ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 224 декабрь 2024 г.
» » Обзор книжных новинок от 01.12.14

Обзор книжных новинок от 01.12.14


Сергей Оробий

в е д у щ и й    к о л о н к и


Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор ряда монографий. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Новое литературное обозрение» и многих других.

Евгений Таран. Книга улиц. – М.: Воймега, 2014.

В новой книге московского поэта Евгения Тарана стихотворения объединены в два раздела – «Первая мировая весна» и «Фрески парадных подъездов». Очень любопытная поэтическая манера: яркие вспышки («Первая мировая весна», или «В окне горели све и ча», или «До – это Дом офицера», или вот еще «За гробом шли торговки сладким» – индекс «стихов про меня» весьма высок) чередуются с как будто непроявленными еще снимками: многие тексты здесь идут смысловым пунктиром, выглядят беглыми (уличными? – недаром же «Книга улиц») зарисовками, зреющими набросками. Например:

Время парных предметов и дальних походов,
Расплавленной крыши, истомы и лени,
Следов на тротуарах, ведущих навстречу,
Босых силуэтов на стенах из пыли.
Как тебя мне назвать, бестолковое время?
Как спасибо сказать?


«Правильное слово прорастает» – так начинается одно из стихотворений, и это лучшая метафора сборника: прорастание, проявление слова – лирический сюжет книги Тарана.

 
Юрий Мамлеев. Невиданная Быль. Стихи и проза. – М.: Традиция, 2014.

Если монструозно-визионерская проза Мамлеева – «не для всех», то его стихи и вовсе для избранных. В «Невиданной были» два этих искусства встречаются. Как замечает автор, «главная идея этой книги – единство прозы и поэзии, в то время как обычно эти две литературных формы противостоят друг другу. Это единство достигается тем, что, во-первых, стихи в этой книге написаны от имени героев приведённых здесь рассказов…». Мы, однако, слишком хорошо представляем, как выглядит типичный мамлеевский герой – и почему в его голову приходят такие, например, строки:

Я невинная тварь, кто детей пожирает в тумане.
Сумасшедших ночей предо мною горит горизонт.
Что увижу я в мире, наполненном чёрным обманом,
Где горящие храмы похожи на сказочный сон?!…


Словом, это не тот случай, когда вводишь со своего айфона короткий номер и спустя пару секунд приходит емкий мэссидж на все случаи жизни. Ну а вы что хотели, Мамлеев есть Мамлеев, у него свои каналы связи с высшими смыслами.

 
Павел Крусанов. Царь головы. – М.: АСТ, 2014 (Редакция Елены Шубиной).

Со времён Гоголя и Достоевского всем известно, что петербургская литература – особенная: у неё свои источники вдохновения, свой культурный слой, свои отношения с чертовщиной. И уж, конечно, петербургская литература не сводится к филологическим играм, к хулиганству в Пушдоме. Это хулиганство особого рода – философическое. Жанр «Царя головы» (формально это сборник рассказов, ну так и «Петербургские повести» названы обманчиво просто) можно определить как «занимательная метафизика». Книга состоит из двух разделов. Первый называется «О необычайном», здесь в каждой истории присутствует некое чудо, составляющее сюжетное зерно (мешок света; чертенята, заточённые в трёхлитровой банке; таможенник, переселившийся в тело собаки; зловещий таксидермист на кафедре зоологии питерского университета). Второй раздел называется «Узорник» и включает истории жизни нескольких загадочных джентльменов; здесь темп повествования иной, и в какой узор эти истории складываются, понимаешь только на последней странице. Очень прихотливые сюжеты – автор же постоянно побуждает своего читателя прислушаться к чему-то тайному, неочевидному, нашёптывающему… ну да, к тому самому «царю в голове», о котором толкует русская поговорка.

 
Обыденный дозор: Лучшая фантастика 2015. – М.: АСТ, 2014.

Существует мнение, что отечественная фантастика 2010-х «поглупела»: сплошное фэнтези да «попаданцы». Как водится, все зависит от ракурса: смотря что берете с прилавка. Для сомневающихся – эта антология, по которой можно составить представление о том, какой была фантастика в ушедшем году и какие идеи ее сейчас питают. А была она в первую очередь разной, так что жанровый диапазон сборника широк: от космической оперы до постапокалипсиса. Впрочем, даже если вы не фанат фантастики и остерегаетесь слова «Дозор» на обложке, проявите любопытство к рассказу Евгения Лукина «Они тебя защитят» – он открывает сборник и дает понять, что настоящий писатель-фантаст, в сущности, способен обходиться без всякой «фантастики».


скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 054
Опубликовано 01 дек 2014

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ