ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 224 декабрь 2024 г.
» » Наталья Мелехина. ИСТОРИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ

Наталья Мелехина. ИСТОРИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ

Редактор: Ольга Девш


(О книге: Гроссман В. А. Избранные сочинения. – Вологда: Древности Севера, 2023.)



Двухтомник Виктора Гроссмана – это история возвращения писателя к читателю: из прошлого – в настоящее, из забытья – в актуальный литературный процесс. 

Виктор Азриэлевич – советский прозаик, литературовед и адвокат, автор «Этюдов о Пушкине». В период сталинский репрессий учёного арестовывали несколько раз, причем в последний раз в том числе, за «неправильную» трактовку произведений Александра Сергеевича. Несмотря на все трудности судьбы, жизнь Виктора Гроссмана была полна удивительных событий, открытий и знакомств.

К примеру, в гимназии он учился с Корнеем Чуковским и Борисом Житковым. Каждому из них Виктор Гроссман уделил внимание в своих мемуарах «Минувшие дни» (они опубликованы в первом томе). Предисловие к этому тексту написал как раз таки Корней Чуковский. «Тем-то и привлекательны для меня записки моего старинного товарища, что хотя они повествуют о прошлом, их пафос – служение будущему. Они проникнуты глубоким уважением к тому поколению внуков и правнуков, к которому адресуется автор», – замечает Корней Иванович.

«Минувшие дни» – это живописание революционной юности, они все сотканы из надежд, мечтаний и размышлений молодёжи на рубеже XX-XXI века. Произведение будет интересно не только рядовым читателям и филологам, но также историкам, философам, политологам. В мемуарах Виктор Гроссман создаёт восхитительный образ дореволюционной (он родился в 1887 году) Одессы, где прошло его детство. Современникам этот город уже не суждено будет увидеть и «услышать» прежним. Но мы можем открыть «Минувшие дни», в которых писатель сохранил одесскую речь, неповторимую атмосферу, юмор, историю. Представить, как жили в Одессе молодые люди накануне очередных глобальных российских перемен. В этом тексте – всё: буйное смешение наций и культур под южным солнцем, марксистские и иные философско-политические идеи, будоражащие юные умы, яркие характеры и личности, исторические события. Однако здесь подробно останавливаться на мемуарах мы не будем, так как они требуют отдельной рецензии. 

Беда в том, что внуки и правнуки могли и не увидеть «Минувших дней», если бы не усилия многих людей, которые сберегли творческое наследие прозаика в Вологде. Почему именно там? Вологда – «подмосковная Сибирь», место ссылки.  Гроссман – не первый и, к сожалению, не последний российский интеллигент, поневоле оказавшийся в этом северном городе, где, по народной пословице, «вологодский конвой шутить не любит». Как иронично написала вологжанка, поэт Ната Сучкова:

Что дальше Вологды, ребята?
Архангельск, Котлас, Воркута.
В какой карман захочет спрятать
тебя красавица-страна?

Вот и Гроссман оказался в «кармане у страны», где ему, честно сказать было тесновато. В юности он получил блестящее юридическое образование в Новороссийском (Одесском) императорском университете. Учился философии в Лейпциге и филологии – в парижской Сорбонне, но его всегда манила литература, особенно привлекал Пушкин.

Талант молодого Гроссмана был очевиден уже с первых произведений, и на литературный труд его «благословил» сам Владимир Короленко. Большую часть своей жизни Виктор Гроссман провел в Москве: занимался адвокатской практикой и даже стал гласным от партии эсеров в Московской городской думе. Литературная и преподавательская карьера складывалась также очень удачно: в 1920-х-1930-х годах он преподавал в театральных студиях и вузах, работал зав. литературной частью МХАТа, общался с виднейшими деятелями культуры того времени: Станиславским, Вахтанговым, Немировичем-Данченко, Таировым и многими другими. Его пьеса, написанная в 1937 г. по роману Пушкина «Дубровский», шла на двадцати четырёх сценах страны.

В 1936 году Виктор Гроссман выпустил книгу «Дело Сухово-Кобылина» (Александр Сухово-Кобылин – русский философ и драматург, которого обвинили в убийстве любовницы-француженки Луизы Симон-Деманш, – прим. автора.). Используя свои знания адвоката и филолога, писатель вступил в полемику со своим другом детства литературоведом Леонидом Гроссманом, доказав невиновность драматурга. 

Несколько раз Гроссман лишался своих трудов. Впервые его арестовали в 1930 году. Тогда заключение длилось всего 20 дней. Второй арест случился в 1938-м.

«Произведения исчезали после конфискации, и он вынужден был начинать всю работу заново. Но, по его собственному признанию, именно творчество не позволило ему сломаться в самых невыносимых условиях. Так, лишившись всего, и в Каргопольлаге он вновь по памяти писал свой роман о Пушкине, читал заключенным блестящие лекции по литературе и театру, поддерживал окружающих», – рассказывает редактор двухтомника Любовь Солодухина [1]. 

После освобождения в 1946 году Москва и Ленинград были для него закрыты. Виктор Гроссман приехал в Вологду, и, получив рекомендации коллег-пушкинистов, стал преподавателем литературы в пединституте, его даже вновь представили к профессорскому званию, но так и не вернули его. Первый том содержит целую подборку документов 1956-1955 года, касающихся профессиональной деятельности пушкиниста.

«Продолжилась работа по изучению Пушкина, писал Виктор Азриэлевич и книгу о Горьком. Но все рукописи изъяли при аресте в 1948-м, и еще 7 лет и сам Виктор Гроссман был «изъят из обращения», – поясняет научный редактор двухтомника Елена Титова.

В первой книге издания опубликованы протоколы допросов писателя. Местами они напоминают филологические дебаты, вот только споры с «литературоведами в погонах» закончились очередным заключением. Виктор Гроссман в предисловии к своим «Этюдам о Пушкине» рассказывает: «Следователи за неимением другого обличающего материала стали читать мои исследования об «Онегине», «Пиковой даме», «Памятнике», о «Семейной драме Лермонтова», докторскую диссертацию о «Русском историческом романе» и множество незавершённых работ, заметок, выписок, справок и прочих сырых материалов, необходимых научному работнику. В результате этой больше литературоведческой, чем криминалистической работы мне в процессе следствия был задан вопрос: «Как вы относитесь к Татьяне? Считаете ли вы, что образ Татьяны идеальный, а не реальный? Продолжаете ли вы утверждать, что Онегин полюбил Татьяну с первой встречи?» Любопытствующие могут свериться с подлинным делом из архива МВД и убедиться в том, что я ничего не выдумал и не преувеличил. Такой анекдотический вопрос был мне задан и записан в протокол допроса, а мой ответ лёг в основу обвинительного заключения, коим я был лишён свободы на 10 лет».

Вернувшись в Вологду в 1955 году, Гроссман вновь стал преподавателем, вел семинар по Пушкину для директоров школ, читал лекции в обществе «Знание», и до сих пор есть в Вологде люди, которые вспоминают его удивительные таланты лектора, педагога, литературоведа, драматурга, прозаика. После реабилитации его восстановили в Союзе писателей. К слову, он был одним из учредителей Вологодской писательской организации.

Отношение Гроссмана к Вологде было двояким. С одной стороны, он переживал оторванность от «большой» литературной жизни в столицах, а также разлуку с самыми верными друзьями – адвокатом, театральным деятелем Давидом Постоловым и писательницей Лидией Бать.

«С другой, в Вологде он обрел счастье личное – жену и дочь, к нему довольно часто приходили молодые литераторы, студенты, Вологда привлекала его спокойствием и стариной», – говорит Елена Титова.

Непросто складывались отношения и с местной интеллигенцией. Человеку его уровня образования и культуры трудно было в «кармане у страны» найти достойных собеседников. Тем не менее, вокруг Гроссмана сложилось свое маленькое сообщество из журналистов, педагогов, музыкантов, студентов, то есть назвать его «одиноким» тоже было бы неправильно.

В одном из писем писателя встречается такое описание: «Это обычный северный русский городок, сохранивший на улицах и зданиях следы своей многовековой истории. Здесь есть Кремль, похожий на московский, с такими же стенами, Софийский собор, домик Петра Великого и еще несколько подобных памятников старинной архитектуры. От вокзала к центру идет магистральная улица и параллельно ей течет речка с выразительным наименованием «Золотуха». Река эта впадает в Вологду посреди города. ... большинство домов – старые деревянные. ... можно отыскать следы очень тонкого художественного вкуса в отделке и умного разрешения архитектурных задач».

Наследие Виктора Гроссмана в «подмосковной Сибири» было сохранено. Очень многое для этого сделал Почетный гражданин города Вологды Исаак Подольный, учёный, писатель, педагог, краевед. Исаак Абрамович знал Виктора Азриэлевича лично. На средства семьи Подольных издавались книги пушкиниста. Указом президента России за просветительскую деятельность, в том числе и за сохранение наследия Гроссмана, Исаак Подольный был награжден редчайшей наградой – медалью Пушкина.

Дело Исаака Абрамовича после его ухода из жизни продолжили кандидат филологических наук Елена Титова и Любовь Солодухина, руководитель Вологодской книжной палаты. Двухтомник подготовлен в рамках грантового проекта «Неизвестный Гроссман» при поддержке Президентского гранта культурных инициатив в издательстве «Древности Севера» (Вологда). «Целью проекта стала необходимость возвращения в литературу имени незаслуженно забытого писателя и возможность открытия читателями новых граней его яркой личности. В состав двухтомника вошли ранее неопубликованные и малодоступные работы писателя – рассказы, пьесы, литературно-критические статьи, обширная переписка; знаменитые, считавшиеся утерянными «Этюды о Пушкине», полный текст интереснейших мемуаров», – сообщают организаторы проекта. 

Работы по Пушкину и другие критические и литературоведческие тексты Виктора Гроссмана опубликованы во втором томе и там же – раздел «Гроссман в литературно-критических оценках» (рецензии, отзывы, аналитика). Проект «Неизвестный Гроссман» поддержали филологи, историки, искусствоведы, работники библиотек, архивисты, студенты, а также семья писателя, прежде всего, дочь – Ольга Викторовна Финкель, ныне живущая за границей. Благодаря усилиям многих людей имя учёного вновь звучит в наши дни. 


______________ 
1. Здесь и далее цитаты редакторов двухтомника даны по публикации: Мелёхина Н. Рукописи не горят // Вологда.РФ. – 2022. – 21 декабря.



скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
300
Опубликовано 14 июл 2024

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ