ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Арсений Гончуков. О ЛАЙКАХ, О «ТОКСАХ», О ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАНДАЛАХ, О СЕТЕВОЙ ЭТИКЕ

Арсений Гончуков. О ЛАЙКАХ, О «ТОКСАХ», О ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАНДАЛАХ, О СЕТЕВОЙ ЭТИКЕ

Колонка Арсения Гончукова
(все статьи)




Острословы? Правдорубы? Язвы? Не могу вспомнить, как называют таких людей. Этакие Чацкие, в плохом смысле. А, вот, вспомнил. «Токсичные» их называют. Этот термин, «токсичные люди», однажды даже стал словом года, вы знали об этом? Токсичные люди прорвались в топы упоминаний. И все почему? Потому что – достали. Вы сами знаете таких людей. И не одного.
Это с одной стороны, с другой, помните бессмертное? «Что скажет Марья Алексевна...» из того же великого творения Грибоедова фраза, означающая страх и зависимость обывателя от одобрения или осуждения – тогда – высшего света – а сейчас чьего? Сейчас все гораздо хуже, гораздо серьезнее. Вы знаете, что звезды видеоблогинга продают свои лайки? И стоимость одного лайка может доходить до сотен, а то и тысяч долларов. Вы платите просто за то, что популярный блогер лайкнет ваш комментарий, например. И все это увидят. Весомый такой лайк, как палец вверх или вниз в Древнем Риме, символизирующий жизнь или смерть.
А было у вас такое, чтобы за один единственный поставленный лайк вам тут же писали в личку? С негодованием, с угрозой, ваш же друг... Ты лайкнул какой-то пост или комментарий, и тут же в личку пишет знакомый, вопрошая, да как ты мог? Какого черта? Ты лайкнул злейшего врага! И ты теряешься и иногда проявляешь принципиальность в своем лайке, а иногда идешь и снимаешь лайк, разлайкиваешь неугодное высказывание... Да что говорить, некоторые прямо угрожают своим подписчикам: про меня такой-то написал гадость, я отфренжу всех взаимных, кто лайкнул тот пост! Что говорить, я сам так делал. Удалял из друзей тех, кто мило сидит у меня, но с радостью лайкает хейтерские посты про меня. И я думаю, это правильно.
Вы скажете, мы все сошли с ума? Да, абсолютно. Мы все обезумели. Вместе с временем. Вот такое оно.
Вернемся к нашим острякам. К этим слонам в наших личных лавках из хрустальных лайков. Знаете таких людей? Я прекрасно знаю. И совсем недавно я вдруг поймал себя на мысли о том, что... терпеть их не могу.
Те, кто знает меня давно, может воскликнуть – да как же так! Ты сам такой! Неудобный, острый на язык, хамоватый. Да, вы правы, было дело. Только я давно не такой. И те, кто острит и без выходных режет правду-матку в глаза по делу и нет, мне кажутся теперь неумными, недалекими, мелочно-жестокими.
Недавно на работе у меня произошел случай. Была небольшая съемка, работали на студии. Пригласили в кадр симпатичных девушек, артисток массовых сцен. Девчонки пришли с хорошим настроением, позитивные, шутили, хохотали. Кроме одной, постарше. Я сразу ее вычислил и сразу понял, кто она и что. Потому что сходу начались «неудобные» вопросы, ненужная ирония, мелочная агрессия без особых причин. Нет, обидно не было, я взрослый мальчик. Но и смешно тоже не было, много работы и совсем не до словесного пинг-понга. Услышав очередную «подколку», я встал и ушел в другую комнату, оставив девушек одних. Нет, настроение девушка, посчитавшая уместным включить «иронию» по поводу и без, мне не испортила. Но непринужденное общение оборвалось. На невинное замечание о том, что у нас ответственная и важная съемка, девушка огрызнулась, что мы для нее пожалели обеда, хотя коробка с едой лежала прямо перед ее носом. На невинную шутку девушка реагировала обвинениями в сексистских замашках. На непринужденное смешное для всех замечание дева обиделась, всем видом показывая, что она не такая, как все мы, что она не спустит, что она подденет, что она права, а мы... ничего не понимаем.
Не помню ее колкостей дословно, я пропускал их мимо ушей и не смогу воспроизвести. Но меня поразило, насколько она была недружелюбна нашему микросообществу. Мы собрались поработать, мы проведем друг с другом несколько часов, почему бы нам не быть приятными друг другу? – подумали мы, люди. И только одной нужно было что-то доказать и показать себя... Впрочем, бог с ней. Еще больше меня удивило другое.
Меня удивила моя реакция на такого человека. Серьезно, раньше я таких и любил, и терпел. Что со мной случилось? Я что, разлюбил глупые злые шутки? Вроде бы нет. Я стал чувствительнее? Вроде бы нет. Я долго думал и пришел к выводу, что мне стало это не интересно просто потому что в мире полно вещей гораздо более содержательных, обогащающих тебя, вызывающих действительно глубокие и ценные эмоции. А с такими людьми вечно барахтаешься в мутной лужице их попыток доказать миру то, в чем мир не нуждается. И после такого общения в душе ничего, кроме дискомфорта и неловкости.
Проблема в том, что эти люди вечно пытаются показать окружающим, насколько они уникальны и значительны, какие они редкие и выдающиеся, со своим мнением и позицией. Однако проблема их даже не в том, что все люди уникальны и все мы — по-своему – выдающиеся, проблема этих «токсичных» в том, что сообщество людей и мир работают по совсем иным принципам.
Мир ценит, миру нужно не единичное уникальное мнение. Миру нужно сотрудничество. На том стоит и человеческое общество, и все подвиги человека – на объединении, на совместном труде, на концентрации общих усилий.
Поэтому по-настоящему круто – это дружить, сотрудничать, выстраивать коммуникации, получать удовольствие от другого, других, от перипетий и особенностей взаимодействия и взаимопроникновения двух (и более) разных людей, сознаний. Да в конце концов! Не это ли и есть настоящая дружба и любовь? Сотрудничество, обмен, коллаборация, взаимодействие. И правда, ведь именно любовь стоит за этими неуклюжими терминами.
И поэтому один в поле не воин.
Потому что воином быть невыгодно и неправильно.
А мир не чистое поле, а – взаимосвязь людей.

P.S.
Конец сентября ознаменовался небольшим скандалом вокруг премии «Поэзия», организаторы которой только успели выложить своеобразный лонг-лист из 100 стихотворений 100 поэтов, как вдруг началось... Сначала жесткая схватка в комментариях и даже, насколько я понял, разрыв многолетних приятельских отношений двух известных в поэтической среде культуртрегеров. Затем выход из лонга особо принципиальных авторов, которые, по их словам, просто не захотели быть причастными к разгорающемуся скандалу. Впрочем, демонстративные выходы из списка («изъятия» текстов) со своей стороны вызвали еще одну волну недоумения — оно, конечно, не очень хорошо получилось, но зачем же стулья ломать?
Закончилось все «шутками за триста» (300 тысяч призовой фонд победителю премии) и кажется, всеобщим весельем поэтов (слава богу, не было шуток про «триста» и «тракториста»), что уже неплохо – скандал не превратился в смертоубийство и веерные баны – а бывало и такое.
Почему я вспомнил про премию «Поэзия»? Почему наблюдение за конфликтом натолкнуло меня на все эти мысли? Мне просто кажется, конфликт произошел классический по своей механике для всех сетевых конфликтов. Попробую объяснить и проиллюстрировать.
С чего пошла ссора двух уважаемых людей? Оргкомитет премии вывесил тексты стихотворений, а коллеги начали писать на них рецензии. Но вдруг представителю премии N не понравились рецензии инициатора разборов NN. N заявил, что не потерпит хамства и примет меры. На что рецензент NN ответил, что заявление N несправедливо и он хотел лишь экспертного обсуждения поэзии, не более того. Но N остался непреклонен в оценках рецензий NN и продолжал настаивать на том, что они «хамские» по отношению к авторам.
К слову сказать, лично я очень хорошо понимаю и организатора премии господина N, который «зарубился» за свой проект, за свое детище, за «своих» поэтов, которых всегда обидеть рецензией проще простого. Можно понять и культуртрегера NN, потому что рецензии они же как воздух и еда для литпроцесса. Рецензии в литературе это, если хотите, и есть мыслительный процесс искусства – без оценок и анализа литературное творчество окажется в вакууме.
Что же произошло? Мы подошли к главному. Вы скажете, как же так, это же было субъективное суждение N, который посчитал рецензии недостойными его поэтов! Вы скажете, что они не были хамскими! Вы скажете, N сам виноват, что так подумал! Но сторонники N вам ответят тоже самое в отношении NN – мол, нельзя так, нельзя обижать, с поэтами нежнее надо, аккуратнее!
Правы будут и те, и эти. А все почему? Потому что правды в подобных конфликтах не существует.
Существуют только субъективные эмоциональные оценки и критерии. Считает человек свои слова справедливыми и правдивыми, и все, не свернешь его с этой стези.
А в последнее время мне все чаще кажется, что нет, не существует никакой объективности, всем руководят эмоции, нет никакого рацио, и мир вообще женского рода. Скажем так, мир глубоко и окончательно женского рода!
И потому выставил ты свое детище на всеобщее обозрение (Типичная ситуация, не правда ли? Все вешают свои стихи в соцсеточках). Твой друг пришел и что-то сказал. Но тебе сказанное пришлось не по вкусу и ты попросил друга замолчать, а он молчать не согласился. То есть тут кто-то один должен был уступить. Или ты потерпи и не запрещай говорить. Или друг твой пусть замолчит и извинится, взяв обратно свои слова.
В любом случае и то и другое будет чисто эмоциональное движение одного человека к другому, согласие с ним, принятие, шаг навстречу. Небольшое движение может спасти и дружбу, и мир. Как и крошечное несогласие и нежелание принимать и мириться с мнением и эмоциями другого может привести и приводит к конфликтам, столкновениям, войнам.
Сетевая этика резко обнажает и заостряет глубинные принципы и механизмы взаимоотношений между людьми. И лично мне зачастую кажется, что нет никаких правил, законов, да и принципов – тоже нет. Есть только воля, эмоции, ощущения, чувство правды и справедливости, которые у каждого свои собственные, и у каждого есть выбор — как все это применить по отношению к другому человеку, принять его и его правду или оттолкнуть.
Впрочем, все вышесказанное только мои размышления и эмоции. С которым вы можете не согласиться, а можете их принять.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 459
Опубликовано 15 окт 2019

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ