ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Амарсана Улзытуев. ДЛИННЫЕ СТРУНЫ

Амарсана Улзытуев. ДЛИННЫЕ СТРУНЫ




АВТОПОРТРЕТ

Чистое золото орд моего лица,
Чик узкоглазым, как лезвие, взглядом — и нету его, супротивника мово!
Вырастил я нос да не нос, приплюснутый кувалдой,
Выпрастал из-под жестких волос ушки на макушке — слушать
                                                                                    топот судьбы.

Если захочешь стать ханшей моих широких скул, богиней моих
                                                                                    алчных губ,
Есть один способ, есть:
Влюбиться в этот боксерский нос-дикорос,
Включиться, как лампочка, об этот чиркающий по тьме взгляд.




ПОХОРОНЫ ЭДДИ 

Гроб, ай да гроб смастерил брат твой Эрик, плотник великий,
Гром тамтамов, музыку сфер, вопль черноокой вдовы
Заслонила огромная рыбина с серебряной чешуей,
Заполонила хижину бедного рыбака.

Да, ослепительную мечту твою
Дарят тебе родственники и друзья на прощанье, Эдди,
Укладывают в нее тебя, как в люльку,
Баюкают в последний путь песнями и плясками.

Проснись! — поет вдова. — Вставай, лентяй!
Просят твои детки голодные рыбы кусочек!
Ну же, иди и поймай нам немного еды!
Нужен ты нам, черный верзила!

Только не слышат его черные уши нежные речи,
Толстые губы не вытянутся до этих ушей от улыбки,
Рыбу-гроб несут пьяные друзья его и понарошку дерутся,
Ибо любил Эдди выпить и, конечно, подраться.

Оп! и рыба слегка накренилась и двинулась вспять,
Окрики сзади: "Вертаемся, Эдди что-то дома забыл — духи велят!”
Так двигается траурная процессия то вперед, то назад,
То распевая черные псалмы, то приплясывая...




ГУЦЫНЬ — КИТАЙСКАЯ ГИТАРА

Странников двое, калик перехожих, скитальцев,
Странные двое, идут, спотыкаясь, толкаясь, наверно, слепые,
С ними один на двоих инструмент музыкальный, похожий на гусли,
Снимет один его с плеч, а второй помогает.

Сядут на корточки, длинные струны настроят,
Всякий услышавший звук остановится, чтобы послушать,
Перебирая волшебные струны в четыре руки, запрыгают пальцы,
Перья свои распушив, словно соколы бить лебединую стаю.

Словно четыре, когтями, тигриные лапы
Плавно и мягко, играя о чем-то, вонзаются в тело,
Будто, подосланы ночью, крадутся с ножами четыре убийцы
Так, что поджилки трясутся у рядом стоящих прохожих.

И впрямь музыканты слепыми перстами играя так ловко —
Ушам не поверить, умом не понять, — что-то знают такое,
Что у стоящих толпой волосинки встают на дыбы, шевелятся,
Штопором с неба их душ, как подкошены, падают птицы.

Ветер свирепый срывает у душ зазевавшихся стяги,
Смерти над ними устали держать колесниц боевые порядки,
Многие, кто оказался поближе, сегодня домой не вернутся,
Но, заколдованы звуками струн, об этом не знают...

И никакой ведь вокруг не имеется силы
Им, музыкантам бродячим, их музыке выстоять против,
Нет никого, кто поймет глубоко их, скитальцев, искусство,
Где им, бессмертным, найти на земле сокровенное ухо?




НЕВЕСТЫ КАМАЙЮРА

Красная от Атлантиды кожа,
Красавицы с черными челками и расписными телами
Защекочут тебя насмерть, исполняя древний обычай,
Закружат в праздничном хороводе, томясь от желания,
Неведомое даря,
Не ведающие лифчиков первозданные груди,
Не знавшие бритвы лобки,
Невесты истинные Космоса,
То они между собой устраивают изящные борцовские поединки,
Торжище дивных тел выставляя микеланджеловскому взору претендента,
А то поют неизвестно что низкими магическими голосами:
Аом, оум, э... — дружно прихрамывая в такт стеною завороженных тел.
А ведь когда-то,
Аве Мария!
С копьями наперевес,
С космами звездного неба волос,
В облике древних богинь войны,
В обмороке веков...
И мы, в панцирях железных, падали к их ногам, отправляясь к Иисусу,
Им, таким вот пронзительным, как их нежные стрелы и копья, реку нарек:
Амазонка.




БИЗНЕСМЕН ИЗ МОНГОЛИИ. ИРКУТСК

Как ворон на голой ветке, на крыше высотки сидит одиноко,
Вконец обанкротившийся, с высоты 13-го этажа, свесил ноги,
Включили уже свои камеры ангелы смерти — фотографы и ТВ-журналисты,
В консульство, на том берегу священного моря, уже позвонили.

Энх Этреч, дорогой, что ты забыл в краю голодных духов сибирских,
Эх, да чтобы верхом на лошадке скакать, да по степям по альпийским,
Даже успеваешь сказать — что люб тебе этот град, эта страна лесная,
Даришь в качестве сувенира из Улан-Батора свой труп спасателю из МЧС...

Да и что этот глупый спасатель смог бы, он что ли спаситель Будда,
Да и разве вернул бы он бабки, проигранные вчера в рулетку,
Вечен смертный огонь желаний — так говорил Сидящий на Лотосе,
Нечем было долг погасить, китайским драконом испепеливший душу...

Энх Этреч, дорогой, зачем ты играл, как дитя с волчком, с колесом Сансары,
Смех отар, гул табунов, песни степей кинул за россыпь фишек и звезд?
Глух и нем потомок людей сокровенных сказаний и длинной воли,
А́хам и óхам чужий, все скачет к родным пепелищам на пегой в яблоках...




ПРОБЛЕМА, ЕЁ РЕШЕНЬЕ

Когда наваливается перекати-валун, и ты
Кажешься сам себе, что
Катишься сам себе, что
Каркают уже тебе, что
Камень спирает грудь и страх
Мороком обступает и
Молча, молча, все делает молча с тобой...
Молись всем богам — ты только наделаешь хуже,
Молот судьбы остановишь лишь сам...
Сам ты смеялся чайкой над морем,
Саамы на белых оленях счастья пели тебе свои песни,
Самаритянки поили тебя с далеких ладоней любви...
Отпускаю, 
О, отпускаю, на волю богов ласточек моих страхов, синиц моей боли,
Осознаю, с помощью теплых рук добрых людей как отвалить этот камень, —
Освобожденье...




КЛАССИФИКАЦИЯ ПО БОРХЕСУ

Как ты хороша,

Катишь свои желтые волны по мне,

Ли Тай-бо мог бы мною гордиться –

Лирикой переполнен десяти золотых веков…

Женщины бывают:

1. Принадлежащие Императору;

2. Набальзамированные;

3. Захваченные в плен за Великой стеной;

4. Девочкой;

5. Русалкой;

6. Цветочной феей;

7. Старухой с сумой;

8. Включенной в эту классификацию;

9. Вопящей как сумасшедшая;

10. Нарисованной тончайшей кистью из верблюжьей шерсти;

10. Прочей;

11. Разбившей цветочную вазу;

13. Похожей издали на муху;

14. Китаянкой до самого утра…







_________________________________________

Об авторе: АМАРСАНА УЛЗЫТУЕВ

Родился в Улан-Удэ. Окончил Литературный институт имени Горького. Публиковался в журналах «Новый мир», «Арион», «Homo Legens», «Дружба народов», «Юность», «Сибирские огни», «Байкал» и др. Автор поэтических сборников «Сокровенные песни» (1986), «Сверхновый» (2009; послесловие Александра Еременко), Анафоры ( 2013; ОГИ, ред. Максим Амелин). Лауреат премии «Эмигрантская лира» в номинации «Неоставленная страна».скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
3 536
Опубликовано 29 май 2014

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ