ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Ольга Бухина. КОГДА Я СНОВА СТАНУ МАЛЕНЬКИМ…

Ольга Бухина. КОГДА Я СНОВА СТАНУ МАЛЕНЬКИМ…


О современной детской литературе


История детской литературы не такая уж длинная. Специалисты сходятся в том, что первые книги, написанные специально для детей, появились только в XVIII веке. Два следующих века педагоги и критики проспорили – какие взрослые книги можно и должно читать детям. Может быть, им все-таки надлежит читать только особые, детские книжки? К XXI веку ситуация изменилась коренным образом. Во многих странах наблюдается обратный процесс – взрослые охотно читают не только подростковую литературу, но и книги, написанные явно для детей помладше. Трудно сказать точно, сколько взрослых прочли «Гарри Поттера», но очевидно немало. Недавно выяснилось, что, по крайней мере в Соединенных Штатах, так называемая «young adult» литература занимает чуть ли не первое место по продажам среди всей художественной литературы. Что, подростки вдруг начали читать? Нет, секрет прост – взрослые увлеклись книгами для подростков.

Подростковая книга – это история взросления, превращения ребенка если не во взрослого, то, по крайней мере, в существо, готовое к взрослой жизни. Впрочем, в последнее время появилось немало и взрослых романов о детях. Популярная подростковая книга в наши дни может быть предельно реалистичной или же фантастической или даже антиутопической.

Реалистическая литература пишет о трудных и страшных вещах, таких, как неумение общаться со сверстниками, депрессия, наркотики, алкоголь, смерть в дорожной катастрофе – всего этого предостаточно в замечательной книге теперь всемирно известного писателя Джона Грина «В поисках Аляски» (Рипол-Классик, 2014). Но прославила его другая книга. «Виноваты звезды» (АСТ, 2014) рассказывает историю подростков, больных раком и обреченных на смерть. Невозможно не переживать за героев, невозможно не идентифицироваться с ними, хотя описаны в книге события экстремальные, случающиеся, к счастью, не каждый день. Проблему наркотиков обсуждает и роман израильского писателя Давида Гроссмана «С кем бы побегать» (Розовый жираф, 2011). Подростки борются за свою жизнь и за жизнь тех, кого они любят. В каком-то смысле книга эта оптимистическая, кое-чего удается добиться, хотя и дорогой ценой.

Об антиутопической литературе стоит поговорить отдельно. Когда-то она считалась уделом взрослых (вспомним «Мы» Замятина, «О дивный новый мир» Хаксли и «1984» Оруэлла). Ситуация переменилась после появления в 1993 году книги американской писательницы Лоис Лоури «Дающий» (Розовый жираф, 2014). В этой книге описано общество будущего, где все прекрасно организовано, где царит идеальный порядок, но только жить там совершенно невозможно. Главному герою Джонасу, который видит то, чего не видят другие, необходимо взорвать это общество, застоявшееся в своем благополучии.

Интересно, что современные авторы предпочитают в качестве главного героя уже не мальчика, а девочку. Образ сильной девочки, способной преодолеть все препятствия, появляется в североамериканской литературе еще в начале XX века («Поллианна» Э. Поттер, «Аня из Зеленых Мезонинов» Л. М. Монтгомери). В конце века тенденцию подхватывает англичанин Филип Пулман в трилогии «Темные начала» (Росмэн, 2004). Лира – настоящий боец, она не только рационально осмысляет происходящее и хранит верность друзьям, но и сражается с бесчисленными злыми силами. В современной американской (и не только) литературе теперь преобладает образ девочки-подростка, спасающей мир от нового тоталитаризма в тяжелой, часто кровавой борьбе, в которой погибают многие друзья и соратники.

«Дивергент» (Эксмо, 2014) Вероники Рот в каком-то смысле повторяет главный мотив «Дающего». Беатрис – другая, отличная от всех, что, с одной стороны, делает ее очень уязвимой, а с другой – придает силы противостоять злу. Главное, она «думает своей головой». Она знает, какое дело – правое, и сражается за него. Труднее борьба Китнисс в «Голодных играх» (АСТ, 2014) Сьюзен Коллинз. Отец погиб во время аварии на шахте, мать впала в полнейшую апатию. Китнисс вызывается вместо младшей сестры участвовать в смертельно опасных Голодных играх.

Как и в книгах, написанных более ста лет назад, главное – свойства самой героини, ее воля к победе и безупречные моральные качества. И Беатрис, и Китнисс борются с фракциями, захватившими власть и угнетающими тех, кто лучше и чище их (хотя, может быть, беднее и слабее). Обе девочки побеждают, но победа эта немножко сомнительная. Антиутопия для детей и подростков заняла прочное место в литературе XXI века, что неудивительно – спокойной жизни этот век тоже не обещает. Не отстает и кино – современная антиутопия зрелищна.

Другой тип книг – тоже читаемый и детьми, и взрослыми, а лучше всего и теми, и другими вместе – на вид схож с книжками-картинками. Часто автор и художник – одно и то же лицо. Но эти книжки-картинки совсем не для маленьких. Философский текст и сложные, абстрактные, по-настоящему артистические рисунки понятны умным детям и интересны не менее умным взрослым. Иногда такие книги называют графическими романами. Может быть, наиболее известен в этой области австралиец Шон Тан, художник/автор книг «Ничья вещь» (Мир Детства, 2010) и «Прибытие» (Комильфо, 2013).

Но вернемся в более реальный мир – современная детская литература не боится разговаривать с детьми, даже с самыми маленькими, на очень сложные темы. В этих случаях графический роман или простая книжка-картинка часто совершенно незаменимы. Прошло то время, когда считалось, что с детьми нельзя говорить о смерти. В наши дни написано множество книг, которые помогают маленькому человечку, потерявшему близкого – дедушку, бабушку, родителей, а то и брата или сестру – разобраться в собственных чувствах. Об этом книга Амели Фрид «А дедушка в костюме?» (КомпасГид, 2010). Бруно любит дедушку, но дедушки больше нет. Нигде нет? Или все-таки где-то есть?

Страшная тема войны у писателя Давида Кали и художника Сержа Блока преображается во «Врага» (КомпасГид, 2014), серию рисунков о двух солдатах – своего и чужого – которые ненавидят друг друга. Но стоит им случайно поменяться окопами, оказывается, что они, на самом деле, совершенно неотличимы друг от друга. Чем может кончиться война, совершенно ясно из книги Тоси и Ири Маруки «Хиросима» (КомпасГид, 2011). Страшнее атомной бомбы ничего нет. Эти рисунки были созданы уже довольно давно, но к нашему читателю книжка, с помощью которой можно рассказать ребенку о страшной трагедии, пришла совсем недавно.

«Коричневое утро» (КомпасГид, 2011) француза Франка Павлоффа и «Украденные имена» (КомпасГид, 2011) испанца Хосе Антонио Тассиеса обсуждают конформизм – и на уровне гражданина в государстве, и на уровне школьника в классе. Если ты не такой, как все, ты становишься «белой вороной», ботаником, трусом. А если такой, как все – предаешь самого себя, своего кота, свою собаку и, в конце концов, лучшего друга.

Философские притчи не обязательно должны быть о войне и насилии. «Простодурсен. Зима от начала до конца» (Самокат, 2015) норвежского писателя Руне Белсвика – нежный и задумчивый рассказ о немножко нелепых, но таких привлекательных обитателях приречной страны – равным образом интересен и детям, и взрослым.

Другая новая тема в книжках для маленьких – усыновление. Об этом – чудесно иллюстрированная Дарьей Герасимовой книжка-картинка Дины Сабитовой «Сказки про Марту» (Мир Детства Медиа, 2011). История эта, строго говоря, не про людей, а про кошек, вернее, про котенка Марту, которую родители взяли из Дома котят. Но Марта не воспринимается, в сущности, как котенок, она просто маленькая шаловливая девочка, чьи прекрасные родители ни за что не дадут ей снова потеряться.

Детские книги часто рассказывают о прошлом, но XIX и XX века норовили описывать лишь героические его аспекты. Современная детская книга решается пересмотреть историю, переосмыслить ее, рассказать по-новому. В США это история Вьетнамской войны, давно уже лишенная героизма для многих взрослых. На первый взгляд книга Гэри Шмидта «Битвы по средам» (Розовый жираф, 2012) – обычная школьная повесть, но самое интересное в ней именно то, как по-разному видят войну разные поколения. А заодно выясняется, что Шекспир – это куда увлекательнее, чем полагают многие американские школьники.

О Войне Севера и Юга немало вспоминается в книге Жаклин Келли «Эволюция Кэлпурнии Тейт» (Самокат, 2015). Техас, самый конец XIX века – американской девочке по-прежнему приходится бороться за право не только пироги печь, да носки вязать. Кэлпурния мечтает стать ученым и с помощью любимого дедушки, натуралиста-любителя, изучает «Происхождение видов» Дарвина и ведет свой собственный дневник наблюдений за природой. Дедушке с внучкой даже удается открыть новый вид.

В современной отечественной литературе происходит подобный процесс – пересмотр истории Великой отечественной войны совершенно необходим; количество книг о пионерах-героях и военных подвигах разведчиков в советское время зашкаливало. Вот и появляется «Облачный полк» (КомпасГид, 2014) Эдуарда Веркина – тоже история пионера-героя, но рассказанная совсем по-другому. Это не слава и победа (хотя бы и ценою смерти), но страдание, жестокость, голод, холод и ужас войны. Детское жюри конкурса «Книгуру» присудило книге Веркина первую премию в 2012 году. (См.: Серафима Орлова. Young adult по-русски. О книгах Эдуарда Веркина. // Лиterraтура, № 34. – Прим. ред.)

В книге Евгения Ельчина «Сталинский нос» (Розовый жираф, 2013) жизнь Саши Зайчика, советского мальчика, который готовится стать пионером, меняется за одну минуту – отец его, верный чекист, арестован. Теперь Саша уже не примерный ученик, любимчик учителей, а сын врага народа, которому не место в школе. Эта написанная по-английски книга стала первой, рассказывающей младшим школьникам о сталинизме, и получила почетную американскую премию «Ньюбери».

Однако не надо думать, что современные детские книги говорят только о трудном и грустном. Обычная жизнь детей – в школе, на каникулах, в семье – никуда не исчезла из детской литературы. Но если в книге нет проблем – ее чаще всего неинтересно читать. Многие книги продолжают классическую реалистическую традицию детской литературы, например, «Где папа?» (ИД Мещерякова, 2013) Юлии Кузнецовой. Отец Лизы попал в тюрьму за чужое экономическое преступление, и девочке приходится очень туго, ведь отец – самый главный ее друг, и без него весь мир как будто становится врагом. В повести Дарьи Вильке «Шутовской колпак» (Самокат, 2013) тоже обсуждаются трудные темы – подростку нелегко разобраться в том, кто он, каково его место в жизни. Гришка – сын актеров кукольного театра, и ему нередко приходится играть не те роли, которые бы он сам выбрал – и не в театре, а в жизни. «Вафельное сердце» (Самокат, 2014) норвежской писательницы Марии Парр – история о множестве забавных и опасных приключений сорви-головы Лены и ее приятеля Трилле, которые живут на маленьком острове. Жизнь большого семейства в «Пендервиках» (Розовый жираф, 2011) американки Джин Бёрдселл тоже не обходится без трагедии – мама умерла, и теперь отец-профессор один воспитывает четырех дочек. Но впереди летние каникулы и новые друзья.

Другие книги вовсю используют фантазию и даже элементы магического реализма, как повести Екатерины Мурашовой. В «Классе коррекции» (Самокат, 2014) собраны «социальные сироты», отстающие, неуспевающие, больные дети. Действие происходит и в реальном мире, и в мире воображения, куда способен попадать сам и приводить других один из героев, новенький Юра. Нелегко приходится и героям книги «Одно чудо на всю жизнь» (Нарния, 2012), они – «отбросы общества». Конфликт между ютящимися в пригороде малолетними бандитами и «чистенькими» городскими детьми все еще может кончиться мирно, если им удастся взглянуть друг другу в глаза. Не обходится дело и без вмешательства космических пришельцев, близнецов Аи и Уи. Огромный роман Мариам Петросян «Дом, в котором…» (Гаятри, 2014) – для подростков и о подростках, но читатель так и не узнает их имен, только прозвища. В завораживающей прозе о Доме-интернате постоянно сталкиваются реальность и фантасмагория.

Обыкновенных детей подчас ждут совершенно необыкновенные происшествия, а то и путешествия, и не простые, а во времени. «Когда мы встретимся» Ребекки Стед (Розовый жираф, 2012) и «Время всегда хорошее» (Время, 2014) Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак – школьные повести о том, как тяжело, когда окружающие тебя не понимают, родители тобой недовольны, в школе у тебя неприятности. Но только вдобавок к обычным событиям, эти школьники – и в Америке, и в России – обретают новых друзей из другого времени.

Не забывают писатели и о сказках, традиционном жанре детской литературы. Американка Грейс Лин пересказала чудесные китайские легенды в книге «Где гора говорит с луной» (Розовый жираф, 2011). Связующей нитью служит путешествие – не во времени, но в сказочном пространстве – в которое отправляется добрая и храбрая Миньли. Почти как сказка читается и «Удивительное путешествие кролика Эдварда» (Махаон, 2010) другой американки, Кейт Ди Камилло. Кролику Эдварду, чтобы обрести почти человеческое, по-настоящему любящее сердце, понадобилось немало поколесить по миру – и в конце концов вернуться к старой хозяйке, теперь уже совсем взрослой. «Цирк в шкатулке» (Самокат, 2011) Дины Сабитовой – еще одна веселая сказка о мальчике-сироте Марике, которого с благословения короля и королевы страны усыновляет целый цирк – а это ли не мечта каждого мальчишки?

Классическая для детской литературы тема сиротства постоянно присутствует в книгах современных авторов. «Где нет зимы» (Самокат, 2014) Дины Сабитовой начинается с того, что брат и сестра теряют и маму, и бабушку, и теперь им грозит детский дом и разлука. Но Павел ни за что не расстанется с младшей сестренкой Гуль. Где найдется тот дом с оранжевыми занавесками, который позволит им остаться вместе? В книге «Король воров» (Махаон, 2014) немецкой писательницы Корнелии Функе двум осиротевшим братьям приходится, чтобы их не разлучили, бежать из Гамбурга в Венецию. Младшего хочет усыновить противная тетушка (всем нравятся кудрявые, белокурые малыши), а вот старший ей ни к чему, его можно за ненадобностью отправить в сиротский приют.

Появились в детской и подростковой литературе и совсем новые темы – дети, страдающие аутизмом, особые дети с синдромом Дауна или другими врожденными проблемами. Литература, и детская, и взрослая, долго обходила их молчанием. О таких детях «Правила. Не снимай штаны в аквариуме» (МД Медиа, 2011) Синтии Лорд, «Записки воображаемого друга» (Азбука, 2013) Мэтью Грина, «Планета Вилли» (Самокат, 2015) Бирты Мюллер и «Привет, давай поговорим!» (Розовый жираф, 2012) Шэрон Дрейпер.

А еще книжка может быть просто веселой, как трилогия о «Манюне» (Астрель, 2012) Наринэ Абгарян. Это чудесные воспоминания о детстве в маленьком армянском городке Берде, о подружках Нарке и Манюне, их родных, друзьях и соседях. Откровенно приключенческой литературы тоже никто не отменял. Ее, по-прежнему, немало – от бесчисленных ужастиков Лемони Сникета в серии «33 несчастья» (Азбука, 2003-2007), породивших целое новое направление в литературе, до эпического «Ванго. Между небом и землей» Тимоте де Фомбеля (КомпасГид/Самокат, 2014), захватывающих приключений таинственного подкидыша, каким-то образом вмешавшегося в мировую политику XX века (так и вспоминается Александр Дюма).

И сколько же еще замечательных книжек не поместилось в этот обзор!



От редакции:

Мнение о проблеме Марты Райцес, основателя и книжного гида младших и подростковых групп первой в России организации профессиональных наставников по чтению книжныйгид.org, редактора детской литературы в издательском доме «Феникс-Премьер»:

Пять тенденций 2015 года в издании детской литературы:


1. Сериальность

Меньше чем за два месяца 2015 года пополнили свои серии «Сказки маленькой Крольчихи» (Эксмо), «Сказки лисьего леса» (Вектор). В 2014 КомпасГид выпустил восьмую книгу Марии Бершадской про Большую маленькую девочку и седьмую про Франца авторства Кристине Нестлингер, Махаон – одиннадцатую про малыша Николя Рене Госинни, – Самокат пятую часть Мони Нильсон про Цацики и его семью, Мелик-Пашаев выложил на прилавки уже одиннадцатую книгу Сюзаны Бернер Ротраут про Карлхена, тогда как Самокат опубликовал тоже больше десяти ее книг из серии «Городок».
Сериальность выгодна издательствам по целому ряду объективных причин.
Затратиться на рекламу нужно единожды. Тогда как книг с полюбившимся героем можно продать столько, сколько у автора хватит духу сочинить.
Тоненькую книгу в среднем ценовом диапазоне проще предложить новому читателю, чем дорогой сборник незнакомых рассказов в твердой обложке. Тогда как после первого прочтения есть уже шанс продать еще несколько серий, а может быть, и подарочный набор в красивой упаковке.

Но есть у тренда и другое обоснование, кроме экономического. Ютуб-ролики стали соперничать с полным метром. Профессионалы, известные своими работами в художественном кино, уходят в создание многосерийных фильмов. Вуди Аллен снимает первый в своей карьере телесериал. Спилберг, Линч, фон Триер сделали это до него.

Случилась перестройка мышления. Оно стало клиповым, фрагментарным. А значит, не требующим цельного, непрерывного во времени авторского высказывания. Те, кому сейчас мало лет, например семь, высоко ценят краткость и вариативность в искусстве.


2. Утилитарность

Объем художественной детской литературы меньше, чем количество досуговых, развивающих, познавательных изданий.
В продаже около 10000 книг со стихами и прозой против 16000 с заданиями, схемами, упражнениями, раскрасками, энциклопедическими данными. За январь вышло приблизительно 350 фикшн-книг и более 500 нон-фикшн.
У современных родителей и их детей другое, нежели в советское, а до этого в царское время, представление о функциональности книги. 
Воспитание и идеология - слова теперь ругательные. И то, и другое скучно детям, неловко лояльным, демократичным родителям.
Книга - нераспространенный способ ухода от скуки мира. Он требует напряжения фантазии, интеллекта, а иногда и воли. Эскапизм теперь прост, как телепортация. Вопрос одной кнопки на гаджете. Движущиеся герои, голоса, разворачивающийся без твоего труда сюжет, мультфильмы - простой путь к побегу из действительности.
Что остается книге? Организовывать досуг, когда села батарейка телефона на даче или ребенок застрял с папой в пробке на МКАДе.
От того, что дети чаще попадают в транспортный затор, чем в читающую среду - обилие книг-загадок, книг-кубиков, книг-обводилок, книг-находилок и -собиралок.

Другая многовековая и актуальная книжная задача - обучение. Взрослые хотят дать детям конкретные навыки и знания, которые помогут им выжить и социализироваться. Английский язык, анатомия, физика, машиностроение, астрономия - практически по любой науке за последние два месяца вышло пособие для младших и средних школьников. «Удивительное звездное небо» (Феникс-Премьер), «Гигантский транспорт» (Ман, Иванов и Фербер), «Растения» (АСТ), «Русские ученые и изобретатели» (Махаон), «Хочу знать. Древняя Греция» (Проф-Пресс), «Религии самураев Дзэн» (Издательство Ипполитова) - список мог включать более 150 названий.


3. Ностальгичность

За период с 2014 по 2015 год было выпущено по 71 книге стихов Барто и Маршака, 65 изданий Михалкова.
Книги детям покупают мамы и папы, бабушки и дедушки. Выбор их чаще падает на то, что ассоциируется у них с собственным далеким детством. Это определенный ограниченный перечень наименований, публиковавшихся 20-70 лет назад.
Стиль рисовки тоже часто определяется вкусами старших поколений.
Поэтому не так много экспериментов в литературе и иллюстрации, как хотелось бы некоторым новаторам 1-17 лет.


4.Заграничность

Из художественных прозаических книг, выпущенных в 2015 году российскими издательствами, 52% переводные. Купить на мировой книжной ярмарке права на публикацию текста вместе с макетом издания значительно быстрее и часто выгоднее, чем разрабатывать формат, сочинять аннотацию, тестировать позиционирование, отдельно оплачивать работу писателя, иллюстратора или фотографа, дизайнера-верстальщика.  
Скандинавские страны поддерживают грантами работу издательств других государств со своими авторами. Отсюда шведские, норвежские и датские фамилии на обложках.
Сильная сторона сотрудничества с иностранцами - понимание того, что эта книга уже нашла своего читателя где-то там, а значит, у нее есть потенциал во всем мире, в том числе и здесь.
Любой новый проект - риск. Но книга с хорошей издательской историей в преуспевающей стране - меньшая опасность для бюджета, чем невычитанная рукопись, пришедшая по электронной почте из Азова, Романовки или Тулы.
Тренд инородности поддерживают не все издательские дома. «Росмэн» и «Настя и Никита» отбирают большую часть авторов через собственные конкурсы для русскоязычных прозаиков и поэтов.


5.Коммуникативность

Чтение больше дело не одинокое. Чтение - повод  к диалогу и возможность его разнообразить.
В ситуации, когда все предметы дома, от компьютера до сигнализации на входной двери, имеют в себе некое средство общения, книга, не предполагающая разговора, - мертвая, отжившая вещь.
С ее помощью нельзя обратиться к дедушке или старшей сестре? Бесполезная стопка страниц.
Конечно, нет книги, в которой нечего обсудить. Но и родители, и дети страшно заняты. Поэтому книга становится короткой, как телеграмма, и красочной, как открытка.
Пришло время поговорить о войне? Есть на книжной полке «Враг» Давида Кали (КомпасГид, 2014)! О гигиене? «Как помыть мамонта» Мишель Робинсон (Клевер, 2014)! О дружбе и заботливости? «День, когда я встретил кита» Дэвис Бенджи (Поляндрия, 2015)!

На случай, если маме и папе некогда, то задача современной книги - замкнуть ребенка в общении с собой. Интерактивность, вариативность финалов и трактовок свойственна не только взрослой литературе постмодерна, но и детской. Эрве Тюлле, как Павич и Фаулз, дает поучаствовать в судьбе и сюжете творения своему читателю.
Коммуникативность и интерактивность - два тренда, поддержанные издательствами не только из идеологических соображений, но и из расчета. Такие книги содержат мало слов для перевода и могут быть рекомендованы как детям трех лет, так и подросткам семнадцати, у них широкая целевая аудитория. В любом возрасте человек оценит яркие иллюстрации, краткие и актуальные тексты.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
8 723
Опубликовано 23 фев 2015

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ