(О книге: Платон Беседин. Дети декабря. — М.: Издательство «Э», 2017)
События, перевернувшие жизнь Украины и Крыма в последние годы, всё чаще начинают осмысливаться писателями на страницах книг. Так, Алексей Слаповский выпустил роман «Гений», поселив своих персонажей в посёлок Грежин, по центральной улице которого проложена российско-украинская граница. Одна из героинь новой книги Ольги Славниковой «Прыжок в длину» блогер и телеведущая Кира в самый разгар общественных волнений едет на Майдан, где проводит не одну неделю. Список можно продолжать… Читательские вопросы к авторам, затрагивающим острую тему, прежде всего касаются источников информации. Откуда дровишки? Иначе говоря, хочется увидеть грань между правдой и вымыслом. Бывали ли прозаики в Киеве, Крыму и на Донбассе в самые тревожные за новое столетие дни для этих мест? Или впечатлениями поделился близкий человек, находившийся там? Или основой вдохновения стали данные из Интернета и телевизора? А если есть вопросы, будет и почва для недоверия.
Платону Беседину, чей роман в повестях «Дети декабря» появился немногим больше месяца назад, верить хочется. Молодой писатель живёт в Севастополе – события Крымской весны он видел собственными глазами. Не раз и не два приезжал он в Киев и Донецк. В 2015-м по свежим следам вышла книга «Дневник русского украинца» – в документальной форме Беседин отразил увиденное. Спустя пару лет пришла пора и художественного освоения непростых времён.
Пять крупных повестей объединены общим пространством и общими героями. Персонажей на авансцену автор выводит поочерёдно. В повести «Стучаться в двери травы» свою историю нам поведает тринадцатилетний мальчишка, лишившийся дома и вынужденный вместе с матерью бежать в Крым. В «Детях декабря» главным героем станет крымчанин Межуев, в составе организованной группы в декабре 2013 года прибывший в Киев на митинг Антимайдана. Еще один крымчанин Смятин в начале 2014-го также отправляется в украинскую столицу, где он купил квартиру, – такова завязка повести «Мебель». «Воскрешение мумий» – ночное приключение севастопольца в родном городе. И, наконец, в повести «Красный уголь», на уровне символов связывающей Севастополь с Донецком, мы будем наблюдать за Алексеем, привязавшемся к всеми покинутому старику Фомичу. Любопытно отметить, что в эпизодах неоднократно появляется молодой прозаик с густыми, как у Брежнева, бровями – в нём легко угадывается сам Платон Беседин, направляющий персонажей в нужные стороны.
Может возникнуть иллюзия, что при заявленных мотивах в книге нас будет преследовать сплошная политика. Ан нет! Писателю интересны маленькие люди, невольно попавшие в колесо истории. Титульная повесть «Дети декабря» наиболее показательна. Межуев едет в Киев не за идею и не за деньги – ему важно «увидеть реальную картину», попытаться понять тех, кто выступал за евроинтеграцию и свержение Януковича. В ситуации столкновений всегда слышатся радикальные идеи. Однако герой Беседина, трезво оценивая происходящее, всё же стремится к пресловутой «золотой середине»: «можно жить с соседями в мире, сотрудничать, дружить и при этом заниматься своим домом, установив в нём свои правила». Крайне радикальные настроения автору не близки, он уверен: компромисс при желании вполне возможен. Вот только все стороны конфликта должны научиться договариваться. Пока же из-за споров больших людей страдают люди маленькие. Размышляя о происходившем в сердце украинской столицы почти четыре года назад, прозаик говорит: «Я очень хочу, чтобы все было так просто. Но разве в этой стране бывает когда-нибудь просто? И, кажется, есть только бесы и ангелы, а между ними – никого нет. Но посередине-то – почти все. И в каждом – от беса и ангела».
Платон Беседин – правдолюб, при виде несправедливости молчать он не станет, даже если правда кому-то покажется не слишком удобной. К примеру, в повести «Стучаться в двери травы» автор изображает не самые приятные аспекты жизни дончан в севастопольском лагере для беженцев. По телевизору мы такого точно не увидим. Родной город писатель старается оценивать с максимальной степенью объективности, отмечая как его достоинства, так и недостатки. Беседин любит Севастополь и прекрасно знает его историю. В «Воскрешении мумий» есть даже некоторое подобие экскурсии, в рамках которой автор продемонстрирует множество объектов от древнего Херсонеса до зданий бывшего хладокомбината, где делали вкуснейшее мороженое. Но там же будет и камень в огород некоторых жителей города-героя, отказывающихся помочь человеку в беде. Персонажи писателя то и дело попадают в опасные истории: сцены драк и грабежей позволяют автору постоянно удерживать внимание читателя. В повести «Мебель» Беседин материализует символ страха, опасности – чёрная тень выглядит не плодом воображения персонажа, а живой фигурой. В бытовой конфликт внедряется мистика.
Немало абзацев писатель уделяет личной жизни своих героев. Общение с жёнами у бесединских персонажей чаще всего складывается отнюдь не гладко, отсюда возникают интрижки и измены, причём к изменам герои относятся как к нормальному порядку вещей. Однако именно на этом фоне очень сильно подкупает отношение персонажей к отцам и детям. Сколько искренней, чистой любви в словах героя повести «Красный уголь», адресованных его маленькой дочери! Алексей расстался с супругой и теперь боится, что станет для дочки лишь «одним из дяденек со стороны». При упоминании о Ксюшеньке персонаж будто преображается. Преображается он и благодаря любви к деду и его одинокому соседу по больничной палате.
Предыдущие книги Платона Беседина вызывали разную реакцию у критиков. Не все верили, что у молодого прозаика есть большое будущее. Антивоенный роман в повестях «Дети декабря» доказал, что Беседин как писатель всё-таки состоялся. Творческий рост налицо, и теперь самое важное – не снизить планку.
скачать dle 12.1