facebook ВКонтакте twitter Одноклассники Избранная современная литература в текстах, лицах и событиях.  
Помоги Лиterraтуре:   Экспресс-помощь  |  Блоггерам
» » » RU NY Web. Америка Сегодня. 12.09.2014

RU NY Web. Америка Сегодня. 12.09.2014

Полный текст - http://www.runyweb.com/articles/
12 Сентября, 2014, Беседовал Геннадий Кацов


Андроник Романов: «Самоидентификация - процесс не тривиальный!»


(отрывок)

.................

В Литинституте вы посещали семинары Юрия Левитанского. Вы уже заметили, что ради Левитанского и ходили в этот вуз. Я знал Левитанского, бывал у него в гостях в квартире на Проспекте мира, и считаю встречи с ним невероятной удачей в своей жизни. Что дал вам Юрий Давидович как человеку и как поэту?


Юрий Давидович для меня как и для многих, знавших его лично, был безусловным ориентиром. Он умел удивительным образом сочетать верность принципам и корректность. Как литераторы мы были разными. Скажем так, представители разных школ. Для меня он - учитель в более высоком смысле этого слова. 

Это именно от него я подхватил принцип смены контекста. Конечно, названия этого не было, было предложение обсуждаемому мысленно представить книжную полку с произведениями классиков и попытаться пристроить к ним свою книгу или подборку. Далее автор сам отвечал на вопрос - насколько это уместно... Бессовестных как-то не находилось. Именно этот принцип оценки лежит в основе работы наших журналов "Лиterraтура" и "Драматургия". Юрию Давидовичу я обязан своим членством в Союзе писателей. С его подачи меня приняли в Союз заочно. В ту пору это имело определённую ценность.

Когда он умер, его жена мне сказала, что я был для него последним любимым учеником. 


Поэт Андрей Ширяев – ваш друг, смерть которого вы тяжело переживаете. Он помог вам издать ваш первый поэтический сборник, с ним немало связано в вашей судьбе. Поэт Ширяев не был широко известен, но когда в прошлом году он, не справившись со смертельной болезнью, ушел из жизни, сразу о его стихах заговорили, последовали публикации и воспоминания. 

Известность писателя и его дар не всегда сходятся в одной судьбе. Какова вероятность сегодня быть услышанным начинающему поэту, прозаику? Или просто тому, кто не обладает высоким модусом внутригруппового участия – проще говоря, не состоит в литературных тусовках и не «в обойме», кто не демонстрирует лояльность к определённым темам и политическим условиям, быть услышанным в необъятном океане интернет-публикаций, посреди множества периодических и непериодических изданий, конкурсов и премий, в окружении критиков и литературоведов, большая часть из которых сегодня, как и вчера, принадлежит к определенным группам, объединениям и «проталкивает» своих?


Нет оптимального пути в литературу. Кто-то из популярных пишет, сидя в глухой деревне, кто-то разъезжает по литературным салонам. И смерть - не гарантия последующей популярности. Это всего лишь информационный повод. Если бы Андрей Ширяев был меньшим поэтом, чем стал, не было бы растущей известности.

Есть, как минимум, две причины  непопулярности того или иного автора среди широких слоёв образованной части населения планеты: 

1. О нем не знают. 
2. То, ЧТО или КАК он пишет тому, кому он это (написанное) предлагает не интересно.

Предположим первое.

Сейчас объём потребления информации колоссальный. Все происходит очень быстро. Талант выносит на поверхность информационного потока стремительно. Особенно если носитель этого таланта - человек харизматичный. В прозе, например, достаточно засветиться парочкой удачных рассказов и публиковать вас будут с удовольствием.

Начинайте постить тексты в ленту Фейсбука, шлите подборки и/или рассказы в Лиterraтуру, заведите блог, пишите статьи. Не сидите на месте. Чем вы активнее, тем желаннее. Таков ритм времени. И - делайте это в Интернете!

Вопрос в том, чего вы как автор сами для себя хотите. Это как и везде - прежде нужно чётко сформулировать цель.

Если задача быть популярным, то о какой популярности и в какой среде идёт речь?

Важно быть читаемым? Тогда нужно публиковаться там, где есть эти самые читатели и не в количестве полтора профессора филологии.

Понимаете о чем я?

Главное - оставаться честным перед самим собой, ибо мы сами себе - и лучший враг и злейший друг. К тому же, искусство не терпит конъюнктуры.


В ряду уже существующих он-лайн изданий и продолжающих здравствовать «толстых» журналов, какое место вы отводите вашему сайту «Лиterraтура»? Да, он уже обратил на себя внимание, появившись в апреле этого года, но что существенного и нового он несет? Здесь бы я добавил, разбив вопрос на две составляющие: несет как для писателей, так и для читателей.


"Лиterraтура" - первый цифровой литературный журнал. Не сайт - (очень уж общее определение!), а именно журнал. Прототип будущих изданий такого плана. Это - в концепции, дизайне, периодичности, подаче материалов, анонсировании, работе с бренд-сообществом, PR-е. Так, как это делаем мы, до нас не делал никто. "Лиterraтура" разрабатывалась мной для массовой читательской аудитории.  Вы заметили как удобно читать её с айпада? Журнал настолько органичен, что кажется - иначе и быть не может. Вроде бы все очевидно, как с первым айфоном. А между тем, это результат серьёзного труда.  За минувшие пару месяцев я уже видел несколько попыток повторить наш журнал. Это удалось только один раз. Я имею ввиду "Драматургию", электронный журнал "от создателей "Лиterraтуры":) 

О месте в ряду онлайн-изданий и толстых журналов скажу просто: мы не стремимся ни к какому месту ни в каком ряду. Мы получаем удовольствие от того, что и как делаем. Сейчас наша задача - довести проект до окупаемости - чтобы не приходилось отвлекаться на заработки хлеба насущного.


Как вы видите сегодня «значимость» публикации? Какие журналы престижны и насколько ряд публикаций в престижных журналах способны определить судьбу автора? Какую роль здесь играют рецензии в журналах, периодические обзоры и литературные конкурсы, премии? Насколько редакторы и главные редакторы периодических виртуальных изданий способны формировать так называемый литературный процесс?


Если вопрос касается места в литературном процессе, то это не ко мне. Равно как и любые иные условности типа " круто/не круто", "престижно/не престижно". Как я говорил выше, всё это - игра в классиков, проистекающая либо от скудности дарования, либо от проблем с самооценкой. Нужно сосредоточиться не на рецензиях, а на их объектах:)

Влияют ли "виртуальные" издания на процесс? Да. Безусловно. И более, чем бумажные. Мы в живом диалоге с читателями постоянно. Через сайт журнала, через аккаунты и группы в Фейсбуке, Твиттере, ВКонтакте. О любом чихе мы оповещаем подписчиков сразу же.

Кстати,  "Лиterraтура" - первое онлайн-издание, "признанное" корифеями от литературы. Нам удалось соединить два мира - реальный и виртуальный. Это во-многом определяет такой стремительный успех журнала. Такое начало тенденции для всего литературного процесса, означающее, в частности, конец эпохи междусобойчиков.  


Какова стратегия вашего сайта? Принцип отбора авторов? Судя, к примеру, по разделу «Поэзия», ваш выбор безошибочен процентов на 95%: известные имена, почетные литераторы, в немалой части ушедшие из жизни современные классики. Это при том, что редакторы основных ваших отделов – поэзии, прозы, критики – люди молодые, возраста даже студенческого. А как быть с новыми литературными именами? Кого вы можете назвать из поколения 20-ти и 25-летних в сегодняшней русской литературе? В чем особенность их литературного почерка, интонаций, мировозрения?


Я уже как-то рассуждал в одном из интервью о принципе "литературного Гринвича", коим и стремился сделать "Лиterraтуру" изначально. Первый этап - собрать то, что мы считаем лучшим в поэзии и прозе обозримой современности. Этим объясняется сознательный уход в ретроспективность. Сейчас мы все-таки презентуем  самих авторов через их лучшие, как нам видится, произведения. Поэтические подборки предпочитаем собирать сами. Это принципиально. Авторы предвзяты, пристрастны и не в состоянии помочь себе быть услышанными в той степени, в которой они этого заслуживают.

Логично, что вся эта ретроспективная история выльется в большую книжную серию, первый том которой мы уже начали готовить, и с которой начнётся наш Издательский Дом.

Команда у нас, действительно, молодая, но тут дело не в возрасте, а в мировоззрении. Я уже как-то сказал, что по ощущению дождался своего поколения. С ними можно созидать, они чувствуют мир глубже и более органичны с ним.  Они адекватны. Вот, что важно. Это я о Маше Малиновской,  Борисе Кутенкове, Платоне Беседине, Владимире Зуеве, Светлане Володиной. И это только близкий, так сказать, круг.

На счёт молодых авторов в журнале... Не по адресу вопрос.  У нас публикуется много молодежи. Всё на сайте журнала - www.literratura.org. Возрастного ценза нет. Равно как не важны ни наличие публикаций, ни награды, ни стилистика, ни национальная или политическая принадлежность. Важен литературный уровень произведения. Мы публикуемых всех, кто нам интересен с этой точки зрения. И всегда можно прислать рукопись.

Что касается молодой литературы в целом, я пока воздержусь от ответа. Это отдельная серьёзная тема. Я не спеша собираюсь написать об этом большую статью. Могу сказать, что мне очень нравится то, что происходит и куда всё это идёт. 


«Журнал «Лиterraтура» – начало, отправная точка. Мы уже готовим блок телевизионных проектов, собираемся снимать документальный сериал о современной русской литературе, выпустить к концу года первый двухтомник серии «Лиterraтура» и кое-что ещё, о чём говорить пока рано.» Это из одного из ваших интервью. С тех пор прошло несколько месяцев, а с открытия сайта – почти полгода. Можно ли сегодня конкретизировать, более подробно объяснить, как развиваются другие проекты при сайте? Иными словами, планы на будущее частично озвучены – а как в реальности?


В целом, у нас всё получается из задуманного. Про книжную серию я уже сказал. Первый том будет един. Я решил не разделять по томам поэзию и прозу, понимая, что, с точки зрения спроса, "проза тащит поэзию".

Первая неделя осени для нас была связана с выходом первого номера журнала "Драматургия". Это такое самостоятельное приложение к "Лиterraтуре". Выходит два раза в месяц.

В октябре мы собираемся запустить "Лиterraтурные мастер-классы" с нашими авторами в качестве мастеров, которые планируем проводить ежесезонно - осень, зима, весна и лето. Все мастер-классы, кроме летних, будут проводиться в онлайне. Это наш посильный вклад в дело помощи молодым и начинающим литераторам. Поэзия, проза, драматургия. Вся информация вскоре появится в журнале.

Сериал будет, равно как и телепроекты. Всему своё время.

Было бы не плохо обзавестись персональным меценатом. Да где же его взять по нынешним временам? 




Наверх ↑
Поделиться публикацией:
933
Опубликовано 12 сен 2014

ВХОД НА САЙТ