ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Денис Макаров. НАРЦИСС

Денис Макаров. НАРЦИСС


(рассказ)


Завидев меня издали, дамочка начинает дергаться, поправляет волосы и озирается, стараясь не смотреть в мою сторону; подплыв ближе, уронит ресницы, и только когда мы поравняемся, в притворном рассеянии скользнет взглядом, – якобы заметила только что, – ну конечно. А пока отвернулась, свободно рассматриваю ее – и не верю своим глазам.
Сначала мы встречались на моей выставке, позднее – на выставке нашего общего знакомого; я был молчаливым и угрюмым, был тихим и внимательным, притворялся равнодушным. Подходил со словами: «Ты же не собираешься смотреть видео?» Ты пожимала плечами. «Не хватит времени. Как человек, пытавшийся заниматься видеартом, открою маленький секрет: так и было задумано». «Зачем?» «Чтобы, уходя с выставки, тебя мучил вопрос: а если бы я набралась терпения и все-таки досмотрела то видео до конца – может тогда мне бы открылся какой-то тайный смысл?» Ты смеялась, а после неловкой паузы мы заговаривали одновременно: ты спрашивала, как мои дела, я – как твои, ты в восторге от новой работы в галерее, от поездки на Гоа, прерафаэлитов – Гончаровой – Манифесты, я – был глуп, скучаю безумно, думаю только о тебе…
Проиграв в голове эту сцену бессчетное число раз, я не то что не представлял наше свиданье иначе – я думал о нем с ностальгией, но – по законам жанра – случайно встречаю тебя на улице – в незнакомом бежевом платье-футляре с индийским узором у выреза, с хвостиком вместо каштановых локонов по плечи и короткой выпуклой челки, без очков – глаза подведены черными стрелками с перевернутыми запятыми у внешних уголков; и почему я раньше не замечал, как морщится твой носик, когда ты улыбаешься?.. Подарив мне улыбку, незнакомка проплывает мимо. Я оглядываюсь, – девица, замедлив шаг, ждет моих действий, – и по инерции соображаю, как бы зазвать тебя к себе. «Да, кстати, похвастаюсь, я приобрел акварельку Бенуа по случаю, питерский пейзаж, начало двадцатых, приятная вещица. Зайдем на минутку? Мне хочется, чтобы ты оценила». «Это нормально – заниматься видеоартом и покупать мирискуссников?» И сразу же – на кухне, бахнув шампанского, я глажу твою руку, и ты согласно молчишь…
Однако другая мыслишка сверкнула: а ведь это тема: воображая себя Нарциссом, я неспешно прогуливаюсь вокруг зеркала пруда, когда вдруг встречаю девушку, похожую на бывшую, и выясняется, что Нарцисс сходит с ума от неразделенной любви, – готовый рассказ. Или видео снять? И я знаю, кто в нем сыграет. А после съемок завалимся ко мне… Нет, все-таки рассказ. И начать нужно с дороги от дома к пруду – подробной и документально точной… Или выдумки от первого до последнего слова? Я вышел развеяться, просидев полдня за компьютером; разрезал по диагонали двор с теткой на скамейке и ковыряющимся в песочнице ребенком и нырнул в тень переулка, прошитую золотом апрельского солнца. Глядя на полупустую парковку слева вспомнил бесполезную идею о том, что раз для художника нет ничего важнее CV, и факт выставки важнее ее содержания, то работы не нужны: достаточно застолбить за собой пространство галереи, установив парковочный барьер на входе… В тонированном стекле автомобиля мелькнул худой стриженый парень с лицом постаревшего мальчика, в джинсах и белом поло с цветными полосками на воротнике: я все время разный: минуту назад в прихожей топтался смурной дядька с воспаленными глазами и наждаком щетины до скул. Я представляю себя одноруким бандитом с лицами вместо фруктов на барабане; когда я смотрюсь в зеркало, барабан, дзынькнув, останавливается, и выпадает случайное лицо.
Смутные фигурки шевелились у входа в магазинчик напротив; выше по улице в зелени притаилась церковь; над головой разваливалось и вырастало одновременно облако-корабль… нет – облако-Бог… облако-растертый-по-небу-смачный-плевок; долговязый белобрысый паренек в пижонском костюмчике в клетку шагал навстречу, – я посмотрел на него – и он опустил глаза. Сейчас подойдет, поприветствовать коротким смешком, резко взмахнуть рукой – и почесать затылок, – он дернется в сторону, от него шарахнутся несколько человек, от тех рванут другие, и паренек на всякий пожарный припустит следом. (Есть похожая игра: в переполненном вагоне метро нужно уставиться на соседа, вынудив его отвернуться и зыркать по сторонам, запуская цепную реакцию: люди глядят друг на друга – и не держат взгляд, вертят головами как воробьи, и в замкнутом вагоне энтропия растет).
Накаченный лысый коротышка с красной, бугристой, как грецкий орех, башкой и тяжелыми банками, набрякшими в рукавах, игрался с телефоном на скамейке. Собрать бы таких человек пять и устроить качалку в галерее: как у Микеланджело мускулы христианских святых и пророков на своде Сикстинской капеллы символизируют духовную мощь, так в стенах галереи физические упражнения… Я потерял мысль, отвлекшись на мошку, усевшуюся мне на грудь, – ей хотелось пободаться с пальцем, мне – оставить поло белоснежным; я легонько подталкивал мошку ногтем, она, упираясь несколькими лапками, другими упрямо цеплялась за ткань. Наконец надавил посильнее, и она благополучно отвалилась.
Когда я свернул за угол, солнце ударило в глаза, я невольно сощурился, и свет, просочившись сквозь решетку ресниц, разложился в спектр: я как будто сквозь полупрозрачную радугу смотрел, – пока мою тень не украла глухая тень дома напротив.
Справа на детской площадке сходили с ума детишки, их зачуханные мамочки проводили меня долгим взглядом со смесью любопытства и смутного раздражения, пока я не шмыгнул в проплешину между кустов. Посмеиваясь, я вырулил на дорожку, опоясывающую небольшой аккуратный пруд, блестящий, как серебряная монета; вокруг пенились волны вишни, на них накатывали желтые – из цветочков клена. У воды спиной ко мне, выгнув горячую шею, застыл рыбак, на другом берегу две кобылистого вида девахи раскорячились на полотенце, чуть поодаль пристроился соглядатай; единственная беседка соблазнительно пустовала, в отличие от шумной веранды кафе за дорогой (вероятно, есть особый шик в том, чтобы с невозмутимым видом потягивать кислое пиво и ковырять салат за липким шатающимся столиком под бодрую музычку: мол, джентльмен держит марку не смотря ни на что). Я двинул по кругу, поглядывая на водичку; перегнал лунатичную старушку, напевающую что-то под нос, и на мгновенье-другое меня накрыло волной неприятного сладкого запаха; увернулся от велосипеда, – и едва не налетел на беременную девочку с коляской. Поморщился и мотнул головой, зацепив боковым зрением женский силуэт вдалеке. Я принял эту девушку за свою бывшую, но, как выяснилось, обознался.







_________________________________________

Об авторе: ДЕНИС МАКАРОВ

Родился в Москве. В 2007 г. закончил МИИГАиК (Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии) по специальности "прикладная геодезия”. Профессионально занимается живописью.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 351
Опубликовано 27 янв 2015

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ