. Она очень старательная.
МИХАИЛ. Но не новая Корбут.
АЛЕКСАНДР. Может стать новой Корбут.
МИХАИЛ. Сомневаюсь.

ЛЕНА делает ещё одно сальто, у нее почти получается, но она не сохраняет баланс и падает. И ещё раз делает то же самое

МИХАИЛ. Ладно, возьму. Может, и получится из неё что.
АЛЕКСАНДР. Переведёшь к себе?
МИХАИЛ. Ну а как ещё. Не к вам же в «Динамо» приходить. 

Подходит к ЛЕНЕ

МИХАИЛ. Лена, теперь будешь тренироваться у меня в ЦСКА. Но при одном условии – ты должна много работать. На результат. Будешь работать – будет результат. Хорошо?

Включается телевизор. На экране – интервью с АЛЕКСАНДРОМ

АЛЕКСАНДР. Лена же пришла в гимнастику в 72-ом, когда ей было 12 лет. Считается, что для гимнастики это поздновато. А в 73-м она перешла ко мне в «Динамо». Мы с ней тренировались не очень долго, но за это время быстро стала кандидатом в мастера спорта. Её заметили, её способности. И я понял, что ей надо дальше расти, выходить на другой уровень. Мише я всегда доверял, доверял его методам, тренерскому чутью. До Лены он тренировал только мужчин, и я предложил ему посмотреть Лену. Я видел, что ей надо идти дальше, что потенциал в ней огромный. И тогда я позвал Мишу, Михаила Яковлевича. 


3. Гимнастический зал. ЛЕНА и МИХАИЛ на матах

МИХАИЛ. Лена, давай рондат и двойное сальто назад. Хорошо. Когда делаешь рондат, ноги собирай вместе. При приземлении раскрывай грудную клетку. Вот так. Не зажимайся. (Показывает. Лена делает комбинацию) Вот, да, хорошо. Умница. Стоп! Слушай, а что если после сальто мы сделаем еще двойной пируэт? С согнутыми ногами. И приземляешься потом на обе ноги, одну ногу уводишь назад и стойка. Попробуем?

ЛЕНА долго смотрит под ноги

МИХАИЛ. Что такое? Боишься? Понятно, страшно. А чем дольше стоишь и смотришь, тем страшнее, так всегда. Пробуй.

ЛЕНА разбегается, делает сальто, но не уходит в пируэт и падает на спину на мат

МИХАИЛ. Лен, скорость не развила. На такой скорости понятно, что не справишься, тело у тебя не сможет провернуться. Разбег больше, скорость выше, мощный толчок и вперёд. Давай только один пируэт. С места. Я страхую. Можно. Ну, не надо бояться. Я тебя держу. Прокручивайся в воздухе. Оттолкнись с силой. Можно.

ЛЕНА прыгает, МИХАИЛ ее поддерживает

МИХАИЛ. Молодец! Стоп! Ноги поджимай! Не выпрямляй их! (Лена падает) Держи себя в воздухе сама. Не теряй землю. Можно.

ЛЕНА прыгает в пируэт, приземляется на колени

МИХАИЛ. Ещё! (Лена прыгает) Ещё! (Лена прыгает) Ещё! (Лена прыгает) Ноги согни!

ЛЕНА прыгает и наконец приземляется на ноги

МИХАИЛ. Молодец. Ещё! (Лена прыгает и приземляется на ноги) Молодец. Ещё! (Лена прыгает и приземляется на ноги) Ещё! И точку в конце! (Лена прыгает и делает стойку в конце) Перерыв две минуты. Садись, отдохни. 

Запыхавшаяся ЛЕНА и МИХАИЛ садятся на скамейку

МИХАИЛ. Ну как, Лен? Чувствуешь, как в теле больше ловкости и силы становится? Оно меняется, становится другим. Чувствуешь? (Лена кивает) Такую комбинацию в вольных упражнениях ещё никто не делал. Да, непросто, но надо сделать. Нужно что-то новое, необычное, немножко посложнее, Ленок, понимаешь? Сделаем? Ты же умница и не такое можешь, да? Ты изящная девочка, мягкая, красивая, но только этим сейчас никого не возьмёшь. Нужно что-то новое, новые элементы, комбинации. Твоя вольная программа – это будет твой конёк. И мы с тобой все вершины возьмем. Я тебе один секрет дам, чтобы всегда всё чисто делать: когда ты уже предельно готова выполнять упражнение, сначала представь его от и до, прокрути в голове, ни одной детали не упускай вплоть до поворотов головы. Поняла? Ну что, передохнула? Пошли дальше. (Выходят на ковёр) Готова? Я страхую. Прыгай! Ещё! Ещё!


4. Гимнастический зал. ЛЕНА тянется на ковре, МИХАИЛ стоит рядом 

МИХАИЛ. А сейчас попробуем повороты на бревне. Потянулась? Иди на бревно. Наскок сейчас не делай. Давай сразу поворот на бревне в положении сидя. Руками баланс держи, не заваливайся.

ЛЕНА делает упражнение

МИХАИЛ. Отлично, точка. Так, а теперь проходка по бревну и разножка. Молодец, хорошо. Держи баланс. Давай ещё раз поворот, проходку и разножку. Лен, только носки тяни. Давай теперь соединим эту связку с фляком назад. Доходишь до края бревна и фляк. Делай хороший упор на руки.

ЛЕНА секунду сомневается, но делает упражнение

МИХАИЛ. Хорошо, а теперь размеренное сальто вперед. Осторожней. Не переживай, я страхую. Умница! Ну что, покажем всем на Спартакиаде?

К ним подходит НИНА

МИХАИЛ. О, вот и Нина Петровна к нам идёт. Лена, это твой новый хореограф.
НИНА. Добрый день, Михаил Яковлевич. Здравствуй, Леночка.
МИХАИЛ. Готовимся к Спартакиаде. Как думаете, Лена всех покорит?
НИНА. Конечно, Леночка очень способная девочка.
МИХАИЛ. Лен, покажем Нине Петровне твою комбинацию на бревне?

ЛЕНА показывает комбинацию

НИНА. Очень хорошо! И ещё стоечку в конце красивую можно, вот так.
МИХАИЛ. Хорошая мысль, сделаем.
НИНА. А на повороте можно ручки добавить, одну вверх, другую вбок, вот так.
МИХАИЛ. Лен, сделай.
НИНА. А вы не хотите добавить ещё волну на полупальчиках? Сейчас это модный элемент.
МИХАИЛ. Он простоват. Лена может и не такое.
НИНА. Ну, ладно, я пойду, у меня тренировки уже все закончились. До свидания, Михаил Яковлевич, Леночка, удачи!

Уходит. ЛЕНА спрыгивает с бревна

МИХАИЛ. Лен, а ты куда? Мы еще с тобой не закончили.

Включается телевизор. На экране – интервью с НИНОЙ

НИНА. Ну, Михаил Яковлевич действительно очень сильный тренер, один из лучших в советской гимнастике. Попасть к нему тренироваться многие считали за огромную удачу. До Леночки он тренировал только мужчин и делал из них настоящих звезд, вот своего брата Виктора привёл к золоту Олимпиады 72-го в Мюнхене. Это ведь первый тренер, у которого были сделаны двойные сальто прогнувшись! Он придумывал сложные программы, был тренер-новатор, который всегда смотрел только вперед, следил за развитием мировой гимнастики, понимал, в какое место нужно бить. Ему всё время хотелось быть на шаг, на два шага впереди. К тому же он был тренером ЦСКА, Армейского клуба, имел звание майора, у него была армейская закалка, дисциплина. Он любил, чтобы его все слушались. А я много с ним работала в паре. 


5. Больница. Палата. На кровати сидит ЛЕНА в ортопедическом бандаже. Включен телевизор, по которому идёт какая-то передача. В палату заходит МИХАИЛ

МИХАИЛ. Здравствуй, Лен. (Садится на кровать, Лена поджимает под себя ноги) Ну что, как ты тут? Хорошо всё? Нравится? (Лена кивает) Ну я и не сомневался. (Показывает рукой на тумбочку) Конфеты там не прячешь? Ладно, поверю. А ну, посмотри-ка на меня. Бледная какая-то. Ты на улицу вообще выходишь?

По телевизору – спортивная передача, показывают награждение. На пьедестале стоят две гимнастки, улыбаются и машут руками

ГОЛОС ДИКТОРА. Неделю продолжался в Ленинграде турнир по спортивной гимнастике 6-ой Летней Спартакиады народов СССР. На арене Дворца спорта многие спортсмены продемонстрировали сложные программы, четкое и уверенное их исполнение. Гимнастка из Беларуси Ольга Корбут вместе со своей соперницей из Казахстана Нелли Ким поднялась на высшую ступеньку пьедестала почета. Они стали абсолютными чемпионками Спартакиады, показав всем республикам свой талант, мастерство и…

МИХАИЛ подходит к телевизору и выключает его

МИХАИЛ. Во сколько больница закрывается? (Лена слегка пожимает плечами) Так, собирайся, пойдём. (Лена вопросительно смотрит на Михаила) Всё, ты отдохнула. Полежала и хватит. Пойдём. Вечером вернёшься.

ЛЕНА встаёт и одевается. В палату заходит НИКОЛАЙ

НИКОЛАЙ. Вы далеко?
МИХАИЛ. Прогуляемся, Коль. Подышим воздухом.
НИКОЛАЙ. Обед через полчаса, не опоздайте.
МИХАИЛ. Она не будет сегодня обедать.
НИКОЛАЙ. Почему?
МИХАИЛ. Ну, тут не будет.
НИКОЛАЙ. Миш, опять?
МИХАИЛ (Лене). Лена, подожди меня внизу, я скоро приду.

ЛЕНА уходит

НИКОЛАЙ. Ей хотя бы неделю ещё, что ты творишь вообще...
МИХАИЛ. Коль, сам знаешь, это пустяк. Ничего там серьёзного. Поболит и перестанет.
НИКОЛАЙ. Миша, это всё-таки травма.
МИХАИЛ. Да какая это травма…
НИКОЛАЙ. Так нельзя, Миша. Я больше не могу…
МИХАИЛ. Коль, обещаю, в долгу не останусь. Всё, мы пошли. Вечером она будет. 
НИКОЛАЙ. Только ты уж постарайся, чтобы вас никто особо не увидел.
МИХАИЛ. Ошейник ей сниму, никто и не заметит.
НИКОЛАЙ. Миша…

МИХАИЛ выходит из палаты 

Телевизор. На экране – интервью с НИКОЛАЕМ

НИКОЛАЙ. Спортивная гимнастика – очень травмоопасный спорт. Травмы у гимнастов случаются часто, это норма. Пальцы выбиваются, ноги подворачиваются, это почти у всех. Я был лечащим врачом Лены Мухиной. У неё как-то раз была травма – отрыв остистых отростков шейных позвонков. Травма не очень серьёзная, с ней допустимо тренироваться, в общем. Многие врачи так считают. Особенно перед соревнованиями часто так бывает, что гимнасты тренируются с незначительными травмами, есть специальные средства для этого, бинты, бандажи. Если, конечно, травма серьезная, выходить на ковёр ни в коем случае нельзя, и гимнаста снимают с соревнований. Но в моей практике такое случалось не очень часто. 


6. Воспоминание ЛЕНЫ

Комната в коммуналке. В одном углу – тумба с телевизором, напротив диван. В другом углу занавеска, за которой стоит кровать. Посередине комнаты стоит обеденный стол 

Полумрак. ЛЕНА лежит на кровати за занавеской, слышит голос АННЫ ИВАНОВНЫ и ее соседки

ГОЛОС. Какое горе, какое горе… Ох, Анечка, какое горе…
ГОЛОС АННЫ ИВАНОВНЫ. Справимся.
ГОЛОС. Как же так получилось, как же они так…
ГОЛОС АННЫ ИВАНОВНЫ. Не надо, не будем об этом.
ГОЛОС. А девочка-то, внучка твоя… Какое несчастье, что с ней будет… Ох, за что же это всё, несправедливость такая…
ГОЛОС АННЫ ИВАНОВНЫ. Ладно, кончай. Разбудишь Лену.
ГОЛОС. Надо же в детский дом её. У нас такие хорошие детские дома, я в газете читала…
ГОЛОС АННЫ ИВАНОВНЫ. Лена будет здесь жить.
ГОЛОС. Как здесь? Где? У тебя же десять метров всего.
ГОЛОС АННЫ ИВАНОВНЫ. Тахту перевезу с дачи, тут поставлю.
ГОЛОС. Ты комнату другую хочешь?
ГОЛОС АННЫ ИВАНОВНЫ. Кровать Лене отдам. У меня уже и ноги, и всё. Не девочка я уже, прямо скажем. Будет мне помогать.
ГОЛОС. Ох, не пожалела бы ты, Аня.
ГОЛОС АННЫ ИВАНОВНЫ. Ладно, поздно уже. Будем с Леной спать.


7. Гимнастический зал. ЛЕНА выполняет танцевальные упражнения, рядом стоит НИНА

НИНА. Лена, здесь очень простой финал, а сколько я бьюсь? Значит, его надо сделать предельно выразительным! Не выпускать настроение зрителя! Разозлилась! Никакого равнодушия! Бороться надо за своё право быть на ковре, бороться!

ЛЕНА делает прыжок, НИНА хлопает в ладоши

НИНА. А почему нога такая? Когда делаешь этот прыжок, держи ногу во внимании, касайся затылка, а то будешь у меня с такой ногой стоять полчаса. Даю ещё попытку, но только чтобы всё чисто.

ЛЕНА делает комбинацию ещё раз

НИНА. Руки, руки, руки! Руки – это твой разговор о жизни, этими руками. Ты протестуешь ими против смерти, и не будет её, не будет! Здесь, сейчас на ковре вся перевоплощайся! Это твои крылья для полета! Такие птицы нам нужны! В этом наше с тобой мастерство, если я тебя научу – значит, будешь настоящая, большая гимнастка!

Заходит МИХАИЛ

МИХАИЛ. Нина Петровна, доброго дня! Лену заберу?
НИНА. Добрый день, Михаил Яковлевич! Да-да, конечно. Мы с Леночкой уже закончили.
МИХАИЛ (Лене). Иди на ковёр, готовься. (Лена отходит) Ну что, какие у нас успехи?
НИНА. Не знаю, Михаил Яковлевич, всё делает чистенько, но… не хватает чего-то.
МИХАИЛ. Чего не хватает?
НИНА. Какой-то внутренней силы, глубины, вот отсюда.
МИХАИЛ. Не понял.
НИНА. Азарта, возбуждения, энергии. Не летит, не парит. А это бывает от злости, от желания победы.
МИХАИЛ. Что вы говорите?..  
НИНА. Руки. Руки – главное для гимнастки, они должны её вести, они её лицо в хореографии. Она как будто на них слишком сконцентрирована, думает о технике, слишком за ними следит, а должна отпустить их…
МИХАИЛ. Понял, Нина Петровна. Будем работать.

Подходит к Лене

МИХАИЛ. Так, давай сначала вольные. Смотри, теперь ты делаешь стойку, уходишь на прогиб, из него кувырок вперёд и снова стойка, а потом уходишь вниз через прогиб на разножку.Поняла? Прогиб, кувырок вперед через голову, стойка, нижний прогиб, разножка. Ничего сложного. Делай. (Лена начинает делать комбинацию) Что ты делаешь? Сначала прогиб, потом кувырок! Запомнить сложно? И носки тяни, ноги деревянные! Соберись!

ЛЕНА доделывает упражнения

МИХАИЛ. Достаточно. Это была разминка. Переходим на бревно. Сейчас главное – руки. При наскоке на бревно подтягивай себя, держи руками тело, они твои точки опоры. Начинай. Да. Теперь разножка, шпагат в воздухе. Да. Носки тяни. Так, дальше у тебя здесь переворот назад из положения сидя и два фляка вперед теперь вместо одного. Сделай это.

ЛЕНА делает на бревне комбинацию

МИХАИЛ. Стоп! А теперь делаешь сальто назад, но приземляешься не на ноги, а разводишь их в полёте и обхватываешь ими в последней фазе бревно. Делай!

ЛЕНА замирает

МИХАИЛ. Ну, что такое? Ты видела, что делает Ким на бревне? Видела её программу?

ЛЕНА делает сальто, срывается с бревна и падает на мат 

МИХАИЛ. Ещё раз!

ЛЕНА делает сальто и опять срывается с бревна

МИХАИЛ. В чём дело-то? Ноги не держат? Ещё раз!

ЛЕНА делает сальто и снова срывается

МИХАИЛ. Соберись! Рассыпаешься вся! Ещё!

ЛЕНА не встаёт с мата. МИХАИЛ замечает, что ЛЕНА тихо плачет

МИХАИЛ. Ой, ну как же без слёз, да? А ты думаешь, почему так со Спартакиадой получилось? Почему травма накануне соревнований? Ты не сконцентрирована. Ты думаешь о чём угодно, только не о результате. Не должно быть никакой жалости к себе, а ты себя постоянно жалеешь. А если слёзы тебе так помогают, то давай график составим, когда ты плакать будешь, да? (Садится на корточки рядом с Леной) Лен, иногда приходится немного сгустить краски, чтоб ты поняла, что тебе ещё трудиться и трудиться. У тебя есть моменты, над которыми надо много работать. У тебя действительно такие моменты есть. Кубок СССР через три месяца, а ты не готова. (Встаёт и подает Лене руку) Ну что, немножко сырости и вперёд? Вот, молодец. Я понимаю, поплакать тоже надо иногда. Но ты же самая сильная у меня, самая способная, да? Давай сейчас ты передохнёшь, а дальше пойдём на брусья. И вот, как раз попробуем с тобой новый элемент, петлю… Петлю Корбут.

ЛЕНА замирает

Телевизор. На экране - интервью с НИНОЙ

НИНА. Нужно понимать, что представляла из себя мировая гимнастика 70-х. Уже никого было не удивить грацией, изящными, но статичными движениями. Нужна была акробатика, динамика, полётовые движения. И наши тренеры это чувствовали. Петля Оли Корбут – это такой элемент, когда гимнастка встает на верхнюю жердь брусьев, делает сальто назад, хватается за жердь, уходит в оборот на нижнюю и дальше продолжение сложной комбинации. А Лена делала уже свою петлю не с согнутыми ногами, как Оля, а с прямыми, и при переходах с жерди на жердь добавила винты. Этот элемент потом так и назвали – петля Мухиной. Трибуны ахали, когда Лена его делала. Такие элементы назывались элементами ультра-си. Именно этими элементами Лена покорила сначала весь Советский Союз, а потом и весь мир. 


8. Гимнастический зал. ЛЕНА на брусьях, МИХАИЛ издалека смотрит 

МИХАИЛ. Ага, очень красиво. И технично. (Лена соскакивает в стойку) Ну и скажи мне, кому такие подходы в наше время нужны, с такими поворотами? Я тебе сто раз объяснял, как делать эту петлю. Почему не делаешь?

Подходит к брусьям

МИХАИЛ. Ты должна её делать не в прямой плоскости, как Корбут, а с винтами на 360 градусов при перехватах жердей в фазе полёта. Понятно? Ну что же, тогда ещё раз с самого сначала. Встаёшь на верхнюю жердь… (Лена неустойчиво встаёт на жердь). Из положения сидя, медленно разгибаешь колени и встаёшь на пальцы, держишь баланс. (Лена делает). Так, и теперь сальто назад с винтом и цепляешься за жердь в последней фазе полёта.

ЛЕНА делает сальто назад, не успевает перехватить жердь и срывается на мат

МИХАИЛ. Плохо. Ещё раз. Прокручивай в голове, что сейчас делать будешь.

ЛЕНА делает ещё раз, но снова срывается

МИХАИЛ. Сразу видно, ты её почти не тренировала. Ещё раз.

ЛЕНА цепляется за брусья, но почти сразу соскакивает

МИХАИЛ. Ну, а дальше кто делать будет?

ЛЕНА пытается что-то сказать, МИХАИЛ ее перебивает

МИХАИЛ. Ты ведь и на Кубке её не сделала, хотя сколько мы её отрабатывали. Почему? Потому что она у тебя не готова. Ты то берёшься, то не берёшься, делаешь себе массу поблажек. Лена, ты не Латынина, не Турищева и не Корбут. Поэтому работать, работать и только работать. Ты можешь взять только техникой. Ты понимаешь, что если ты не сделаешь эту петлю, не видать тебе никакого золота нигде и никогда? Да, сложно, да, никто не делал. Значит, можешь быть первой. А на Олимпиаде в Монреале что показывать будешь?

ЛЕНА что-то очень тихо говорит

МИХАИЛ. Тебе не страшно, ничего подобного. У тебя давно не должно быть страха. Ты просто очень ленивая и не хочешь стараться.

ЛЕНА присаживается на скамейку

МИХАИЛ. Встань! Садиться будешь только тогда, когда я скажу!

ЛЕНА вскакивает

МИХАИЛ. Я не пойму, ты специально, что ли, издеваешься? Ты же можешь всё, можешь, но как будто назло не хочешь делать! Это ты мне мстишь так? Лена, это гимнастика. Здесь по-другому никак. Не нравится – уходи, или делай, как я говорю.

ЛЕНА съёживается

МИХАИЛ. Короче, Лена. Если тебе не нравится, как я тренирую – ищи другого тренера или тренируйся одна. Если тебе так тяжело и плохо, то приходи сюда только так, зарядочку делать, раз ты бездарна и больше ни на что не способна.

МИХАИЛ уходит. ЛЕНА садится на скамейку и плачет


9. Воспоминание ЛЕНЫ

Комната в коммуналке. Заходит ЛЕНА и забегает за занавеску, задергивая её за собой. Потом заходит АННА ИВАНОВНА с тарелкой супа и ставит её на стол, достаёт из кармана халата ложку и кладёт рядом с тарелкой

АННА ИВАНОВНА. Лена, иди кушать. (Тишина) Ле-на! О-бед! (Тишина) Да что ж это за ребёнок! Лена! Быстро есть!

АННА ИВАНОВНА заходит за занавеску и видит ЛЕНУ, которая сидит на кровати, закрыв руками колени и уткнувшись в них лицом

АННА ИВАНОВНА. Что опять? (Трогает Лену за плечо) Лена, ты меня слышишь? Обедать иди, стынет, я заново разогревать не буду.

ЛЕНА ещё плотнее закрывает руками колени

АННА ИВАНОВНА. Что у тебя там? А ну, быстро показала.

С силой отрывает руки Лены от коленей, на них две ссадины, из которых сочится кровь

АННА ИВАНОВНА. Что ж за ребёнок такой! Говорила тебе, не ходи ты с этой шпаной – нет, всё тебе мало. Расшибёшься рано или поздно. Ходить за тобой, что ли, постоянно надо? Дома будешь сидеть, раз не понимаешь! Иди садись есть, я сейчас перевяжу.

ЛЕНА медленно встаёт и идёт к столу. АННА ИВАНОВНА носится по комнате 

АННА ИВАНОВНА. Не могу я больше, не справляюсь с ней. Сколько раз ей было сказано, не ходи ты туда! Сведёт же меня в могилу! И мать её была такая же, лезла всё, куда не просят! И напросилась ведь! Да ешь давай уже, остыло всё!

ЛЕНА медленно ест суп. По телевизору показывают соревнования по спортивной гимнастике. К Лене подходит АННА ИВАНОВНА со склянкой и с бинтами

АННА ИВАНОВНА. Давай сюда сначала одну ногу. Слышишь, что говорю-то? Ногу давай сюда! (Лена не слышит, глядя только на экран) Ты оглохла, что ли, Лена! Ногу дай!

ЛЕНА не реагирует. АННА ИВАНОВНА видит, что взгляд Лены прикован к телевизору

АННА ИВАНОВНА. Да что ж такое-то! (Подходит к телевизору и выключает его) Все, закончилось кино! Ногу дала!

ЛЕНА подает ногу, АННА ИВАНОВНА обильно поливает ее жидкостью из склянки и быстро перебинтовывает

АННА ИВАНОВНА. Всё, после школы сразу домой. И только попробуй куда-то ещё пойти. Никакого покоя с тобой, ну что ж это такое-то! Не дёргайся! Уж раз навернулась, так терпи! Не надо реветь, сама виновата! Все дети как дети, послушные, эту носит чёрти где, всё ей неймётся! Пожалела бы хоть бабушку! Чего молчишь-то? Нечего сказать? Вот и правильно. И доедай давай, не выливать же! Чтоб я вернулась и ты всё съела!

Выходит из комнаты, хлопнув дверью. ЛЕНА снова принимается за суп, по её щекам текут слезы


10. Гимнастический зал. ЛЕНА и МИХАИЛ у снарядов

МИХАИЛ. Делаешь сейчас всю программу. Бревно, брусья, опорный и вольные. Я смотрю отсюда. Приступай.

МИХАИЛ садится на скамейку, к нему подходит НИНА

НИНА. Михаил Яковлевич, ну что, вы были у них?
МИХАИЛ. Был.
НИНА. Что сказали?
МИХАИЛ. Нестабильная. 
НИНА. Ох… И как же быть?
МИХАИЛ. Никак. Не видать нам Монреаля.
НИНА. Может, до следующей подождать? Ей же пока только шестнадцать…
МИХАИЛ. Она должна поехать на эту.
НИНА. Михаил Яковлевич, Миша, ну подожди ты, ты же видишь, она из сил выбивается.
МИХАИЛ. Это я из сил выбиваюсь.
НИНА. Слушай, это, наверное, из-за Кубка, не берут её в сборную.
МИХАИЛ. Понятно, что из-за Кубка. Двенадцатое место, позор.
НИНА. Ну зачем ты так? Она в Минске как хорошо показалась на Чемпионате, в Одессе во взрослом первенстве. О её вольной программе все только и говорят, Миш. Она умница, много работает, ты же видишь.
МИХАИЛ. Это всё не то. (Пауза) В Монреале будет Команечи. Лена – единственная, кто мог бы с ней побороться. Она может гораздо больше…

Слышится хруст дерева, ЛЕНА падает с брусьев

НИНА. Лена, кажется, упала.
МИХАИЛ. Вроде несильно, там поролон. Сейчас продолжит. 
НИНА. Может, сходишь к ней…
МИХАИЛ. Пускай доделывает. (Тише) Я думаю, нас засудили на Кубке.
НИНА. Да какие глупости.
МИХАИЛ. Ты видела программу Давыдовой? А Филатовой? У Лены гораздо сложнее, техничнее.
НИНА. У девчонок тоже сложная программа. (Пауза) И травм меньше.
МИХАИЛ. Я ещё раз завтра туда пойду. Мне намекнули, что…

ЛЕНА подходит и что-то очень тихо говорит МИХАИЛУ

МИХАИЛ. Лен, ты вечно ищешь повод ничего не делать. Как надоела мне твоя лень и несобранность.
НИНА. Михаил Яковлевич, может, Лене лучше к врачу сходить?
МИХАИЛ. Не надо. Потом. Ты закончила? Хорошо, иди отдыхай. У тебя пятнадцать минут.

Включается телевизор. На экране – интервью с НИНОЙ

НИНА. Надя Команечи… Эту румынскую девочку боялись все гимнастки мира. До 75-го года советская гимнастика была лучшая в мире – Лариса Латынина, Люся Турищева, Оля Корбут. А в 75-ом году Надя Команечи вышла на чемпионате мира и показала упражнения сильнее, чем у наших лидеров, показала и выиграла. И всё, мы уже не были законодателями трудности на международной арене. В ней все было хорошо, и стать, и ловкость, и гибкость. Это была фактически идеальная гимнастка. Любовь всего мира, точёная фигурка, идеальные комбинации. А когда объявлялась фамилия Команечи, все замирали. 


11. Телевизор, по которому идут соревнования по спортивной гимнастике

ГОЛОС ДИКТОРА. В столице социалистической Чехословацкой Республики Праге проводится 11-ый Чемпионат Европы по спортивной гимнастике среди женщин. Все участницы выходят на арену для приветствия. Знамя СССР гордо несут представительницы нашей сборной – гимнастки Нелли Ким, Елена Мухина и Мария Филатова. Их тренеры с волнением наблюдают за своими воспитанницами с трибун. Итак, все гимнастки в сборе. 11-ый Чемпионат Европы по спортивной гимнастике объявляется открытым.

МИХАИЛ и ЛЕНА появляются перед телевизором

МИХАИЛ. Лена, на других не смотри, не оценивай. Думай только о том, что я говорил. Готова? Соберись.
ГОЛОС ДИКТОРА. Первая дисциплина – опорный прыжок. Сейчас на арене представительница Германской Демократической Республики Штефани Кракер. Гимнастка разбегается, делает опорный прыжок и переворот в воздухе, но неудачно приземляется на мат.
МИХАИЛ. Всё, иди на опорный. Полотенце давай сюда.

ЛЕНА появляется в телевизоре

ГОЛОС ДИКТОРА. Следующее выступление советской гимнастки Елены Мухиной. Мухина разгоняется, прыжок, сальто, но оступается при приземлении. Какое же будет решение судей? Мухина получает высокий балл за опорный прыжок.  

ЛЕНА возвращается к МИХАИЛУ

МИХАИЛ. Не могла приземлиться на оби ноги? Лена, в чём дело опять?
ГОЛОС ДИКТОРА. Сейчас выступает представительница Социалистической Республики Румыния Надя Команечи.

МИХАИЛ нервно смотрит на Команечи по телевизору

ГОЛОС ДИКТОРА. С невероятной лёгкостью и точностью она делает прыжок. Судьи оценивают этот прыжок максимально высоким баллом.
МИХАИЛ. Неудивительно, что Команечи опять прыгнула лучше.
ГОЛОС ДИКТОРА. Следующая дисциплина – упражнения на бревне. В этой дисциплине советские гимнастки всегда превосходили своих соперниц. Первой покажет свою комбинацию олимпийская чемпионка Нелли Ким. Какое изящество и ни одной ошибки! Судьи выставляют ей высокую оценку, однако это только первое выступление.
МИХАИЛ. Дальше Команечи…
ГОЛОС ДИКТОРА. На бревне – Надя Команечи. Она уверенно отрабатывает первые движения: шпагат, двойное сальто с прогибом, фляк…
МИХАИЛ. Видишь, какие у неё точные движения? Она не на бревне, она как на полу. Ни одного лишнего даже малейшего движения. А какой чистый соскок? Иди, ты сейчас.

ЛЕНА появляется в телевизоре. МИХАИЛ безотрывно следит за ней

ГОЛОС ДИКТОРА. Надя Команечи получает не самый высокий балл за упражнение на бревне. Сейчас к упражнениям приступает Елена Мухина. Она технично и уверенно выполняет свою комбинацию…  точно приземляется…

МИХАИЛ теребит замок на олимпийке

ГОЛОС ДИКТОРА. Судьи выставляют Мухиной самую высокую оценку за бревно!

ЛЕНА возвращается к МИХАИЛУ, он подаёт ей олимпийку, она одевается

МИХАИЛ. Нормально, пойдёт. Готовься к брусьям. Сядь, посиди.
ГОЛОС ДИКТОРА. Следующая дисциплина – упражнения на разновысоких брусьях. Начнёт этот вид состязаний Надя Команечи.
МИХАИЛ. Я сейчас уйду на трибуну. (Тише) Не сделаешь брусья лучше Команечи...

МИХАИЛ уходит. ЛЕНА остаётся одна перед телевизором и смотрит выступление Команечи

ГОЛОС ДИКТОРА. Программа Команечи на брусьях – одна из самых сложных в мире. Посмотрите, как легко она выполняет винты на 360 градусов! Шикарное, удивительно техничное выполнение комбинации, ожидаем оценку судей.

ЛЕНА встает и идет «в телевизор»

ГОЛОС ДИКТОРА. Очень высокая оценка у выступления Нади Команечи. Следующей выступает советская гимнастка Елена Мухина…

ЛЕНА «в телевизоре» стоит перед брусьями и долго смотрит на них

ГОЛОС ДИКТОРА. Мухина на брусьях. Вот она соскакивает с жерди вниз…Это невероятно! Мухина повторяет петлю Ольги Корбут с новыми элементами! Трибуны замерли в страхе… Ещё петля… Мухина делает соскок, трибуны ликуют. Это победа! Высшая оценка судей!

ЛЕНА идёт к трибуне, МИХАИЛ подлетает к ней, надевает на нее олимпийку, обнимает

МИХАИЛ. Молодец! (Тише) Ну можешь же, когда захочешь. Я в тебя верил.
ГОЛОС ДИКТОРА. Наступил долгожданный момент награждения. Наши советские гимнастки получают четыре бронзовых медали, две серебряных и пять золотых в разных дисциплинах. Это отличный результат! Поздравляем наших спортсменок! В индивидуальном зачёте бронза – Нелли Ким. Серебро – Елена Мухина. Чемпионкой Европы становится Надя Команечи.
МИХАИЛ (Лене). Ну, что стоишь? Иди на пьедестал!

ЛЕНА встает на вторую ступень пьедестала, на неё надевают серебряную медаль. Она, едва улыбаясь, машет рукой
Картинка на телевизоре меняется. ЛЕНА и МИХАИЛ стоят перед камерой

ГОЛОС ДИКТОРА. Елена, вы выиграли три золотых медали в упражнениях на брусьях, на бревне и в вольных упражнениях, обойдя саму Надю Команечи. Тяжело ли это далось?
МИХАИЛ. Конечно. Гимнастика – это тяжелейший адский труд. Но Лена справилась, я в неё всегда верил и не ошибся в ней.
ГОЛОС ДИКТОРА. Елена, вы рассчитывали на золото на этом чемпионате?

ЛЕНА улыбается

МИХАИЛ. Мы с Леной проделали огромную работу. Как мне кажется, её золотые медали в дисциплинах и серебро в личном многоборье абсолютно заслужены. Но нам предстоит ещё много работы, чтобы подготовиться к чемпионату мира.
ГОЛОС ДИКТОРА. Вы рассчитываете там на золото?
МИХАИЛ. Любой спортсмен такого уровня хотел бы получить золото. Сложно сказать, на что мы рассчитываем. Так рассуждать неправильно. Скажу только, что мы будем прикладывать максимум усилий для достижения результата.

ЛЕНА продолжает улыбаться на камеру. Гаснет свет


ЧАСТЬ 2

12. Большой кабинет, длинный стол. В кабинет заходит МИХАИЛ 

МИХАИЛ. Сергей Сергеевич, могу зайти?
ГОЛОС. Конечно, Михаил Яковлевич, конечно, проходите, располагайтесь. Чаю, кофею?
МИХАИЛ. Нет… спасибо.
ГОЛОС. Как знаете, как знаете.

МИХАИЛ садится за край длинного стола

ГОЛОС. Ну что, Михаил Яковлевич, искренне поздравляем вас с победой! Вы показали отличный результат. Мы все вами очень гордимся.
МИХАИЛ. Спасибо, Сергей Сергеевич, но у нас же как… только серебро…
ГОЛОС. А это абсолютно неважно, Михаил Яковлевич. Я верю, что на вашем следующем чемпионате будет золотая медаль. Было бы грустно прерывать такой стремительный и головокружительный взлёт, правда? Согласны со мной, Михаил Яковлевич?
МИХАИЛ. Да. Конечно, согласен. 
ГОЛОС. Гимнастика в Советском Союзе всегда была очень важным, ключевым видом спорта. Вспомните наших выдающихся и, не побоюсь этого слова, великих гимнастов и гимнасток: Николая Андрианова, Ларису Латынину, Юрия Титова. Они – гордость Советского Союза. И во всём мире нас всегда признавали, как самых лучших. Но в последнее время нам почему-то немного не везёт. Вы понимаете, к чему я клоню?
МИХАИЛ. Вроде да.
ГОЛОС. Вроде или всё-таки понимаете?
МИХАИЛ. Понимаю.
ГОЛОС. У нас сейчас немного напряженные отношения с некоторыми европейскими странами и даже с нашими друзьями, странами социалистического лагеря. И всё совсем непросто с Румынской социалистической республикой. Мы, конечно, не враждуем ни в коем случае. Но всё-таки хотелось бы немного прояснить наши отношения, понимаете?
МИХАИЛ. Да.
ГОЛОС. Вижу, что понимаете. Надя Команечи – замечательная гимнастка, очень способная, но разве наши гимнастки хуже? Разве Лена Мухина не заслуживает золотой медали? Очень обидно будет, если на Чемпионате мира у Румынии будет золотая медаль, а у нас – нет, ведь правда?
МИХАИЛ. Правда.
ГОЛОС. Мы доверились вам, чтобы Лена Мухина поехала на Чемпионат мира. Это огромная честь – защищать СССР перед всем миром. Мы должны доказать, что в гимнастике нам нет равных. А иначе никак, вы же понимаете?
МИХАИЛ. Понимаю.
ГОЛОС. Мы ценим вас как сильного тренера, Михаил Яковлевич. Но вы же понимаете, тренеров много, и хороших тренеров у нас тоже очень много. Так что делайте выводы сами. (Пауза) Ну, я надеюсь, мы с вами друг друга поняли, Михаил Яковлевич?
МИХАИЛ. Да.
ГОЛОС. Уверен, вы знаете свое дело. Михаил Яковлевич, вы талантливый тренер и настоящий советский человек. Мы верим, что вы нас не подведёте. Мы на вас рассчитываем. Всего вам доброго. 


13. Столовая в спорткомплексе. ЛЕНА ест за столом. К ней подходят МИХАИЛ и АЛЕКСАНДР

МИХАИЛ. Лена, смотри, кто к нам пришёл.
АЛЕКСАНДР. Привет, Лена!

ЛЕНА улыбается. МИХАИЛ и АЛЕКСАНДР садятся, ставят подносы на стол
МИХАИЛ. Опять рыба. Саш, не поверишь, каждый день рыба. Вот так у нас в ЦСКА, хоть бы раз мяса положили. У вас, поди, в «Динамо» и то получше ассортимент.
АЛЕКСАНДР. Да по-разному. Лен, как у тебя дела? Как тренировки? Как себя чувствуешь?
МИХАИЛ. Чувствует она себя лучше всех. Кстати, Лен, у массажиста была? (Лена кивает) Он должен был тебя хорошо промять, да? (Лена кивает) Я его спросил. У тебя опять с поясницей проблемы? (Лена поднимает глаза) И чего молчим? Мы с тобой договаривались, если у тебя что-то болит, говоришь сразу мне. Я же беспокоюсь. Через два месяца Чемпионат мира, надо быть свежей, бодрой, максимум собранной. Вот Саш, скажи, твои девчонки поди сами тебе всё говорят?
АЛЕКСАНДР. Да, обычно сами.
МИХАИЛ. Ну ничего, потянемся сегодня хорошо, все твои боли уйдут.

Его взгляд падает на стакан в руках ЛЕНЫ

МИХАИЛ. Так, я не понял, а что ты пьёшь? (Берёт стакан из рук Лены, нюхает, пробует) Это какао. Ты соображаешь? Тебе кто его дал?

Резко встаёт и со стаканом идет к раздаче

МИХАИЛ. Мухиной какао кто дал? (Ему никто не отвечает) Кто налил какао Мухиной?

Возвращается за стол, выплёскивает какао на пол

МИХАИЛ (Лене). Ты опять за своё? Еще раз увижу, как ты пьёшь какао, чай с сахаром, ешь конфеты или ещё что-нибудь, будешь у меня завтракать сто пятьдесят творога на весь день. Лично буду проверять. Поняла меня?

ЛЕНА выбегает из столовой

АЛЕКСАНДР. Миш…
МИХАИЛ. Нет, ты видел? Вот как с ними быть, скажи, пожалуйста? Она скоро ни в один купальник не влезет!
АЛЕКСАНДР. Миш, не кричи так.
МИХАИЛ. Я же не могу за ней день и ночь следить и не обязан.
АЛЕКСАНДР. Слушай, я тут подумал. Может, Лена назад ко мне перейдёт?
МИХАИЛ. Чего?
АЛЕКСАНДР. Ну, я вижу, тебе с ней непросто, у вас не складываются отношения…
МИХАИЛ. Что не складывается? Отношения? Саш, ты в своем уме, скажи мне?
АЛЕКСАНДР. Я только предложил, Миш. Не заводись.
МИХАИЛ. Лена никуда не пойдет. Что, завидуешь теперь? Хочешь на чужих лаврах почивать?
АЛЕКСАНДР. Миш, перестань…
МИХАИЛ. Лена станет чемпионкой мира. Я её сделаю ей. Ты не смог, а я смогу. Ясно тебе?
АЛЕКСАНДР. Ладно, я понял. Успокойся.
МИХАИЛ. Ищи себе другую, если хочешь. Вон их сколько.
АЛЕКСАНДР. Ладно, Миш, я пойду. Попрощайся с Леной за меня.

Включается телевизор. На экране – интервью с АЛЕКСАНДРОМ

АЛЕКСАНДР. Я много думал, почему она такая. Она же действительно очень отличалась от других девочек. И старательные тоже были, и выполняли все по десять раз, пока не добьются нужного результата. Но это было какое-то человеческое старание и рвение, понятное в нашем деле, соединенное с жалобами, разговорами, недовольством. А у Лены – молча. Всегда молча и без эмоций, как машина. Но ты смотришь на неё – какая же это машина? Маленькая и хрупкая, сейчас сдует, снесёт снарядом. Она очень часто перебарывала себя, своё чувство страха, чтобы делать те или иные элементы. Я всегда видел на её лице это выражение, ни с чем его не спутаешь.  


14. Гимнастический зал. В нём – ЛЕНА, МИХАИЛ и НИНА

МИХАИЛ. Лен, отрабатываем программу для Чемпионата мира. Начинай брусья. Мы с Ниной Петровной смотрим.

ЛЕНА стоит перед брусьями, не решаясь на них запрыгнуть

МИХАИЛ. Ну что, опять? Как думаешь, почему у тебя золото на брусьях? Потому что взяла себя в руки и сделала петлю. И теперь ты тоже должна её повторить.
НИНА. Леночка, надо. Ты же можешь.
МИХАИЛ. Лена, это Чемпионат мира. Чемпионат Европы уже в прошлом. Всё, чего ты достигла там, уже никого не интересует. Нужны новые достижения. И нужно ещё раз показать петлю.
НИНА. Может, дать ей немного отдохнуть?
МИХАИЛ. Сейчас отдыхать не время. Лена, делай.

ЛЕНА запрыгивает на брусья и делает петлю

МИХАИЛ. Нет! Выталкивай себя в воздухе! Ты должна лететь, а не упражнение делать! Сконцентрируйся! Плохо!

ЛЕНА делает ещё раз петлю

МИХАИЛ. Ещё раз. Нет же! Уже стоя на перекладине, думай о винте, мысленно уже наращивай напряжение и скорость! Ещё раз!

ЛЕНА делает ещё раз петлю

МИХАИЛ. Ещё! Выше скорость!

ЛЕНА заканчивает петлю и спрыгивает с брусьев в стойку

МИХАИЛ. Так, отрабатывай дальше, я отойду. Нина Петровна за тобой присмотрит.
НИНА. Давай, Лен, страхую тебя.

ЛЕНА запрыгивает на петлю, делает переворот через жердь, но не удерживается, срывается, ударяется о жердь и падает на мат

НИНА. Лена!

Подбегает к Лене, та лежит без сознания

НИНА. Лена, что с тобой? Ты как? Лена, ты меня слышишь? Врача надо… Надо врача позвать…

Озирается по сторонам. Понимает, что падение Лены никто не видел

НИНА. Леночка, вставай. Да что ж такое-то… Лена, надо встать, Миша сейчас вернётся…

Быстро достаёт из кармана пузырек, капает из него на ватку и подносит к Лене. Она приходит в себя

НИНА. Ну вот, хорошо, молодец. Вставай, Лена. Всё хорошо. На, держи ватку. Плохо станет – к носу поднеси. Всё, милая, давай. Здесь болит? Надо потерпеть немного. Потом к врачу сходишь…

ЛЕНА с трудом встаёт

НИНА. Вот умница, молодец! Сейчас доделаешь, и всё хорошо будет.

ЛЕНА идёт к брусьям, делает петлю. Заходит МИХАИЛ

МИХАИЛ. Что у тебя в руке?
НИНА. У нее мозоль вскочила, я ей бинт дала, не успели перевязать руку, она его так держит…
МИХАИЛ. Петлю сделала?
НИНА. Да, сделала.
МИХАИЛ. Ещё раз сделай, для меня.

ЛЕНА подходит к МИХАИЛУ и что-то тихо ему говорит

МИХАИЛ. Знаешь что? Разбивайся. Это никого не интересует. (Пауза) Короче, Лена. Пока не сделаешь идеальную петлю, не выйдешь отсюда. Я всё сказал.

МИХАИЛ выходит из зала, НИНА осторожно гладит Лену по голове

НИНА. Леночка… Давай…


15. Воспоминание ЛЕНЫ 

Комната в коммуналке. ЛЕНА сидит на тахте и смотрит телевизор. В комнату заходит АННА ИВАНОВНА с сумками, ставит их на пол

АННА ИВАНОВНА. Ох, все магазины обошла, на рынке даже была. А ты опять перед телевизором? Да помогла бы хоть, сидишь тут…

ЛЕНА берет сумки, достает из них продукты, кладет на стол и снова садится на тахту. АННА ИВАНОВНА заходит за ширму, выходит переодетая в халат

АННА ИВАНОВНА. Ну и чего ты их выставила, как в музее? А разложить?

ЛЕНА встает, раскладывает продукты и снова садится. АННА ИВАНОВНА тоже грузно садится на тахту рядом

АННА ИВАНОВНА. Ох, хоть присяду… Ноги гудят, весь район обегала… Сходила бы что ль со мной хоть раз, знаешь, как тяжело бегать… А ты чего тут смотришь-то? Ох, что творят-то! Смотреть страшно! Не знаю, где тут красота-то, ничего красивого. Я понимаю, эти, на льду, фигуристки. Плавные, красивые. А вот так кувыркаться? А костюмы эти, ну что это такое? Стыд какой-то, если так посмотреть, ну?

ЛЕНА сидит и смотрит телевизор, не отвечая АННЕ ИВАНОВНЕ

АННА ИВАНОВНА. Не знаю, лучше надо в школе хорошо учиться. Я ж вот почти не училась в школе, ну и что, куда меня взяли? На завод только и взяли. А есть же хорошие, нужные профессии. Учитель, например, или инженер какой-нибудь, или даже врач. Представляешь, вот станешь ты врачом, как хорошо будет?

Лена немного отстраняется от Анны Ивановны

АННА ИВАНОВНА. А ты уроки сделала? Поди не сделала, да? (Лена молчит) Я с кем говорю-то?

Встает и выключает телевизор

АННА ИВАНОВНА. Телевизор будешь смотреть только тогда, когда сделаешь все уроки и мне покажешь. А то взяла моду сидеть перед ним часами, акробатов своих смотреть. Поди уже двойки одни. Вся в мать.

ЛЕНА выбегает из комнаты. АННА ИВАНОВНА встает и ковыляет за ней

АННА ИВАНОВНА. Лена, ты куда? Стой, говорю! Куда побежала?

Выходит в коридор, слышит звук хлопнувшей двери ванной. Семенит туда к ванной

АННА ИВАНОВНА (шипя в дверь). Лена, ну что ты меня перед людьми позоришь? Сейчас выйдут все, увидят. Что устраиваешь такое? Выходи, не дури.

Слышится шум воды. АННА ИВАНОВНА дергает ручку

АННА ИВАНОВНА. Быстро вышла! Всю душу ты мне вынула! Специально жить мне спокойно не даешь! Удумала что! Я тебя в детский дом отдать должна была, а я вожусь с тобой тут! И вот твоя благодарность! Устраиваешь не пойми чего!

Вода затихает. Слышится возня в соседних комнатах

АННА ИВАНОВНА. Лена, ну открой дверь. Лена, так нельзя, что ж ты делаешь… Ох, плохо что-то…

Со вздохом приседает на табурет рядом

АННА ИВАНОВНА. Что ж ты делаешь… Ни жалости в тебе, ничего…

ЛЕНА открывает дверь ванной. Они долго смотрят с бабушкой друг на друга. ЛЕНА подходит к бабушке, та встаёт и обнимает её, гладя по голове

АННА ИВАНОВНА. Леночка, ты если хочешь чего-то, ты скажи. Я ж понимаю, скучно тебе тут со старухой-то сидеть. Но ты меня тоже пойми, страшно за тебя. У меня ж уже и сердце и всё. Время сейчас неспокойное, непонятное. Раньше как-то всё понятнее было, а теперь уж много всякого случается. Ну всё, всё. Пойдем, я чаю сделаю. Чайку хочешь? А потом и спать ляжем... 


16. ЛЕНА сидит на лавочке. К ней подходит МИХАИЛ

МИХАИЛ. Настраиваешься? (Лена кивает) Правильно. Прокручивай в голове все комбинации. Думай только о них, ни о чём другом. Прорабатывай их мысленно.

ЛЕНА трёт руками глаза. МИХАИЛ садится рядом

МИХАИЛ.  Лена, послушай. Я же понимаю тебя, как никто другой. Я знаю, какая ты, какой можешь быть. Я знаю, что ты можешь всё. Если сильно захочешь, ты можешь всё.

ЛЕНА поднимает глаза на Михаила

МИХАИЛ. Ты справишься. Кто, если не ты? Все эти там и пальца твоего не стоят. Ты это знаешь, и я это знаю. И никакая Надя Команечи тебя не стоит.

ЛЕНА смотрит на Михаила

МИХАИЛ. И не забывай, что ты девочка. Будь женственной, нежной, изящной, на тебя же столько людей смотрит. Ты же самая красивая у меня, самая лёгкая, самая грациозная. Не забывай об этом. Всё, пора.

Включается телевизор. На экране - Чемпионат мира по гимнастике, выступление Нади Команечи. ЛЕНА смотрит на него. В какой-то момент Надя смотрит в камеру, их взгляды с Леной как будто пересекаются

ГОЛОС ДИКТОРА. Итак, на арене – олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка мира, легендарная гимнастка из Румынии Надя Команечи. Чистый и чёткий опорный прыжок, идеальное приземление. 

МИХАИЛ кивает Лене. Она уходит «в телевизор»

ГОЛОС ДИКТОРА. На арену выходит Елена Мухина с программой, которую уже успели назвать космической. Получится ли у Мухиной в этот раз превзойти Надю Команечи? Это главный вопрос, который интересует судей и зрителей.

ЛЕНА улыбается и машет руками зрителям

ГОЛОС ДИКТОРА. Итак, опорный прыжок. В прыжке гимнастка недостаточно отталкивается руками и не полностью выпрямляет тело при отскоке от коня. Приземление тоже нельзя назвать удачным, но в целом прыжок сделан очень технично.

МИХАИЛ закрывает лицо руками

ГОЛОС ДИКТОРА. На вольных упражнениях в начале комбинации труднейшая акробатическая связка – рондат, тройное сальто и кувырки в воздухе. Элементы выразительной пластики сочетаются с элементами акробатики и прыжковыми движениями, выполняемыми с разбега. Посмотрите, сколько изящества, грации и силы в каждом движении гимнастки.

МИХАИЛ сидит, закрыв лицо руками

ГОЛОС ДИКТОРА. Комбинация Мухиной на бревне изобретательнее всех по рисунку. Упражнения гораздо разнообразнее и сложнее, чем у большинства участниц. Сложные элементы органично вписаны в комбинацию, в ней отсутствуют паузы. Для гимнастки характерно сочетание свободы и крайней собранности. Мухина завершает композицию одним из самых сложных соскоков – двойным сальто назад, выполняя его блестяще, и получает максимальную оценку жюри.

МИХАИЛ подается к экрану

ГОЛОС ДИКТОРА. Последний, излюбленный снаряд Мухиной – брусья. Гимнастка готовится начать свою знаменитую комбинацию – петлю Мухиной.

На телевизоре – помехи. Гаснет свет. ЛЕНА появляется на авансе

ЛЕНА. Я стою перед брусьями. Я научилась представлять, что весь остальной мир как будто выключается, стирается – есть только брусья и белый фон. Я сосредотачиваюсь на своём теле, зову напряжение в каждую мышцу. Я настраиваю тело перед прыжком. Когда я чувствую, что каждая мышца готова, что всё в моём теле под контролем и не может быть ни малейшей неудачи, я закрываю глаза и представляю, как я делаю комбинацию. Я вижу её во всех деталях, прокручивая её в голове от опорного прыжка до соскока. Я в этот момент словно уже нахожусь в будущем. Это чувство, как будто я опережаю время, помогает мне делать комбинации идеально. У меня даже появилось такое правило: если я смогу поймать это состояние на несколько секунд вперёд, значит, ошибки точно не будет. Ведь это всё уже как будто случилось, а в прошлом ошибок быть не может. Я как будто управляю временем. Но для этого, конечно, комбинация должна быть не просто совершенна, а даже лучше, чем совершенна. И если это условие выполнено, если я готова, то ошибки быть не может.

Телевизор включается. ЛЕНА снова на экране

ГОЛОС ДИКТОРА. Начало комбинации замедляется по темпу перед исполнением коронной петли с поворотом. Характерной для Мухиной является работа на обеих жердях. Комбинация непродолжительная, но насыщена элементами высшей трудности. Да! Петля сделана блестяще! Это было поразительно!

Бурные аплодисменты. МИХАИЛ вскакивает

ГОЛОС ДИКТОРА. Минуты высших достижений, минуты победы, победы в состязании и победы над собой, счастливые минуты. Эти минуты – ради победы Советского Союза на международной арене. Бронза – Наталья Шапошникова. Серебро – Нелли Ким. Золото – Елена Мухина. Это абсолютная победа. Елена Мухина получает звание абсолютной чемпионки мира по спортивной гимнастике.

ЛЕНА стоит на пьедестале, одной рукой машет, а другой еле заметно вытирает слезы. На экране телевизора – кадры триумфального возвращения Лены в Москву, трап самолёта, встречающие и ликующие толпы


17. Гимнастический зал. МИХАИЛ и ЛЕНА сидят на скамейке 

МИХАИЛ. Ты понимаешь, что сейчас сказала? Осознаёшь? Через полтора года Олимпиада в Москве, наша олимпиада. Я договариваюсь, изо всех сил пробиваю тебя в сборную, а вместо того, чтобы готовиться и работать, ты сидишь и несёшь тут эту чушь.

ЛЕНА молчит

МИХАИЛ. И куда ты пойдёшь? Ты там никто. Вот эти все поклонники, слава, откуда это всё? Тебя все любят только благодаря мне. Всё, что ты умеешь, только благодаря мне.

ЛЕНА молчит

МИХАИЛ. Хорошо, иди. Прямо сейчас вставай и уходи. Чего сидишь? Только помни, что тебя там ждёт. Через месяц тебя все забудут. 

ЛЕНА пытается что-то сказать, но МИХАИЛ ее перебивает  

МИХАИЛ. Ты только о себе думаешь. Плохо тебе, тяжело, а кому не тяжело? Думаешь, это я злой такой, нехороший, да? Ты знаешь, что работа тренера – это адский труд? Каждый день я выслушиваю это от тебя, каждый день! Каждый день тебе говорю одно и то же, как попугай. Столько нервов, столько сил в тебя вложено, Лена. Сколько времени потрачено. 

ЛЕНА опускает глаза

МИХАИЛ. Всё, больше уходить не собираешься? Хорошо. Тогда я пойду. А ты подумай, время у тебя до завтра. Не явишься завтра в зал – больше тебе никаких соревнований и побед. Сама будешь тренироваться, если так хочешь.

МИХАИЛ встает и выходит из зала. ЛЕНА идет к брусьям


18. Воспоминание ЛЕНЫ

Фойе перед гимнастическим залом, заполненное девочками разных возрастов и их родителями. На лавочке сидит ЛЕНА и слушает разговоры всех вокруг

ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Главное, не волнуйся и соберись.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Пап, а если не пройду?..
ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Как это не пройдёшь? С ума сошла? С утра хорошо размялась?
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Да.
ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. В шпагате посидела? Фляк назад делала? Получился?
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Ну, немного…
ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Если просить его не будут, не делай. А вперёд сделай. Я буду отсюда смотреть. 

Лена прислушивается к другой паре

ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Ну детка моя, надо… Мы же с тобой уже поговорили, ты согласилась…
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Мам… ма-ам… я… я… не хочу туда…
ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Ну как же, вчера, помнишь, мы с тобой договорились… Верочка, всё будет хорошо, цветик мой…
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Не хочу… не хочу…
ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Знаешь, как тебе там понравится? С девочками познакомишься, дружить будешь… Там много хороших девочек…
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Не надо мне… я боюсь…
ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Всё, перестань плакать. Посмотри, все себя вокруг спокойно ведут. Тебе не стыдно? Как маленькая.

ЛЕНА прислушивается к другой паре

ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Бабуль, ну иди, всё.
ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Я тебя здесь подожду.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Не надо. Тут надолго, скорее всего.
ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Ничего, я тут посижу, потом вместе домой поедем.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Я доеду сама. На проезд только дай.
ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Точно сама доедешь? Пятнадцатый трамвай, остановка напротив.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Да, да, я знаю. Всё, иди.
ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС. Ну ладно-ладно, сейчас пойду. Чего гонишь.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. На проезд-то дай.
ГОЛОС ИЗ ЗАЛА. Лена Мухина. В зал на просмотр.

ЛЕНА заходит в гимнастический зал


19. Больница. На кушетке лежит ЛЕНА с загипсованной ногой. В дверях палаты стоят МИХАИЛ и НИКОЛАЙ

МИХАИЛ. Почему опять гипс?
НИКОЛАЙ. У неё разошлась берцовая кость.
МИХАИЛ. Что? Она полтора месяца была в гипсе. Как она могла разойтись?
НИКОЛАЙ. Такое бывает, гипс мог быть наложен неправильно или нагрузка на ногу была большая…
МИХАИЛ. И что теперь?
НИКОЛАЙ. Наложили ей гипс повторно.
МИХАИЛ. Сколько ей ещё нужно?
НИКОЛАЙ. Месяц минимум, плюс реабилитация…
МИХАИЛ. У нас нет месяца.
НИКОЛАЙ. У неё травма, Миш, серьёзная травма, к тому же ещё и расхождение кости.
МИХАИЛ. Ладно. Я её в любом случае забираю.
НИКОЛАЙ. Ей, главное, сейчас нужен покой.
МИХАИЛ. Да, да.
НИКОЛАЙ. Не переживай, скоро всё срастётся, мы крепко гипс наложили. Давай, я на обход.
МИХАИЛ. Пока, Коль. 

НИКОЛАЙ уходит. МИХАИЛ подходит к Лене, трогает её за руку

МИХАИЛ. Лена. Как ты? Болит? (Лена резко садится на кушетке) Тихо, тихо. Не беспокой ногу. (Берёт Лену за руку) Ну что, пойдём? Опирайся на меня. Давай, аккуратно вставай. Пойдём. Не спеши.

Поддерживает Лену. Они медленно идут

МИХАИЛ. Давай я тебя сейчас провожу тебя до базы. Может, что-нибудь хочешь? Хочешь, купим мороженое, я разрешаю.

ЛЕНА заваливается, МИХАИЛ её поддерживает

МИХАИЛ. Держись за меня, а то так и вторую ногу сломаешь. Пойдём за мороженым.

Включается телевизор, на экране – интервью с НИКОЛАЕМ

НИКОЛАЙ. Я только потом узнал, что он всё-таки тренировался с Леной в гипсе. Она делала все упражнения, приземляясь на здоровую ногу. Не могу сказать, что это никто не практиковал из тренеров, особенно накануне соревнований… Я, честно говоря, ничего сделать-то и не мог. Миша был достаточно авторитетный человек. Пришли бы ко мне, сказали, что я иду против великого советского спорта. У меня уже было такое, когда я запретил выходить с травмой на соревнования одной гимнастке, не буду называть её имени. Это было очень неприятно, если честно, вся моя работа была под угрозой, могли ни в один клуб больше не взять. Я же всё-таки спортивный врач…


20. Гимнастический зал. ЛЕНА сидит на ковре, МИХАИЛ стоит рядом

МИХАИЛ. Лена, я пошёл тебе навстречу, когда дал это сальто, чтобы ты не приземлялась на ноги, поэтому теперь приземляешься в кувырок. А ты, как обычно, ничего не ценишь.

ЛЕНА зарывается лицом в колени

МИХАИЛ. Я не пойму, чему ты на сей раз удивляешься? Из мужской программы уже вон, все девчонки делают. И Ким, и Шапошникова. И это сальто Томаса тоже. А если ты будешь сконцентрирована, то этот элемент не должен составить для тебя труда.

ЛЕНА не двигается

МИХАИЛ. Как надоело тебя уговаривать, эти капризы, слёзы, нежелание трудиться… Через полгода Олимпиада, Лена, наша Олимпиада. Ты это понимаешь? Понимаешь? Ты единственная из ЦСКА, кто поедет на Олимпиаду!

ЛЕНА не двигается

МИХАИЛ. Ты форму потеряла, пока была в гипсе. Тебя ни брусья не держат, ни разбег не можешь взять, ни в воздухе прокрутиться. И что с тобой теперь делать, м? Куда тебя?

ЛЕНА поднимает голову и с ужасом смотрит на МИХАИЛА

МИХАИЛ. Значит, так. Бегаешь кроссы. Месяц, каждый день по 10 километров. И про ужин забудь.


21. Проспект перед спортивным комплексом. ЛЕНА стоит на светофоре, загорается зелёный, она медленно переходит улицу, стараясь идти быстрее, но не успевает на зелёный свет и продолжает идти на красный. Резко тормозит и сигналит машина

ГОЛОС ИЗ МАШИНЫ. Ты с ума сошла? Нашла место, чтоб гулять!

ЛЕНА останавливается, закрыв глаза

ГОЛОС ИЗ МАШИНЫ. Эй, что с тобой? Всё хорошо? Девочка, эй!

ЛЕНА оборачивается на машину, кивает и доходит до тротуара

ГОЛОС ИЗ МАШИНЫ. Ладно, как знаешь.

Машина проезжает, ЛЕНА садится на лавочку и закрывает глаза

ЛЕНА видит сон. Она висит на брусьях, висит очень долго. Видно, что руки ее затекли, она их поочередно меняет. Вдруг к ней подбегает АННА ИВАНОВНА и пытается сдёрнуть с брусьев 

АННА ИВАНОВНА. Опять ты на палках этих! Шляешься опять непонятно где! Как мать твоя, она снюхалась с этим придурошным, с алкоголиком, он и спалил ее в собственном доме! Слезь с них, слезь немедленно, я тебе сказала! Ты же меня доведёшь! Расшибёшься, полоумная! Слезай сейчас же!

АННА ИВАНОВНА срывает Лену с брусьев, та падает
ЛЕНА просыпается


22. Кабинет на базе. За столом сидят МИХАИЛ, НИНА и НИКОЛАЙ и пьют чай

НИКОЛАЙ. Вкусное печенье какое. Это минское?
НИНА. Да, вроде бы местное.
НИКОЛАЙ. В Москве я такого не видел.
МИХАИЛ. Ничего, к Олимпиаде много всего навезут.
НИНА. Ты когда вернёшься, кстати?
МИХАИЛ. Дня через три-четыре.
НИНА. А, ну хорошо. К моим девочкам заглянешь, проверишь, как они?
МИХАИЛ. Если будет время.
НИКОЛАЙ. Так, ладно, я пойду. Нин, мою чашку помоешь?
НИНА. Оставляй, что ж с тобой делать.
МИХАИЛ. А, Коль, совсем забыл, подожди. Подпиши вот это. (Протягивает Николаю лист бумаги)
НИКОЛАЙ. Это что?
МИХАИЛ. Да медицинское согласие, нововведение очередное.
НИКОЛАЙ. Согласие на что?
МИХАИЛ. Чтоб Лену в сборную включили. Там какие-то новые правила, что она по медицинским показаниям годна, не заразная и всякое такое.
НИКОЛАЙ. Только моя подпись нужна?
МИХАИЛ. Да, думаю, твоей будет достаточно.
НИКОЛАЙ. А никто больше подписать не может?
МИХАИЛ. Ты чего, Коль?
НИКОЛАЙ. А ты уверен, что Лена годна?
МИХАИЛ. В каком смысле? Не понял тебя.
НИКОЛАЙ. У неё ведь недавно были травмы.
МИХАИЛ. У всех были, что ж теперь, в соревнованиях не участвовать?
НИНА. Миш, ну правда, у Лены же было несколько травм за последнее время.
МИХАИЛ. И что вы предлагаете?
НИКОЛАЙ. Дать ей передышку.
МИХАИЛ. Шанс, что Лена возьмёт золото, большой. Я не собираюсь его вот так просто просрать. Тем более она единственная от ЦСКА.
НИКОЛАЙ. Коль, ты слышишь, что мы с Ниной говорим? Столько травм бесследно не пропадает, нужно какое-то время, чтобы организму восстановиться. Слышишь, Миш?
МИХАИЛ. Я вас прекрасно слышу. 
НИНА. Правда, ты всё-таки ещё раз подумай хорошо, Миш.
НИКОЛАЙ. Может, ты не в курсе, но Лена на осмотре жаловалась на то, что к вечеру у неё всё немеет.
НИНА. А её лицо? Она и так почти никогда не улыбается, а сейчас на неё вообще без слёз не взглянешь. Мешки под глазами, спит, видимо, плохо.
НИКОЛАЙ. У неё палец ещё выбит на правой руке, началось воспаление суставной сумки кисти.

Пауза

МИХАИЛ. Нина Петровна, зачем вы пошли в гимнастику?
НИНА. Не поняла.
МИХАИЛ. Вы же, если я правильно помню, хотели стать гимнасткой, тренировались вместе с Шамрай. Я же ничего не напутал, всё так?
НИНА. Так.
МИХАИЛ. Вот вы стали хореографом, с гимнастикой, как видно, не сложилось. А раз так, неужели вам хочется всю жизнь так и пробыть рядовым хореографом? Насколько я знаю, среди ваших подопечных олимпийский чемпионов нет, верно же?
НИНА. Да.
МИХАИЛ. Вот. И хореографов же очень много. А хореографов олимпийских чемпионов мало. Вы хотите быть там, где много или там, где мало? Думаю, что там, где мало. Потому что просто хореографов правда много, даже слишком. Подумайте над этим. 

МИХАИЛ выходит из комнаты. Пауза. НИНА и НИКОЛАЙ смотрят друг на друга

НИНА. Ладно, Коль, подпиши ты эту бумажку.
НИКОЛАЙ. Да это же безумие… Он в своём уме вообще…
НИНА. Себе дороже.
НИКОЛАЙ. Ужасно…
НИНА. А он-то сам почему в тренеры пошёл? Не потому ли, что гимнаст был так себе?..


23. Гимнастический зал. ЛЕНА сидит, облокотившись на стену и закрыв глаза

ГОЛОС-1. Мухину, кажется, всё-таки не берут на Олимпиаду, слышала? И зачем только она в Минск на олимпийскую базу приехала…
ГОЛОС-2. Да ладно! Лену? А почему?
ГОЛОС-1. Опять нестабильная, говорят.
ГОЛОС-2. Почему нестабильная?
ГОЛОС-1. Так она же на последнем Кубке 14-ая была. 
ГОЛОС-2. А, так вот почему её тренер опять в Москву засобирался…
ГОЛОС-1. Так он же чуть что идёт туда. Он там всех из комитета знает. Даже в Кремле был…
ГОЛОС-2. Я слышала, ему сказали, что если Лена Мухина не возьмёт золото на Олимпиаде…

МИХАИЛ подходит к ЛЕНЕ

МИХАИЛ. Что сидим? У тебя всё готово? Иди на ковёр.

ЛЕНА открывает глаза, встает и идёт на ковёр

МИХАИЛ. Сальто Томаса. Давай.

ЛЕНА стоит и смотрит в пол

МИХАИЛ. Лена, сколько можно? Сальто Томаса входит в твою программу. А скорости и высоты тебе не хватает по той же причине, что и всегда – ты не сконцентрирована, жалеешь себя и ленишься. До Олимпиады две недели, Лена, две недели.

ЛЕНА разбегается, делает сальто, кувырок в воздухе, но у неё не получается приземлиться в кувырке, она заваливается на бок

МИХАИЛ. Кошмар. Так, ладно. Мне надо уехать. Будешь тренироваться пока без меня. Отрабатывай винты на брусьях и все новые комбинации. (Замечает взгляд Лены) Надо, Лена. По делу. Я ненадолго. Нина Петровна за тобой присмотрят. Не скучай и работай.

МИХАИЛ поворачивается, чтобы уйти, но останавливается

МИХАИЛ. Лен, ещё. Без меня сальто Томаса не делай. Только когда я приеду. Без самодеятельности давай. Отрабатывай винты. Всё, пока. Будь умницей.

МИХАИЛ ерошит ЛЕНЕ волосы и уходит. ЛЕНА долго смотрит ему вслед

Включается телевизор. На экране – интервью с МИХАИЛОМ

МИХАИЛ. Вот говорят, спорт – это политика, в большом спорте всё предрешено. А подумайте, что, на самом деле, может быть более объективным, чем спорт? Спорт – это самое объективное из всего, что только может быть на свете. Никакая политика, никакой человеческий фактор не могут испортить настоящий, чистый спорт. Вот они, спортсмены, перед тобой, всё, ничего больше. Кто как поработал, тот такой результат и покажет, это сразу видно. Нет, конечно, есть еще разные факторы, каждый спортсмен уникален, если он уже достиг высокой планки. Но в конечном итоге они все соревнуются на равных, и в этом соревновании всплывают и какие-то огрехи, и нехватка воли, работоспособности. Сразу видно, кто работал больше, кто талантливее, кто способнее. Спортивная гимнастика – один из самых сложных видов спорта. Она требует огромной концентрации, мастерства. Здесь важны очень многие параметры, такие как угловая скорость, высота полёта, сила. И контроль над собственным телом, постоянный контроль, без контроля вообще ничего не получится. Поэтому я считаю, что гимнасты и гимнастки – это сверхлюди, потому что они как никто другой могут контролировать своё тело, а значит, и своё сознание. Это такие люди, которые делают то, что никогда не смогут сделать обычные люди, они даже мечтать об этом не смеют. Никто не может работать в таких условиях и при такой нагрузке, а они могут. Никто не может выполнять такие сложные элементы и комбинации, летать в воздухе, легко приземляться, а они могут. И все мои подопечные это могут. И Лена Мухина тоже. Она уже покоряет мир своими комбинациями и элементами. Конечно, нужно ещё очень много работать. И она работает. Она станет лучшей гимнасткой в мире. 


24. Гимнастический зал. ЛЕНА на брусьях, рядом – НИНА. ЛЕНА заканчивает упражнение и спрыгивает 

НИНА. Леночка, молодец. Михаил Яковлевич когда вернётся, ему обязательно понравится.

ЛЕНА садится на скамейку. НИНА садится рядом

НИНА. Лен, послушай. Я верю, ты пройдёшь на Олимпиаду. Верю, что возьмёшь там золото. Ты огромная молодец. Ты самая лучшая, помни это, мы все тобой очень гордимся. (Лена слабо улыбается Нине, Нина гладит Лену по волосам) Лен, всё у тебя будет хорошо. Можешь идти отдыхать. Тренировка закончена.

ЛЕНА почти выходит из зала, но задумывается и останавливается. Выходит на ковёр. Разбегается, прыгает, делает сальто Томаса с приземлением в кувырок. Ещё раз. И ещё раз. И ещё раз. Свет разгорается все ярче и становится ослепительно белым

ГОЛОС НИНЫ. Лена!

Свет резко гаснет. Абсолютная тишина

На авансе появляются НИНА, АЛЕКСАНДР и НИКОЛАЙ

НИНА. Я тогда была в зале. Это были Олимпийские сборы в Минске, за две недели до Олимпиады, московской Олимпиады. Лена тренировалась, а Миша уехал в Москву. Я отвернулась на каких-то несколько секунд, а когда повернулась – все бегут к Лене, кричат. И я подбежала. Лена лежит, замерла и не двигается. Она была такая легкая, воздушная. Летала, как пушинка. Бедная, бедная девочка. Бедная Леночка.
АЛЕКСАНДР. Такое случается в спортивной гимнастике. Гимнаст теряет землю. На какое-то мгновение он перестает понимать, где земля, где потолок. Концентрация пропадает. Лена потеряла землю. На какую-то долю секунды она потеряла ощущение земли. И всё, больше ничего нельзя было сделать…
НИКОЛАЙ. У нее был крайне истощенный организм. К тому моменту у нее были больные от перегрузок кисти, голеностопы и колени. Я сам это лично фиксировал. А эта травма… Эта травма, перелом позвоночника с повреждением спинного мозга… Операцию провели не сразу, а только спустя трое суток. Может быть, если бы ее сделали сразу, всё бы могло пойти по-другому…
НИНА. Она чуть раньше, на долю секунды, подняла голову, когда уходила в кувырок из сальто. На какую-то маленькую долю секунды просто подняла голову раньше. И это стало роковой ошибкой. Я была в тот момент рядом. Но я ничего не могла сделать, ничего…
АЛЕКСАНДР. Она была, на самом деле, всегда моя самая любимая ученица. Самая способная, самая выносливая, самая сильная. Духом сильная. Она снова и снова падала, вставала и шла тренироваться, так всегда было. Но травма ноги, этот её старый перелом… Она не смогла этой ногой с нужной силой оттолкнуться…
НИКОЛАЙ. Потом она прошла огромное количество операций, с ней работали лучшие нейрохирурги. Пытались вернуть ее к жизни, хоть к какому-то движению. Но момент был уже упущен навсегда.
НИНА. Миша же почти сразу после этого уехал в Италию, и с Леной они больше никогда не виделись. Сколько боли она вынесла… А я же всё видела, всё на моих глазах произошло…
АЛЕКСАНДР. Я же не совсем по своей воле отдал Лену Мише. Так надо было. Я хотел её тренировать дальше. Может, я не такой сильный тренер, как Миша… Наверное, я что-то сделал не так.  
НИКОЛАЙ. Травмы не могли пройти бесследно. Я знал о всех ее травмах. Знал про их последствия. Это уж не говоря о психологическом истощении… Это же я дал добро на её подготовку и участие.
НИНА. Лена, Лена. Леночка. Прости…


25. Телевизор. На экране – комната из первой сцены. Камера на ЛЕНУ, лежащую на кровати

ЛЕНА. Я тогда сделала элемент, упала и не понимаю: а что это ко мне все бегут? Хочу встать, а встать не могу, но голова ясная. Хочу рукой пошевелить – не могу. И тут просто так подумала и сказала себе: это катастрофа. Я ведь тогда мечтала о моменте, когда можно будет полежать столько, сколько захочется, почитать. Чтобы никто не доставал, никто не трогал. Желание осуществилось – я легла. Я могу лежать, могу читать, и меня теперь никто не трогает. Но какой ценой? Мысли – вещь материальная. Порой судьба человека решается из-за того, что он что-то не так подумал. Человек не всегда понимает, что он выбирает каждый день, каждую секунду. И не потому, что он что-то сделал не так, а иногда, что подумал не так. Это очень тонкие вещи. Спорт меня в этом смысле многому научил. И вообще многому научил. Я училась сосредотачиваться, училась преодолевать себя. Это в жизни пригодилось. Но не было основного, не было того, на что можно было опереться. Поэтому все эти знания пошли со знаком минус, они сыграли отрицательную роль. Конечно, поначалу я страшно жалела себя. Но я никого не виню. Вообще нет виноватых. Виноватых нет.

Камера отдаляется от ЛЕНЫ на общий план комнаты. Видны инвалидная коляска, стоящая в углу, журнальный столик с большим количеством лекарств.
И ЛЕНА, неподвижно лежащая на кровати и широко улыбающаяся камере

Конец







_________________________________________

Об авторе:  ЛИФИРЕНКО АННА ВИКТОРОВНА

В 2019 году окончила филологический факультет Московского Государственного университета им. Ломоносова. На данный момент – студентка Высшей школы сценических искусств, направление «Театроведение и драматургия» под руководством Павла Руднева и Михаила Дурненкова. Участник драматургических и режиссерских лабораторий, конкурсов и резиденций (ТеатрONstage, лаборатории «Театр без границ» при Фестивале «Уроки режиссуры», Чемпионата творческих компетенций ArtMasters, лаборатории «Контур советской детской литературы» при Челябинском молодежном театре, драматургической резиденции Drama(team) при Ачинском драматическом театре, фестиваля «CoronaDrama», конкурса-фестиваля «Северная нано-сказка» и др.). Автор и режиссер спектакля «Я/МЫ ДОЧЕРИ» в Театре.doc. Автор театроведческих и критических статей, участник научно-практических конференций, семинаров и круглых столов.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
987
Опубликовано 01 дек 2021

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ