ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Андрей Кузечкин. АНЯ

Андрей Кузечкин. АНЯ


(рассказ)


Восьмое января 1999 года. Восемь утра. Мне шестнадцать лет. Я шагаю по трамвайным путям, потому что тротуар наглухо занесло снегом. Вокруг панельные многоэтажки, сугробы, сверкающие при свете фонаря, и – ни души.
Вижу двухэтажное здание, обнесённое проволочной оградой, и бегу к нему по сугробам, с хрустом проламывая наст. 
В окнах горит свет. Я обхожу строение в поисках входа, но увидев в стене здания выложенное из красных кирпичей изображение Чебурашки, убеждаюсь, что это детский сад, а вовсе не то, что мне нужно.
Нижний Новгород я знаю плохо. Я вообще из другого города.
Очень боюсь опоздать.
Продолжаю идти по трамвайным рельсам, пока не встречаю первого человека: женщину, одиноко стоящую на остановке.

- Извините, вы не подскажете, где здесь Центр одарённых детей?

Женщина подробно объясняет мне, как добраться до ЦОД (...две остановки на трамвае...), и как он выглядит (...белое здание с черным заборчиком...).
Так и начался этот исторический для меня день.


* * *

Миновав стеклянную дверь, я вошел в холл, окинул его взглядом: роскошно. Не Центр, а целый Дворец.
А хорошо, наверное, быть отличником. Все для тебя делают.
Сам я к таким не относился и учёбой никогда особо не интересовался. Некие врождённые способности помогали мне получать по всем предметам добрые, без натяжки, «четвёрки» - и мне, и учителям этого было достаточно. Твёрдые «пятёрки» были лишь по русскому и английскому. Всё б ничего, но к одиннадцатому классу я понятия не имел, что делать дальше, куда поступать, какую специальность получать. В армию тоже не особо хотелось. Почему-то мне казалось, что ситуация разрешится как-нибудь сама собой.
Я поднялся на третий этаж, подошел к столику регистрации. Назвал свою фамилию, успев подумать: вдруг меня нет в списке?

- Извините, вас нет в списке.
- Как нет? («Так и знал, что это ошибка.») Посмотрите еще раз.
- Я же говорю – нет. Подождите, вы по области?
- Борский район.
- Ваши списки пока не привезли. Подождите, пожалуйста.

Я отошел к аквариуму. Некоторое время наблюдал, как золотые рыбки шевелят плавниками. Наверняка, с тех пор, как этих рыбок поселили здесь, они здорово поумнели.

- Привет...

Я обернулся – девчонка. Моя сверстница.
Блондинка, коротко подстриженная, худенькая, легкая. Щёчки чуть розовенькие.

- Привет. – Кивнул я.
- Тебя тоже нет в списке?

Я опять кивнул.

- И меня.
- Не повезло нам, да?
- Да. Тебя, кстати, как зовут, товарищ по несчастью?
- Андрей.
- А я - Аня.
- Я вообще сюда случайно попал.

Я рассказал про «Таланты земли Нижегородской» - олимпиаду для школьников из области, экспериментальную и не совсем официальную. Задания были напечатаны в одной из нижегородских газет. Я выполнил задания, отправил и забыл об этом. Очень удивился, когда пригласили на очный тур, и ещё больше – когда оказалось, что я занял первое место. И теперь я здесь. С одной олимпиады направлен на другую: областную по русскому языку. Попал сюда, можно сказать, в обход. Даже учителя об этом не знают.
На официальные олимпиады меня отправляли редко, да и то – дальше районных дело не шло. Мне и не особо хотелось. Класс, где я учился, был сильным, команда олимпиадников давно сформировалась, у них и без меня всё хорошо получалось.
Когда принесли списки, мы с Аней вовсю обсуждали поэзию.

- Есенин такой пошляк!
- Еще какой. Читала поэму «Страна негодяев»? «А я, если б был мандарин, то повесил бы тебя, Литза Хун, за...»

Назвали мою фамилию. Я вернулся к столику и получил в руки лист бумаги:

- Заполните анкету. Когда заполните, сдайте и пройдите в актовый зал.
- Здорово, как в театре… - сказала Аня, войдя в зал. Выбрала себе место: - Можешь сесть со мной... - но я уже сел, не дожидаясь разрешения.

На сцену вышли какие-то важные личности, сели за длинный стол и завели речи. Я не слушал.

- Я русский рок терпеть не могу. - Говорил я таким громким шепотом, что сидящие вокруг оглядывались. - Вообще, русскоязычную музыку не перевариваю. Знаешь, какая у меня любимая русская группа? «Парк Горького»!

Она поняла шутку – группа «Парк Горького», как известно, поёт только по-английски – и улыбнулась.
И тут краем уха я всё-таки уловил в словах важных личностей нечто действительно интересное.

- Ты слышала? Он сказал, что первые три места - это поступление в университет!
- А ты что, не знал?
- Серьезно: не знал. Даже представить не мог. Слушай, занять бы хоть третье место!


* * *

«Это и есть ваша олимпиада?» - Я пробежался глазами по листку. Всего 11 заданий. «Фуфло... фуфло... - думал я, читая задание за заданием, пока не добрался до последнего. - Ага, вот это – то, что надо!»
Я принялся строчить - скорее, лишь бы добраться до одиннадцатого задания.
Пять-шесть заданий (вроде «От каких слов произошли слова ЦАРЬ, РУЖЬЕ, БАРИН?» - само собой, что от слов ЦЕЗАРЬ, ОРУЖИЕ и БОЯРИН) я проскочил на полной скорости и уперся, как в преграду, в «Что означают слова ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ, МОНИТОРИНГ, КОНСАЛТИНГ? Назовите их русские синонимы. В каких случаях употребительно русское, а в каких - иностранное слово?»
Ужас какой. Мониторинги какие-то, консалтинги... Я посмотрел по сторонам.
Вокруг одни девчонки. Вон склонилась над своей работой Аня, и пишет, пишет, не отрывая руки от бумаги. Я поглядел в другую сторону. Нет, здесь и парень имеется. Тощий – худобу подчёркивала водолазка – в очках с квадратными линзами без оправы.
Очкарик дернулся.
«Ну-ка, ну-ка…» - я решил, что мне показалось, и продолжил наблюдение. Очкарик дописал страницу и снова – дёрг! – подпрыгнул на сиденье. Странные люди эти отличники.
Так, все окей, продолжаем. Я написал синоним к слову «эксклюзивный», точнее, целую фразу: «права на который принадлежат кому-то одному». А консалтинг – это, наверно, совещание. А что такое мониторинг – я даже предположить не мог. Ладно, одно слово можно пропустить.
Я добавил, что иностранные слова употребляются в официально-деловом стиле, чем и отличаются от русских аналогов, употребительных в разговорной речи, и привел примеры: «Телекомпания получила права на эксклюзивный показ фильма» и «Представители различных фирм собрались на консалтинг». Будем надеяться, что прокатит.
Сделал по-быстрому еще пару заданий. Теперь меня отделял от цели лишь анализ композиции стихотворения «Я вас любил». Я ненавидел это произведение лютой ненавистью, но отступать было некуда. Пришлось напрячь память и вывалить на тетрадный лист все термины, которыми литераторша потчевала класс на каждом уроке: кольцевое обрамление и всё такое прочее.
Все. Осталось заветное задание №11.
«Напишите небольшие тексты на тему «Матрешка» в официально-деловом, художественном и публицистическом стилях». Вот сейчас будет весело.
Я потер лоб, пытаясь вспомнить, в каком году в Россию завезли матрешку, и нашел в запасниках своей памяти лишь приблизительную дату: конец девятнадцатого века. «Без разницы» - решил я. Поразмыслив, написал:

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ.
Так называемая «матрешка», будучи завезенной из Японии в 1893 году, быстро приобрела популярность, что способствовало ее распространению на территории страны. Сохранились имена первых мастеров-матрешечников: Ф.И. Карусельников (1874-1916), Е.В. Головатый (1856-1902), О.П. Кривозуб (1869-1937). В то время матрешки изготовлялись кустарным способом и в крайне ограниченном количестве. Современная же игрушечная промышленность за год изготовляет до 2 000 000 матрешек, предназначенных как для продажи внутри страны, так и для экспорта. Не вызывает сомнения тот факт, что матрешка является одной из самых любимых детских игрушек во всем мире.

Вроде, ничего получилось. Только что это за «игрушечная промышленность»? Может, «легкая промышленность» было бы лучше? А, сойдет.
Я бросил взгляд в сторону Ани, она все так же писала, для нее не существовало ни меня, ни других школьников, ни ЦОД.
Оглянулся на очкарика – вдруг опять подскочит?
Приступил к следующему тексту.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ.
По ночному Нью-Йорку бежал человек. Он несся так, словно его преследовала стая волков. Кто знает, возможно для беглеца такая ситуация была бы гораздо предпочтительнее, ведь за ним ехал на малой скорости лимузин Марио Спинелли, гангстера, наводившего ужас на весь город. Из окна лимузина высовывался сам Спинелли и короткими очередями стрелял из автомата системы «томпсон», целясь по ногам бегущего.

- Босс, а что нам собственно нужно от этого малого? - шофера Сэнди никогда не посвящали в дела банды.
- Этот мошенник стащил мою любимую вещь. - Процедил сквозь зубы Спинелли, перезаряжая оружие. - Матрешку. Это такая русская кукла.
- Вы играете в куклы, босс? - Расхохотался Сэнди и тут же умолк под свирепым взглядом хозяина.

«Кажется, сегодня придется избавиться от двоих» - подумал Спинелли.


«Ха-ха-ха! Я погляжу, чего сочинят эти зубрилы. И дерганый». - Я прокрутил в голове следующий текст. Все три текста сочинились сами собой, в тот самый момент, как я прочитал задание №11 в первый раз, осталось только записать. «Обязательно будет словечко «ущербный». И что-нибудь про сырьевой придаток».

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.
Знаете ли вы, товарищи, какие игрушки предпочитает наше подрастающее поколение? Жестоких роботов? Уродливых ниндзя-черепах? Прочих ущербных созданий?
Нет! Малыши по-прежнему без ума от русской красавицы матрешки.
Так почему же витрины наших игрушечных магазинов ощериваются сотнями клыков? Почему вместо матрешек, которых с любовью выточили из дерева наши мастера, мы видим чудовищ, отштампованных за рубежом из отходов производства? Товарищи, разве вы не видите, что это Запад с помощью пластмассовых уродцев пытается духовно закабалить наших детей, чтобы превратить нашу Родину в свой сырьевой придаток? Опомнитесь, товарищи!
Н. Медведева, пенсионерка.


* * *

Я спрыгнул со ступеньки автобуса на снег, после чего протянул руку Ане и помог выйти ей.
Мы вместе ехали на автобусе до вокзала, а перед этим вместе с остальными участниками отобедали в столовой, хотя и не столько ели суп, сколько болтали. Болтали и в автобусе. А потом настало время расходиться по разным остановкам.

- Что, Ань, неужели мы больше никогда не встретимся?
- Ну, кто знает. Может и встретимся когда-нибудь...
- Понятно. - Кивнул я. – Пока. – Успев услышать в ответ «пока-пока», я повернулся и зашагал, не оглядываясь.

Через несколько дней я узнал, что занял третье место на областной олимпиаде по русскому языку. Об этом сообщила завуч, зайдя в класс во время урока. Она изо всех сил пыталась улыбнуться, но получалось плохо. В классе я был далеко не первым по учёбе и одним из худших по поведению, и мой успех не укладывался в голове у бедной завучихи, искренне считавшей, что на олимпиадах побеждают отличники. Собственно, я прекрасно её понимал: для меня это был такой же шок, как и для неё.
Летом, когда я пришёл подавать документы на филологический факультет Университета, моя фамилия уже наличествовала в списках, и напротив неё было написано: «вне конкурса, без экзаменов». Я окончательно убедился, что никакой ошибки тут нет. Можно было бездельничать дальше.
За это мне следовало поблагодарить свою учительницу русского языка, редактора газеты, опубликовавшей задания олимпиады «Таланты земли Нижегородской», и собственных маму с бабушкой – учителей русского языка (мама, вдобавок, ещё и издающийся писатель). Всех этих людей я поблагодарил и не раз.
Кого не смог поблагодарить – так это Аню, которой я больше никогда не встречал. Ни телефона, ни адреса, ни даже фамилии её я не знал. Социальных сетей ещё не изобрели. Оставалось надеяться на случайную встречу, но и это не сработало.
Это был первый случай в моей жизни, когда я по-настоящему общался с девушкой. В классе, где я учился, мальчики и девочки вплоть до выпускного почему-то держались отдельно и относились друг к другу сдержанно, если не сказать равнодушно, а вне школы я ни с кем особо не контактировал. Так что к шестнадцати годам весь мой опыт общения с девушками сводился разве что к обмену фразами типа «Дай, пожалуйста, карандаш».
Рядом с Аней я впервые в жизни почувствовал себя мужчиной. Наверное, поэтому, разговаривая с ней, я не мялся, не стеснялся и не выдавливал из себя слова через силу. Очень хотелось произвести на неё впечатление. А когда мужчина хочет произвести впечатление на женщину, он иногда совершает невозможное. Не так ли?







_________________________________________

Об авторе: АНДРЕЙ КУЗЕЧКИН

Родился в г. Бор Горьковской области. Окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Живет в г. Бор Нижегородской области, работает библиотекарем в Центральной районной библиотеке им. Ф.М. Достоевского. Литературным творчеством начал заниматься в одиннадцать лет, тогда же (в 1993 г.) состоялась его первая публикация в газете «Борская правда». Своими учителями в литературе считает Николая Гоголя, Михаила Булгакова, Владимира Сорокина и Курта Воннегута.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 024
Опубликовано 27 июн 2017

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ