ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Александр Карпенко. ИЗ ЦИКЛА «ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БОЛЬШОЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОСКВЕ»

Александр Карпенко. ИЗ ЦИКЛА «ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БОЛЬШОЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОСКВЕ»

Редактор: Павел Пономарёв



 

МУЗЕЙ ИНОПЛАНЕТНЫХ ВТОРЖЕНИЙ

Кунцево. «Музей инопланетных вторжений». Первый раз я побывал тут до Нового года. И пока собирался с мыслями, случайно съездил ещё дважды. Экспозиция расположена на четырёх этажах восьмиэтажного жилого дома. Вход бесплатный. Предлагаются гиды-переводчики, но иностранцев там пока не бывает, так что это скорее вопрос престижа. Первый этаж представляет собой интерактивную карту крушений кораблей внеземных цивилизаций на территории Московской области. Когда собирается группа больше семи человек или идёт целевая экскурсия, свет гаснет, бьют литавры и сверху сыплется какая-то пена. Лазерные лучи всех цветов рассекают пространство. Кругом скрежет и металлический свист. Ну, так… Жутковатенько... Второй этаж: «Предметы быта негуманоидных сообществ, посещавших Землю». Здесь поинтереснее.

Трёхзубые вилки, большие ржавые гвозди, флаги, забальзамированные кузнечики в шлемах, юмористические журналы и пробитые пулями балаклавы. Экспонаты можно по желанию забирать с собой, вам никто слова не скажет. Я, например, наблюдал, как влюблённая парочка утащила большой обугленный кирпич прямо со стенда. Третий этаж пустует, но формально является частью выставки. Видимо, это сделано для того, чтобы люди могли немножко прийти в себя, попить водички, подумать. И наконец, верхний, четвёртый этаж! Зал разбит на две части. Слева неземная кинохроника разных лет. Из-за того, что происходящее на экране трудно сопоставить с привычными, понятными нам образами, как ни всматривайся – это всё мутные серые пятна на белом фоне. Хотя и в 3D. Правее – огромный портал. Гигантское такое, пульсирующее из синей плазмы кольцо. При желании можно пройти насквозь и обратно, никакого ограждения и бабулек-смотрительниц там нет. Моя оценка 7 из 11.

Как проехать? Метро Кунцевская, далее по указателям.

В следующий раз, как будет время, расскажу о нашумевшем российском фильме «Приехал». Фильм ещё не шёл в кинотеатрах, потому что он не снят. Это апокалиптическая, но остроумная история об одном молодом человеке, который приехал.

 

ТРЯПИЧНЫЙ ДОМ

Сегодня, друзья, посетим с вами знаменитый «Тряпичный дом» на западе Москвы. Произведение архитектуры конца XIX века. Это классическая, двухэтажная изба-пятистенка, посреди привычного нам, городского бетонного ужаса. Особняк сохранился чудом. Несмотря на неоспоримую историческую ценность, никакой таблички на нём нет. Только надпись над входом: «Дом-музей Апанасенкова». Строго говоря, это даже не музей. Ведь там постоянно проживают дочь и внучка архитектора Андрея Апанасенкова. Как я уже сказал, всё здесь построено – «сшито» – из уникальных материалов: текстиля, шёлка, различной хлопковой ткани, корабельных канатов, марли. Стены в некоторых местах достигают 25-30 см в толщину. Внутри есть действующая дровяная печь из плотной мешковины. Утварь, кровати, шкафы, стулья также исключительно из ткани. Стёкла на окнах, само собой, тоже...

Я помню, зашёл в дом-музей на прошлой неделе и на пару часов просто пропал... В каком-то оцепенении, стоя в гостиной, перебирал пальцами шерстяную нить и размышлял… Потом быстро вышел в переулок, схватил первую попавшуюся девушку-студентку и с криком: «Дура, ты хоть посмотри рядом с каким местом живёшь!» затолкал её вовнутрь... Пока она, открыв рот, шарахалась там по углам, я пообщался с домочадцами. Это две милые пожилые женщины: Катерина и Софья. Старушки впервые за долгие годы видели живого человека, поэтому с радостью поделились со мной подробностями постройки их родового гнезда. Оказывается, кроме указанного в путеводителе текстиля и ткани всевозможных видов и расцветок, их талантливый предок использовал при строительстве ещё и медь!

Мне поведали, что под фундаментом, по всему периметру лежит тонкий слой медной фольги. Кроме того, медная проволока идёт по пяти углам дома на крышу к створчатому громоотводу. Когда я поинтересовался, а зачем здесь собственно, медь, старшая – Катерина – ответила достаточно резко:
– Ты, малой, совсем *** что ли?!

График работы «Тряпичного дома в Кунцево»: вс. – пт. (11:00 – 19:00). Вход свободный, но если вы принесёте бабушкам пачку овсяного печенья и бутылку любого постного масла, они будут очень рады.

 

МЕТРО-2

На неделе мне поступило предложение, от которого я сразу же отказался, а потом подумал немного и согласился. Экскурсия по недостроенной ветке метро...
Многие, наверное, слышали, что, начиная с 1955-го года, прямо под кольцевой линией московской подземки активно строилось второе кольцо. Но запущена ветка так и не была. Нижнюю кольцевую линию московского метрополитена законсервировали в конце 80-х. К тому времени уже была готова половина из запланированных станций. О том, как эти станции выглядят в наши дни, я вам сейчас и расскажу.

В центре зала на «Курской-кольцевой» меня встретил гид, потомственный метростроевец Виктор Макарович. Я сразу узнал его по описанию, которое он прислал в личку фейсбука. Длинные седые волосы, камуфляжная куртка, резиновые сапоги. Он недоверчиво оглядел меня и процедил сквозь зубы:

– Ну, пойдёмте...

Мы вошли в тоннель, повернули налево и спустились вниз на один этаж. Там оказалась комната с металлическими шкафчиками. Мой гид открыл один из них и достал промасленный, тяжёлый свёрток. Ещё раз внимательно и цепко посмотрел на меня.

– В рюкзак к себе положи.

– А что это? – на всякий случай спросил я.

– Потом, – отмахнулся Виктор Макарович.

Мы вышли из раздевалки, прошли по тоннелю ещё метров пятьдесят и снова свернули. Перед нами была лестница с небольшими пролётами, как в хрущёвке. Стали спускаться. Я насчитал этажей десять! Далее коридор и огромная, запертая на засов металлическая дверь. Мой экскурсовод отказался от помощи и минут пять, кряхтя, боролся с преградой самостоятельно.

Мы вошли внутрь и оказались в обычном тоннеле метро, который я много раз видел в ожидании поезда. Рельсы, шпалы, какие-то шланги вдоль стен.
Виктор Макарович махнул мне – мол, иди за мной. Переступая через шпалы и двигаясь в полной темноте наискосок тоннеля, мы подошли к дрезине. Встали на неё и поехали. Минут десять темноты, скрипа проржавевших механизмов, сопения Виктора Макаровича – и мы въехали на первую станцию.

«Ответственная» – было написано крупно бронзовыми позеленевшими буквами. Кругом базальт и мрамор, над залом гигантские люстры. В шахматном порядке расставленные колонны. На стенах мозаикой выложены сюжеты какого-то очень пафосного события. Нечто среднее между съездом народных депутатов и голосованием на совете галактической империи на Таурине.
Сойти с нашего транспорта я не решился. Постоял внизу, покрутил головой. Классическая станция глубокого залегания. Очень глубокого...
Поехали дальше... Опять длинный, чуть поворачивающий в левую сторону перегон и следующая остановка.

«Mamin-Sibiryak st.» – непривычная надпись латиницей... Я ухватился за край перрона, подтянулся и оказался в центре зала. Гид остался сидеть внизу.

Я проверил – нет ли других названий на русском. Может, продублировали просто? Для туристов... Нет, ничего такого не было. С обеих сторон фамилия советского писателя латинскими буквами.

Я прошёлся туда-сюда. На полу зелёные, как будто малахитовые плиты. На них позолоченные буквы старого алфавита: «Аз», «Буки»... «Глагол»... «Ижица»... На стенах обязательный мрамор различных оттенков. От белоснежного до розового с прожилками. Светильников и люстр здесь видно не было, они скрывались за панелями наверху.

Я сделал несколько снимков на телефон и сразу оглянулся на Виктора Макаровича: вдруг нельзя?
Он смотрел на мои передвижения с оттенком неодобрения и одновременно безучастно. Такой особенный взгляд русские люди используют, изучая нового для себя человека. Через какое-то время принимается решение, основанное на безошибочной интуиции: «Я ему доверяю» или «Я ему не доверяю».

Я таким же манером посмотрел на Виктора Макаровича и стал спускаться на рельсы.
Следующей нашей остановкой была «Безымянная». В архитектурно-дизайнерском решении здесь преобладало стекло, горный хрусталь и полупрозрачные камни. Створчатые колонны, отполированные почти зеркальные стены, позолоченный верх с огромными люстрами.
Присмотревшись, я заметил на стенах очень интересную технику чернения по серебру. Мелкий, но подробный рисунок был едва различим сквозь слой пыли. Больше всего походило на абстрактную вязь.
Как и на предыдущих станциях, все поверхности были покрыты ровным слоем строительной пыли. Металлические детали, в свою очередь, – обильно промаслены. Причём ни грязи, ни бытового мусора нет. Линия новая, готовая к эксплуатации, но... больше сорока лет простаивает! Гулкая тишина. Только Макарыч со своей дрезиной...

В раздумьях я добрёл до эскалаторов. Совершенно исправные, они устремлялись далеко вверх в темноту. Виктор Макарович издалека помахал мне фонариком. Пора было ехать дальше.
Следующая – «Берлинская». Стилизованная под столицу Германии с видами Александерплац и почему-то ветряных мельниц...
«Измайловская-2»... «Площадь Героев»... Я впервые отчётливо понял значение слов «параллельная реальность»! Сколько людских ресурсов, сколько труда, техники, камня, металла... Таланта, наконец! И вся эта невероятная энергия, мощь никак не пересекается с нами, ничем себя не выдаёт...

Однако по мере продвижения дальше по кольцу, становилось заметно, что накал энтузиазма у проектировщиков и строителей постепенно снижался. Или, может, финансирование сокращали? Станции «Счастливые годы», «Безумная» и «Кавалерийская» отличались друг от друга только сюжетами на гипсовых панно, а «Вспомнить всё» вообще представляла собой выложенный дешёвым серым кафелем каменный мешок.

Но на «Основной спирали» опять было дорого и богато! К моему удивлению, здесь Виктор Макарович сам полез на платформу.
Подал мне сверху руку. Мне показалось, что мы находимся внутри механизма гигантской музыкальной шкатулки. Повсюду многочисленные шестерёнки, молоточки, струны и колки. Я последовал за своим молчаливым экскурсоводом в центр зала.

Только здесь я обратил внимание, что колонны, стоящие по обеим сторонам, медленно вращаются вокруг своей оси. При этом они поднимаются и опускаются, «уезжая» до половины то в пол, то в потолок. На разных уровнях колонн видны выступы. Это металлические бруски правильной формы.
Виктор Макарович снова удивил меня торжественностью тона:

– Конечная. Доставай.

Я сразу догадался, о чём он, и вытащил из рюкзака свёрток, который мой проводник вручил мне перед поездкой.
Развернул... В руках у меня лежал слиток тёмного блестящего металла, размером с полено. На нём замысловатая гравировка. То ли руны, то ли просто пересекающиеся линии с углублениями по краям слитка.
– Ищи пустое место и туда эту штуку задвигай до щелчка, – напутствовал Виктор Макарович.
Я пошёл искать. В колоннах, которые крутились рядом, пустых пазов не было. Не было их и по правой стороне платформы... Наконец у остановки первого вагона, возле большого помутневшего зеркала, я заметил незанятое углубление. Оно было высоко, и пришлось ждать, пока колонна доедет до моего уровня. С первой же попытки брусок встал на место. Выглядел он теперь как один из сучков на стволе огромного дерева.

– Во-о-оот! – многозначительно протянул Виктор Макарович, – теперь и твоя нота там есть, – с улыбкой сказал он и поднял вверх указательный палец.
– Слушай!..

Я прислушался. Действительно, из-под пола и сверху сквозь гул доносилось нестройное треньканье. Внятной мелодии не было, но каждый звук казался очень родным и задевал внутри какой-нибудь нерв. «Музыка внутренней Москвы!» – подумал я.
Внутри стало тепло и немного грустно. Как будто со мной произошло что-то очень важное и это уже нельзя повторить...

Я решил задать гиду вопрос, который мучил меня с самого начала нашей поездки.

– Скажите, а почему всё-таки по второму кольцу метро так и не пустили поезда? Из-за чего свернули проект?

Виктор Макарович был уже внизу на рельсах. Он умело перенастраивал дрезину для пути в обратную сторону.

– А?.. Чего?.. – переспросил он, как будто не расслышал. – Так это... Зачем Москве два кольца-то? Да ещё одно под другим...

– Ну в общем-то да... Незачем.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
886
Опубликовано 19 фев 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ