ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Алёна Чубарова. ОСОБЕННО ТЁПЛЫЙ ВЕЧЕР

Алёна Чубарова. ОСОБЕННО ТЁПЛЫЙ ВЕЧЕР


В «Стихотворном бегемоте» выступил поэт Всеволод Константинов


За несколько дней до Нового года, когда обычные люди уже по уши в предновогодних хлопотах – корпоративы, подарки, подведение итогов, закупки к столу – в Культурном центре академика Д.С. Лихачёва состоялся вечер поэта Всеволода Константинова. Культурный центр находится на Амурской улице, красивое название которой не помогает добраться до места быстро и без пробок. Чтобы послушать хорошие стихи приходится ехать на конечную станцию метро – Щёлковская. Впрочем, поклонников и завсегдатаев литературного клуба «Стихотворный бегемот», который и организовал вечер, не пугают расстояния, – вторая площадка клуба и вовсе в подмосковной Малаховке.

Руководитель «Бегемота» Николай Милешкин, представляя автора, сказал, что накануне новогодних праздников всегда приглашает писателей «особенно тёплых». Если под теплотой понимать отсутствие в текстах агрессии и нецензурной лексики, то да, однозначно данный автор не холоден совсем. Или дело в тембре голоса поэта, исполняющего свои стихи в своей особой авторской манере – без аффектации, но очень внятно, будто не декламируя, а рисуя фразы, подвешивая их в воздухе небольшого театрального зала с новогодними огоньками над сценой. Декорация тоже имеет значение, когда мы говорим об атмосфере творческой встречи. Не знаю, продумывает ли её Николай для каждого автора индивидуально, но на этот раз всё совпало. Чёрная коробка полупустой и полутёмной сцены за спиной автора-чтеца, синие фонарики, как огни далёкого города, на который сморишь то ли из деревни, то ли из вагона поезда; сугробы московской окраины за окнами и даже полупустые ряды аскетичных до стройности стульев, которые заполнялись по мере приближения вечера к логическому финалу. Возможно, сложности дороги, возможно, изначальное знакомство части зрителей с творчеством Всеволода, но к началу прибыли немногие... По мере же чтения автор то и дело отвлекался от своих стихов, чтобы поздороваться с кем-то из вновь прибывших. Впрочем, литературный вечер – не спектакль и вход после третьего звонка не возбраняется.

Что же касается самого творчества – Всеволод Константинов представлял свой третий поэтический сборник – книгу уже собранную, готовую к печати, но всё ещё не имеющую названия. Первая – «Седьмой путь» вышла в 2004 году в издательстве «Воймега», вторая («Побег») – там же, в 2013 году. Публиковался поэт Константинов в различных журналах, в том числе таких солидных, как «Юность», «Знамя», «Октябрь». Но чаще всего – в альманахе «АлконостЪ»: литературное объединение с одноимённым названием стало для него в далёкие 90-е своеобразной литературной колыбелью. Ольга Нечаева, Андрей Чемоданов, Алексей Тиматков, Нина Берг (Мария Чумаченко), Евгений Лесин, Павел Белицкий, Всеволод Константинов – группа молодых талантливых поэтов, очень разных, в той или иной степени связанных с Литературным институтом им. Горького, в той или иной степени опьянённых иллюзией свободы и драматургией исторического момента. У каждого из них своя судьба, как в жизни, так и в литературе, некоторых уже нет в нашем мире, но «АлконостЪ» и сейчас внутренне объединяет их всех.

Помимо поэзии Всеволод профессионально занимается документальным кино. Возможно, именно близость к кинематографу делает его стихи такими изобразительными. Причём, изображение у него не картинное – застывшее, а динамическое – кинематографичное. То есть перед нами не художник-пейзажист, а художник-режиссёр в пространстве слова.

Ежевиковая дорога
Словно подброшенные кем-то облака
Не знают что им делать в синем небе
На море шторм
Утром была гроза
В небе уже успокоилось
В море ещё нет

Темы в стихах Константинова очень разные, но почти всегда за строками угадывается взгляд, устремлённый в вечность.

К полночи отчаянье тепло
Подтолкнёт ладошкой шестипалой.
Выхожу. И птица тяжело
От Большой Медведицы до Малой
Пролетит и сядет на шесте…

 

Время от времени про стихи Константинова, как и других алконостовцев, то в похвалу, то в упрёк, говорят –  «простые». Если под простотой понимать доминанту смысла над формой, попытку что-то понять или сказать стихами, а не замысловатую игру слов, в которой лишь опытный литературовед отличит мастерство от небрежности, а многоэтажную метафору от выпендрёжной зауми, –  если так, то, соглашусь, стихи Всеволода просты – их можно понять, хотя и не с первого прочтения, потому что кроме текста всегда значим подтекст, контекст и ассоциативные ряды, а кроме смысла всегда включаются чувства.

Ветер на башне, но нет часовых,
Призрака тоже нет.
В полые трубки костей мозговых
Первый влетает снег.

Вообще рассуждать о стихах не люблю. Стихи нужно слушать, а ещё лучше – читать, потому что глазами «услышишь» больше. Если и говорить о стихах, то только затем, чтобы и другим, кто ещё их не знает, захотелось прочесть.

Когда после выступления поэта к нему подходят люди и хотят приобрести книгу, то есть унести кусочек его мира с собой, это значит, что творческий вечер прошёл удачно.

В «Стихотворном бегемоте» после обязательной программы следуют вопросы-ответы и чтение уже по просьбам-заказам, если таковые имеются. Хорошая традиция, дающая возможность познакомиться с автором более полноценно.


(фото Светланы Хромовой)

На вопрос о литературных влияниях Всеволод Константинов назвал Мандельштама и Бродского. Если так, то о «простоте» нужно говорить лишь о той, в которую «впадают, как в ересь»… Мне кажется, что настоящий поэт всегда говорит своим голосом, и влияет на него, прежде всего, его собственная судьба. А в некотором смысле, всё, что мы когда-то прочли, увидели, услышали, узнали, тоже так или иначе влияет на личность. Поэтому сказать, что поэзия такого-то повлияла на поэзию такого-то – это упростить творческий процесс, свести метафизику поэтического познания мира до уровня алгоритмов школьной программы. Оставим это развлечение литературным критикам, вернёмся к стихам.
 
Оглянись 
Ты имел к этому некоторое отношение
Облако пыльцы, поднятое тобой,
Пронеслось над лугом
Цветы уклоняются от пчёл
И смеются –
Небольшие изменения,
О последствиях которых ты не узнаешь

Когда-то, очень давно, ещё во времена литературной студии Юрия Ряшенцева, собиравшейся уже не в редакции «Юности», а за историческим круглым столом в квартире, где до нас перебывали все известнейшие шестидесятники, мне очень понравились строчки Константинова:

О, скажи мне без пристрастья,
Ты, бессмысленная, птица,
Жизнь должна же быть прекрасна,
Прежде чем остановиться!

Сам Всеволод считал их тогда слабыми… (не знаю, как сейчас), афористичность, бывшая для меня однозначным плюсом, для него была не менее однозначным минусом. Ну, это были стихи ранние, Бог с ними, однако и в нынешних, априори зрелых, уже не явно, не в строках, а между строк, скрываются афоризмы:

Это то, что мне сказать хотелось.
Так гуляй по свету, белый лист.
Выразить словами не сумелось,
но пробелы чудно удались.

Чтение по просьбам на вечере было не менее активным, чем обязательная программа, оказалось, что у многих в зале есть свои любимые стихи из разных книг и периодов. Впрочем, чему удивляться: в своё время Всеволод Константинов принимал участие в поэтических турнирах, выигрывал литературные конкурсы и, несмотря на природную скромность, он – личность популярная.

В завершение же литературной встречи самые заинтересованные зрители могли пообщаться с автором уже в неформальной обстановке. А с учётом даты мероприятия ещё и душевно поздравить друг друга с приближающимся праздником.

скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 257
Опубликовано 21 янв 2019

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ