О поэтическом фестивале «Воробей-фест» (17-19 ноября 2017)Доводилось мне слышать от литераторов со славными, густыми бородами – куда до них моей бородёнке! – что в былинные времена литературные фестивали поддерживались и поощрялись на государственном уровне. Илюша Муромский окончил жизнь монахом, избушка улетела не то в Турцию, не то в Таиланд, а молочные реки, как и положено, закатали в трубы – что попусту добро терять. Фестивали предоставили самим себе.
А они взяли – и не вымерли.
Точнее, получалось по-всякому, и выжил и разросся скорее удачный формат, в тех или иных своих формах. Некоторые его проявления, как знаменитый форум молодых писателей в Липках или саратовский «Центр весны», экс-«Дебют-Саратов», успешно (за вычетом километров организаторских нервов) существуют с тех самых хлебных времён, другие, как тольяттинский Фестиваль поэзии Поволжья или недавно прекратившиеся рязанские чтения памяти Алексея Колчева, возникли из чистого желания организаторов и опыта своих старших подобий.
И те, и другие держатся, в основном, на воле, уме и личном обаянии организаторов (зачастую – 1 шт.), а также на естественной тяге литераторов к общению с себе подобными. Спешите видеть шедевры деревянной архитектуры – в три-четыре этажа, финансовых гвоздей один-два, а то и вовсе ни одного.
С соблюдением этих славных традиций – один организатор, заинтересованные участники становятся добровольными помощниками; бюджет недалёк от нулевого, вопрос помещений и обеспечения решается личными контактами – с 17 по 19 ноября 2017 года в г. Каменск-Уральский Свердловской области проходил фестиваль «Воробей-фест». Сообразно своему названию, фестиваль очень молод сам, проводился всего второй раз с двухлетним интервалом и, как и в первый раз, смог собрать богатый спектр литераторов из Екатеринбурга и Челябинска в возрастном диапазоне от главного организатора, молодого Михаила Корюкова, до светлейшего седобородого Андрея Якубовского. В уральской географии участников были два исключения: Борис Кутенков из Москвы, приглашённый как поэт и критик, и автор этого отзыва из Поволжья, который приехал послушать уральскую поэзию как таковую. В три дня «Воробей-фест» органично уместил основные фестивальные аспекты – чтения, мастерские, фуршеты, конференции, смотр достижений, то есть книжных и перформативных проектов, и всё это без особой суеты и сжатости, если не считать сильной разбросанности мероприятий в первый день.
Проживание большей части участников и вечерние программы были организованы в «Калин-холле», уникальном месте в историческом центре города, подобного которому мне не приходилось встречать ни в одном из городов – концертный зал в опрятном, «лаунжевом» оформлении с жилыми комнатами, которые при необходимости превращаются в раздевалки, обеденным залом, где приезжих музыкантов кормят блинами, и лесом каменных и деревянных скульптур во дворе, оставшихся с фестиваля скульпторов, собственным тёплым и спаянным сообществом, которое одним глазом удалось увидеть в последний день – антикафе, мини-театр, частная галерея, что это? Ни одно из определений содержания «Калин-холла» не исчерпает, хотя он явно проходит по категории «четвёртых мест». Остальные мероприятия были, как привычно для литературного фестиваля, разбросаны по библиотекам и культурным центрам города, но достаточно гуманно, чтобы гостям не приходилось решать особенно мудрёных топографических задач.
Преимущественно содержание фестиваля получалось открытым только для участников, с двумя существенными исключениями – детские мероприятия первого дня (Я. Грантс, И. Домрачева, А. Лукашенок; библиотека им. П. П. Бажова, библиотека им. Н. А. Островского, библиотека №12) с большой аудиторией младшего школьного возраста, и челябинский проект «Стихи о» (А. Маниченко, Е. Смышляев; чтения), проходивший в ресторане парка развлечений ЯгодаМалина, поэтому также прикоснувшийся к городу из-за посторонних в зале. Невозможно не отметить мастерство, с которым Янис Грантс работает со школьниками; если как-то и можно воспитать доверие и интерес к поэзии, то именно такой активностью и энергией, таким тесным взаимодействием и вовлечением школьников в процесс.
«Закрытость» остальных мероприятий не была намеренной и большого удивления, по опыту других фестивалей, не вызвала. Сказался недостаток информирования, но была более определяющая и неизбежная причина – отсутствие интереса к литературному процессу у людей, в нём не задействованных. Эта проблема существует повсеместно, и вряд ли её можно считать недостатком или заботой отдельного фестиваля. В этой категории выделились три мероприятия: выставка-перформанс и два музыкально-поэтических действа. Выставка-перформанс «Тексты авторского производства» (выставочный зал на пр. Победы, Р. Комадей, К. Азёрный) для зрителей стала акцией «опиши автора по тексту» и в идеале ставила своей целью подчеркнуть ценность комментария зрителя к анонимному стихотворению, в «экскурсионной» части же и вовсе переключила внимание на проблемы восприятия и различения авторского текста и среды. Три абсолютно разных задачи; но каждый из этих этапов отдельно интересен, и хочется так или иначе попробовать перенести этот опыт на почву своего города; перформанс же был интересен, весел, естественным образом интерактивен и запомнился хорошо. Музыкально-поэтический проект «Не с глаголом» (Калин-холл; Я. Широкова, А. Ваулина и музыканты) воспроизвёл известный эффект обоюдного усиления музыки и поэтического слова, при хорошем качестве и того, и другого. Мюзикл «Героические деяния некоторых предметов» группы «Vitamin Youth» (Калин Холл; В. Семенцул, Р. Комадей, Д. Матросов, А. Анисимов, В. Волегов) с потрясающе интересным действием и музыкой звенел струной где-то между Лоркой и Мамоновым, с лучшим и от сюрреализма первого, и от юродства второго; запись мюзикла есть в сети, смотреть – при наличии хоть капли интереса – обязательно. Некоторое недоумение вызвала Премия первой публикации – при том, что основное большинство номинантов на фестивале отсутствовало и обсуждения текстов проходили in absentia, конкурс выглядел случайным брелоком, невесть зачем прицепленным к сумке фестиваля. Впрочем, жюри премии (Д. Суховей, Г. Рымбу, А. Александров, Н. Александрова, Г. Каневский) вызывает почтение; победитель, Е. Джаббарова, присутствовала, обсуждалась, звучала, сомнений в её праве победить нет – так почему бы и нет. Случайные зрители встречались и здесь – очень оживляли обсуждение стихотворений с выставки-перформанса (библиотека им. А. С. Пушкина, критики Б. Кутенков, К. Комаров) комментарии задержавшихся в зале старых читателей.
Большинство изданий, представленных в рамках книжных презентаций (библиотека им. А. С. Пушкина), привезла с собой Марина Волкова. Присутствие челябинской книжной феи подкрепило уровень фестиваля.
Слово екатеринбургским поэтам, которым не удалось попасть на «Белого воробья» (С. Ивкин, Н. Александрова и пр.) дал фильм «На дне города» (библиотека им. А. С. Пушкина; А. Батурина). Как отмечала один из авторов фильма, его задача – сохранить впечатление о поэтах в городе и впечатления поэтов о городе, и фильм с этой задачей справляется.
Так к чему весь этот сказ, в чём значение происшедшего? Как видится, фестивалю «Белый воробей» в заснеженном Каменске-Уральском удалось собрать многие значимые части богатейшей поэтической среды Урала; в режиме дайджест-смотра сильные стороны этой среды проявляются наиболее явно, заинтересовывают, располагают к себе; если жителям ли Каменска-Уральского, или литераторам из других городов, захочется соприкоснуться с этой средой в её жизни и полноте, в её наибольшей концентрации, им есть куда обратиться за этим. Был бы первоначальный интерес; а уехать с «Воробей-феста» без того, чтобы этот интерес разгорелся, как показала практика, невозможно.
скачать dle 12.1