ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Александр Курбатов. ПОРОЖДЁННЫЕ УТРЕННИМИ ПРОЕЗДАМИ

Александр Курбатов. ПОРОЖДЁННЫЕ УТРЕННИМИ ПРОЕЗДАМИ

Редактор: Анна Русс





Октябрьская-Курская 

Гуру бомжового вида
пытался делиться мудростью
с двумя молодыми людьми,
которые делали вид,
что спят, или правда спали.
Я поначалу не слушал,
но заинтересовался
и вслушиваться стал.
«Надо расшатывать жизнь,
использовать её шансы,
исследовать все ответвленья

...

грустную девушку видишь –
скажи ей приятное слово,
весёлую бабушку встретил –
веселье её поддержи

...

Хочешь кому-то дать в морду –
давай, не боись последствий,
даже если порежут
и попинают в грязи.
Грязь потом ототрётся,
порезы твои заживут

...

Или вот как сегодня –
пал на город туман,
так нужно гулять в тумане
и не ходить на работу.
С работы потом всё равно
уволишься или уволят.
А вот тумана такого
в жизни уже не будет

...

Мстит человеку судьба
за то, что ей пренебрёг»
Ладно, приехали, Курская.
Надобно выходить.
Или ещё послушать?



Уподобился

На Октябрьской-кольцевой зашёл в неоптимальный вагон,
который на Курской останавливается не напротив лестницы перехода,
а немного дальше.
Собирался на следующей перейти в соседний,
он задержался.
В «неправильном» вагоне играл и пел слепой.
Сидел, играл и пел.
На вид молодой – лет 18-20, возможно, меньше.
К ноге у него был привязан чёрный пакет для пожертвований.
Играл на аккордеоне, но маленьком,
по сравнению с обычными аккордеонами.
Играл не постоянно, а порциями,
в промежутках продолжал говорить.
То есть, говорил постоянно, то под музыку, то не под музыку, нараспев.
Читал, судя по интонации, какие-то молитвы
или какие-то другие тексты религиозного содержания.
Мне слов было не разобрать из-за метрошного шума,
но в какой-то из промежутков затишья расслышал фразу:

«Уподобился человеку безрассудному»

Был этими словами поражён.
Какая мощная и универсальная формулировка!
Если задуматься – применима к любому человеку во многих и многих ситуациях.
Каждый о себе может подобное вспомнить.
Напрашивается продолжение.
Но невозможно представить достойное продолжение,
любое продолжение будет ослаблением,
будет снижать общечеловеческую трагедию
до каких-то личных комических эпизодов.

Уподобился человеку безрассудному –
на «Ростов»-«Локомотив» поставил, эх, в тотализаторе.

 Уподобился человеку безрассудному –
взял «Быстрокредит», дабы вернуть кредит.

Уподобился человеку безрассудному –
весь кредит потратил на операцию по увеличению полового члена.

Уподобился человеку безрассудному –
озаботился пополнением списка своего донжуанского.

Уподобился человеку безрассудному –
подрался с шестнадцатилетним сыном и сломал ему нос.

Уподобился человеку безрассудному –
перед собеседованием по приёму на работу
решил справиться с волнением при помощи алкоголя.

Уподобился человеку безрассудному –
ушёл из семьи,
от единственных людей, которые его любили.

Уподобился человеку безрассудному –
злоключения свои стал в стихах описывать.

Уподобился человеку безрассудному –
возжелал себе литературных почестей.

Уподобился человеку безрассудному –
некоторых почестей удостоился, но счёл их недостаточными.

Уподобился человеку безрассудному –
задумал самоубиться – вот тогда пожалеют, но поздно будет.

Уподобился человеку безрассудному,
но не до конца уподобился – самоубиться не смог.

Уподобился человеку безрассудному –
познакомился у метро с алкоголической женщиной, лишившейся квартиры.

Уподобился человеку безрассудному –
привёл её к себе домой и прописал.

Уподобился человеку безрассудному –
жил почти что счастливо
оставшиеся три недели
до пожара.

Да нет, конечно.
В песне-молитве было совсем не об этом.
А что было – я не слышал.

На Таганской в вагон вошла группа людей
уголовной направленности.
Поначалу громко о чём-то переговаривались,
но быстро затихли.
Обступили аккордеониста,
слушали.
Я боялся, что вытащат у него из пакета деньги.
Но нет.
Перед Курской насовали ему ещё
и вышли.

 

Легенда о царе-попе Иване

В метро, между Добрынинской и Павелецкой
рядом стояла девушка
монголоидной наружности.
В какой-то момент она достала и раскрыла блокнот.
Мне сначала показалось,
что в блокноте какие-то формулы.
Я всегда автоматически радуюсь,
если вижу, что кто-нибудь
читает текст с формулами,
особенно – написанный от руки текст.
Стал вглядываться,
пытаясь узнать формулы,
но это оказались не формулы,
а иероглифы,
скорее всего, китайские.
То есть, в руках у девушки
был блокнот-словарик
русско-китайский.
Но вот подбор русских слов
в нём был довольно странным.
Я разобрал слова
«впасть в грех»
и «нечистый»,
остальные не разобрал.
Против каждого русского слова
(или словесного оборота)
было написано довольно много иероглифов.
То есть, это был не словарь-разговорник,
а настоящий толковый словарь.
Интересно, зачем мог понадобиться
этой китайской девушке
словарь на такую тематику?
Возможно, она обучается
в Свято-Тихоновском православном университете
или в каком-то ещё, где есть факультет
соответствующей направленности.
Кем она станет дальше?
Китайским православоведом?
Проповедницей? Настоятельницей?
(китайского монастыря)
Тут вспоминается легенда
времён раннего средневековья –
о существовании где-то далеко на востоке,
то ли в Индии, то ли в Китае,
христианского государства.
В книге «Очерки истории географических открытий» Магидовича
эта легенда называется
«Легенда о царе-попе Иване»
В первых крестовых походах
участникам обещали помощь
в освобождении гроба Господня
от этого самого могущественного царства
царя-попа Ивана
(в западно-европейской традиции – пресвитера Иоанна).
Многие путешественники –
Карпини, Рубрук, Марко Поло –
пытались эту страну найти.
Но не нашли.
Большинство современных исследователей
считает, что страны никакой не было,
а легенда основана на существовании
общин христиан-несторианцев,
мигрировавших на восток
и там затерявшихся.

Но вот теперь оказывается,
что они не совсем затерялись,
что среди полутора миллиардов китайцев
есть, видимо, парочка миллионов
православного вероисповедания,
и их представители ездят в метро
и учат, как по-китайски
будет «геенна огненная»,
«нечистый» и «впасть в грех».

Хотя, вероятней всего,
что я излишне расфантазировался,
и китайской студентке просто
при изучении русского языка
попался текст из классической русской литературы,
а в нём эти все непонятные для китайцев слова. 

 

Узбекский мост

В Москве среди гастарбайтеров
ходит одно поверье,
ну, или легенда,
передаваемая из уст в уста,

о существованьи мерцающей
тайной подземной станции,
сказочного моста
из России в Узбекистан.

Если сесть на самый первый поезд
самой-самой первой красной ветки,
если к вам в вагон за всю дорогу
не подсядет ни один москвич,

то после «Охотного ряда»
поезд как будто вздрагивает,
свет в вагонах становится тусклым,
а из динамиков вместо
обычного метро-голоса
к вам обращается Брежнев
Леонид Ильич.

Он говорит, откашлявшись:
«Сшледуушшая станция Джержиншская,
переход на станцию Узбекский мост».

Поезд движется медленно,
чувствуются изгибы тоннеля,
чувствуются перескакивания
на другие пути,

поезд въезжает на станцию
«Лубянка», то есть «Дзержинская»,
Брежнев молчит в динамиках,
надо вставать и идти.

Прямо по центру станции,
между двумя эскалаторами
в пол уходит отверстие -
достаточно широкая круглая дыра.

Стенки её – гладкие,
можно по ним скатываться,
как в каком-нибудь аквапарке,
или как в сказке «Алиса» кроличья нора.

Знающие люди подходят и скатываются,
исчезают в дыре безбоязненно.
Нужно за ними следовать,
не обращая вниманья на грязь -

грязь тут почти не пачкается,
то, что могло вас испачкать,
налипло уже на одежды
съехавших раньше вас.

Гладкая труба загибается,
становится горизонтальной,
дальше надо пешочком,
сильно проскальзывая.

Вдруг чувствуешь, что
идёшь по песку,
вокруг кривые деревья,
и видишь – среди деревьев
рассохшаяся скамья.

Садись на неё, Старший Плиний,
она достаточно крепкая,
можно почти задремать,
можно закрыть глаза.

Не страшно – тебя разбудит,
тебя всё равно разбудит
четырёхвагонный поезд
до станции «Алмазар».

Из динамиков голос объявит:
«Следующая станция – Пушкин»,
не «Пушкинская», а «Пушкин»,
именно, именно так.

...
«Амир Темур хиёбони»
«Мустакиллик майдони»
«Пахтакор»
«Бунёдкор»
и станция «Миллий бог»

Миллий дедушка, забери меня отсюда

 

Держат мир

У каждого человека есть люди, которые держат его мир.
Он этого может не осознавать,
может редко с ними общаться
или вообще не знать лично и не встречаться.
Но когда кто-то из них умирает,
человек чувствует,
что из-под мира выбили опору.
И вот в последнее время
у меня это происходит
всё чаще и чаще,
всё быстрее и быстрее.

Летом Саша Сафонов,

совсем недавно Игорь Дронов,

вчера Владимир Глухов.

Каждый – совсем неожиданно,
каждый как-то неправильно,
о каждом первая мысль:
«нет, это, наверно, ошибка,
это какой-то другой»

какой-то другой Сафонов

какой-то другой Дронов

какой-то другой Глухов



***
 
Несколько дней назад ехал в метро
и слышал разговор рядом,
обычно в метро слов не слышно,
а тут было слышно,
наверное, эти поезда новые
как-то меньше шумят.
Разговаривали пожилые мужчина и женщина,
вида, раньше сказал бы «профессорского»,
но нет, не профессорского,
скорее, «доцентского»,
«старше-преподавательского»
или «старшенаучносотрудницкого».
Не дословно, но общий смысл был такой:
мужчина печально рассказывал,
что умершие друзья его
тянут его «туда»,
что в жизни вот так происходит –
те, кто ещё здесь, тянут «сюда»,
а те, кто там, тянут «туда»
и вот они перетягивают его, как канат,
и постепенно тех, кто «там»
становится больше и больше,
а тех, кто «здесь» – всё меньше,
и он чувствует,
что скоро его перетянут.

А женщина
(строгого вида,
бывают такие «не бабушки»,
которых, наверно, и внуки
бабушками не называют)
ему отвечала, что это
придуманная картина,
искусственная конструкция,
что нет никакого «там»,
и что умершие люди,
если и продолжают где-то существовать,
то только в нас,
в тех, кто их помнит,
пока мы их помним,
они ещё как-то живут.
Поэтому надо жить,
стараться, не расслабляться.
«Это не они тебя тянут в смерть,
это ты устал и не хочешь тянуть их в жизнь» –
вроде бы как-то так она говорила.



В рай

Баю-баю-бай,
наш эскалатор едет в рай,
и соседние все тоже едут туда.
Всех нас россиян
в рай эскалаторы везут,
и машинист всё ускоряет движение их.

Чувствует машинист,
как слабеют руки его,
хочет всех успеть до рая довезти.
Встань со мною справа,
не надо слева проходить вперёд,
побудь со мной – вон,  как те двое, которые целуются.

А я во сне своём
был метрошным воробьём,
и летел я вверх, обгоняя всех.
Видел впереди
прекрасный свет и к нему летел,
громко чирикая от радости, что сейчас сольюсь с ним.

Но когда долетел,
я увидел, что это не свет небесный, а купол,
с нарисованным маленьким красным флагом на синем фоне,
что все мы находимся
На нижнем эскалаторе Таганской-кольцевой.
А пола под куполом – нет.
И кто доезжает до края – все опрокидываются в черноту.

Возможно, они попадают
в подземный таганский бункер,
в котором сейчас устроен
«Музей холодной войны».
Но, может быть, всё страшнее,
и они падают совсем не в бункер.

Ой, прости!
Я, наверное, не должен был
тебе этот сон рассказывать.
Не бойся –
на самом деле наш эскалатор бесконечный.
Ну, или конечный, но перед концом
он замедляется и замедляется,
и мы никогда не достигнем конца,
как Ахилл никогда не настигнет свою черепаху.

Или вообще
наш эскалатор придумал
голландский художник Морис Эшер,
и мы просто ездим по кругу,
по очень большому кругу,
и нам только кажется, что мы поднимаемся.

А машинист
просто хочет вернуться
в своё прекрасное детство,
в котором были
прекрасная радость космоса
и прекрасный щекочущий страх ядерной войны.

Вот только с космосом
у него не особенно получается.







_________________________________________

Об авторе:  АЛЕКСАНДР КУРБАТОВ

Родился в 1967 году в Оренбурге. Жил в Набережных Челнах, с 1982 года – в Москве. Окончил механико-математический факультет МГУ. Преподаёт математику студентам и школьникам. Входил в товарищество «Осумбез». Книга рассказов «Про Шуру Руденко..» вышла в 2010-м году в издательстве «Красный матрос». Интернет-публикации на сайтах http://polit.ru/, http://promegalit.ru/, http://postnonfiction.org/, http://kultinfo.com/. Организовывал поэтические акции «Чтение самолётам», «Детская литература направленного действия», «Поэтические кабинки», «Поэзия и трезвость», и др. Победитель Московского слэма 2010, 2016 и 2017 годов и Российского слэма 2017 года. Лауреат Григорьевской премии 2017 года.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 338
Опубликовано 30 янв 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ