Редактор: Ольга Девш(О книге: Елена Сафронова. Тяжкий путь избранных: сборник фантастических рассказов. — Волгоград: Перископ-Волга, 2023. — 184 с.)
В новую книгу прозаика и критика Елены Сафроновой вошли десять текстов разных лет (с 1997 до 2022), объединенных подзаголовком «Сборник фантастических рассказов». Несмотря на то, что сверхъестественное и невероятное действительно присутствует в каждом из них, исключительно к жанру фантастики их относить не хочется. Выход за пределы разумного и познанного нужен здесь, скорее, для более объемной демонстрации человеческих слабостей и страстей. Причем сделано это в разных «тональностях», от юмористической и веселой до драматической и трагической.
В каждом из героев обнаруживается какой-либо душевный изъян. У одной из героинь неумение сдерживать гнев и мириться с болью превращается в силу, с помощью которой она проклинает всех, кто ей «насолил». Опомнившись, она пытается прийти к согласию с совестью, но грехи копятся, и вернуть покой все сложнее. Другую желание быть удобной и бесконфликтной превращает в тень самой себя, лишенной собственной жизни. Одаренный экстрасенс Вадим из рассказа «Феномен» не видит никакой пользы в своем таланте и поэтому существует «на обочине жизни» — замени экстраординарность на гениальность инженера, который работает на разваливающемся заводике за три копейки и не видит, что достоин большего, или виртуозность музыканта, мыкающегося по маленьким клубам и сомнительным фестивалям, и таких Вадимов легко можно узнать в окружающих «неудачниках».
Один из значимых мотивов связан с тяготами творческого пути, проблемой выбора между реализацией и истинным искусством, верность которому может и не окупиться при жизни. Герой рассказа «Вирь», чтобы преодолеть творческий кризис (или, скорее, творческое бессилие), просит знакомого программиста вживить в мозг нейросеть. Это приносит не только желаемый результат — популярность, тиражи, презентации с шампанским, — но и весьма неприятные последствия. Художник из рассказа «Рыба и арбуз» наоборот отвергает технологии, которые ему подносят на блюдечке с голубой каемочкой, потому что ему не нужен один лишь результат, даже самый великолепный, если его достижение было легким и безболезненным: «А творчество где?! — возмущается он. — А шестое чувство?! А стремление совершенствоваться, работать лучше?»
В целом можно сказать, что под увлекательной фантастической фабулой прячется (впрочем, не слишком глубоко) человечный, гуманистический посыл. Это, скорее, не рассказы даже, а басни в их первоначальном смысле — то есть иносказательные тексты, через образную систему вскрывающие нравственные и общественные болячки. Прямой морали в рассказах Сафроновой, конечно, нет — это всегда вредит художественному высказыванию, но через действие, взаимодействие персонажей даже в юмористических, казалось бы, несерьезных зарисовках, этот посыл без проблем считывается.
Впрочем, вкус и чувство языка позволяют Сафроновой иногда высказаться и прямолинейно — так происходит в одном из лучших текстов этого сборника «Последняя рубашка». Фабула проста: чиновник, творивший зло под прикрытием благих целей, поначалу попадает в рай. Однако «небесные» служащие быстренько обнаруживают ошибку и перенаправляют Игоря Николаевича в другое ведомство. После дня в раю, который стал для него «средоточием натурального счастья. Одинокое купание, одинокий завтрак самыми любимыми продуктами, без оглядки на холестерин, изжогу и калории», и наслаждения «полным покоем», его направляют в ад, созданный по индивидуальному чертежу из всех ужасов, которых покойник всячески избегал при жизни: «На горизонте, к которому утекала разбитая в хлам грунтовка, уже маячила запруженная людьми остановка автобуса. Все, кто стоял там, зябко ёжились под ветром, кутались в советский ширпотреб. На Игоре Николаевиче оказались надеты брюки, наводившие на мысль о районном доме быта, самовязаный свитер, болоньевая куртка и шапка-«петушок». И ботинки фабрики, может, «Скороход», а может, «Парижская коммуна». В правом уже хлюпало. А левый жал». Эта главная линия в рассказе прекрасна сама по себе, но Сафронова предваряет ее экскурсией по раю для вновь прибывшего и наполняет ее историями других жителей райских кущ. Это выглядит, скорее, как парад уродов, чем вереница праведников, и написано с едким сарказмом:
«Человек в строгом, на все пуговицы застёгнутом пиджаке стоял под раскидистым розовым кустом и, отталкивая от брюзгливой физиономии крупные махровые цветы, орал в пространство:
— …Обман всё! Цветочки эти, кустики! Антураж один! А счастья‑то — нет! Нигде, даже в раю! <…>
— Что это с ним?
— Он находит счастье, уверяя нас всех, что счастья нет и рая нет. Это его высшее благолепие, которое он не променяет ни на какой экстаз!»
Но не иронией единой — некоторые рассказы напротив полны горечи и печали, и тут фантастический элемент помогает развернуть трагедию, помочь читателю ощутить весь драматизм неразделенной любви, самоотверженного служения другим или отказа от материального и самого насущного ради поиска истины (это в последнем рассказе, давшем название сборнику, — самом аллегоричном, сложном, то ли воспевающем, то ли обличающем книжный эскапизм).
Так или иначе за добро следует воздаяние, а за преступление — наказание. Творимое зло, даже по понятным причинам, которым сочувствуешь, не оборачивается ничем хорошим — оставшись формально безнаказанным, оно разрушает человека изнутри. Сейчас, мне кажется, нечасто встретишь тексты, опирающиеся на подлинно христианскую мораль — христианскую не в смысле религиозную, а на тот духовный фундамент, в котором заложено уважение к свободе и достоинству даже самого маленького и незначительного человечка, бережное отношение к ближним и дальним, четкий вектор совести, который, если перевести его в слова, обратится в ничто, но если следовать которому, одерживаешь незаметную внутреннюю победу.
Впрочем, боюсь отпугнуть пафосом возможного читателя этого сборника. На самом деле большинство рассказов по-хорошему забавные, написанные бодро и с юмором, а фантастические детали обыграны ярко — местами страшно, местами смешно, а местами сначала смешно, потом страшно. Сложность выбранных тем искупается легкостью слога, драма уравновешена юмором, и все это находится в хорошем балансе если не на уровне отдельных текстов, то на уровне сборника целиком.
________________
* В названии рецензии использована строчка из песни Ольги Арефьевой «Дорога в рай».
скачать dle 12.1