ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 221 сентябрь 2024 г.
» » Обзор прошедших мероприятий от 30.10.17

Обзор прошедших мероприятий от 30.10.17


Наталия Черных

в е д у щ а я    к о л о н к и


Поэт, автор нескольких книг стихов и эссеистики. Первая публикация (стихи) – «Русская мысль», Париж, сентябрь 1993 г. С того времени – проза, поэзия, эссеистика: «Вавилон», «Кольцо А», «Новый Мир», «Знамя», «Волга», «НЛО» и мн. др. Стихи переведены на английский. 2001 г – Первая Премия Филаретовского Конкурса Поэзии.
Революция внутри одного енота


Анна Голубкова принесла новый МосЛитГид. Стряхнула капли дождя, повесила куртку на плечики и сказала:

– Уже конец месяца, а революции нет. Надеемся на следующий, предновогодний.

Программа литературных мероприятий превратилась в легчайшую гору ярких листьев. Ни один не похож на другой. Обзор предстоящих уже опубликован в «Лиterraтуре», так что ограничусь собственными впечатлениями, пока Анна пьёт чай и делает наброски к новой работе о Розанове.

На листьях – оранжевых, желто-красно-зелёных, пурпурных – слова и цифры. Фестиваль «Стихосмотрение» шёл две недели, с 1 по 16 октября. Он собрал как звёзд, так и героев, несколько от времени потускневших, и авторов не-звёзд. Лист прилипает к листу, мероприятие накладывается на мероприятие, так что картина чтения импрессионистическая. Когда в последний раз вживую слушала Анну Русс? Как выглядит сейчас Герман Лукомников? Что читал Александр Курбатов?

Разбираю листву дальше. Вечер Евгения Никитина 18 октября в Доме-музее Марины Цветаевой, судя по всему, был тёплый, приятный и пикантный – таково уж свойство автора. Вечер Тимура Кибирова 17 октября в «Газетном депо» (место сравнительно новое), несомненно, был насыщенным и многолюдным. Семнадцатого же состоялся вечер короткого рассказа в «БардАК»е на Арбате. «Премьера цикла вечеров. Рассказы читают актёры и авторы – Андрей Ковалёв, Лера Манович, Вадим Месяц, Фарид Нагим, Евгений Никитин, Евгений Сулес, Александр Феденко, Александр Шишов, Иван Шипнигов. Вход по билетам – 500 руб.», – сообщает источник информации. Анна поднимает лист, вносит исправления в программку и возвращается к Розанову. Смотрю на опавшую листву и думаю, что от меня требуется выхватить и высветить всё самое главное и интересное. И посетить несколько мероприятий в день. Начинаю троиться, а затем безвольно кружиться. Нет, стоп. Так нельзя. Нужно высушить волосы, залезть на антресоли, достать сапоги и – бегом на мероприятие. Опять опаздываю. Да, и это принципиально.

Опаздывать – преимущество, которого никто никогда не признает, но это преимущество. Сущность со сверхзвуковой скоростью может опаздывать на сколько угодно и куда угодно. Скажем, есть на свете сверхзвуковой енот-полоскун, которого интересует только собственная нора, а окружающий мир – постольку поскольку он относится к его норе. Косвенно, однако, всё же относится.

Нынешний литературный октябрь по-хорошему разнообразен. Включились и набирают мощность новые площадки (Культурный центр Дмитрия Лихачёва в библиотеке № 73 на Амурской), старые площадки показали накачанные мускулы (например, «Дача на Покровке»), вечера поэзии прошли в один день с вечерами прозы и вечерами переводов, так что при желании можно было выбрать уютный и неутомительный литературный профиль.

Однако в этом месяце интереснее других еноту показалась программа Культурного центра в библиотеке имени Чехова. В октябре здесь состоялось три мероприятия, и все достойны внимания. Восемнадцатого прошла презентация вышедшей в ЭКСМО книги Вадима Месяца «Стриптиз на 115 дороге» (см. о ней также рецензию Сергея Оробия в настоящем номере «Лиterraтуры»). А девятнадцатого состоялся необычный камерный вечер «Просто почитаем стихи» с участием Елены Генерозовой и Ольги Сульчинской. Двадцать шестого октября прошёл очередной вечер из нового цикла «От издателя к читателю», это диалог авторов, издателей и читателей; Инга Кузнецова представляла свой новый роман «Пэчворк», анонсировала вместе с Игорем Воеводиным новую серию современной поэзии от издательства «Эксмо» и летящим голосом читала стихи из предыдущих книг; Василий Храмов, художник, иллюстратор серии «Великие изобретатели», представлял свои творения; Борис Кутенков читал стихи ушедших поэтов 90-х и 2000-х из антологии «Уйти. Остаться. Жить».

С прозой Вадима Месяца енот-полоскун познакомился ещё на «Лечении электричеством» и долго не мог понять, что же ему больше нравится: поэзия «Безумного рыбака» или проза «Лечения электричеством». Енот с помощью фейсбука следил за рассказами любимого писателя. И когда прошел Большой Слух, что читанные в сети рассказы войдут в книгу, енот забеспокоился: а вдруг он эту книгу не получит? К началу мероприятия космос любимой норы ещё не был расставлен по полочкам, но енот бросил всё и, не жалея, понёсся на метро в центр.

Месяц вышел в чёрной рубашке, отдалённо напоминавшей знаменитую военную куртку М16, умягчённую модельером до состояния аристократичной пижамы. С первых же слов енот растаял. Причиной тому была небрежность, с которой автор относился к своим произведениям. «Это признак огромного таланта!» – сказал себе енот. Затем он просто превратился в слух. Ранее он слышал, как поёт Вадим Месяц, но теперь это пение несло в себе новые оттенки новой грусти. Это «зензухт!», возопил енот. «Но при чём тут «Раммштайн?» – одёрнул его внутренний голос. (Кто не знает, «Зензухт» – название наиболее популярного альбома немецкой группы «Раммштайн»). Исполнение песен Месяцем, правда, было чудесным. Немного меньше пафосности, чем обычно, и немного более строгая гитара, которая, казалось, играет сама. При том, что автор очень умело чередовал чтение фрагментов книги с песнями. Он помогал песнями слушать рассказы. «Да, не много любителей слушать прозу с голоса», – согласился енот.

Элегантная хозяйка салона Елена Пахомова представила автора, а в течение вечера мерцала, изредка посылая свои лучи на сцену и в зал, чтобы внимания хватило всем. Чтение и пение было разделено как слоёный пирог, на несколько периодов. Каждый период открывал один из друзей автора, так или иначе имеющих отношение к книге. Возник квест, шедший примерно три с четвертью часа.

Енот героически опоздал, но, когда приехал, все сидения в зале были заняты, что отчасти напомнило аншлаги прошлых лет. Андрей Тавров – рассказчик великолепный. Он сумел вызвать сквозь свои солнечно-жёлтые очки, кажется, угасшее уже время знакомства с прозой Месяца, так что все сидящие, и енот тоже, мгновенно перенеслись туда. Евгений Сулес прочитал любимый енотом рассказ «Лилит», и сделал это, по признанию автора, неожиданно. Рассказ немного изменился со времени публикации его сетевой версии, но всё равно был великолепен. Печальная, как бы подведённая сурьмой, концовка, идущая после новогоднего беспечного счастья, заставила енота всплакнуть.

Месяц завершил вечер рассказом из американского цикла, который для него особенно важен. Да, сейчас в русской литературе нет большего американца, чем Вадим Месяц, и это случай уникальный. Две огромные страны, две умопомрачительно прекрасные природы сошлись в этой небольшой изящной книге. Творчество Месяца как билингвы еще ждёт своего исследователя.

Вечер «Просто почитаем стихи» привлёк енота и тем, что состоялся в необычный для Чеховского центра день, и тем, насколько разные фигурантки. Девятнадцатого октября была пятница, а вечера в чеховском центре проходят обычно по четвергам. Хозяйки салона не было, две чтицы и гости вечера пили чай за овальным столом, установленным в левом небольшом зальчике, сразу напротив двери в большой зал.

Ольга Сульчинская известна еноту давно. Он когда-то даже перечитывал её «Эвридику». В этот раз античная тема дана была «Песнями Эрато» – по-видимому, бесхитростными, но эта бесхитростность скрывает невероятно трудоёмкую работу.

выпита мной до капли
драгоценная жидкость
скольких детей могла бы
родить тебе ненаглядный

Внешность поэтессы удивительно гармонировала с размещённой выставкой. Не то она специально подгадала вечер со своим участием, не то произошла счастливая случайность. По рассказам очевидцев, инициатором вечера стала именно Ольга Сульчинская. Цикл «Песни Эрато» новый, опубликован в «Новом Мире», № 3 за 2017 год. В цикле тринадцать фрагментов, налицо игра с их числом и с размером, приближенным к античному. Сюжет цикла: героиня ждёт любовника, опасается, что он не придёт, но любовник пришёл (причем неясно – может, в воображении), героиня взрывается наслаждением, а в конце любовники ласкают друг друга.

Елена Генерозова так определила для себя (и очень точно) этот вечер как «игру на контрастах». Сульчинская представляла всё утончённое, умное, яркое, доброе, большое, а Генерозова – нервное, сомневающееся, существующее на грани сна, подчас кошмара. Переливчатую чувственность уравновесил небольшой, но подлинный и чистый «сезон в аду». Генерозова читала не только стихи из «Австралии», вышедшей в «Воймеге» в 2012 году, но и новые поэтические опыты.

Ничего никому не скажем вплоть до условного знака,
Ничего не возьмем с собой, только свои словари,
Только еду, одежду, оружие, инструменты,
Завернём в одеяла бьющееся и детей,
Если прикажет сержант не смотреть на небо – подчинимся приказу.


Октябрьский репортаж был бы неполон без рассказа о двух, как еноту показалось, довольно важных мероприятиях. Это две точки, где формируется внутри неизбежного хаоса новый словесный космос.

4 октября в библиотеке имени Трифонова на Новослободской прошло третье заседание студии «Личный взгляд» по теме «Дегуманизация в современной литературе». Тему задал некогда один из участников, предложив посмотреть на известную статью Ортеги-и-Гассета глазами нынешнего читателя. «И понеслось», – подумал енот. Всего заседаний было три.

На заседании 4 октября, третьем по счёту, выступили двое докладчиков: пушкинист, литературный критик Василий Геронимус и поэт Ян Выговский, который курирует мероприятия, посвящённые новейшей литературе. Назовем её литературой нового гуманизма. Геронимус раскрыл тему дегуманизации в рассказе о превратностях судьбы силлабо-тонического стихосложения, начиная с века Просвещения, ставшего веком победы гуманизма. Ян Выговский сделал подробный, с отличными текстовыми иллюстрациями, разбор альманаха «Транслит» как пространства литературного, и уже выходящего за пределы литературы — пространства трансгуманистического. На примере текстов Кирилла Корчагина, Евгении Сусловой и Никиты Сафонова Выговский продемонстрировал основные новые литературные практики и их разнообразие. Данила Иванов, поэт, рассказал с точки зрения, отличной от точки зрения Яна Выговского, что ему интересно в новейшей литературе как литературе нового гуманизма, и осторожно связал свои наблюдения с исходной статьёй. Людмила Вязмитинова, куратор и ведущая вечера, назвала современных авторов, чьи работы ей кажутся наиболее интересными в дискурсе нового гуманизма, и предложила тему продолжить. Слушателей было сравнительно много для такого мероприятия, и были вопросы, породившие дискуссии.

«А в этом есть живое зерно!» – воскликнул енот. Ему вообще нравится, когда что-то растёт. Например, Пушкин. Во времени. «Нужно больше читать», – завершил енот свои размышления и включил стиральную машинку.

23 октября в Электротеатре «Станиславский» состоялась московская презентация книги санкт-петербургского автора Алексея Конакова «Вторая вненаходимая». Книга представляет собой серию текстов смешанного жанра, жанра-мутанта, который можно коротко обозначить как «эссе», посвящённых неофициальной культуре Москвы и Ленинграда. Для написания этих эссе проделана была тщательная и удивительная по въедливости для нынешнего времени архивная работа. Недостатки книги разберут и без енота, но ему показалось важным отметить два выигрышных момента. Первый: автор пишет о времени, которое даже его родители знали отчасти. И пишет о теневой его стороне. Это говорит о том, что идёт рост «второй вненаходимой», и она дала именно такие побеги. Герои очерков – поэты Игорь Холин, Леонид Аронзон, Дмитрий Пригов, перформансист и литератор Евгений Харитонов, прозаики Павел Улитин, Белла Улановская и Леон Богданов. Имена выбраны, что называется, в соответствии с конъюнктурой определённой страты. Советское старьё уже мало кого интересует на западе, но новый аспект к нему взять даже нужно, и следует это сделать как можно скорее, чтобы успеть зафиксировать хотя бы некоторые фрагменты памяти. Алексею Конакову это удалось. Он критичен при столкновении с мифом и бережен при соприкосновении с произведением автора, о котором создавался миф. Енот радостно получил книгу в подарок. В завершение рассказа можно добавить, что книга вышла в серии «Демарш».

Итак, октябрь уже погас. Енот вздохнул, увидев, что около шести вечера уже совсем стемнело, и направился развешивать выстиранное бельё, бурча под нос.

«У них не было отдельных квартир. Им было очень трудно собираться, но им было, что слушать. Порой им было негде собираться. А нас есть, где собираться и нам есть, что слушать. Но пока что все идёт в рост, все идёт в уже очень сильно искривлённый рост, и растущее отмечено родовой травмой

Енот в прошлом был из тех, кого называют «боец». Теперь он старый полоскун и ему мало что интересно, кроме его собственной норы.

«Память отказывается от нас, и мы не можем удержать ее. Она уходит медленно и верно. Нам остаются только истерики Дамы Вранья и выговоры братьев-близнецов Двойные Стандарты».

в невидимом зареве
из распыленной тоски
знаю ненужность как бедные знают одежду последнюю
и старую утварь
и знаю что эта ненужность
стране от меня и нужна
надежная как уговор утаённый:
молчанье как жизнь
да на всю мою жизнь


Геннадий Айги, «В рост».
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 865
Опубликовано 29 окт 2017

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ