ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Михаил Айзенберг. КРУШЕНИЯ НОЧНОГО ПОСРЕДИ

Михаил Айзенберг. КРУШЕНИЯ НОЧНОГО ПОСРЕДИ

Литосфера №1 январь 2019 
Редактор: Роман Рубанов






* * *

Снимок, не попавший в проявитель,
сделанный рассеянным прохожим;
мы не знаем что там, мы не видим,
дальнюю границу не тревожим.

Кто же мы – летающие вздохи
или вздохов моментальный снимок?
Птицы, подбирающие крохи
между сквозняков необъяснимых?

Ящерица, та что на припеке,
поднимает мизерное веко.
Видит восходящие потоки,
принимает их за человека.



* * *

Останется народная примета,
чтоб сторожей пугать издалека,
да медленная туча до рассвета
протянется как черная рука.

Все кончилось, а мы едва задеты,
и день наполовину не ослеп.
В Донском теперь бесплатные пакеты
и дождик, собирающий на хлеб.



* * *

Поезда невнятное вещание.
Скорости последние известия.
Слышится какое-то прощание.
Тишина теряет равновесие.

Данное помимо расписания
и непроходящее движение
век не оборвет повествование,
если не узнает продолжения.



* * *

Лучше следить за тучами; их вращенье
на высоте собирает все больше смысла.
Все получает новое назначенье,
кем неизвестно, но прежнее ненавистно.

Все поменялось, но кто отдает приказы,
если земля тверда как дорожный камень,
облачных капельниц выплаканы запасы,
нет для тебя оттуда лечебных капель.



* * *

Как тут быть, если в теле поют ступени –
и скрипят с надрывом, и бьют на жалость.
Что мне делать с ними, чтоб так не пели,
чтоб не все их пением разрешалось.

Вот на все голоса дровяного склада
запевают хором, а кто просил их?
Говорю, что без умысла петь не надо,
не мешали б, если помочь не в силах.

Хорошо бы в помощь жилью, живому
поднималась лестница винтовая,
чтобы шаг за шагом, одно к другому,
не скрипя и сердце не надрывая.



* * *

Еще блеснет, теряя осторожность,
за воздух зацепившийся крючок –
случайность, а не новая возможность;
не уязвит, она уже не в счет.

Еще природы вечная одышка
надеется, что я ее прочту.
Но чем наполнить слух,
когда себя не слышно,
и нужно верить каждому клочку.

И не дыра, не слуховая яма,
где гул из сердцевины вещества
идет, а под него как одеяло
ложится неприглядная трава.

В те области, откуда он возник,
ненадолго и мы себя поместим,
послушно продвигаясь в ту из них,
где только шум и шорох, или крик,
а голос человека неуместен.



* * *

Что я помню: земли кусок
в неурожайных клиньях –
тут суглинок, а там песок;
ельник еще, малинник.

Что нам эта земля, на штык
поднятая лопатой?
Все заправит на свой салтык,
как на нее ни падай.



* * *

Слово на ветер; не оживет, пока
в долгом дыхании не прорастет зерно.
Скажешь зима - и все снегами занесено.
Скажешь война - и угадаешь наверняка.

Не говори так, ты же не гробовщик.
Время лечит. Дальняя цель молчит.
Но слово за слово стягивается петля;
все от него, от большого, видать, ума.

Скоро заглянешь за угол – там зима.
Выдвинешь нижний ящик – а там земля.



* * *

И тени с незнакомыми чертами,
еще родные, но уже ничьи,
не узнает оставленный в ночи
один перед закрытыми вратами
лунатик, подбирающий ключи.

Ушедшее, каким бы ни приснилось,
перебирает новые места.
Но мука, что в лице не поместилась,
метнулась к нам, как птица из куста.

И угадав, как будто не в груди,
а в стоге сена нахожу иголку.

Фонариком походным подсвети
из тех, что не кончаются подолгу
крушения ночного посреди.



* * *

Было так, что и нету живого места.
Кто и где окажется, не спасется.
А в почтовом ящике спит повестка,
и никто не знает, когда проснется.

Посторонним взглядом, стеклянным глазом
за тобой пространство следило снуло.
Но однажды рябью пошло и разом
как большая рыбина вверх плеснуло.
_____________

Отчего б не жить – да и что такого? –
подмешав к основе цветных волокон,
чтобы текст, начавшийся с протокола,
невзначай продолжился травелогом.

Отменяют время как рейс порожний,
а оно себя возвращает снова
с боковой тропы, звуковой дорожки,
из любого выхода запасного.







_________________________________________

Об авторе: МИХАИЛ АЙЗЕНБЕРГ

Родился в Москве. Окончил Московский архитектурный институт. Работал архитектором-реставратором. Преподавал в Школе современного искусства при Российском государственном гуманитарном университете. Консультировал поэтические серии клуба "Проект ОГИ" и «Нового издательства». С середины 70-х публиковался в русских журналах за рубежом. В России публикации с конца 80-х годов. Живет в Москве.

Библиография:
«Указатель имен» (М., 1993);
«Пунктуация местности» (М., 1995);
«За Красными воротами» (М., 2000);
«Другие и прежние вещи» (М., 2000);
«В метре от нас» (М., 2004);
«Рассеянная масса» (М., 2008);
«Случайное сходство» (М., 2011);
«Оправданное присутствие» М., 2004;
«Контрольные отпечатки» (М., 2007);
«Переход на летнее время» (М., 2008);
«Ошибки в путеводителе» (М., 2013);
«Справки и танцы» (М., 2015);
«Шесть» (М., 2016);
«Скажешь зима» (М., 2017).
«Урон и возмещение» (М., 2018).
Сборник статей и эссе «Взгляд на свободного художника» (М., 1997).
Премия журнала "Знамя” (2001), Премия Андрея Белого (2003), Премия «Московский счёт» (2017 и 2018).


Фото - Виктория Юрисдицкаяскачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
713
Опубликовано 03 янв 2019

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ