ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Анна Русс. NEED

Анна Русс. NEED

РЕДАКТОРСКИЙ СПЕЦВЫПУСК





Комментарий Ивана Полторацкого:

Новые стихи Анны Русс – это блюз о любви и насилии, бескомпромиссный и точный в деталях. Цикл мастерски аранжированных историй о невыносимом желании, жжение которого больше нельзя терпеть. О желании изжить насилие навсегда. Об источнике этого насилия. Как внутреннем, так и внешнем. Тематический диапазон этих текстов колеблется от ненависти до принятия. Интонационно они очень разнообразны: мы слышим множество голосов, как в известной битловской пьесе сливающихся в один общий хор. Но каждый голос здесь индивидуален, общее не поглощает частное. Граница сдвигается и я узнаю себя в рассказанной мне истории, проникаюсь сочувствием к проговариваемой травме незнакомого мне человека, понимая, что это наша общая травма.  Бывают стихи, отнесённые в прошлое, бывают авангардные вещи, обращённые к нам из будущего, или вообще смонтированные из другого времени. Стихи Анны Русс сделаны из нашего времени, буквально из текущего момента, из две тысячи двадцатого года, оказавшегося неожиданно жёстким для нас. Эти стихи касаются всех,  и вряд ли возможно остаться равнодушным к тому, что их движет. Это сострадание, боль и любовь, обозначенные довольно прямолинейно.  
Я воспринимаю стихи Анны Русс как открытую ладонь, протянутую всем, кто задыхается от лжи и жестокости в мире перевёрнутой этики и фейковых новостей.   Ну а те, кто распространяет ложь и насилие, получают заслуженную саркастическую пощёчину. На мой взгляд, именно так и должна работать современная актуальная поэзия. И я благодарен Анне Русс за смелость и честность, с которой она пишет о том, что действительно является важным.
 



ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЮТ

Пираты говорят:
Мы тут отремастерились
Главную роль в комедии не должен играть абьюзер
Хоть он там и по роли тот ещё засранец
Но дети же смотрят
Так что мы с помощью компьютерной графики
Заменили его на другого актера
Мы, кстати, уже так делали
Правда мы считаем, что Капитан Джек – это образ, а не актёр
Поэтому мы наложили маску старого Капитана Джека
На нового актера
И голос точно, как у Джонни
Мы сгенерировали с помощью Компьютерных технологий
То есть, Капитан выглядит, как Джонни
Двигается, как Джонни
Говорит, как Джонни
Но это не Джонни
Это другой актёр
Он на жену руку бы не поднял
Он вообще не женат
У него есть парень
И его парень тоже очень положительный

И вообще, мы решили –
Технологии позволяют –
Много фильмов надо отремастерить
Вот, Мулен Руж, например
20 лет назад сняли
Все так изменилось
Они узнали, что Курт Кобейн
Тоже дрался с женой
И убрали оттуда его песню
Smells Like Teen Spirit
Потому что драться с женой –
Это плохо
Женщин обижать нельзя
Хотя, иногда они просто
Такое себе позволяют
Слишком много на себя берут
Поэтому
Хотелось бы и Гарри Поттера отремастерить
Чтоб его написала другая женщина
Которая выглядит, как Джоан
И ее зовут, как Джоан
Но это не Джоан
Например, раньше
она была Джон
Возможно, однажды
Технологии и это позволят

Кстати, оказалось
что Джон Леннон
Тоже дрался с женой
И его песню тоже убрали
Из Мулен Руж
Не надо нам вот этого
Абьюзерского
Деспотичного
Агрессивного
Мизогинного
All You Need Is Love.



ЛЮБОВЬ

Живые не завидуют мертвым
Даже после апокалипсиса
Привыкают
Чистить зубы ветошкой
Ходить
в перчатках
Есть понемногу
Соблюдать режим
Очень легко отвыкли от интернета
Кто бы мог подумать
Валентин с Джоан готовились
Выкачивали из Википедии все статьи про лекарства
Моя жена Лиза
Даром, что все
считали ее глупенькой
Когда все понеслись
Обносить супермаркеты
И в давке погибло не скажу сколько
Лиза потащила меня по салонам красоты
И у нас все ещё огромные запасы
Паст для шугаринга
В которых 90% сахара и лимонной кислоты
И одноразовые простыни
И огромные бутылки лосьонов
Женщины приходят с баночками
Красота всегда что-то стоит
У нас теперь бизнес
Как я всегда мечтал
Переживал только за маму
Как она там в Колорадо
Она работала школьной учительницей
Всегда был кто-то
Кто ненавидел учителя
Достаточно было одного такого
И все
Но счастье одно не приходит
Привезли письмо
Мама жива
Она всегда любила своих
маленьких учеников
А они ее
Такая была любовь
Что за 38 лет она
Не выбросила
Ни одной поделки
Из макарон.



ЛОЖКА С ГОРКОЙ

«...и порошковая пюрешка, ложка с горкой», говорит она
И я запоминаю

«... и цветы полевые, садовые, ноготки там, флоксы можно, астры», говорит она
И я запоминаю

«... и если растворимый, то с молоком и сахаром, а такой – без всего», говорит она
И я запоминаю

«... удивительно, как это ты такой?
я таких никогда не встречала!»
говорит она
И я не возражаю

Я беден
Глуп
Носат
Мне капают какие-то проценты
Когда семнадцать тысяч
Когда и семь
Ей это все не важно
У неё
Я не за этим

Я делаю вид, что хожу на работу
Чтоб у неё было время на себя
Ей нравится просто лежать поперек кровати, чтобы никто не видел
Я видел
В окно

Она никогда не вернётся к бывшему
Она никогда не бросит меня ради нового
Она никуда не уйдёт
Она моя навеки

Она лежит поперёк кровати
А я прохожу весь город
Туда и обратно

И повторяю:

«Растворимый – он со всем
Молотый – ни с чем совсем»

«Купим девочке цветки –
Астры, флоксы, ноготки»

«Станет нам хрустящей коркой Порошковая пюрешка
Панируй ее и ешь-ка
Ложка с горкой, ложка с горкой»



* * *

В переводе на английский
Лопатки
Это «лезвия плеч»
Лезвия плеч
Поршни спины
Позвоночника
беспощадные шестерни
Между ними живут
Они
Мы
Вирусы одиночества
Микробы гордыни
Бактерии
Безответной любви
И никто
Без помощи ближнего
Нас не сможет
Отсюда извлечь

Дистрибьюторы
щёток для ванной
На длинной ручке
Мы презираем вас
Беспонтовые сучки

Человек должен страдать
В одиночестве

Человек
Страдай в одиночестве
Заламывай руки
За спину
Тяни сухожилия
Суставы расшатывай
Неразделенной
Нежностью

Изоляцией
Себя выворачивай
Богоизбранностью
Калечь



МИОМОЙ

Эдна зачитывает мужу записку:
"Дорогие дядя и тетя!
Не принесет вам ваш Буссе
Ни молока
Ни солененьких крендельков
Он улетел на Бумажном Змее
Пока-пока!
Он теперь далеко
В стране Желанной, и он там принц
Он спасает детей, превращенных в птиц
Его друг – это Бэтмен в детстве
Они вместе
Победили страшного рыцаря
Похожего на Сарумана
Папа – король
Сквозь слезы сказал:
"Как тобою сейчас
Гордилась бы твоя мама!"

Эдна, вздыхает Сикстен,
Ты опять дала пацану наличку
Ты же знаешь эту его привычку
Он всегда найдет, где барыжат Змеем
Мы сейчас опять
Снимем со счета все, что имеем
И позвоним тем ребятам из Ребы
А потом ты снова попросишь его
Купить молока или хлеба
И дашь купюру больше, чем надо
И снова придется его искать
И спасать из этого ада
Ох, родная, далось тебе это молоко...
Ладно, я в банк, вернусь через час

Но Бумажный Змей
Успеет на этот раз
Не догоните, маглы.
Он
уже
далеко.



* * *

Когда у моего знакомого поэта
Творческий кризис
Он ищет повод придраться к детям
Ругается с недоумевающей женой
Уходит ночевать в гараж
И там набирает на телефоне
Озябшими пальцами
Очередной прекрасный текст
Который, если отбросить метафоры
Сводится к тому
Как одиноко
Стоя у дверей дома
Ещё недавно бывшего твоим
Смотреть на силуэт
Любимой женщины
В окне
И как холодно
Как одиноко
Страшно
И холодно
Спать
Одному
В гараже



* * *

Повезло тебе с мужем, Долорес
Говорят соседки, подруги, пожилые родители
До чего он щедрый, заботливый, предупредительный
Желания угадывает с полуслова
И непьющий – отличная для брака основа
Дружелюбный, всегда соседей приветствует: "Добрый День!"
Ну и что, что он Оборотень

Ну и что, что раз в месяц, когда восходит Луна
Душа его делается черна

Когда Селена глядит на него свысока
Он превращается в исключительного му.ака

Обесценивает твои чувства и достижения
Не проявляет ни сочувствия, ни уважения
Проверяет тебя на таблицу после ста умножения
Окунает в омут кромешного унижения

Но это только при полной луне
Остальные четыре недели –
Он преданный муж при любимой жене

Помогает по дому, приносит все, что сумел добыть
Ночью девятью способами может тебя любить
Делает подарки, детям придумывает имена
Говорит, что ты идеальная женщина, лучшая в мире жена

Что он счастливее всех на свете, что ему как никому повезло
А в полнолуние превращается в абсолютное зло

Когда Селена глядит на него свысока
Он трансформируется в исключительного мудака

Тащит к зеркалу, тычет пальцем в твое отражение
Говорит, что над тобой смеется все его окружение
Вечно ставишь его в неловкое положение
Говорит, что ты у него вызываешь отвращение и раздражение
Сухость, жжение, тошноту, головокружение
Что с тобой вообще не бывает ловкого положения
Он стреляет на поражение
Брызжет слюною, бесится
Иногда, понятно, охота повеситься
И прощайте, кандалы и оковы

Но, если честно, Долорес,
Можно и потерпеть раз в месяц-то
Ачотакова



* * *

Мой мальчик втащил мне
Потому что больше терпеть не мог
Мой мальчик втащил мне
Чтоб все подписались на этот блог
Мой мальчик втащил мне
Чтоб все расшарили этот пост
Мой мальчик втащил мне
Потому что я трахала ему мозг

Мой мальчик втащил мне
Потому что я его довела
Мой мальчик втащил мне
Чтоб я хайпануть могла
Чтоб обо мне все сми электронные заговорили
Мой мальчик втащил мне
Really?

Может и не втащил.
Может, я себе втащила сама
Может его просто сводило с ума
То, что мы с ним две недели сидели на карантине дома
А может эти ссадины, трещины и гематома
Просто средней руки фотожаба
Может, я просто такая хитрая баба
Хочу засудить его и срубить бабла
За нарушение симметрии своего е.ла

Мой мальчик втащил мне
А может и не втащил
Мы знаем его давно, он отличный чел
Мухи не обидит, напраслина, клевета
Жила на его квартире сыто и счастливо, лимита
Нет бы помалкивать, радоваться, благодарить
В доме его убираться, компот варить
Нет, же характер показывала
В сексе отказывала
Не дал бог ума
Сама виновата
Виновата сама
Мы тебя растерзаем
Бери барахло и беги
Бери детей и беги
Бери свои слова назад
И беги
Заявление забери
И беги
Тупая овца
И не говори никому
Что тебе твой мальчик втащил
С ноги
Два раза
В верхнюю левую
и нижнюю правую часть лица



* * *

Дай ему быть мужчиной! – говорили они
Восхищайся, хвали, преклоняйся, цени
Будь слабей его, но помни, что быть слабой нельзя
Притворись, что без него ты не забьешь ни гвоздя
Делай вид, что банку груш открыть не можешь сама
Это сводит его с ума

Не капризничай, не жалуйся, что за день устала
Не признавайся, что любишь орхидеи и каллы
Ахай от восторга от малиновых роз
Не рассказывай ему про варикоз, токсикоз
Говори не менструация, а "женские дни"
Дай ему быть мужчиной! – говорили они

Дай ему, не обламывай
Не изменяй, не обманывай

Притворись, что успела кончить за 48 секунд
Не давай ему увидеть, как у тебя слезы текут
Выравнивай тон, следи за каждой морщиной,
Ты же рядом с мужчиной!

Гилауронку и филеры вколи в носогубку
Он же вкалывает, чтоб купить тебе шубку
Не говори, что хочешь пуховик, а не мех
Это просто смех!
Не ходи в обдергайках, как деревенщина!
Ты что, не женщина?

Не мешай ему пить – да всего-то две кружки
Не мешай покупать дорогие игрушки
Не мешай колотить по столу кулаком
Дай ему быть мужиком!

Будь нежной, как бабочка и легкой, как фея
Не говори ему, что не можешь быстрее
Что если глубже, то тошнит, что отваливается шея
Будь сильной, но будь его немного слабее
Притворись, что не любила никогда никого
Притворись, что он лучше, чем любой до него
Притворись, что не было никого до него
Притворись, что ты была никем до него
Обмани его

Ролевая игра, а не ложь под личиной
Дай ему быть мужчиной, настоящим мужчиной
Притворись, обмани, притворись, обмани

Это и значит "быть женщиной" –
Говорили они



* * *

Выросли старые друзья
Не с кем стало играть
Завела новых друзей
Младших друзей
Выросли новые друзья
Не с кем стало играть
Подружилась с друзьями детей
Выросли друзья детей
Не хотят своих детей
С кем мне теперь играть

Мечтать о том
Как у нас будет бэнд
И свой фургон
И уличный театр
И фаер-шоу

Друзья детей морщатся
Устраиваются на работу
Устанавливают приложения
Для контроля
Частоты
Ударов сердца
У них детские травмы
Панические атаки
В гарнитуре подкасты
Эксы-баристы
Куны-лукисты
Токсичные тян
Первые кредиты
Процентные ставки
Крайние сроки
Гендер нестабилен
Скрепы горят

Друзья родителей
Спрашивают друг друга
«Кто пришёл в Дип Перпл
после Гиллана?»
«Как назывался тот портвейн с розочкой?»
«У кого сохранилась моделька Икаруса?»
«Кто может починить приёмник “Волна”?»

Кажется я наконец
достаточно взрослая
Они примут меня играть.







_________________________________________

Об авторе:  АННА РУСС  — экс-редактор отдела поэзии в Лиterraтуре

Поэт. Окончила Казанский государственный университет. Училась в Литературном институте им. Горького. Стихи публиковались в журналах «Арион», «Континент», «Квадратное колесо», «Новый мир», «Октябрь», сборнике «Новые писатели России», альманахах «Анатомия ангела», «XXI поэт», «Братская колыбель» и др. Участник многих поэтических фестивалей и Венецианской Биеннале искусств (2010). Неоднократный победитель поэтических слэмов, в частности, Большого слэма 2007 года (в паре с Геннадием Каневским). Лауреат премии «Дебют» (2002, номинация «Литература для детей»), шорт-листер той же премии в номинации «Юмор» (2001). Первый лауреат аксеновской премии «Звездный билет» (2008). Лауреат премии молодёжный «Триумф» (2009). Победитель Всероссийского Слэма в Перми на фестивале SlovaNova, 2011.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 580
Опубликовано 30 ноя 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ