Наталья Полякова (Главный редактор):Дорогие авторы и читатели Лиterraтуры! Представляем вашему вниманию 176 номер! НАШИ НОВОСТИ: В журнале появился новый раздел - Фантастика (редактор Марина Яуре). Он будет обновляться в режиме новостной ленты, как раздел Актуальное.
Фото обложки - Юлия Самосенко. Увидеть фотографию целиком можно
здесь.
____________________________________________
АКТУАЛЬНОЕ:Евгений Никитин. ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ 2020, часть IIВ первой части читательского дневника Евгений Никитин подводил свои «антиитоги года» и рассказывал о текстах, запомнившихся ему в первой половине 2020 года. Эта часть дневника посвящена второму полугодию.
Алексей Слаповский: «Мои любимые герои – люди движущиеся»Интервью с Алексеем Слаповским. Алексей Слаповский – один из наиболее известных российских писателей, успешный сценарист и популярный драматург, лауреат и финалист многочисленных литературных премий, член редколлегии литературного журнала «Волга». В 2020 году увидела свет его новая книга, в которую вошли роман «Ксю» и два рассказа – «Дерево» и «Авария». Беседовала Ольга Бугославская.
Анна Голубкова. ПАССЕИСТСКИЙ ПОРЫВ ИГОРЯ КАРАУЛОВАОтклик на статью Игоря Караулова «Поэзия и политика». "Хорошо быть историком (по первому образованию). Как только кто-то начинает рассуждать о традиции и об истинной сущности чего бы то ни было, например поэзии, ты сразу же думаешь: а о какой традиции идет речь, в какой период так понимали поэзию и почему этот человек вдруг именно сейчас вспомнил эти замшелые определения?"
Сергей Романцов. СТАНЦЕВАТЬ МАНДЕЛЬШТАМАО музыкальном трибьюте поэту. "Трибьют, посвящённый поэту, а не музыканту — это прекрасно. Мандельштам становится всё популярнее и требует новых прочтений. Не закрытых филологических интерпретаций, а осмысления массовой культурой".
Кирилл Николаев. НЕБЕСНЫЙ ДОМЭтой осенью состоялась очередная премьера театра “черноеНЕБОбелое”: “Большой дом – Маленький дом” – спектакль-мистерия в лучших традициях этого театра - с почти инфернальной трансовой музыкой, актерами в странных масках, похожих на жрецов древних культов, демонов или даже воплощений стихий, магическими пугающими рисунками и готическими декорациям.
Надя Делаланд: «Я не большая поклонница современной лубочной психологии с ее потребностью наклеивать ярлыки»Интервью с Надей Делаланд. Разговор посвящен недавно вышедшей книги прозы «Рассказы пьяного просода». Беседовала Елена Саморядова.
____________________________________________
Иван Полторацкий (редактор Отдела поэзии):Даос Агарков. НЕМЫЕ ПАЛЬЦЫнемеют пальцы, горек дым и сладок пепел
лет прожитых, осевших в памяти не фильмом,
но будто бы нарезкой кинокадров,
прокрученных сквозь кольца старых камер
сквозь запылённые слепые кольца линз
на издыхании последней батарейки
Лина Старостина. АНДЕРСЕНтаймс сквер
толпится в суете
и ветер засыпает снегом
разряженную ель
уют в просвет ветвей
чуть с краю пригорает
пышнотелый пирог
под возгласы гостей
зажглись огни
и речи льются
в лад с рябиновой
точь-в-точь — замоскворечье
Роман Маклюк. СЕМЬ ЭТЮДОВ ЗАБВЕНИЯкогда тебя забывают
ты чувствуешь ничего
сначала
это едва уловимое
ощущение
проснувшись
не можешь понять
какой сегодня день
и день ли вообще
во время рутинной диагностики
оборудования
тебе мерещатся неисправности
несмотря на то что все
показатели в норме
проверяешь еще несколько раз
все в порядке
но чувство неправильности
не покидает тебя
Максим Д. Шраер КАРАНТИН В НОВОЙ АНГЛИИ. ИЗ СТИХОВ 2020 ГОДА.Конечно, я не заслужил
таких золотоносных жил,
когда бы я в России жил,
давно бы крылышки сложил
или айпэд в кусты забросил.
А нам в Америке легко:
течет коровье молоко
по улицам, и Кока-Ко-
лолитой пахнет и тоско-
ещё никто не заразил.
_________________________________________________________
Женя Декина (редактор Отдела прозы):Нежный исповедальный рассказ
«Обертон одиночества» от
Сати Овакимян – о поиске себя, любви к себе и к другим.
Первая любовь, детское любопытство взрослая опытность в трогательном рассказе
Катарины Красавиной «Ни под каким соусом».
Исследование природы добра и зла в рассказе
Юлии Ивановой «Небо надежды», в котором автор ставит сложные вопросы и выбирает неоднозначных персонажей.
Легкая, простая и увлекательная повесть
Михаила Токарева «Вышел дворник из тумана», в которой найден удивительно приятный и близкий читателю образ главного героя.
____________________________________________
Кристина Кармалита (редактор Отдела драматургии):Глобально пьесы номера можно разделить на две категории: пьесы о семье (
«Кружева острова Онего» Андрея Бикетова и
«Коридор» Александра Кана) и пьесы – ловушки для героев (
«Скрип ключа» Алексея Зайцева и
«Валера» Поли Колмаковой). Однако внешняя схожесть тем и сюжетов никак не отменяет оригинальности авторских высказываний.
____________________________________________
Юрий Угольников (редактор Отдела нон-фикшн):В этот раз тексты номера получились очень разносторонними, посвященными совершенно разным вопросам: веры, времени, политики, травмы и коллективного психоза. И даже разным искусствам: от театра и кино до живописи. В то же время на каком-то интуитивном уровне они довольно близки, взаимосвязаны. Есть нечто роднящее церковное действо - изгнание бесов из «одержимых» наследником созданного Достоевским отца Ферапонта, театр религиозный и марево театра политического, людей временно выпавших из жизни, погруженных в транс безвременья эпохи ковида, и зрителей, погруженных в просмотр фильмов и переживающих опыт несуществования. Но обо всём по порядку.
Во-первых, в издательстве АСТ вышла книга
Дмитрия Позднякова «Искусство и безумие. Абсурд, страсть и грёза Дэвида Линча». С разрешения редактора проекта Валерии Косяковой мы публикуем небольшой фрагмент из главы
«Кино как кризис, травма и опыт смерти».
В этом же номере мы планировали опубликовать продолжение размышлений Марианны Гейде на тему веры, но, поскольку в номере текстов Гейде оказалось два (и оба затрагивали тем или иным образом религию), один пришлось отложить, а философский подход к проблеме заменить более приземленным. О весьма неординарном опыте приобщения к церковной среде рассказывает
Светлана Ладзина в тексте
«Экзорцизм».
Об искусстве и не искусстве и том, как порой переплетаются они с жизнью, а жизнь становится подобием театра или кино размышляет
Валерий Бочков в своей колонке
«Январский каннибализм или предчувствие гражданской войны».
С рассказа о фильме «Прибытие» Денни Вильнёва начинается и колонка
Анны Аркатовой «У времени внутри», в прочем фильм здесь только отправная точка для того чтобы рассказать о нашем времени и нашем безвремении.
____________________________________________
Ольга Девш (редактора Отдела критики):Дмитрий Бавильский. МАСТЕР-КЛАСС ХУДОЖНИКА В ЗРЕЛОСТИ(О книге: Чанцев А. Ижицы на сюртуке из снов: книжная пятилетка. СПб.: Алетейя, 2020. — 724 с.)
— эстетическое эссе практикующего теоретика, осмысляющее фигуру критика и вид его критики.
Валерия Пустовая. НОВАЯ ЧУТКОСТЬ(По книгам: Ксения Букша. Открывается внутрь. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018; Ксения Букша. Чуров и Чурбанов. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.)
— вторая серия критического сериала, насыщенная чуткостью и пониманием мёбиусной художественной реальности Ксении Букши.
Михаил Квадратов. ЭЛЕКТРИЧКА ДО НЕВИДИМОЙ ПЛАТФОРМЫ(О книге: София Синицкая. Сияние «жеможаха». Трилогия. – СПб.: Лимбус Пресс, 2020.)
— авторская колонка о трилогии Софии Синицкой, в частности рассматривающая символ поезда в русской литературе как локомотив.
Мария Бушуева. ДВА РОМАНА(Мария Рыбакова. Если есть рай. — М.: Эксмо, 2020; Мария Скрягина. Бутырка // Нева, 2018, № 9.)
— в основе синонимизация двух романов, написанных разными Мариями в одно время, и перекликающиеся героинями да их любовью.
____________________________________________
Марина Яуре (редактора Отдела фантастики):Ещё десять лет назад эту историю можно было бы отнести к жанру «фантастики предупреждения», а сейчас она превратилась практически в бытовую зарисовку.
Роман Шебалин приглашает в мир кибер-бюрократии в рассказе
«Ничего до вторника».
Юрий Угольников познакомит с фантастическими буднями сельских жителей из Старой Мертовщины в рассказе
«Ежи».
Марианна Гейде представляет оригинальный взгляд на события библейской истории в рассказе
«Что-то пошло не по плану».
А
Григорий Бакус размышляет о духовных исканиях на заре века Просвещения в повести
«Скелет великана Буржуа».
_________________________________________________________
P.S. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Все выпуски журнала доступны в разделе "Архив" -
https://literratura.org/issues2021.html скачать dle 12.1