На Петербургской фантастической ассамблее был назван победитель пятого сезона премии "Новые горизонты", призванной поощрить авторов и произведения, которые расширяют границы жанра и исследуют территории за пределами традиционных литературных полей.
В церемонии награждения победителя приняли участие почётные гости Ассамблеи: американский писатель
Джордж Мартин, автор знаменитой
«Игры престолов», и Председатель жюри премии
Андрей Василевский, главный редактор
«Нового мира», а также представители оргкомитета премии, критики
Василий Владимирский и
Сергей Шикарев.
Лучшим произведением пятого премиального сезона по мнению жюри стал
роман Эдуарда Веркина «ЧЯП».
По мнению критика Валерия Иванченко:
«ЧЯП» местами дико смешон, но происходят в нём события жутковатые и невесёлые. Это книга о вундеркинде, историю которого можно трактовать как угодно. Например, как евангелие, свидетельство о сыне божьем, рождённом среди людей и мучительно ищущем связи с настоящим отцом. Или как фантастику о мутации, выводящей человека на иной уровень. У Веркина вундеркинд Грошев такой посланец будущего и есть. Он изучает и покоряет, как может, стихию денег и вообще человеческих фетишей, попутно отыскивая заложенную в них возможность выхода за пределы обыденного. Рассказчик здесь смотрит со стороны, и он не семи пядей во лбу, так что о подоплёке происходящего мы можем только гадать. Этические и вообще жизненные уроки, полученные рассказчиком, не выходят за пределы принятого в детской литературе. Но за простеньким внешним сюжетом зияет бездна, детям вряд ли доступная.
Критик Константин Фрумкин рассказывает:
Роман опубликован в серии произведений для подростков, и это идеальный роман для подростков. Увлекательный, с дразнящими тайнами, с житейской и общечеловеческой мудростью, с тонким, почти неуловимым юмором, с блестками эрудиции и ловко подсовываемыми литературными реминисценциями.Роман посвящен такой важнейшей философской теме как власть вещей, власть денег как ее разновидность и коллекционирование как ее проявление. Тема это в русской литературе задана еще Гоголем с его Плюшкиным, и с тех пор разрасталась. У Веркина она еще усилена темой «мистики провинции» — мотивом, получившим большую популярность среди современных романистов, достаточно называть имена Александра Иличевского, Алексея Иванова и Марии Галиной. Но даже на фоне таких конкурентов у Веркина имеется свой голос — и прежде всего потому, что он очень серьезно относится к взаимоотношениям человека и вещи.
Критик и литературный обозреватель Галина Юзефович так отзывается о романе:
Хорошая, очень симпатично написанная подростковая проза про лето и приключения... Я бы хотела, чтобы производство таких книг у нас было поставлено на поток, но почему-то делать их в России умеет только Веркин.скачать dle 12.1