ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Михаил Гундарин, Ганна Шевченко. ЗНАК КАЧЕСТВА И ВОЗРАСТНОЙ АТАВИЗМ: ПОЭТЫ ОБ ИЗДАНИИ СВОИХ КНИГ

Михаил Гундарин, Ганна Шевченко. ЗНАК КАЧЕСТВА И ВОЗРАСТНОЙ АТАВИЗМ: ПОЭТЫ ОБ ИЗДАНИИ СВОИХ КНИГ

Редактор: Иван Гобзев





Мы продолжаем публикацию результатов нашего небольшого исследования писательского сообщества. С предыдущими материалами, опубликованными в «Лиterraтуре» NN 151-153-155 можно познакомиться в архиве: «ПАССАЖИРЫ ЗЕМЛЯНЫХ САМОЛЕТОВ» (постановка проблемы и предварительные рассуждения), «ДОБРОЕ СЛОВО ДА МЕДНЫЙ ГРОШ: ПИСАТЕЛИ О ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЯХ» (писатели о литературных премиях) и «ПЕРВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ И ДЕЛОВОЙ ПАРТНЁР: ПИСАТЕЛИ О "ЛИТЕРАТУРНЫХ СЕМЬЯХ"».

На этот раз – речь об издании поэтических сборников. Нужно ли издаваться? Где это делать? Не пора ли переходить на электронные форматы? Мы получили 85 анкет с ответами на эти вопросы, как обычно, от самых разных (по возрасту, полу, месту проживания, поэтике) поэтов России.


ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ

С течением времени становится все очевиднее: с точки зрения коммуникации с читателем современное издание бумажных поэтических книг малоэффективно. Об этом же недавно сказал в своем последнем выпуске на ютуб-канале уральский поэт Виталий Кальпиди.
Денег на продаже тиража тоже не заработать — с этим согласны абсолютно все наши респонденты (если ты не медийная персона, добавляет кто-то — но будучи таковой персоной ты можешь продавать вообще что угодно, книга тут не специфична).

Вот «крайнее» суждение одного из респондентов: Я не знаю, зачем сегодня выпускать поэтические книги. Кому они нужны? Собратьям по перу? Так их горстка. И они перестают читать. Читатель стремится к нулю, скоро совсем обнулится…. В крайнем случае, напечатай на принтере, прочти стенам и сожги распечатку. В этом будет больше символизма, чем во всём остальном, что ты делаешь.

Однако судя по тому, что книги продолжают активно издаваться, а наши эксперты от такого радикального взгляда в целом далеки, смысл в появлении своих трудов на бумаге они все же видят. Пытаясь, по нашей просьбе, его сформулировать, говорят о разном — но в целом сходятся. Практически никто не оспаривает суждение «Издание поэтической книги может повысить «символический капитал» в писательском сообществе (стать известнее, уважаемей, вызвать интерес у коллег)». Так что издавать свои книги с целью стать более заметным в сообществе — очень даже умно. Это, по мнению респондентов, более правильная цель издания своей книги, чем, например, получение литературной премии. Тем более, как мы знаем, поэтические премии дают сегодня и за отдельные стихотворения. Ну и не будем забывать, что, как мрачновато заметил один из опрошенных: Можно набрать символический капитал, не только не издавая книг, но и вовсе не пиша стихотворений. Иной раз кажется, что не просто «можно» - но и наиболее эффективно...

Скорее всего, речь идет о том, чтобы с помощью изданной книги «показать» себя не всему сообществу сразу, но прежде всего своей группе. Возможно, книгу заметят и в других группах, число которых (мы писали об этом раньше) неисчислимо. Ведь книги лучше, чем периодика заметны в информационном хаосе, будучи включенными в каталоги библиотек и магазинов. (конечно, если кто-то этими каталогами еще активно пользуется). Как считает один из респондентов, в широких масштабах появление книги сегодня не играет почти никакой роли, а в узких масштабах (на уровне сообществ) любая хорошо сделанная книга важна, т. к. фиксирует (запечатлевает) определенный сегмент литературного пространства. Иначе говоря — ложится в русло групповых практик.

Еще определеннее и ироничнее следующее высказывание: Издание книги – сигнал поэтическому сообществу, что автор является действующим писателем. Количество поздравлений с выходом книги (количество посетивших презентацию тут не так важно) пропорционально статусу писателя (что не тождественно его мастерству).

Куда романтичнее (но о том же!) высказалась одна из женщин-поэтов: В наши дни издать книгу для поэта – то же самое, что музыканту выпустить свой альбом на виниле... Издаться на виниле – знак высшего качества для музыкального сообщества. Точно так же дела обстоят с поэтической книгой.

Вот еще одно категоричное суждение по поводу целевой аудитории поэтических книг: Для меня значимо мнение нескольких коллег-стихотворцев, которых по пальцам можно пересчитать.

Помимо «проявленности» в сообществе, для многих респондентов выпуск книги важен психологически — и, шире – бытийственно: Издание книги позволяет избавиться от старых текстов, как бы поставить точку в работе над ними. Это, как выпить бутылки водки и хорошо выспаться потом; Издание книги - фиксация сделанного. Тексты писались и вот они составили единство. ...Поэт без книги может существовать, но только как неясное пятно, ускользающее от прямого взгляда.


ИДЕАЛЬНАЯ КНИГА

Что же за книги издают, или мечтают издать наше респонденты?

Серьезным критерием для респондентов выступает качество поэтического материала их книг — которое для них все же важнее регулярности, и даже противопоставляется ей: для меня важно издавать свои книги, но регулярность для меня не важна. Важно, чтобы в книгах оказался весь хороший материал; гораздо важнее книгу всё-таки написать (т. е. чтобы книга сложилась, внутренне осознавалась именно книгой — определённым этапом твоей внутренней биографии). Многие согласны с тем, что книга — это окончание значимого творческого периода.

Неужели регулярность издания совсем не важна? Представляется, что далеко не все поэты считают именно так. Регулярное издание книг может быть важно уже потому, что Сегодня у вас есть репутация, завтра уже нет или вообще началась травля по какому-то малозначительному поводу. И чтобы такое «завтра» не наступало, нужно показать себя «сегодня». Отметим также искреннее признание одного из опрошенных на практике, увы, в моей судьбе книги выходили совсем нерегулярно и крайне редко — так что любому изданию радуешься.

Что касается предполагаемого тиража, то в ответах респондентов мы увидели все варианты – от менее 100 экземпляров до 600-1500. Но, как представляется, респондентам особенно симпатичен интервал 300-600 экземпляров. И практически никто не заявил открыто о том, что тираж моей книги для меня абсолютно не важен.

Насчет оформления книги мнения респондентов разделились. Есть среди наших поэтов твердые сторонники использования креативных шрифтов, оригинальных графических работ иллюстратора или даже самого автора. Мне важна верстка и обложка. Но больше всего – верстка. По мнению экспертов, это на пользу и самой книге, и издательству.

Издатель сам заинтересован, чтобы книга была привлекательна. Чтобы не только автору, но и потенциальному читателю было приятно её в магазине в руки взять; 
современная книга, конечно, должна брать не только содержанием, а всеми элементами в совокупности. Вернее, элементы ее формы (оформления) – они ведь тоже являются содержанием, либо работая на подчеркивание (или расширение) содержания текста, либо мешая ему.

Другие говорят о том, что оформление не слишком важно, оформлением поэтической книги не надо завлекать читателя в магазине, в другом месте оформление не важно (как мы понимаем, продажа книг через магазины не составляет значительного процента). И вообще - оформление не так важно, было бы достойным содержание.

Очевидно, «золотой серединой» можно признать следующее суждение: Нельзя сказать, что оформление неважно, отвращение к идиотской обложке переносится на стихи. Обложка задает восприятие. Для поэтических книг лучший рецепт - сдержанность в оформлении.

Большинство респондентов склоняются к необходимости работы редактора над книгой. Вместе с тем, относительно сущности редакторской работы, функций редактора, мнения расходятся.
По мнению одних, достаточно просто «взгляда со стороны»: редактировать может не обязательно опытный редактор, может и коллега писателя, просто со стороны виднее. Мюнхгаузен не может вытащить себя за волосы из болота.

Другие предъявляют к редакторской работе куда более высокие требования:
Редактура необходима. Но — именно ответственная редактура, профессиональная.
Редактор, если он вступает в работу, должен быть суперпрофессионалом и иметь крайне доверительные отношения с автором. А иначе – лучше и не надо никакой редактуры.

Впрочем, по суждению одного из респондентов, редактору стоит знать свои возможности и не мешать автору: редактор должен задавать автору вопросы и высказывать свои соображения, однако все решения по вопросам и соображениям редактора автор должен принимать самостоятельно. Т. е. роль редактора чисто консультативная.

Есть и такое мнение: если стихи действительно нуждаются в редактуре, то, может, и не надо такие стихи печатать?

Но в целом можно сказать, что респонденты уверены – отсутствие редактуры серьезно вредит книге, как и в том, что хорошее издательство должно в обязательном порядке оказывать редакторские услуги. А кстати, какие издательства считаются в поэтической среде «хорошими»?


ГДЕ ЕЕ ПЕЧАТАТЬ?

Отпечатать тираж сегодня несложно. Как заметил один из респондентов: Цифровая печать превратила публикацию книги в процесс достаточно доступный и простой. Недаром за последние годы выросло число поэтических издательств и проектов. 

При этом многие респонденты согласны с мыслью о том, что изданная неизвестным издательством (например, региональным, либо просто типографией) книга не вполне полноценна. Другие же, оспаривающие это утверждение как слишком радикальное, все равно фактически соглашаются с тем, что изданная в разных издательствах книга может быть принята ее аудиторией (то есть, писательскими сообществами) очень по-разному. То есть, и для них издание книги — не просто «факт личной психологии», «окончание некоего жизненного этапа», но заявка на то, чтобы быть сообществом прочитанным и признанным. Издание в престижном издательстве – да, поднимает акции того или иного поэта. Но в то же время полноценность книги не зависит от издательства. Все-таки речь идет о поэзии, главное - текст.

Мы попросили ранжировать издательства, публикующие поэтические книги, с точки зрения того, как издание в нем книги влияет на символический вес ее автора в сообществе. Максимально можно было набрать 10 баллов. Здесь приведены средние баллы только лидеров рейтинга (всего было предложено оценить 20 издательств).

 

Издательство

 Средний бал в оценке экспертов (максимум 10)

1

Воймега

8,7

2

ОГИ

8,5

3

НЛО

7,8

4

Русский Гулливер

7,2

5

АРГО-РИСК

7,0

6

Время

6,9

7

Водолей

6,1

8

АСТ

6,1

9

ЭКСМО

6,0

10-11

Стеклограф

5,3

10-11

СТиХИ

5,3



В качестве комментария (разумеется, одного из многих возможных!) приведем мнение эксперта, взглянувшего на оценку издательств несколько шире, чем предполагалось в нашем вопросе. Тем, может быть, интереснее (особенно жесткие характеристики мы опустили). На сегодняшний день есть несколько серьёзных (во всех планах) издательств, которые создают литературный процесс: «Арго-Риск», «НЛО», «Воймега» и «СТиХИ». Только первые два уже успели надоесть со своей парадигмой, а вторые не перестают удивлять. «Эксмо», «АСТ», «Рипол» – не место для издания поэзии... «ОГИ»...что-то хорошее выпускает, но этого мало.

Подчеркнем: мы просили дать оценку именно по уровню «престижности», веса изданной здесь книги для сообщества. Во всем остальном (в объеме производства, в редакционной политике отбора и сотрудничества с автором, вообще в масштабе деятельности) эти издательства, очевидно, совершенно различны. Но так как издание поэзии индустрией назвать крайне сложно, то и небольшие издательства вполне конкурентоспособны. Что мы и видим в таблице предпочтений респондентов.

Столь же очевидно, что предложенный нами для оценки список неполон, как неполны и списки издательств, которые, в свою очередь, предлагали респонденты. Маленькие издательства, как и во все времена, возникают постоянно и, увы, столь же часто прекращают свое существование (респонденты с ностальгией вспоминали прежние времена и уже не существующие издательские проекты).

В конце концов, вполне жизнеспособен, очевидно, и такой вариант: издала две книги самиздатом, продала более 500 штук каждой, счастлива и довольна.


ЧТО ДАЛЬШЕ?

Таким образом, издаваемые бумажные книги предназначены прежде всего «для своих», для членов сообщества, или даже «своей» группы в нем — а также для себя самого. По этой причине такие книги будут издаваться и дальше, несмотря на то, что некоторые респонденты говорят о любви к бумажным книгам как о своем «возрастном атавизме» (и не перестают издаваться).
С точки зрения экспертов выход на прямой и массовый контакт с читателем при помощи книг практически невозможен. Они готовы искать или уже ищут внелитературную аудиторию, скорее, в новых медиа. И с этой точки зрения, книги, возможно, им уже и не нужны (хотя никто из опрошенных издаваться на бумаге, насколько мы знаем, не прекратил).

Меня читают в основном в фейсбуке, причем иногда довольно странные люди. ... У текста на сайте «Цирк Олимп» около 860 просмотров. Кто они, эти читатели? И можно ли им продать этот текст книгой?
Электронные книги в читалках конкурируют с бумажными...Фактор книги с продолжением в интернете (а теперь ещё и с платным продолжением для подписавшихся) уже успешно освоен Китаем: это в ряде случаев миллионы читателей и реально заоблачные гонорары авторам. Ни один бумажный тираж с этим не сравнится.

Вместо постскриптума можно задаться вопросом - что будет с изданием поэтических книг в нынешних условиях (опрос проводился до начала пандемии). Как известно, издатели и книжные магазины страны бьют тревогу, говорят о вероятной возможности скорого разорения. По сообщениям медиа, у издательств уже начались сложности с получением денег от продавцов. Однако, как ни парадоксально, издания именно поэтических книг ситуация коснется в меньшей степени. Как правило, это книги вне реального рынка. Присутствие их на прилавках книжных магазинов – чисто ритуальный жест, не делающий денег ни автору, ни владельцу торговой точки. Даже для ЭКСМО-АСТ, надо полагать, издание современный поэзии отнюдь не способ больших заработков. Как говорится в одном фильме, «мертвое умереть не может». Поэту предстоит издаваться за счет бюджетных проектов, грантов, премий, собственных сбережений. И распространять свой тираж, как и прежде, в ручном режиме - на вечерах, выступлениях, а в большей степени напрямую в руки коллег по писательскому сообществу (поэтов, критиков, номинаторов премий).

Символический капитал в условиях окончательного обнуления «реального» рынка будет приобретать все большее значение. Издание бумажных книг уйдет в «зону ритуального» окончательно и бесповоротно – и поэтому продолжится еще долгие-долгие годы.







_________________________________________

Об авторе:  МИХАИЛ ГУНДАРИН

Гундарин Михаил Вячеславович (1968 г.р.) Закончил факультет журналистики МГУ имени Ломоносова в 1991 г. С этого года преподает в вузах. В настоящее время заведующий кафедрой рекламы в РГСУ (Москва). Кандидат философских наук, доцент. Автор нескольких десятков работ по теории и практике коммуникаций. Выпустил несколько книг стихов и прозы. Как поэт, прозаик, эссеист публиковался в журналах «Знамя», «Новый Мир», «Дружба народов», «Урал» и мн. др. Член Союза российских писателей.



_________________________________________

Об авторе:  ГАННА ШЕВЧЕНКО

Ганна Шевченко – поэт, прозаик. Публиковалась в журналах «Арион», «Дружба народов», «Новая Юность», «Октябрь», «Сибирские огни», «Интерпоэзия», и других изданиях, а также в сборниках и антологиях поэзии и короткой прозы. Лауреат премии Gabo Prize Winners (Великобритания) за переводные стихи и Международной премии имени Фазиля Искандера за книгу стихов «Обитатель перекрестка». Автор книг «Подъемные краны», «Домохозяйкин блюз», «Обитатель перекрестка», «Форточка, ветер», «Забойная история, или Шахтерская Глубокая», «Путь из Орхидеи на работу». Член Союза писателей Москвы и Русского ПЕН-центра.

___
Автор фото Александр Барбухскачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 463
Опубликовано 11 апр 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ