ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 223 ноябрь 2024 г.
» » Александр Чанцев. РОУД ОВЕРДРАЙВ

Александр Чанцев. РОУД ОВЕРДРАЙВ

Редактор: Ольга Девш


(О книге: Анна Козлова. Рюрик. – М.: Фантом Пресс, 2019.)



Анна Козлова окончательно решила играть на поле Чака Паланика. Даже дважды. Во-первых, описывает, как и в своем предыдущем мощном «F20», жизнь девочек-пубертатов, которых Паланик явно выбрал целевой аудиторией своих последних книг. Во-вторых, пишет жесткую, мрачную, даже мизантропическую социальную сатиру. И если Паланик давно расслабился, скоро ситкомы начнет сочинять, то Козлова, наоборот, явно ходит на фитнесс, если не на контактные виды спорта, и выглядит прекрасно.

«Рюрик» – не путать с «Финистом» Рубанова, никаких славянских неосказок тут не будет – начинается как бодрое роуд-муви, что-то в духе фильма «Без меня» по сценарию еще одной дщери гнезда «Дебютова» Дарьи Грацевич. Тоже байк, тоже шоссе, тоже девица в поисках лучшей доли и себя. Но романтика ограничится единственным сексом с бодуна в придорожном мотеле (нет, будет и еще, но романтикой там тоже не будет пахнуть, скорее опять перегаром и гостиничной отдушкой). Дальше, как опять же у Паланика, икать ему сегодня совсем, начинается треш, угар и канкан скелетов из шкафов. Бабка за репку, Жучка (тут – пес Сайгон) за бабку – скелетов будет много, включая прикопанные в ближайшем лесу.

Сбежавшая девочка Марта крадет байк своего спутника. Ее все ищут, всей страной. Журналистское расследование, уголовное дело, общественный и еще какой резонанс. Под лупой которого выползает – что ее спутник ее, конечно, умыкнул. Что Марта убила свою младшую сестру, как же еще. Что нашедший байк деревенский мужик сидел за убийство насильника и убийцы своей дочери. Что – что совы, конечно, не то, чем кажутся, тем более что в главной роли тут попугай Рюрик, тоже мизантроп и убийца, кстати.
Козлова ужасы нагнетает смачно. Тут и древнее убийство, и смерть нынешняя, и даже ужасы – привет все же Рубанову, а еще и Шамилю Идиатуллину с его «Убыром» и Анне Старобринец с попыткой Стивена Кинга а-ля русс – в виде хтонических хозяев леса и призрака убитой девочки, беседующей с заблудившейся девочкой еще живой.

Но это все хорошо, очень качественно, страшно, все получили удовольствие, но – кажется, для Козловой не столь уж первостепенно. А важнее – показать, что плохо действительно все, все гниет и пахнет, как городская свалка до мусоросжигания. Богатым не нужны ни их дети, ни их жены – нужно только обсуживающее их мясо. Гламурные и не очень журналистки, которым отведена тут вроде бы роль правдоискательниц и королев #MeToo, спят со всеми, кто помашет пальцем, ибо давно запутались так, что уже забыли, что ищут. Публика сочувствует, но жаждет жертв и потешить себя. А бедные и простые живут примерно так, орфография их сохранена (но не благосостояние и жизни):
«Не понимаю как мы будем жить. Моя мама уже злиться что ребенок орет я забыла памперс около ракавины на кухне и она схватила его, вбежала в нашу комнату и швырнула памперс в детскую краватку. Боюсь преставить что будет через неделю а через месяц? Слова “проститутка” и “шлюха” для меня уже как мое имя. От нервов у меня почти прапало молоко, девочка плачет ей ни хватает. Нормальная смесь стоит под тысячу рублей банка у меня нет не копейки» и т. д.

Тут бы и гнать чернуху погонными метрами, как в «Юрьеве дне» и «Ученике» Кирилла Серебренникова, он, как «Петровых в гриппе» Сальникова, с руками права на экранизацию выкупит. Но Козлова обрывает цитату и опять включает – даже не Паланика уже, а кровавого Селби или цайтгастного Коупленда. И выводы у нее не столько модные, как в «Нелюбви» Звягинцева, все не на фоне ТВ происходит с «вечерним м…ом». А – на фоне совсем нашей с вами жизни.

Ибо диагноз Козловой – не система плоха, а люди. Нечего на зеркало пенять. Чем очередное селфи с модным тэгом или колонку кропать, разберись в себе. Прежде чем обвинять, взгляни окрест и задумайся.
«Вас-то, конечно, нельзя упрекнуть в том, что частенько вы делали не то, что хотели, а то и чего вовсе не хотели. <…> Я-то вас как раз не осуждаю, не волнуйтесь, я знаю, какое огромное мужество, какое титаническое душевное здоровье требуется, чтобы просто жить своей жизнью, но я также знаю, что взять его зачастую неоткуда».

Никто и не брал. Так же проще. Не решать, а жить, как вроде бы положено. Как от тебя хотят. Как легче и даже правильнее. А – неправильнее. До изломанных жизней, раскрошенных судеб и трупов – неправильно. Об этом было в недавних «Крылатых качелях» Максима Саблина. Да и в новостях, вокруг много было.

«Наутро вам будет достаточно решения бросить пить, а вовсе не разбираться со своей головой». Но Анна Козлова туда залезет, не волнуйтесь. Как друг, который говорит не утешающую банальность, а жесткую правду. Таких не любят, но слушают. Попробуй не послушать – прямым в челюсть.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 331
Опубликовано 23 янв 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ