ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Обзор книжных новинок от 18.07.16

Обзор книжных новинок от 18.07.16


Сергей Оробий

в е д у щ и й    к о л о н к и


Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор ряда монографий. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Новое литературное обозрение» и многих других.

Павел Крусанов. Железный пар. - М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016.  

Герои нового романа Крусанова – братья-близнецы. Один – сумасшедший реставратор старинных книг, сочиняющий трактат о выведении новой породы людей. Чтобы заинтересовать президента России своим проектом, необходимо переплести эту книгу с помощью чудодейственных материалов, элементы которых можно добыть только в Таджикистане. В этом реставратору помогает брат: он собирает экспедицию и отправляется в путешествие... Трактат таки будет переплетен и ляжет на стол президенту – сообщаем об этом заранее, потому что к середине книги вы наверняка устанете от этой истории. Слишком уж она искусственна и в то же время наивна. В новейшей прозе распространен сюжет о чудесной книге, в которой «вся правда записана», об этом – «ГенАцид», «Библиотекарь», «Возвращение в Египет», Крусанов зачем-то написал очередную – вероятно, самую неправдоподобную из перечисленных – вариацию на эту тему. Начавшись как роман, «Железный пар» кончается как анекдот, хоть и с метафизической подкладкой. Увы, для анекдота книга слишком затянута, для метафизики – слишком легкомысленна.


Олег Зайончковский. Тимошина проза. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016.  

Главный герой, москвич Тимоша, ведёт тихую жизнь офисного работника, по ночам пишет прозу, которую никому не показывает, а ещё ищет женщину своей мечты, для чего периодически предпринимает недальние поездки по подмосковным городам. Проза Зайончковского очень узнаваема: милая, трогательная, иронически-добродушная; он настоящий специалист по таким вот тимошам и петровичам, незлобивым, но безвольным. Удивительно ли, что ни житейский, ни литературный роман у Тимоши не получаются? Удивительно ли, что Зайончковскому удалось сделать из этого целую историю? Удивительно только одно: как издателям хватило смелости окрестить её романом. Нет, перед нами классическая повесть, в свою очередь отсылающая к другой классике: офисные будни, «проза», поиск «подруги жизни» – всё указывает на то, что перед нами «Шинель» XXI века. В финале сходство усиливается, но никакой литературной радости от разгадывания таких подтекстов не испытываешь: только грусть и какую-то неуловимую скуку от всей этой повествовательной меланхолии.  


Дмитрий Иванов. Как прое*** всё. – М.: Рипол-Классик, 2016.  

Очередной кот в мешке из серии «Редактор Качалкина». Жанр – микс из романа в формате «детство-отрочество-юность», лирических заметок и литературного стендапа. Сюжет его пересказать непросто – впрочем, интрига, стилистика и пафос заявлены уже в названии. Если б Венедикт Ерофеев сочинял «Денискины рассказы», а потом читал бы это со сцены, у него вышло бы нечто похожее на прозу Дмитрия Иванова. Вообще, рассказчиков, тяготеющих к бодрой и необременительной манере стенд-апа, в литературе становится все больше – и все они, как из гоголевской шинели, вышли из ерофеевской электрички (сошлюсь здесь на Льва Оборина, написавшего недавно о стендаперском таланте Ерофеева; возможно, это новая форма сказа). Почему-то русский стендапер обязательно должен быть навеселе: таков сам Веничка, таков периодически впадающий в запои герой Довлатова, таков и склонный к разблезианским возлияниям герой Иванова. Остроумно? Остроумно, если потреблять такую прозу порционно, по паре страниц в день – во избежание передозировки.


Сухбат Афлатуни. Муравьиный царь. – М: Рипол Классик, 2016  

История, задуманная в жанре «страшная таинственная сказка». Собрана она из двух частей: в первой девушка Лена выдумывает себе брата (некогда он пропал без вести) и, желая повторить одно счастливое лето своего детства, разыгрывает в доме отдыха странный семейный спектакль; во второй («прошли годы») её муж Михалыч отвозит престарелую мать в какую-то деревню-геронтозорий – мать по пути стращает великовозрастного сына собственными жуткими версиями «Лукоморья» и «Колобка», вдобавок по пути им придется столкнуться с массой необъяснимых явлений. Гм, в том-то и дело: слишком много тут необъяснимо-загадочного, а вот зачем собрана такая сюжетная схема, какой ток через нее должен идти, непонятно. «Муравьиный царь» держится на намёках и недоговорках – а больше ни на чём не держится; словосочетание «идейный стержень», может, не самое благозвучное, но именно этого здесь и не хватает; даже заглавная метафора – зависает. «К чему всё это?» – худший вердикт таким историям.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 144
Опубликовано 18 июл 2016

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ