Сейчас критика для меня не профессия – а образ жизни, способ видеть и понимать жизнь.Во-первых, потому, что мест, где сегодня можно работать критиком, исчезающе мало. Во-вторых, потому, что критиком на час теперь может стать любой грамотный читатель, решивший написать отзыв на сайт или форум. В-третьих, потому, что критики-вообще сегодня нет – есть нишевые высказывания, заточенные под потребителя.
Критик не профессия: профессия – рецензент на сайте, эксперт в премии, редактор в журнале, хорошо накрашенный филолог в телепередаче, книжный блогер, тестирующий книгу, как новый смартфон, культурный публицист, знающий, как сервировать книгу, подобно сорокинскому повару из «Манараги».
В многочисленности способов писать, читать и потреблять критику сегодня теряется то, что их объединяет.
А тут еще и главный профессиональный конфликт назрел.
Как сказано в одной из «Хроник Нарнии», «хвост – честь и слава мыши». Ну а честь и слава критики – профессиональный разбор текста. Как бы зажигательно ни зазывал, как бы злободневно ни толковал, как бы чувствительно ни впечатлялся критик, его уровень как профессионала определяет хладнокровный анализ и обоснованная оценка текста.
Однако этот уровень только коллеги и оценят.
Профессиональный разбор текста – самый верный способ отогнать читателя. Которого в рецензии по большому счету интересуют базовые сведения об объекте, как в путеводителе: что посмотреть и кому это понравится.
Анализ и аргументация первыми попадают под сокращение в критике, на очереди – рецензия как связный текст. Куда удобней на каждую новинку составить карточку с указанием характеристик.
Такая карточка – всё, чего ждет читатель от критика-профессионала.
Когда функцию критики сводят к указующему жесту, самое время вспомнить о ее идее.
Критика - это осознанное проживание искусства. Одно из немногих занятий, где авторефлексия входит в профессиональный стандарт.
Как бы ни был объективен критик, он пишет о себе.
Потому что искусство – это всегда о себе.
Искусство – это встреча с собой, а всё остальное – что не затронуло, миновало, позволило увернуться и спрятаться, забыться и дожевать день, - развлечение.
Вот почему и чтение – творчество: адекватный ответ на чужое вдохновение, присутствие в полный рост, включенность.
А если тебя не включило – то все равно что не читал, так ведь?
Критик – тот, кто читает всегда включенным.
И критика для меня – это способ жить, не выключаясь.
Оставаясь в поле притяжения мысли о том, как живем.
Как странно, что я пришла в критику, чтобы спрятаться от жизни: застенчивой и мечтательной студентке журфака - бывают же и такие, - мне куда проще было разобраться с книгой, чем с реальным миром и людьми.
А удерживаюсь в критике, чтобы оставаться в контакте с реальностью.
Осознанность - модное слово и старое, интеллигентское свойство.
Литература, театр, кино и утратившее изобразительность искусство сегодня ценны, когда стимулируют осознанность.
Включают включенность.
Слишком многое доведено до автоматизма, слишком много известно образцов, как надо, - в том числе в литературе.
Критика - это срыв автоматизма и инерции.
Но ведь искусство вообще создаётся теми, кто жизнью, как минимум, удивлен.
Критики осуществляют закачку главных удивлений в облако снимков своего времени.
Критики верят, что жизнь меняется от того, что о ней думают и как о ней говорят.
И я не знаю более счастливо сбывающейся утопии.
Искусство - психотерапия жизни, которая пришла выговориться.
И критик, чуткий психотерапевт, рассказывает, как он ее услышал.
скачать dle 12.1