ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Кристина Хуцишвили. ХОРЁК В ГОЛОВЕ

Кристина Хуцишвили. ХОРЁК В ГОЛОВЕ


(рассказы)


ХОРЁК В ГОЛОВЕ

Я сейчас лежу на кровати, а в голове у меня маленькое существо, которое трещит и не дает заснуть. Вернее, не дает заснуть не само существо, а связанные с ним опасения. Такие, например, что существо разгрызёт что-то важное или что оно не знает меры, и я не смогу работать. С этим связаны все мои опасения касательно жизни - с возможностью работать.

Меня зовут Максим, мне 37 лет. Я работаю так же долго, как живу, и не сказал бы, что я трудоголик. Наверное, дело в другом. Поскольку я вырос в небогатой семье, может даже нищей - зависит от того, как посмотреть, - потребностей у меня множество. Все они незамысловатые, все нетрудные для выполнения. Стоп, потребности вряд ли можно выполнить, выполнить можно работу. Вот как раз следствие моего увлечения трудом - фиксированные формулировки. Еще можно сказать - отточенные, устоявшиеся. На деле во всем виноват хорёк. Тот, что в моей голове, грызун, он так отвлекает внимание своей возней, что я могу даже некорректно построить фразу, что вы и наблюдали. Про отточенность я, правда, вовремя ввернул, просто хорёк или как там его на время отпустил.

Итак, я вырос в бедной семье. Однако, как вы верно заметите, не я один. Отличался непомерными амбициями, обидчивостью и гордыней. Бедность, перестройка, образованные родители, не умевшие заработать, обеспечили меня множеством комплексов и широким кругозором. Но как кругозор может быть широким, если одноклассники могут поехать а Париж, а ты нет? В этом-то мой вопрос, который актуален и сегодня.

В жизни, которая наступила позже и которую я, как мог, приближал в детстве, оказалось, что потребности удовлетворить довольно просто. Но кошки от этого не перестают скрестись. Точнее, это у вас кошки, в моем случае - хорёк в голове. Здесь надо сделать поправку на то, что я не уверен в том, что это хорёк, и с головой у меня всё в порядке в каноническом смысле. Я просто назвал его хорьком для условности, а вообще он грызун, издает звуки и меня этим пугает, о чём я уже говорил, а хорёк - просто так, для наглядности.

Я много работал в компании. Занимался маркетингом. То есть и сейчас занимаюсь, я работаю. Моя работа заключается в том, что я сижу за компьютером и пишу концепции, если же не пишу, то переделываю их же, очень много читаю - почту, тематические сайты в Интернете, форумы. Отвечаю на письма, созваниваюсь с подрядчиками, слежу за документами, поправляю всё за юристами, хожу на встречи - завтраки, обеды и ужины. Всё это не сложно и довольно однообразно, творчества в моих концепциях нет, хотя я старательно доказываю обратное, всё где-то уже было. Однако работа стабильная и весьма доходная, в общем - то, о чём мечтают все.

Здесь я вас опережу - вы непременно спросите, как же так, а как же хорёк? Отвечу сразу: хорёк мне не мешает работать - я с ним привык. Точнее, к нему. Хотя, конечно, как тут привыкнешь, но когда работа объёмная и механическая, структурированная, хорёк меньше мешает. Главное, не бояться, просто делать, что должно. Самый весомый ущерб от хорька - ночью или вечером, когда приходит время отходить ко сну. Хорёк начинает гнездиться, мысли несутся, сменяя друг друга и опрокидываясь. Просто невозможно уснуть, а без сна - какая свежесть утром?

Работник нашей сферы должен хорошо выглядеть, поскольку маркетинг - это ещё и общение, коммуникация. Нужно надеть костюм и распылить на лицо специальное средство. Оно улучшает цвет и в общем как-то подтягивает, придаёт совершенно другой вид. Мы ведь не дадим хорьку разрушить мою жизнь, не правда ли?

Дело в том, что я очень люблю свою работу, что, впрочем, не отменяет того факта, что я с радостью сменю ее на какую-нибудь другую при удобном случае. Всё зависит от условий - вознаграждения, компенсационного пакета. Слово "перспективы" вызывает у меня улыбку - думаю, оно уже не может ни на кого действовать всерьез, за исключением юнцов, а мне, как-никак, уже 37. В моём возрасте уже давно понятно, что важно только "здесь и сейчас", а всё остальное сплошь уловки и отговорки. К тому же мы живём в России, где всегда только и важно - здесь и сейчас.

Мне 37 лет. С этими словами я обычно обхватываю голову руками. Не то, чтобы очень страшно, не страшнее, чем обычно. Я, в общем, давно свыкся. 37 лет. Тик-так, тик-так. Ты уже никогда не будешь молодым и многообещающим, мышцы живота расслабляются, тебе не так интересен секс, выбираешь стабильность, молодые девушки уже менее привлекательны, поскольку вносят дисбаланс. Предпочитаешь постарше - больше покоя, меньше проблем.

Но женщины вообще вторичны. Хорька вызвали не они. Я мог бы заподозрить только одну, но точно помню, что хорёк был до нее. Просто сейчас ничего не отвлекает, а он всё грызёт и грызёт и не успокаивается. Хорёк-чудесник. Вот такие глупости в голову лезут, формулировочки.

Дамы и господа, представляю вам хорька. На арене - хорёк Пётр, в обычное время он живёт в голове маркетолога Максима, но сегодня в первый раз на сцене - лучшее, любимое и только для вас! Хорошо бы было назвать его Борисом, как президента моей юности, но имя уже найдено - Пётр.

Я расскажу коротко о женщине, которая в других обстоятельствах мне бы сильно понравилась. Хотя, возможно, я не обратил бы на неё внимания, если бы не хорёк. Назовём её Зая, дабы выдержать стилистику. Ну то есть понятно, что у нее есть нормальное человеческое имя, но введя псевдоним, я ещё раз докажу вам, что не сумасшедший и не выдумал хорька.

Итак, Зая. Она была похожа на меня, поэтому мы и сошлись. Точнее, она тоже всего боялась. Ей было 32 года, и она паниковала из-за морщин. Всё время смотрелась в зеркало и не хотела лишний раз выходить из дома, если дело не касалось работы. Часто думала о том, не остричь ли чёлку, но так и не решилась. У неё был какой-то парень, они жили вместе довольно долго, при этом он часто уезжал в командировки.  

Зая боялась состариться. Она паниковала от мысли, что когда-нибудь будет перебирать мечты, а они все как одна окажутся неисполнимыми, с истекшим сроком давности. Это "когда-нибудь" приближается, думала она, вдавливая ногти в ладони, чтобы, разжав, оставался след. И постоянно прокручивала в голове картину с разложенными в пасьянс мечтами.
Зая боялась перестать жить и сама же приостановила жизнь из страха. Это было понятно, как дважды два. Мы встретились там, где не могли избежать ненужного внимания, то есть на работе.

Я был маркетолог, а она - специалист коммуникационного агентства, работавшего на мою компанию. Грубо говоря, Зая - работник сферы услуг, а я - один из клиентов. Она должна была не только искать оригинал, находить копию, копировать найденное, предлагать, переделывать, читать электронную почту, но и всячески угождать клиенту в моём лице. Мы ходили обедать, ужинать и пить кофе. На ней сработали мои рефлексы, и мы оказались в одной постели; всё даже было довольно неплохо, как будто и не было хорька.

Но ничего не получилось. Формальный повод - она узнала, что у меня есть жена, и мы оба сделали вид, что ей хватило сил утроить скандал. Самое смешное, что я даже сказал правду, - что никакой жены у меня нет, но она не поверила, потому что так было проще.

Иначе пришлось бы дожидаться другого повода - например, что я долго не делаю предложение, а с учётом того, что мы начали встречаться совсем недавно, ждать надо было долго. В этом случае пришлось бы думать, почему мы не можем встречаться по-человечески, а так как причина была ясна и одна из таких, что не произносят вслух, мы оба уцепились за мою жену, которой никогда не существовало.

Если я путано объясняю, то это уже не хорёк, а эмоции. Как говорят, расстроенные чувства.
Итак, подытожим. Мы расстались из-за моего обмана с женой. Точнее, я сказал, что свободен, у нас начался роман, а потом кто-то из сотрудников нашего отдела сказал кому-то из её агентства, что я женат, и мы расстались. Где-то я почувствовал облегчение: настоящей причиной расставания был обоюдный страх, да и секс, и просто разные "парные" обязанности с непривычки исполнять регулярно не так-то просто, особенно с хорьком в голове. Дело в этой обязанности, предопределённости. Страх приумножается: вдруг ты не сможешь чётко выполнить то, что нужно? Трудно быть собранным с непривычки.

Да, конечно, я мог бы постараться, сделать усилие... В конце концов, всё бы получилось. Но вышло проще - победил страх, победило удобство.
Хотя о каком удобстве речь, если в голове орудует хорёк. Но ко всему, в конце концов, привыкаешь. Однако Зая исчезла раньше.

Зая, какой я ее помню, очень часто разглядывало в зеркале свое лицо. Ей было 32, однако я не видел никаких отличий - 28, 25, 21. В наше время возраст - условность, такая же, как цвет волос у женщин. Всё-таки в период недолгого подобия отношений с Заей, мне кажется, она смотрелась в зеркало реже. Точнее, озабоченность во взгляде  рассеивалась... Зая была не защищена от жизни, которая всё-таки пробралась, минуя броню, через чёрный ход под названием "работа" и оформилась в виде меня. Однако ничего не вышло, и я даже не успел сказать ей, что морщин не стоит бояться, ведь они лишь напоминают тебе, что жизнь течёт быстро, слишком быстро, чтобы забывать об этом.

Она бросила меня, потому что узнала, что я женат - точнее, как бы женат. Здесь нужно сделать одно серьёзное замечание: есть деталь, о которой я раньше не упоминал - я сам во всём виноват, и это очень важно.

Хорёк вроде замолчал, или он сгрыз все жизненно важное, так что мои реакции притупились. В общем, идеологема такова... Стоп. Уместно ли это слово? Идеологема-идеологема... Не уверен. Мифотворчество - вот, по крайней мере, в нём я точно уверен. Итак, я создал миф вокруг своего семейного положения. Правда в том, что мне 37 лет, я не женат и никогда не испытывал по этому поводу никаких эмоций или комплексов. Мне 37 лет, я просто живу, правда, мне докучает хорёк, но полностью здоровых людей, как известно, нет, есть не обследованные.

Странно, но она даже не устраивала истерик. Возможно, ей тоже полегчало, потому что можно было снова часами разглядывать своё лицо. Кстати, мне говорили, что у неё есть бойфренд и что они даже жили вместе, но я воспринял эту информацию как фоновую. Мой организм выбраковывает лишнее или то, что может вызвать перегрузки. Я даже не думал на эту тему. Зая выбрала меня, по крайней мере, на некоторое время.

Хорёк, кстати, замолк.

Если бы мы с Заей были нормальными людьми, без навязчивых страхов, нас ожидала бы примерно такая сцена:

- Ты хочешь, чтобы я поверила, что ты не женат, но всем говорил, что женат? Ты издеваешься?
- Нет, просто это правда. Я не женат.
- Ты развёлся или просто собираешься развестись?
- Нет, я и не женился.
- Ты издеваешься?!
- Нет, я просто всем на работе говорил, что женат.
- И знакомил с женой?
- Нет, не знакомил.
- Почему?
- Это вызвало бы лишние вопросы.
- А зачем тебе это придумывать? Придумывать жену?
- Ну... (долгая пауза)
- Ты абсолютно невыносимое испорченное чудовище!
- Ну, перестань. Я просто это придумал.
- Ну и где твоя жена?
- Нет никакой жены. Я это придумал, чтобы от меня отстали.
- Отстали - кто? (в слезах)
- Ну, с расспросами. В моём возрасте предполагается, что должна быть жена.
- А зачем тебе это было нужно? Ведь начали бы спрашивать - фотографии, как отпуск, кто она по профессии? (слёзы ещё не высохли, но в глазах недоумение)
- Ну, да. Но я хотел выиграть время.

Однако она не настаивала, а у меня не было никакого желания рассказывать скучные истории. Мне 37, и у меня никогда не возникало потребности завести семью. Миф о себе - единственно возможный способ избежать домыслов и сплетен на работе. Работа для меня очень важна, это стержень, вокруг которого - вся остальная жизнь.

Возможно, причина в бедном детстве, но я хотел бы, чтобы мой доход рос со всё возрастающим темпом. Если что-то пойдёт не так, я буду беспокоиться или даже запаникую, а это ни к чему - у меня и так в голове хорёк.

В двух словах наша история такова: она работает в агентстве, он - в компании-клиенте. Она боится состариться и не исполнить мечты, он берёт много проектов и часто ездит отдыхать, такое неистовство в выборе отдыха. У них роман, потом из-за нелепого стечения обстоятельств - и его бессилия, связанного с возмутительным... Или всё-таки возмущенным? В общем, с хорьком в голове! Она уходит. Он её не ищет. Потом понимает, что хочет жить. Но как это сделать? Начинает ходить в клубы и выпивать. В итоге ей рассказывают об этом и о девушках, которых нет, и она уже больше никогда не приходит. Да и он забыл о том, как это было, как чувствовалось, когда появился шанс.

И вот сейчас он лежит на кровати с закрытыми глазами и дикой головной болью, и нет той девушки с неизвестным ему именем, которая бы громко спросила, чего он хочет на завтрак.
 



МАЛЫШ НОЙ

Маленькая девочка Кая брела по центру Лондона без пенса в кармане. Она пребывала в странном состоянии сна, когда не важно, кто ты, откуда и где находишься. Впрочем, Кая была не такой уж маленькой и даже успела получить степень бакалавра искусств, ничего этим шагом в жизни своей не прояснив. Кая входила во взрослую жизнь с неопределённостью в районе сердца, прямыми волосами и кредитом за четыре года обучения.
Больше всего малышке Кае нравился театр и британские мужчины тридцати лет, с шарфом вокруг шеи и неопределёнными намерениями. Домой в Москву Кае не хотелось, потому что в условиях неопределённости пробудились воспоминания.
Московский лицей, его девочки, высокие каблуки и модный журнал с тринадцати лет. Строгий запрет на сигареты, французский лучше, чем английский, личные водители и чуть ли не охрана. Сейчас, конечно, многое из этого устарело, но злые девочки с внимательными мамами могут снова сказать громким шёпотом:

- Что это у неё за цвет волос такой, как из коробки!

Дети могут быть очень похожи на своих родителей, а когда родители, ограничивая себя во всём, платят за твой модный лицей с французским, английским и такими девочками, то ты находишься в опасном положении.

Приближаясь к окончанию лицея, Кая думала лишь о том, как унести ноги из Москвы, которая стала для неё местом сосредоточения таких вот девочек. Образование в Британии оказалось вдоль и поперёк платным, а родители - по обыкновению склонными к самопожертвованию. Вот таким образом Кая попала в Лондон. Здесь по старой московской привычке она сторонилась однокурсниц и по выходным с путеводителем изучала ассортимент музеев и магазинов. В остальное время она довольно прилежно училась, внутренне съёживаясь от неопределённости своего будущего. В мечтах она видела себя развитой и влиятельной молодой женщиной, снимающей квартиру в центре Лондона с творческим молодым человеком, пишущей пьесы для сцены и рецензирующей спектакли в ведущих изданиях. Но в эту мечту, от которой веяло теплотой, вмешивалась необходимость зарабатывать деньги как можно скорее, дабы постепенно погашать кредит.  Молодого человека с шарфом на горизонте не было, но столкнись Кая с ним даже нос к носу, вряд ли из этого вышел бы толк, поскольку неопределённость витала в воздухе.

Малютка Кая чувствовала себя вполне комфортно только тогда, когда забывала о финансовых обязательствах, долге перед родителями и непонятной Москве, где критерии успеха, наверное, такие же, как в лицее, где слух о краске из коробки может привести к полной социальной изоляции.
Кае было тепло и уютно в обычной кофейне с книгой, в музее с толпами китайцев, в растянутом свитере в общежитии. А попадая на некоторые спектакли, она и вовсе превращалась в невероятную красавицу, - что есть красота, если не вдохновение?

В таком вот состоянии однажды утром девушка Кая встретила своего принца. Принц имел сложное британо-бельгийско-африканское происхождение, был красив, очарователен и повязывал шарф лучше всех лондонцев вместе взятых. Кая влюбилась в него с первого взгляда, а он тут же понял, что шутки плохи и такой вдохновленной вчерашним спектаклем утренней девушки он больше не встретит.
Они тут же начали встречаться.

С того времени прошло ровно шесть месяцев, и любовь Каи и Принца укреплялась и росла.  Пока в один прекрасный день потенциальная принцесса не исчезла. Дело в том, что случилось то, что раньше в королевских династиях случалось только после свадьбы, и утренний тест на беременность это подтвердил.

И потому наша Кая уже несколько дней не отвечает на звонки и сообщения Принца, не может толком даже поужинать или снять деньги с пластиковой карты. Принцесса в панике.

"Неужели мне никогда не стать той продвинутой молодой женщиной, которая живёт с бойфрендом, но без особых забот в центре Лондона?"
"Как же теперь я сделаю карьеру? Как буду ходить на вечерние спектакли и писать рецензии?"
"На что мы будем снимать квартиру и хватит ли у Принца терпения?"
"Как же я оплачу кредит?"
"Неужели придётся возвращаться в Москву? И как я уберегу мою дочь, если это будет дочь, от таких злых девочек? Неужели всё было зря, и мы вернёмся к тому, с чего начали, и дочери этих девочек обвинят Юную принцессу в том, что она, как и её мать, красит волосы краской "из коробки"?"

От этих мыслей Каю начинало подташнивать. Она гуляла и гуляла, пока в изнеможении не упала на скамейку и уснула.
Во сне она снова была маленькой московской девочкой, которая большую часть времени проводила с бабушкой и дедушкой, потому что родители хотели, чтобы их дочь была "не хуже остальных". Малышка Кая прочитала все возможные детские книги, которые только могли купить её родители, и даже Библию с картинками.

Любимым персонажем Каи был малыш Ной.
Вернее, это мы, взрослые люди, знаем каноническую историю о Ное, потопе и животных и представляем его человеком немолодым, а малютка Кая, прочитав Библию, увидела Ноя маленьким мальчиком, спасавшим мир и всех дорогих ему представителей этого мира - в той мере, конечно, в которой было возможно, и малютка Кая это понимала.
Ей самой хотелось быть такой бесстрашной, каким был малыш Ной, строить что-то своими руками и спасать животных. Ей бы очень хотелось помогать слабым и обездоленным, быть причастной к чему-то светлому и великому. А как бы ею тогда гордились родители!

Малышке Кае казалось, что смысл их жизней сводится к её, Каиному, существованию. Поэтому маленькая принцесса недоумевала, отчего родители всегда уходят, оставляя её одну, то есть с другими - чужими - людьми.
Кая в центре прекрасного мира, который спас Ной, но почему же у неё даже не получается поделиться своими открытиями с мамой и папой, рассказать им о Ное, потопе, животных, вдруг они не знают, они же никогда не читают книг?

Сон стал сбивчивым, бессюжетным, и Принцесса проснулась. Она не запомнила того, что ей приснилось, однако на душе отчего-то было спокойно, на небе светило редкое для Лондона солнце, пели птицы. Мир явственно давал ей понять, что всё будет хорошо.







_________________________________________

Об авторе: КРИСТИНА ХУЦИШВИЛИ

Родилась в Москве. С отличием окончила экономический факультет МГУ, работала журналистом и аналитиком в деловых и политических изданиях. Автор романов DEVIANT (М.: Рипол классик, 2012), "Триумф" (М.: Рипол классик, 2013), а также готовящейся к выходу книге интервью "ID. Вспоминая о своих корнях". Сейчас изучает миротворчество и развитие в Linneuniversitetet, Швеция.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 958
Опубликовано 01 окт 2015

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ