ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 225 январь 2025 г.
» » Александр Чанцев. ЭНТРОПИЯ ПРОСЧИТЫВАЕМЫХ ХОДОВ, ИЛИ АТОМНЫЕ ШАХМАТЫ

Александр Чанцев. ЭНТРОПИЯ ПРОСЧИТЫВАЕМЫХ ХОДОВ, ИЛИ АТОМНЫЕ ШАХМАТЫ

Редактор: Ольга Девш


(О книге: Алексей Конаков. Табия тридцать два. М.: Индивидуум, 2024. 288 с.)



С романом Алексея Конакова, исследователя позднесоветской культуры, многолетнего заседателя в жюри Премии Андрея Белого и, соответственно, любителя разных авангардных инновационных нарративных практик, интересно. Потому что книга эта – без каких-либо стилистических изысков и экспериментов (есть некоторые со скобками, по пять предложений матрёшкой друг в друге, да и все почти), а очень бодрая и остросюжетная. Триллер практически.

Основная сюжетная рамка – Россия проиграла в войне с сопредельным государством, за которым оказалась вдруг вся военная и технологическая мощь Запада. Платит контрибуции, лишена всего, от земель и их устройства до атомного и прочего оружия, самолетов и смартфонов. Стала, как говорят, маленьким дружелюбным неопасным государством. И влилась в семью народов? Ан нет, ибо наложен еще и вековой карантин, никаким русским не просочиться в другие страны, его срок за заслуги великие ООН постепенно сокращает.

А, думаешь, очередная «реакция на актуальные события», «осмысление трагедии» и осторожная фига в кармане в виде антиутопий, что сейчас, как грибов после дождя. А вот и нет, дальше-то интересные зигзаги и их нюансы вдруг высвечиваются!..

Лишена, посреди всего прочего, Россия и своей литературы. Имперской, токсичной, стоящей за ее агрессивным историческим наследием. Все эти Толстые, Достоевские и Гумилевы, что то сами шашками махали, то под это дело метафизику в своих книгах подводили, с идеей прогрессивного развития и глобалистского счастья никак не бьются же. Долго думали наши деятели Переучрежденной России – не без помощи западных кураторов, понятное дело, – чем заменить национальную идею. И на смену литературоцентричности поставили – шахматы. Благо не только задел и славное прошлое (больше всего чемпионов мира – из нашей страны), но и – сближает, но дисциплинирует, ум развивает, но в мирную сторону. Красота и блеск, одним словом!

Но – я позволяю себе некоторые спойлеры, но без них и разговор не выстроить, да и, главное, сюжетных и идейных неожиданностей будет изрядно и без этого – еще один нюанс. Контрибуции идут исключительно в доход западных стран, карантин никто снимать на самом деле не собирается, а все это хитрая операция наших партнеров. Как политическая, так и идеологическая. А население прекрасной России будущего этому и радо, произносит бодрые покаянные речевки, всячески радуется и одобряет, что от наследия и литературы отказалось (Россия в идеологическом плане страна очень молодая, принято считать). «Любой побежденной и порабощенной стране нужно дать оптимистическую идеологию… В Переучреждённой России благодаря Уляшову такой оптимистической идеологией – обещающей торжество разума, быстрый рост экономики и скорейшее снятие Карантина – стали шахматы… После Кризиса Россия сделалась не просто колонией, но – высокоэффективной колонией… Мы все здесь – оптимистические дураки, подпитывающие своим оптимизмом отнюдь не российскую жизнь, но благосостояние Европы и США», открываются глаза только у особенно умных единиц.

Теперь все играют в шахматы, их изучают в университетах, улицы с памятниками шахматистам в их честь и названы. А вместо «одной левой» говорят «в два хода».

И это главное, ибо роман не обо всех этих интересных вещах – автор дает идеологически многовекторную картину, что так редко сейчас, когда нужно определиться, проголосовать, флаг на аватарку повесить и соответствующих ЛОМов каждый день массово перепечатывать – но о шахматах. Как «Защита Лужина», как фильмы «Королевская игра» и «Ход королевы» или наш «Чемпион мира» или еще многие другие.

Которые на самом деле при последнем издыхании или уже умерли, труп хладный. Ибо, при нынешних-то и последующих (роман же – будущих времен, фантастика) мощностях самообучающихся нейросетей, можно со временем просчитать тот алгоритм, который сведет любую партию к ничьей. Просчитать можно все – и свободной игры не останется.

Это и вокруг и становится сюжетом книги. И этого достаточно. Для того, чтобы герои в настоящем амоке делали то, что они делают, убивали других и себя. 

Шахматы ведь только на первый взгляд тихони, а на самом-то деле!..

Да и, просто уточнить, о каких шахматах мы говорим? Может, о шахматах-960 изобретения гения-безумца-бунтаря Бобби Фишера (см. о нем фильм «Жертвуя пешкой» или читай библиотеку публикаций), где в начале партии фигуры в первом и восьмом ряду располагаются произвольно, следовательно, кратно увеличивая количество вариантов игры и борясь с «ничейной смертью», сиречь энтропией просчитываемых вариантов. Или про «“гексагональные шахматы” Глинского (играемые на шестиугольной доске), и про “медвежьи шахматы” Сосновского (на расширенной доске 10х10), и про “цилиндрические шахматы” (где доска считается разверткой цилиндра, так что вертикаль а оказывается смежной с вертикалью b). А еще существуют “атомные шахматы” (при любом взятии происходит “атомный взрыв” и снимаются все фигуры в квадрате 3х3 клетки), существует шахматный кригшпиль (в котором из-за “тумана войны” вы не видите фигур соперника, существует “крейзихаус” (съеденная у партнера фигура меняет цвет и попадает к вам в резерв – потом ее можно поставить на любое поле доски). И чтобы вы сказали про шахматы лорда Дансани, где обычный комплект черных фигур борется с тридцатью двумя белыми пешками?»

Герои «Табии», функционеры и одержимые, герои и простые люди, говорят обо всем этом очень умно и действительно увлеченно. Захватывает, как, помню, все следили за чемпионскими матчами. 


скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
248
Опубликовано 03 дек 2024

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ