ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Ян Сатуновский. РЕБЁНОК РИСУНКА

Ян Сатуновский. РЕБЁНОК РИСУНКА





* * *

Вчера, опаздывая на работу,
я встретил женщину, ползавшую по льду́,
и поднял ее, а потом подумал: – Ду-
рак, а вдруг она враг народа?

Вдруг! – а вдруг наоборот?
Вдруг она друг? Или, как сказать, обыватель?

Обыкновенная старуха на вате,
шут ее разберет.




* * *

Сашка Попов, перед самой войной окончивший
Госуниверситет, и как раз 22 июня
зарегистрировавшийся с Люсей Лапидус –
                                                                      о ком же еще
мне вспоминать, как не о тебе? Стою ли
я – возле нашего общежития –
представляю то, прежнее время.
В парк захожу – сколько раз мы бывали с тобой на Днепре!
Еду на Че́челевку, и вижу –
в толпе обреченных евреев
                    об руку с Люськой
                    ты, русский! –
                    идешь на расстрел,
Сашка Попов...




* * *

Как я их всех люблю
                    (и их всех убьют).
Всех –
          командиров рот
          "Ро-та, вперед, за Ро-о..."
                    (одеревенеет рот).
Этих. В земле.
"Слышь, Ванька, живой?"
                                      "Замлел."
                                                  "За мной, живей, е́!"
Все мы смертники.
Всем
артподготовка в 6,
смерть в 7.




* * *

Слушай сказку, детка.
Сказка
опыт жизни
обобщает
и обогащает.
Посадил дед репку.
Выросла – большая-пребольшая.
Дальше слушай.
Посадили дедку за репку.
Посадили бабку за дедку.
Посадили папку за бабкой.
Посадили мамку за папкой.
Посадили Софью Сергеевну.
Посадили Александру Матвеевну.
Посадили Павла Васильевича.
Посадили Всеволод Эмильевича.
Посадили Исаак Эммануиловича.

Тянут-потянут.
Когда уже они перестанут?




* * *

Пришел ко мне товарищ Страхтенберг.
Какой он старый,
просто смех и грех.
Товарищ Страхтенберг,
товарищ Мандраже,
садитесь; – не садится; – я уже…




* * *

И чем плотней набивается в уши,
чем невыносимей дерет по коже,
тем лучше, говорю я, тем хуже,
тем, я вас уверяю, больше похоже
на жизнь, в которой трепет любовный
сменяется скрежетом зубовным,
а ритм лирического стихотворения –
не криком, так скрипом сопротивления,
хрипом...




* * *

Если в стихотворении отсутствует пафос,
значит у поэта пониженный тонус.

А если у поэта пониженный тонус,
это, безусловно, не плюс, а минус.




* * *

Поэзия – не пророчество, а предчувствие.
Осознанные предчувствия
                                                  НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ.




* * *

Одна поэтесса сказала:
были бы мысли, а рифмы найдутся.
С этим я никак не могу согласиться.
Я говорю:
были бы рифмы, а мысли найдутся.
Вот это другое дело.

<ничего подобного: это одно и то же.>




ПОЭЗИЯ

Я вам говорю: чудес не бывает.
Меня
ветрянкой называют.
А я не ветрянка,
а Черная Оспа.
Когда вы поймете, будет поздно.




* * *

Хочу ли я посмертной славы?
Ха,
а какой же мне еще хотеть!

Люблю ли я доступные забавы?
Скорее нет, но может быть, навряд.

Брожу ли я вдоль улиц шумных?
Брожу,
почему не побродить?

Сижу ль меж юношей безумных?
Сижу,
но предпочитаю не сидеть.




* * *

Одеяло с пододеяльником
– поскорей укрыться с головой.
Не будите меня – я маленький,
я с работы, и едва живой.
Я свернусь калачиком
на краешке
у гремящей, как тоска, реки.
Старики,
откуда вы всё знаете?
Что вы знаете,
старики?




* * *

Было,
и осталось,
и забыть не могу,
как я шел со станции
в крови и в снегу.
Шла навстречу
девочка,
ребенок лет пяти.
Смахнула меня веничком
со своего пути.




* * *

...коричневые губы,
коричневые веки,
сквозь кисею блузки
два мазка сепии,
из-за куска хлеба,
три дня не ела,
жить надоело,
нет, ничего не было.




* * *

Она не хотела пилить дрова.
Она  в о о б щ е  не хотела пилить дрова.
Она хотела колоть дрова.

А я не хотел колоть,
я хотел пилить дрова,
пилить, пока была цела пила.




* * *

О, трепет юности, впервые посаженной на мотоцикл!
О, сдвиги тро́гателя!




* * *

Ребенок рисунка:
вроде как машинально,
почти по ошибке
художник
нанес на холст
смертельный намек.




* * *

Листья падают,
листья падают,
просто так,
Христа ради...







_________________________________________

Об авторе: ЯН САТУНОВСКИЙ

Родился в Днепропетровске в 1913 г. В конце 20-х годов учился в Москве, в техникуме. Сблизился с поэтами-конструктивистами. В 1931 вернулся в Днепропетровск. В 1938 г. закончил Днепропетровский государственный университет по специальности физическая химия. Во время учёбы вёл юмористический раздел в вечерней газете. До войны работал в НИИ в Днепропетровске. Прошёл всю войну, был ранен. После демобилизации поселился в г. Электросталь Московской области. Работал инженером-химиком.
В 1961 году знакомится с лианозовцами, один из лидеров Второго поэтического авангарда. В СССР публиковались его детские стихи (при жизни вышло 14 книг). С середины 70-х годов печатался на Западе. В 1974 в 7 экземплярах напечатал своё «Избранное» в трёх томах. Умер в Москве в 1982 г.

Библиография:
Хочу ли я посмертной славы... М., 1992.
Рубленая проза. Собрание стихотворений. München, 1994.
Среди бела дня. М.: ОГИ, 2001.
Стихи и проза к стихам. М.: Виртуальная галерея, 2012.

Для детей:
Раз-два-три, 1967
Малышам про малышей, 1970
У медведя во бору, 1971
Сапожки для гусят, 1972, 1974
Где загадка, там отгадка, 1978
Беги, беги, дорожка, 1981скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
4 905
Опубликовано 21 дек 2014

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ