facebook ВКонтакте twitter Одноклассники
Электронный литературный журнал. Выходит два раза в месяц. Основан в апреле 2014 г.
Издательство Лиterraтура        Лиterraтурная Школа
Мои закладки
№ 169 октябрь 2020 г.
» » Наталья Савицкая. БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ

Наталья Савицкая. БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ

Редактор: Наталья Якушина


(пьеса)



Действующие лица:

ОНА, театральный критик
ПОДРУГА, гример на киностудии
ОН, хороший человек


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ 

СЦЕНА ПЕРВАЯ 

Спальня женщины. Шторы и обои будуарной расцветки. Много зеркал и разных побрякушек. ОНА спит на широкой кровати под пушистым одеялом в уютной пижаме. Тишину в комнате нарушает резкий звонок телефона. ОНА прячет голову под подушку. Но телефон продолжает настойчиво звонить. На ощупь она находит телефон. Подносит к уху. 

ОНА. Алле!
ПОДРУГА. Ты спишь?
ОНА. Да.
ПОДРУГА. Просыпайся!
ОНА. Нет!
ПОДРУГА. Просыпайся, ты мне ничего не прислала, а он спрашивает меня! И я должна ему сказать что-то умное.
ОНА (сонно, но настойчиво). Все – завтра!
ПОДРУГА. А завтра ничего не будет – знаешь такую присказку работников морга? Так что сегодня, дорогая! Все сегодня! Напомню, ты обещала.
ОНА. Я? Когда?
ПОДРУГА. Не делай вид, что ничего не помнишь?
ОНА. А ты знаешь, что обещанного три года ждут? Нет? Ну, что ты с ней поделаешь! Обещала! Хорош, меня на слове ловить!
ПОДРУГА. Ну, Ань! Ну, будь ласка!

ОНА сползла с кровати, добрела до компьютера. Села за стол. Зашла в почту.

ОНА (ворчит). У всех подруги как подруги, у меня – сплошное «вынь и положь!» 
ПОДРУГА. Алле! Где ты пропала? Читаешь? Хорош, правда?
ОНА (сонно). Читаю…
ПОДРУГА. Читай, читай! (После короткой паузы.) Не буду тебе мешать.  Отключаюсь. Как прочтешь, не храни восторг в душе. Выскажи подруге. Да, и чуть не забыла, рецензию-то я жду.
ОНА. Сегодня? Ничего, что ночь на дворе.
ПОДРУГА. Ночь – лучший друг писателей.
ОНА. Я журналюга...
ПОДРУГА. Послушай, это крайне важно.
ОНА. Вот пристала! Ты – кто?  Рыба-прилипала.
ПОДРУГА. Как говорят у нас в Одессе, «ой мне все равно – лишь бы «да»! Жду! Причем, преданно! Как собака своего хозяина около винно-водочного магазина, поняла?!
ОНА. Давай, друг человека! Пока!

Забирается в кровать с компьютером в руках. 

ОНА. Прочти! Срочно! Ну что там за спешка такая! Сколько он, кстати, наваял? О боги, нет! Это что – сага? Сколько-сколько знаков? О нет!

ОНА пробегает пальчиками по мышке, переворачивая страницы компьютерного текста. И углубляется в самый его конец.

ОНА. Застрелился? А она? О нет! Короче, все умерли… Вот зачем писать такие тексты? Ребята, зачем множить зло мира? Оно множится без вашей службы ему!

Откинулась на подушку. Через какое-то время набрала ради проверки телефон подруги.

ОНА. Так я и знала. Друг человека уже спит. А обещала ждать. Нет, у всех подруги как подруги, мои – самые верные и честные!

Продолжила чтение, раз уж проснулась. Потом прервала его и стала быстро что-то писать. Написала рецензию и заснула с греющим чувством честно выполненного долга.


СЦЕНА ВТОРАЯ

Коттедж главного героя. Здесь все добротно, богемно. В спальне хрустальная люстра и подвесные светильники. Сундуки, заменяющие прикроватные тумбы. Кровать с высоким изголовьем. И на этой кроватной роскоши лежит в грязной одежде и страшно грязной обуви мужчина. Под кроватью валяется гора бутылок. Кругом беспорядок. Мужчина лежит он лицом вниз. Звонок. Отсутствие признаков жизни. Звонок. Слабое движение ногой. Звонок. Рука ищет телефон на сундуке. 

ОН (глухо). Да. 
ГОЛОС ЖЕНЫ (очень мягкий и родной). Привет!

ОН резко переворачивается на спину. Мы видим лицо, заросшее щетиной. И, в целом, вообще неопрятного и долго пьющего человека. 

ОН (хрипло). Привет. 
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Как ты?
ОН (обиженно). Не твоими молитвами.
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ (примирительно). А ты мне сегодня нравишься. Голос у тебя хороший. 
ОН. Все ползешь к людям на мягких лапках?
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ (спокойно). Что ж ты так грубо?
ОН. Это комплимент.
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ (пытаясь обратить все в шутку). Тогда не завидуй!
ОН. Там посторонний шум слышен. Где ты сейчас? 
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Уайтхэвен бич, остров Уитсанди. 
ОН. Так и подумал, что у моря. Звук знакомый… Да ты стала гурманкой! 
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Стараюсь жить по твоим заветам.
ОН. Я слышал, ты продала отцовскую дачу.
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Да. А почему ты спрашиваешь об этом?
ОН. Жалею! Моя бывшая теща не одобрила бы этого. На вашей даче в Переделкино бывали большие люди. Там бы мемориальную доску повесить. А ты продала ее. Плохая ты дочь!
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Надеюсь, там, на небесах другое отношение к недвижимости.
ОН. Могла бы позвонить мне!
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. А что бы было?
ОН. Я бы купил твою дачу. За хорошие деньги. Небось, ведь за бесценок отдала? Я ж тебя знаю. 
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ (через небольшую паузу). Послушай, а, может, ты купишь у меня еще и мамину квартиру? Я готова ее продать. Недорого! Мне только надо быстро. 
ОН. Не куплю. Она мне напоминает наше прошлое.
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Жаль. Она ведь тоже тянет на мемориальную историю.
ОН. Обмен любезностями закончился. Переходим к основной части. Зачем звоним?
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Мне нужна твоя помощь.
ОН (со скрытным торжеством). Кто бы сомневался! Три года тебя не было слышно и видно. И вдруг позвонила. Ну, ясно же – зачем. Что-то попросить.
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Дай мне, пожалуйста, денег.
ОН. Не дам. Зачем они тебе?
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Прости, все, наверное, зря! Рада была узнать, что ты жив и здоров. И ничего в наших отношениях не изменилось. В общем… 
ОН. Уже прощаешься? Куда ты так торопишься. Не торопись. Скажи мне, а где ты будешь жить, если продашь квартиру?
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Там, где и живу. У него.
ОН. В его хрущобе? Я так и знал. Зато свою, на хлебном месте, продаешь! Дура! Ну, ничему тебя жизнь не учит. И козла нашла под стать тебе.
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Послушай, купи мою квартиру. За бесценок отдам!
ОН. Не куплю, я же тебе уже сказал. А если куплю, всю разгромлю. Твою мать терпеть не мог. Двуличная она была.
ОНА. Прощай!
ОН. Стоп. Так и не ответила, зачем тебе деньги?
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Я хочу купить яхту.
ОН (насмешливо). Яхту? 
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Да, чтобы путешествовать.
ОН. Слушай, у меня здесь вообще-то заседание сейчас начнется. Люди в предбаннике сидят и ждут своей очереди. А я с тобой любезностями обмениваюсь. Некогда мне! Прощай!
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Сейчас полночь.
ОН (закипает). Я вообще-то деловой человек!
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Я понимаю, ты очень важный и занятой человек. А я со своими глупостями. Прости меня. 
ОН. Давно простил. Живите, дети, дружно и весело.
ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Прости меня, Олег, за все, что так получилось. Поверь, очень к тебе всегда хорошо относилась. Очень! И сейчас…

Он нажимает кнопку телефона и бросает телефон на кровать. 

ОН. Черт! (Кричит.) Пошла ты со своей любовью, знаешь куда! Вспомнила! Квартиру ей продать надо! Денег не хватает на яхту! Да пошла ты! Все от меня тебе только что-то надо!

Он набирает телефонный номер детектива.

ОН. Привет! Как наши дела? 

Он слушает, что ему говорят на том конце провода, а сам ищет бутылку, чтобы выпить. Но все они пустые. От этого он злится еще больше. Наконец, нашел. Но в ней чуть-чуть жидкости. Пристраивается, чтобы выпить остатки. Но вдруг услышанное заинтересовало его.

ОН. Это точно? Зачем же она тогда на это деньги тратит? Да, знаю я этих баб! Хорошо. Наблюдайте дальше. Я вам переведу ваш гонорар. 

Он кладет телефон на тумбочку и заваливается в кровать обратно. Лежит и смотрит в потолок.

ОН. Дура! Законченная дурр-р-ра!


СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Спальня женщины. Утро.
ОНА лежит на кровати, спит. Рядом на полу стоит компьютер. Опять звонит телефон. 

ОНА. Алле!
ПОДРУГА. Спишь?
ОНА. Сплю.
ПОДРУГА. Вставай!
ОНА. Не встану, я тебе все выслала! Читай, а мне дай поспать!
ПОДРУГА. Вставай, я уже стою под твоей дверью!
ОНА. Ну, вот как так можно!!!

Идет открывать дверь. Подруга проходит вперед.

ПОДРУГА. Молодец! Хорошо написала рецензию. Можешь, когда надо, шедевры выдавать. Вот все, что ты написала, и скажешь ему сейчас лично в уши. Одевайся! Мы едем к нему!
ОНА. К кому?
ПОДРУГА. Автору. Кому же еще! Правда, он хорошо пишет? А как тебе эта история про Лилит! Я зачиталась. 
ОНА. Слащаво. (Зевает.) Нет, мы никуда не едем!
ПОДРУГА (в расстройстве села в кресло). Между прочим, я ради твоей мечты старалась. Ты ж хотела жить в таунхаусе!
ОНА. Ну, хотела…
ПОДРУГА. Хотела собрать под крышей всю свою семью? Дочерей и внука?
ОНА. Хотела.
ПОДРУГА. Хотела перевезти к себе свою мать?
ОНА. Хотела.
ПОДРУГА (поднимается с места). Таки собирайся… как говорят у нас, в Одессе. Твоя мечта в образе рыцаря с таунхаусом стучится в дверь.
ОНА. Не дразни. Вчера, когда я звонила маме, она жаловалась на свое горькое одиночество. Я всплакнула вместе с ней.
ПОДРУГА. Ну вот!
ОНА. А старшая дочка на днях сказала, что в новом осеннем сезоне уже не потянет арендную плату. И хочет жить со мной.
ПОДРУГА. Таки так!
ОНА. А младшая ушла от своего молодого человека и вчера вернулась ко мне.
ПОДРУГА. Слушай, ну спасти тебя может только мужик, которого я нашла. Эх, люблю я делать всем добро. В общем, так! Собирайся!

Она колеблется. 

ПОДРУГА. Собирайся! И надень белое платье.
ОНА. Почему белое?
ПОДРУГА. Потому что это единственное фирменное платье в твоем гардеробе. И потому что белый — это цвет невинности.
ОНА. Ничего, что мне скоро 50.
ПОДРУГА. Девочка!
ОНА. Ладно, надену, если ты думаешь, что оно сойдет? Только оно молочного цвета.
ПОДРУГА. Сойдет! У тебя взгляд доброй коровы.
ОНА. Почему коровы? Я похудела.
ПОДРУГА. Потому что только коровы могут смотреть таким молочным взглядом, каким порой смотришь на мир ты. 
ОНА. Ну, это ты зря! Я, между прочим, знаешь…
ПОДРУГА (перебивает). Знаю я тебя, как облупленную! Давай, давай, поторапливайся. Не дай Бог, в пробку попадем. Люди уже встают. 

 Она идет в спальню. Подруга сама себе готовит кофе. ОНА достает из шкафа белое платье, прикидывает его на себя. Подруга появляется в дверях с кофе.


ПОДРУГА. Ну что ты там притихла?
ОНА. Смотрю, залезу я в него или нет?

ОНА уже натянула платье себе на голову и пытается пролезть дальше. Справилась. Изучает изгибы полнеющего своего тела.

ПОДРУГА. Нравишься сама себе в нем?
ОНА. Не очень.
ПОДРУГА (выносит вердикт). Все равно останься в нем.
ОНА. Зачем, если я себе в нем не нравлюсь.
ПОДРУГА. Нужно надеть что-то дорогое. Все-таки мы едем на потенциальные смотрины.
ОНА. Какие смотрины! О чем ты? Психолог Лубовский говорит, что я неликвид на брачном рынке...
ПОДРУГА. А тебе не говорили, что все психологи немного психи. «Доктор, скажите, что мне принять от депрессии? Послушайте, начните принимать себя? Хотя бы три раза в день, после еды!»
ОНА. Ой, ну как ты все эти анекдоты помнишь? Уникальный человек! Я вот ни одного…
ПОДРУГА. Учиться хорошо в школе не надо было! Голову бы светлую тогда имела!
ОНА. Ладно, расскажи, кто он?
ПОДРУГА (показывает фигуру из большого пальца). Во! Во, мужик! Я нашла его в ноутбуке у Ленки, администратора. В разделе – спонсоры!
ОНА. Ты рылась в Ленкином компе? И украла спонсора! Поздравляю!
ПОДРУГА. Спасибо!
ОНА.  Ты скатилась ниже некуда!
ПОДРУГА (дразнит ее). Ниже некуда...  Да я в тот миг о тебе подумала. Вот встала ты у меня перед глазами. И подумала я, ну, кого ты можешь найти без меня? Нищего писателя? А со мной? Мужчину своей мечты. А здесь еще и два в одном флаконе: и богатый, и умный. Ну что ты так смотришь? Не веришь? Он же умный. Да я в жизни так витиевато, так, понимаешь, бисерно… никогда не скажу. Да ты его читала!
ОНА. Не читала.
ПОДРУГА. Как не читала? А как же рецензия? Как ты тогда ее написала?
ОНА. Для того чтобы написать рецензию, совсем необязательно читать все от начала до конца.
ПОДРУГА. Написать – не читая рецензию? Да как же это называется?
ОНА. Мастерство!
ПОДРУГА. Ладно! Приедем к нему, ты лучше молчи. Вдруг вопросы задавать начнет, а ты не в те ворота. Молчи! Говорить буду я.
ОНА. Может, вообще, скажем, что я – это ты, и все дела!
ПОДРУГА. Как это?
ОНА. Он же тебя не видел.
ПОДРУГА. Надо подумать…
ОНА. И начнете с ним вести разговоры о высокой литературе.
ПОДРУГА. Ой, нет. Каждому свое. И не путай меня больше. Ладно? Ты – это ты. Я – это я!
ОНА. Ладно, как хочешь! А напомни, а зачем мы едем к нему? 
ПОДРУГА. Ну, он же писатель…
ОНА. Графоман. 
ПОДРУГА. Ой. Ой, ой! А ты не графоман?
ОНА. Я – графовумен.  Короче, Склифосовский, я тебя не спрашиваю об официальной версии. Скажи неофициальную, зачем мы к нему едем?
ПОДРУГА. Ну, ты же понимаешь, мужчина богат. Одинок. Ну же, думай!
ОНА. Так… и в чем подвох?
ПОДРУГА. В прошлом он – владелец нескольких заводов. Три года назад вдруг от дел отошел. Но осталось пара таунхаусов, один из которых он недавно выставил на продажу. 
ОНА. И? В чем подвох-то? Богат, хорош собой…
ПОДРУГА. Одинок.
ОНА. Да, почему, кстати, одинок?
ПОДРУГА. Ну, бывает, когда все надоело. Вот все бабы вдруг надоели! У нас сегодня мужчина пошел какой? Вот смотри сюда! В природе всегда есть что? Гармония. Слабые женщины – сильные мужчины. Сильные женщины – слабые мужчины.
ОНА. А ты романтичная, оказывается! Ладно! Задаю второй вопрос: зачем меня берешь? Помнишь… как там, в стишке из детства написано: «Такая корова нужна самому!»
ПОДРУГА. Ну, это, чтоб наверняка! Двойная артиллерия! Ты у нас на курсе самая красивая была. 
ОНА. Знаешь, что я сейчас подумала, а ты – очень хорошая подруга!
ПОДРУГА.  Ну ладно! Ладно! Потом решим, какая я подруга. Может, я его еще себе заберу. И потом – вдруг манъячина какой окажется. Нет уж, лучше не одной в этой ситуации быть.
ОНА. Покажи его!

Показывает фото на телефоне.

ОНА (в удивлении). Да он плейбой! Так, я ж его не потяну! Никуда я не поеду!
ПОДРУГА. Не дрейфь! Больше энтузиазма!
ОНА. Да не буду даже время терять! Послушай умных психологов. У этих (показывает на фото) на уме только свой особый контингент. Возраст до 30, ноги от шеи, губы, груди, трицепсы, икры и так далее – весь набор.
ПОДРУГА.  Ты отстала. В моде сейчас интеллект. 
ОНА. Да ну!
ПОДРУГА. Ага! Собирайся! Давай, давай!

Они, торопясь, уходят.


СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ 

Коттедж. Утро. 
ОН – все в том же виде. Только что выбрался из кровати. Утопает в мягком кресле. Наливает себе в кружку шампанского. Звонок. Он берет трубку.

ГОЛОС В ТРУБКЕ. Олег Михайлович!
ОН. Нет, это не я. 

ОН кладет трубку на место. Телефон звонит еще раз. Он долго не берет трубку. Наливает себе в кружку еще шампанского. Немного придя в себя, нажимает на кнопку в телефоне. 

ГОЛОС В ТРУБКЕ. Олег Михайлович, пожалуйста, не кладите трубку, пожалуйста!
ОН. Чего тебе?
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Мы оформили документы, а вы не озвучили кому.
ОН. Слушай, я тебя, зачем, спрашивается, взял на должность секретаря? Чтобы ты меня понимал с полуслова. 
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Я стараюсь вас понять. Очень стараюсь. И еще меня здесь спрашивают, а вы сегодня приедете посмотреть ферму.
ОН. Какую ферму?
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Вы ж сами вчера просили подобрать вам вариант. Самую отсталую. Сказали вчера, что хотите поднимать сельское хозяйство страны.
ОН. Кто? Я?
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Вы!

ОН поднял бутылку, посмотрел на нее внимательно. Потом посмотрел на другие под столом.

ОН. Ты вот что! Соню найди, чтоб порядок у меня навела. Надо начинать новую жизнь!
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Вы Соню уволили. Но мы подобрали через клининг-агентство новую кандидатуру. 
ОН. Когда я Соню уволил?
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Неделю назад. 

ОН опять смотрит вниз, открывает ящик стола – оттуда тоже выпадают бутылки.

ОН. За что - не помнишь?
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Вы сказали, не подходит… она стандартами. И еще сказали, что ей надо есть меньше.
ОН. Так прямо и сказал!
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Ну не совсем так. Слегка грубее. Но смысл был таков.
ОН. Обиделась? 
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Как вам сказать! Она ведь у вас уже лет 30. Привыкла.
ОН. Та! Значит, поступим так: ты заплати ей, чтоб не обижалась. И возьми нового человека. Хотя, стоп… не так. А переведи-ка ты ее в высший статус. Ну, придумай там что-нибудь. Пусть почувствует себя начальницей. Будет следить за порядком в доме. 
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Хорошо. И вы вчера просили еще напомнить, что у вас сегодня встреча в 10 утра.

ОН смотрит на часы. На часах время 9.55.

ОН. А чего в рань-то такую? И кто это?
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Не знаю, Олег Михайлович, они напрямую на вас вышли. Минуя меня. Вы просто просили вас разбудить в это время. 
ОН. Так, все! Разберусь! Кто там может быть?

Он кладет трубку. Подошел к зеркалу, чтобы понять, в каком он виде. Натянул глаза, осмотрел склеры. В это время в доме звонит домофон. Он спускается вниз и подходит к двери. 

ГОЛОС ИЗ ТРУБКИ. Олег Михайлович, вам с КПП звонят. Тут к вам приехали. Дамы.
ОН. Дамы?
ГОЛОС ИЗ ТРУБКИ. Да. Пропустить?
ОН. Давай.

Кладет трубку на место.

ОН. Дамы…Кто такие? Черт возьми! Ничего не помню!
Взял телефон. 
ОН. А вот… переписка сохранилась. Молодцы же те, кто придумал месенджер. Вот те, пожалуйста, все сохранилось. Что она мне здесь пишет? А понаписала-то, мать ее… Не сообщения, а целые романы. Так, что она тут нам пишет?

Читает сообщения подруги. 


СЦЕНА ПЯТАЯ

Его коттедж. Перед дверями в дом стоят ОНА с подругой. Оглядывают добротное убранство двора.

ПОДРУГА. Лепота! Смотри, как живут простые русские миллиардеры...

ОНА скептично пожала плечами.

ПОДРУГА (толкнула ее в плечо). Да ты просто зануда! Скажи, что сердце екнуло! Ну, скажи! Сейчас выйдет нам навстречу этот римский полубог. И скажет...
ОНА. «Будем, Лесбия, жить, любя друг друга».
ПОДРУГА. Не знаю, как у тебя, а у меня сердце екает. Тут даже охранник, что нас с тобой запустил, и тот красавец. А этот с фотки просто вообще! Галантный, красивый, ухоженный …

Навстречу им выходит ОН. Отчасти напоминающий бомжа, отчасти сильно пьющего мужчину. Узнать в нем того пышущего здоровьем и красотой мужчину с фотографии практически невозможно. 

ПОДРУГА (тихо). Это ж надо так вляпаться! Фотку откуда-то спер.  Да это ж не он! А может аферист какой, а?
ОНА (сдерживаясь, чтоб громко не рассмеяться). Не дрейфь! Сама же говорила – «больше энтузиазма!».

Он идет им навстречу чуть пошатываясь. Останавливается в нескольких шагах от них. Пытается понять, кто есть кто. Мрачным взглядом обводит приехавших дам. Воцаряется неловкая пауза. Они так стоят несколько секунд. Потом он прерывает молчание. 

ОН. А с кем из вас я переписывался по телефону?

Подруга растерянно молчит, беспомощно оглядываясь по сторонам. Пытается со своего места заглянуть во все углы сада. Она явно не ожидала такого приема. На ее лице полнейшая растерянность. Выждав некую паузу, ОНА решается взять ответственность на себя.

ОНА. Со мной!
ОН. А! Здравствуйте! (Он делает ей шаг навстречу и пожимает руку.) А это ваша подруга? 
ОНА. Да! Она! Она самая! 
ОН. Что же ваша подруга молчит, и все время глаза таращит?
ОНА. Не обращайте внимания, это защитная реакция.
ОН. Да-а! А от кого?
ОНА. А на все!

Подруга понемногу приходит в себя. Но на всякий случай она делает несколько шагов назад, за ограду, чтобы посмотреть на фасаде номер дома. Воспользовавшись этим, ОН берет ЕЕ под локоток и доверительно сообщает ей.

ОН. Слушайте, вы тут по телефону намекали, чтобы я обратил внимание на вашу подругу. И я позволил себе там с вами пофантазировать на этот счет. Так вот я вам сразу скажу, чтобы не было потом недомолвок с моей стороны… (Шепчет ей.) Она не в моем вкусе. Ну, совсем. Понимаете?
ОНА (больше озабоченная тем, что он прикасается к ее белому платью). Послушайте, вы не могли бы так сильно не прикасаться ко мне. У меня платье…
ОН. А что с ним?
ОНА. Оно белое. А в вас руки в чем-то грязно-сером.
ОН. Да? (Рассматривает руки.) И правда, в чем-то… (Нюхает.) В саду вчера возился. Пытался выдрать куст сирени. Стоит, понимаешь, напоминает о всякой ерунде. Фантазии о прошлом будит. Ну, вы тоже… в белое-то вырядились. На природу же едете! Так будьте ближе к ней.

Он опять хочет ей что-то тихо сказать и берет ее за локоток. 

ОНА. Ой, ну я же просила! Не прикасайтесь!
ОН. А-а! Опять забыл! (Отстраняется.) Так вот слушайте… Она ну совсем не в моем вкусе. Я таких даже боюсь. Еще со школы. Так что вы теперь понимаете, что у нас с ней ничего не может быть!
ОНА (внимательно следит за его движениями). Но вы можете совсем даже не волноваться! Вы тоже не в ее вкусе.

В это время возвращается поникшая подруга.

ПОДРУГА. Дом этот указан. Это вы таунхаус продаете?
ОН (чуть не вытянувшись по струнке). Не, не я! Я тут как бы… со стороны… как посмотреть...
ПОДРУГА (оживленней). А-а! Ну, в общем, я так и предполагала, что не вы хозяин дома! Осмотреть сад можно?
ОН. Да смотрите! Не жалко.
ПОДРУГА. Так я в сад?
ОН. Да, пожалуйста!

Подруга уходит.  

ОНА. Так дом не вы продаете?
ОН. Ну, я… же сказал, «со стороны», «как посмотреть». Для продажи существуют агентства недвижимости. Они, собственно, этим и занимаются. Но раз вы мне позвонили и сказали, что хотели бы еще и присмотреться к таунхаусу, и у вас есть ко мне хорошее предложение, то я и сказал, что я вам все сам покажу.
ОНА. А ну хорошая договоренность в принципе. Вы – подругу у меня посмотрите. А я ваш коттедж. А вдруг? 
ОН. Насчет подруги условимся сразу: понимаю, вам хочется ее удачно пристроить замуж. Но вы поймите, я с ней связи не вижу. Вы вчера столько о ней написали. И все мимо. Да и мы с ней по разные стороны баррикад. Я творец. Она – палач.
ОНА. В смысле?
ОН. Я пишу, она – на всем жирные кресты ставит. Профессия у нее такая.

Приходит подруга.

ПОДРУГА. А теперь котел покажите где?

ОН показывает рукой в противоположный конец здания. Подруга кивает головой и уходит.

ОН. Вы заметили? У нее даже взгляд прокурора.
ОНА. Да откуда! Откуда у нее может быть такой взгляд?
ОН. Позвольте, я все-таки как-никак инженер человеческих душ. В людях разбираюсь. Вот вы же смотрите иначе, чем она!
ОНА. Я? Интересно, и как же я смотрю, по-вашему?
ОН. У вас добрый взгляд. Как у… этой…
ОНА. Ой, ой! Не надо сравнений. 
ОН.  Я понимаю, она, конечно, расстроится! Все-таки женщина так хотела каких-то отношений.
ОНА. Да кто вам сказал, что она хотела каких-то отношений с вами!
ОН. Вы! Вы вчера по переписке в мессенджере.
ОНА. А! Да… я забыла. Ну, написала! Еще вчера она хотела выйти замуж. А сегодня уже все! Ни в какую! С самого утра говорит, не хочу я никаких отношений.
ОН. Психоз, наверное! Нет! А что вы хотели! Она такая правильная. Вот японцы, они же всю жизнь правильные! Так в конце жизни все сплошь сумасшедшие ходят. Свихнуться легко от правильной жизни. Отличница она, я понял это. А я их с детства не люблю. Вот даже вы мне нравитесь больше, чем она.
ОНА. Что вы говорите? Даже я? И чем же?
ОН. Я насчитал в ваших посланиях 35 грамматических ошибок. 
ОНА. Да вы… Да вы сноб!
ОН. Нет. Ну, вы мне этим и понравились. Девушка, смотрю, без затей.
ОНА. Так я вас этим прельстила? Невероятно!
ОН. А больше всего мне понравилась ваша уверенность… в том, что «не» абсолютно со всеми словами пишется раздельно?
ОНА. Ну, я, конечно, многим всегда нравилась. Но чтоб за «не»… меня полюбили, этого еще не было! Сильно!
ОН. Нет. Ну, не полюбил, конечно! Ну, просто, когда вы только зашли на территорию, я вас увидел и подумал, что-то в ней есть.
ОНА. Сразу? И поняли?
ОН. Понимаете, у меня всегда с женщинами одни нарывы и разрывы. И я все думал, наверное, оттого что сложных беру. А тут смотрю…
ОНА. 35 ошибок.
ОН. А вы заходите, и все совпало…
ОНА. Простая?
ОН. Ну, в общем, да!
ОНА. За две минуты столько комплиментов. Таю. Ваша. Берите!
ОН. Ну, вот опять – двадцать пять! Обиделись? Какой-то надрыв слышу в вашем голосе. Вам говорят, не усложняйте все. Проще надо быть!

Подруга возвращается из путешествия по коттеджу. 

ПОДРУГА. Котел небольшой. Зимой у вас холодно, наверное!
ОН. Здесь теплый пол, и батареи не нужны.
ПОДРУГА. А на втором этаже тоже пол теплый? Посмотреть можно?
ОН. Можно! И на третий заодно зайдите!

Подруга опять уходит.

ОН. Такое впечатление, что она здесь уже и поселиться задумала? Вы ее, видимо, уже настроили, что вот приедем к нему, познакомишься с мужчиной своей мечты. Он с тобой жаждет встречи!
ОНА. Ага! Так и было. А как вы догадались?  
ОН. Да знаю я вас, женщин! Привык уже, что все вы от меня без ума.
ОНА. Да. Точно. Я как вас сегодня увидела, последний ум потеряла.
ОН. Да? (Насторожился.) А что такое? Ну, я, понимаете, тут отдохнул! Не все ж… зажатым жить. Мы же не японцы. Расслабляться надо уметь!
ОНА. Понимаю…

В этот момент раздается голос сверху.

ПОДРУГА. А ванных комнат всего 4?
ОН. Вот женщины! Не успеешь глазом моргнуть, как они уже обживаться у тебя в доме начинают. 
ОНА. Моя подруга – хороший человек. 
ОН. Да, я помню. Тяжелая жизнь. В нищете. С уродом-мужем.
ОНА. С мужем-уродом? Да кто вам такое сказал?
ОН. Вы! Вы же мне вчера все это и написали.
ОНА. Я уже, честно говоря, даже не помню, что вам там понаписала. Но… не такой уж он урод – этот ее бывший муж. Просто встретил другую женщину. И ушел к ней. 
ОН. И она покупает таунхаус, чтобы…
ОНА. Для счастья! Понимаете, у нее есть мечта. Чтобы по утрам и вечерами за большим столом собиралась дружная и большая ее семья. Все сразу. Несколько поколений.
ОН. А зачем?
ОНА. Что зачем?
ОН. Зачем такая странная мечта? Чтобы в жизнь пришли крики, вопли, суета. Здесь дети на полу, здесь старики на инвалидных креслах, кошки, собаки… антисанитария. Зачем?
ОНА. Для чувства единства большой семьи.
ОН. И большая у нее семья?
ОНА. Мама, две дочери, внук, кошка и собака. 
ОН. Ужас! Причем ужасный!
ОНА (вздохнула). Она тоже себя иногда жалеет. Когда таких, как вы встречает!

Возвращается подруга.

ПОДРУГА. Все осмотрела. Будем торговаться? Где хозяин. Здесь? В офисе?
ОН (подыгрывая ей). Отдыхает он… после вчерашнего. Но вы это… называйте сумму. Я озвучу.
ПОДРУГА. 10.
ОН. Надеюсь, это в у.е?
ПОДРУГА. Нет. 
ОНА (подходит к ней).  Ну что ты такое говоришь? Ты же понимаешь, что это не цена.
ПОДРУГА (тише). Молчи. Я торгуюсь. Не видишь. 

ОН смотрит на подруг.

ПОДРУГА. С хозяином поговорить можно?
ОН (кричит наверх). 10! Ты согласен? Он согласен.  
ПОДРУГА (и глазом не моргнув). В таком случае – оформляемся! 
ОН. А по рукам!
ПОДРУГА (думает, что он шутит). Ух, ты! Какая решительность!
ОНА (тихо). Что ты делаешь? Ты его провоцируешь!
ПОДРУГА. Не мешай. Я в азарте! Ты видишь, мужик бухает по-черному. Глумится над нами. (Громко.) Только мне слова не нужны. Мне нужны действия. Вы понимаете?

ОН идет к столу. Копается в компьютере. Находит необходимый ему текст. Протягивает руку. 

ОН. Паспорт давайте!
ПОДРУГА (смотрит на него пристально). Ну ладно. Раз ты так, мы тоже так! (Ей она говорит.) Давай сюда паспорт.
ОНА. Не дури!
ПОДРУГА (тихо). Он же строит из себя крутого, а не мы. Посмотрим сейчас, каким будет его ход дальше. Сдуется шарик. Я вот просто уверена, что это все блеф.
ОНА. Перестань, не надо пользоваться его состоянием. Поедем лучше отсюда.
ПОДРУГА (ей). Цыц!  (Берет из ее сумочки паспорт и дает мужчине. Насмешливо «торжественно» говорит.) Пожалте…

Он вписывает что-то на бумаге. Подруга и ОНА обе в замешательстве смотрят на него. Затем он берет бумагу в руки и также «торжественно» отдает все обратно подруге. Подруга проверяет бумагу. Не верит своим глазам. Он дает ей визитку.

ПОДРУГА. Что это?
ОН. Телефон нотариуса для подтверждения сделки.

Подруга внимательно читает текст.

ОНА (тихо ей). Что ты наделала?
ПОДРУГА (отмахивается от нее). Да липовая сделка эта. Филькину грамоту какую-то сунул. (Внимательно читает.) Так, ничего пока не поняла, но поехали отсюда.

Он тем временем набирает телефонный номер, куда-то звонит. Слышны только некоторые фразы.

ОН. Переоформите все там, девушка сейчас приедет. Да… Да…

Подруга все еще внимательно изучает бумагу. Он закончил говорить, положил трубку и взглянул на них. 

ОН. Ну что? Если по рукам, то сделку обмыть полагается!
ПОДРУГА (задумчиво). Нам пора! Вы же сами только что позвонили и сказали…
ОНА. Да, мы как-то засиделись у вас! 
ОН. Ничего. Вас подождут. Вы сядьте! Сядьте! Вы еще не попробовали мое вино. Кстати, специально завезенное красное вино. Я фанат нашего кубанского вина с некоторых пор. Как приобрел там виноградники. Сейчас вот не знаю, что с ними делать. Может вам продать?

Подруга в полном остолбенении. До нее, похоже, доходит горькая правда жизни. Он и есть хозяин дома.

ОНА (ломается). Я не хотела сегодня пить.
ОН. Напрасно! Виноградники, где сделано это вино, особенные. Михаил Лермонтов, путешествуя однажды в южных краях, дал кому-то автограф прямо на бутылке с вином и обронил в конце чернильную кляксу. Чудесный рекламный ход. Ну как! Как можно было не воспользоваться этим! На этикетке, посмотрите сюда, воспроизведена точь-в-точь эта клякса и автограф поэта.

Дамы садятся за стол. Мужчина сам обходит их с бутылкой вина. Подруга в прострации. Так просчитаться! ОН красивым жестом льет в бокалы вино. Затем ОН придвигает бокал вина ЕЙ. И как бы случайно опрокидывает его на ее платье. 

ОНА (в ужасе кричит). Мое платье! Начинается суета вокруг платья. Подруга бросается затирать пятно салфетками.
ПОДРУГА (оживает). Соль надо!
ОНА. О, нет! Оно же белое. Не растирай его так.

Она останавливает подругу.

ОНА. Все! Не надо ничего! Не делай ничего! Пусть будет так!
ОН (спокойно взирая на эту суету). Ну наконец-то вы похерите с покоем это платье. 

Они замирают, словно загипнотизированные его вальяжным поведением. Дамы садятся за стол. Чувства и у той, и у другой одинаковые. На лицах той и другой написано одно большое и страшное слово: «потеря».

ОН (обращаясь к ней). Неужели вы расстроены?
ОНА. Расстроена? Это Диор. 
ОН. Диор? Неужели?
ОНА. Правда, коллекция не знаю какого года. Но я его люблю. А вы его…
ОН (перебивает). Ну, я же не специально!
ОНА (дразнит его). Да что вы говорите!
ОН. Хорошо! Что я могу сделать для вас?
ОНА. Все, что вы хотели, вы уже сделали!
ОН. Ну, видимо, еще не все. Давайте поступим так… Там наверху в спальне слева есть гардеробная. Пройдите туда. Покопайтесь в ней. Да не бойтесь! Моя жена Эльвира даже не успевала все это носить. Количество выходов в свет не успевало за количеством платьев. Поэтому она, наверное, все оставила и ушла. В чем была. И эта гардеробная ей теперь снится. Идите, оцените. Посмотрите все ее платья. Или брезгуете?
ОНА. Никуда я не пойду! Ничего мне не надо!
ОН. Или все-таки брезгуете?
ПОДРУГА (наконец, окончательно убедившись, что хозяин перед ней). Я, извините, не сразу поняла, что вы это вы. 
ОН. Вы о чем? 
ПОДРУГА. Да я так, о своем. Девичьем! Конечно, мы пойдем смотреть другое платье. Тем более, что ваш Диор, думаю, будет настоящий?

ОНА тихо возражает подруге.

ОНА. Зачем ты так! Я свое платье не на рыночной помойке нашла, а купила в Дрездене много лет назад.
ПОДРУГА (тихо). Хорошо! Хорошо! Только не мешай уважаемому бизнесмену сделать тебе приятное. Тихо поднимайся и выбирай себе платье. Может, ты незаметно два платья на себя наденешь? А?

ОНА, подталкиваемая подругой, идет к лестнице, ведущей наверх. Подруга, проводив ее, возвращается на место. Подруга с НИМ  пьют вино и ждут, когда ОНА спустится из спальни на втором этаже. 

ПОДРУГА (оглядывается). Ой, сколько у вас картин. Я вот тоже хочу что-нибудь прикупить. Посоветуйте?
ОН. Не обидитесь... Я сейчас историю одну старую вспомнил. Как посетитель спрашивает у галериста, что бы ему такое купить... из картин. Чтоб недорого и в масле. А галерист ему говорит: «В таком случае — банку сардин!»
ПОДРУГА. Да? Смешно...
ОН. Обиделись?
ПОДРУГА. Нет. Что вы!
ОН. Обиделись... Я, правда, не знаю с чего вам начать собирать свою галерею. Попробуйте покупать кого-нибудь из русских модных художников. Походите по вернисажам...
ПОДРУГА. Я не хочу современное искусство.
ОН. А нет такого понятия «современное искусство». Я где-то услышал такую фразу, что есть искусство «сегодняшнего дня». Вот взгляните сюда. Вчера купил. Петербургский художник. Останется он в истории, или нет — решит время, а не мы. Подождем, пока пройдет несколько сот лет. И останется это искусство. Только искусство. Потому, что нет принципиальной разницы между «Цепной собакой» голландца Поттера и «Кошкой, поймавшей птицу» испанца Пикассо.
ПОДРУГА. А это... картина?
ОН. Это портрет моей экс-жены Эльвиры. Она заказала себя Микасу Сафронскому.
ПОДРУГА. Красивая! Не жалеете?
ОН. О чем? А, понял... Вы об ее уходе? Это был ее выбор.
ПОДРУГА. Да? А я думала, вы закапризничали. И выбрали свободу.
ОН (больше себе, чем ей). У человека всегда есть выбор.
ПОДРУГА. Не всегда. Вот человек заболел. Где уж тут выбор? Приговорен болезнью к смерти. И выбора у него, собственно, нет.
ОН. Есть... Он может продолжать болеть, а может не болеть... уйти из этого мира добровольно...
ПОДРУГА. Ну! Это же не выход!
ОН (резко обрывает ее). Выход! Самый что ни на есть настоящий выход! Чем сидеть на шее у кого-то. И мучить близких своей немощью! Надо быть мужиком!
ПОДРУГА (быстро, чтобы избежать накаляющейся атмосферы). А это что? (Достает коробку.)
ОН. Дуэльные женские пистолеты.
ПОДРУГА. Что и такие были?
ОН. Были.
ПОДРУГА (открывает коробку). Но здесь же?!
ОН. Да… один. И не старинный. Я отдал пистолеты на реставрацию.
ПОДРУГА(берет в руки пистолет). Стреляет?
ОН (забирает оружие у нее из рук). Аккуратней... И на меня не наставляйте!

В это время ОНА спускается по лестнице. В платье, которое нашла.

ПОДРУГА (замерев). Ого! Суперплатье! Супер! (Тихо ей показывает два пальца.) Ты два платья надела? Два?

Он подходит к НЕЙ ближе.  

ОН. А вы красивы.
ПОДРУГА (быстро завершает историю). Ну что ж, сделка совершена! Мы ее обмыли. Пора и честь знать! (Робко ему.) Поедем мы?
ОН. Да. Давайте.
ПОДРУГА. Судя по договору, у вас неделя на то, чтобы освободить этот дом. Успеете?
ОН. Мне даже понадобится меньше! Я здесь, собственно, уже давно не живу. Прихожу иногда. Запер здесь все. Как музей держу. Музей воспоминаний.
ПОДРУГА. Ну что ж! Тогда мы едем! Не будем вам мешать.
ОН. Что вы! Это я не смею вам мешать! Хотя нет. У меня тоже сегодня еще есть одно важное дело! 


СЦЕНА ШЕСТАЯ 

Во дворе коттеджа. Подруга устремляется вперед. ОНА бежит за ней следом. Хватает подругу за руку. 

ОНА. Скажи мне, что мы так торопимся? Как будто бежим от погони.
ПОДРУГА. Ты отхватила при моем содействии очень большой куш. Так что беги, пока он не передумал. И не позвонил нотариусу, что все отменяется. 
ОНА. Что ты имеешь в виду?
ПОДРУГА. Все то же, что и раньше. Он хозяин дома. Он подписал тебе дарственную на дом.
ОНА. То есть, это не блеф? Ты же сказала, что это филькина грамота.
ПОДРУГА. Давай быстрей в машину. Без разговоров.

В это время за их спиной в доме раздается громкий выстрел.

ПОДРУГА. Ну ешкин кот! Не успели!
ОНА (замерев). Что это такое? Что это было? Что за хлопок? Там стреляли!
ПОДРУГА. Садись в машину. Быстро отсюда.
ОНА (стоит на месте). Там стреляли. Я не поняла… что такое.
ПОДРУГА. Я завожу машину. Садись! Может, еще успеем до нотариуса.
ОНА. Там нужна наша помощь, возможно? Там стреляли.
ПОДРУГА (выходит из машины, злится). Послушай меня внимательно. Он сказал, что у каждого человека есть выбор. Понимаешь, он нашел выход из той ситуации, в которую попал. Единственно, как ему кажется, верный! Ну, прижало мужика. И он не выдержал. Нам не надо вникать в эту ситуацию. Садись быстрей в машину! И едем отсюда!
ОНА. Нет. Я никуда не поеду.
ПОДРУГА (кричит). Господи! Ну, почему все так получилось! Почему ему нельзя это было сделать, когда мы бы уехали отсюда. Ну, хотя бы вечером сегодня. А еще лучше – завтра! Почему? Сколько раз говорить Ленке, ну не бери в спонсоры сумасшедших!

ОНА уже больше не слушает подругу. И бежит быстро назад. 


СЦЕНА СЕДЬМАЯ

Коттедж. Гостиная. ОНА вбегает в дом. На пороге гостиной стоит ОН и держит в руках пистолет. Завидев ЕЕ, он говорит.

ОН. Ого! Быстро же вы вернулись!
ОНА (подходит к нему и осматривает его). Вы стреляли? Вы в себя стреляли? Нежели, правда, в себя! Как вы могли! Всегда у человека есть выход. 
ОН (он прижимает ее к себе). В себя. Не дождетесь!
ОНА (уткнувшись ему в плечо). Да и я не дам вам этого сделать! И никуда отсюда с места не сдвинусь. Мне дом с привидениями не нужен.
ОН (примирительно). Ладно! Раз пришли, садитесь. Будем чай пить.


ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Коттедж мужчины. Утро. Прошло полгода. В Гостиной ОНА с подругой сидят за столом. Ничего не изменилось в обстановке дома. Но только все очень чисто. ОНА в домашнем платье. Подруга в джинсах и свитере. Они о чем-то говорят. Тихо, интимно. 

ПОДРУГА. И?
ОНА. Что "и"?
ПОДРУГА. Ты, мне ответь, было у вас с ним что-нибудь или не было?
ОНА. Было!
ПОДРУГА. Ух!
ОНА.  Был приятный вечер... без каких бы то ни было интимных последствий.
ПОДРУГА (разочарованно). Ну нее-е-ет! Вот уже (считает по пальцам) 6-ый уикенд я у вас. А пейзаж в спальне так и не меняется. 
ОНА. А что ты, собственно, хотела? Мы же взрослые люди... сближаемся медленно.
ПОДРУГА. Хочу, чтоб страсть была.
ОНА. Ну, ты захотела!
ПОДРУГА. Да не я! Вы должны захотеть, чтоб страсть проснулась, чтоб любовь пришла. Чтоб на балкон высунуться, лицо дождю подставить, ну чтоб остужал... А у вас, как в том анекдоте. «Ты меня любишь? Да, как тебе сказать, это я водку люблю и женщин с низкой социальной ответственностью! А с тобой у нас все серьезно!» 
ОНА. Да, серьезно. Нет, не смейся, мне, правда, знаешь, что кажется?
ПОДРУГА. Что? Ну, говори!
ОНА. Что он ко мне очень хорошо относится. 
ПОДРУГА. А так все-таки что-то ты скрываешь. Все-таки целовал?
ОНА. Да.
ПОДРУГА. Хоть это.
ОНА. В щечку, разумеется.
ПОДРУГА. Да-а-а… Я вот сижу сейчас и думаю: это детский сад или половое бессилие?
ОНА. Тише! Что ты говоришь! Люди услышат.
ПОДРУГА. Ну, кто нас услышит! Мы одни. А ты не знаешь, что делают женщины обычно во втором случае?
ОНА. Не знаю.
ПОДРУГА. Ага! Это хорошо в случае треугольников: знамя победы оказывается в руках жены. Она уже и так привыкла к крохам с любовного стола. Так теперь все ее скандалы и капризы он будет терпеть еще с большим вниманием. А вот для тебя… дай подумать.
ОНА. Слушай, а, может, это мы с тобой такие развратные. Думаем о всякой ерунде.
ПОДРУГА. Не, я о высоком в отношениях с мужчиной думать не могу. У меня, как в том анекдоте, список смертных грехов подозрительно совпадает с планами на вечер. 
ОНА. Послушай, вчера после ужина он долго держал мою руку в своей. И спросил, может ли он переночевать у меня. По-соседски.
ПОДРУГА. И? Неужели ты что-то скрыла? Ну-ну, колись!
ОНА. Ты угадала. Он сейчас спит в моей спальне наверху. Как в 10 вечера уснул, так все еще спит. 
ПОДРУГА. А ты? Что делала ты. Дай угадаю, ты пошла и …
ОНА. И заснула в кабинете на третьем этаже.
ПОДРУГА (разочарованно). Понятно все! Здесь же чтоб друг друга найти, навигатор брать надо. А, может, мне помочь вам?
ОНА. Нет. Нет. Ты все испортишь. Уж лучше сиди и внимай мне. И молчи! Видишь, ему здесь спокойней. Дома, возможно, кошмары мучают, а здесь спит, хороший мой. Спит.
ПОДРУГА. Или своими действиями он может намекать на что-то?
ОНА. Ему здесь хорошо.
ПОДРУГА (оглядывается). Хорошо. Это правда. И портрет Эльвиры здесь. Кстати, почему он здесь? 
ОНА. А мне он не мешает. Это же произведение искусства.
ПОДРУГА. Да ну! Ты его еще в Третьяковке повесь! Так, ладно!  А как его дела вообще?
ОНА. К работе вернулся. Руководит опять своей фирмой.
ПОДРУГА. Интерес к жизни появился. Проснулся, значит, от своей летаргии.
ОНА. Да! Точно! А в последнее время он на каком-то подъеме. Я это чувствую. Энергия откуда-то взялась.
ПОДРУГА. Ладно... А скажи мне, как дочки твои?
ОНА. За все это время они были здесь считанное число раз. Некогда им! Загородный рай, как я теперь поняла, это не про них. У них встречи, расставания. Слезы, разборки.
ПОДРУГА. Понятно, у девочек жизнь налаживается. А мама твоя как?
ОНА. А у мамы вдруг появилась личная жизнь.
ПОДРУГА. Вот я всегда знала, что старое поколение не подведет! Держу за нее кулаки!

ОНА открывает телефон. Обе всматриваются в бойфренда мамы.

ОНА. Вот, посмотри! Это они в бассейне.
ПОДРУГА. Хорош! Ну, прям вообще хорош! Ну, она счастлива, я тебе скажу! Видно даже! Сколько ей? 75?
ОНА. 74. 
ПОДРУГА. Я все поняла! В России, чтобы дотянуть до счастливой семейной жизни, надо жить долго. И вот любопытно, где она его нашла?
ОНА. На Ваганьковском.
ПОДРУГА. Так я и знала. А небось еще на похоронах лучшей подруги.
ОНА. Не совсем. На квесте.
ПОДРУГА. А это что такое? 
ОНА. Ну как тебе объяснить, люди играют в казаки-разбойники. Мы в детстве в таких играли. Теперь в это играют все. Вот и они… вместе разгадывали чью-то биографию. Нашли и решили играть дальше.
ПОДРУГА. Молодцы! То есть, посиделки за чаем и походы на митинги в прошлом.
ОНА. Сейчас новая жизнь пришла.
ПОДРУГА. Ну а ты? Ты обрела спокойствие и гармонию?
ОНА. А я пребываю в растерянности. Как будто потеряла ощущение времени и пространства. Понимаешь, я долгое время жила, как заведенная машинка. Первое время, когда я осталась одна с двумя своими девочками – 14 и 17 лет, у меня было ощущение потерянной жизни. Я лежала ночами и думала, чем утром я их буду кормить. А утром находилась пища. Сама собой.
ПОДРУГА. кому ты говоришь! Я, думаешь, не знаю, на скольких работах ты вкалывала?
ОНА. Не-е-ет. Ты не поняла. Пища находилась сама по себе. Вот правда! То премия, то забытая заначка. То мама подбросит. То ты… взаймы дашь.
ПОДРУГА. Да ладно, чего там вспоминать.
ОНА. Знаешь, и я все время думала, а хорошо, что у меня не пацаны растут, а девочки. Пацанов мне было бы не прокормить. Им же мясо надо, и много. А девчушки, они что! Все время на диете. Овощи, фрукты. Морковка, да яблоки.
ПОДРУГА. Да, досталось тебе. Но выстояла же. Сильная ты женщина.
ОНА. Да, Наверное. В какой-то день я заметила, что все мужчины называют меня в отделе по полному имени. И дело здесь не в возрасте. Вон Ленка из отдела рядом. И старше меня, а все зовут ее Леночкой. А меня полным именем. Понимаешь?
ПОДРУГА. Я всем знакомым тебя в пример привожу. Сильная женщина ты.
ОНА. Почему сильная? Вот скажи мне, у нас ведь не война. Почему мы, женщины, тогда такие сильные? Что надо сделать, чтобы меня увидели той, какая я есть?
ПОДРУГА. Ну ладно… Все. Останови свой монолог. А не то заплачу. Ну а сейчас-то, что тебе мешает почувствовать себя счастливой. Вот скажи, хорошо тебе сейчас?

Подруга обводит пространство руками. 

ОНА (неуверенно). Хорошо!
ПОДРУГА. А я и сама теперь вижу. Вот и твоя личная жизнь появилась. Ожила ты. Оттаяла как та зимняя вишня одного автора. И теперь ты такая вкусная! Я всегда хотела, чтобы у тебя появилась твоя личная жизнь. 
ОНА. А она у меня появилась?
ПОДРУГА. Да! А вот, кстати, и она. 

ОН спускается с верхнего этажа в спортивных штанах и футболке. ОНА сразу же поднимается со своего места. Берет стакан воды и идет к нему навстречу. Протягивает стакан.

ОН. Никак не могу привыкнуть к этому новому ритуалу. Мое утро начиналось с кофе и бутербродов. А теперь по твоему совету – с горячей воды. Ты ставишь на мне эксперимент? Вот, скажи?
ОНА (улыбаясь). Да. Я хочу, чтоб ты был здоровым. И твой организм получал все, что ему надо.
ОН. Всего 25 литров пива в день достаточно, чтобы пополнить организм нужной дозой витаминов группы В и фолиевой кислоты. 
ОН. Пиво – это коричневая смерть!

ОН берет стакан с водой, как стакан с водкой. Принюхивается. Выпивает.

ОНА. Прекрасно! Завтрак будет готов через 30 минут.
ОН. Тогда я на пробежку. И обратно к тебе.
ОНА. На улице сегодня морозно.
ОН. И хорошо.

Они стоят, смотрят друг на друга и улыбаются. 
Подруга подает признаки своей жизни в этом пространстве.

ОНА (вспомнив). Ой, а у меня гости!
ОН (тихо, в небольшом раздражении). Кто ходит в гости по утрам, тот поступает глупо.

Он видит подругу и шутливо кланяется ей на расстоянии.

ОН. А, это вы! Здрасте вам.
ПОДРУГА. И не поцелуемся?

ОН замешкался. Подруга идет к нему с распростертыми объятиями. Он шутливо раскрывает свои объятия. Она хитро льнет к нему и смачно целует его. Немного остолбенев, он быстро и твердо выбирается из ее цепких рук.

ОН. Рад вас видеть, дорогая подруга!
ПОДРУГА. А я еще больше.

ОН улыбается ЕЙ и быстро уходит. ОНА едва сдерживает смех. Подруга разводит руками.

ПОДРУГА. Ну что я тебе скажу: Он стесняется. Это хороший признак. И сердце бьется как у нормального мачо. 
ОНА. Все неймется тебе! Все хочешь проверить, может – не может.
ПОДРУГА. Твоя нормальная супружеская жизнь должна начаться со спальни.
ОНА. Ты моей маме это не скажи. А то в каждой из нас живет маленькая девочка, которая всегда готова начать чудачить.
ПОДРУГА. Ну ладно, что мы все о сексе, да о сексе, прям как не русские. Давай лучше поговорим о международной обстановке. Вон нас, русских, опять теснят. Обвиняют во всех грехах. Новыми санкциями грозят.
ОНА. Понимаешь, Россия – сильная женщина.

Подруга подходит к стойке и отпивает глоток сока.

ПОДРУГА. Что это я выпила?
ОНА. Сок сельдерея.
ПОДРУГА. Фу, гадость.
ОНА. Это я для него сделала. Не для тебя. Врачи ему сказали, что сердце свое он водкой надорвал.
ПОДРУГА. Ты виделась с его врачом?
ОНА. Да.
ПОДРУГА. Даже не знаю, что сказать. Вы не спите вместе, а с врачом его ты уже дружишь.
ОНА. А что делать? Напугала ты меня тогда своими предположениями о его неизлечимой болезни. С чего ты вообще ее взяла? Но я его, на всякий случай овощными соками мучаю. Это, кстати, настоящий сельдерей, русский. Терпкий. Зато без ГМО.

Подруга мужественно пьет весь сок.

ПОДРУГА (затем задумчиво рассматривая бокал). Скажи, я хорошая подруга?
ОНА. Самая лучшая.
ПОДРУГА. Это ты по той поговорке, что лучшая подруга не та, которая тащит тебя пьяную на себе после дискотеки домой. А та, которая ползет по дороге рядом?
ОНА. Да, ну что-то в пределах этих фантазий. 
ПОДРУГА. В общем, я почему тебе об этом спросила... потому что сейчас буду грубо вмешиваться в твою жизнь.
ОНА. Ой! Может, не надо!
ПОДРУГА. И расскажу тебе вот что. Я тут недавно встретила одну знакомую. И кое-что узнала о жизни нашего парня.
ОНА. Вот как? А ну скажи. Скажи!
ПОДРУГА. А разговоры-то ходят разные. Бывшая-то нашего плейбоя в переплет попала. Мужик, к которому она от него сбежала, болен. Причем, как сказали бы поэты, безвозвратно болен. Лечит она его за границей. Лечит, где может. Нищает, понятное дело! Уйму денег уже потратила. А результат нулевой. 
ОНА. Как жаль! Бедная женщина! 
ПОДРУГА. А наш друг, обращу твое внимание, свою бывшую все забыть не может. Портрет ее как висел здесь, так и висит. 
ОНА. Он же у меня висит, а не в его коттедже! 
ПОДРУГА. У тебя. Да. Не у него! Но ты запомни, в душе каждого мужчины присутствует миниатюрный портрет его женщины. Даже бывшей! А у твоего он – вот такой! Аж, на всю стену. И места даже ни на что не хватает.
ОНА. Что ж ты мне предлагаешь? Свой портрет в его душу впихнуть? Сама ж говоришь, места нет.
ПОДРУГА. А ты между тем в него влюбляешься. Вон как за эти месяцы расцвела. Летаешь. Порхаешь. Счастливая! Дети и те к тебе не спешат. Боятся спугнуть мамино счастье. 
ОНА. Даже не буду скрывать: мне с ним хорошо.
ПОДРУГА. Ой, ну я бы тоже, наверное, мужчину любила, который мне подарил коттедж. 
ОНА (смеясь). Ну, сколько можно завидовать! Сама ж все и организовала. До сих пор не могу понять, как ты так могла лопухнуться! (Смеется.)
ПОДРУГА. Да. Ладно. Я с детства такая. Нежадная. Тем более, что он все равно тебя выделил. Причем, сразу. И это заметно было. Ты зашла. А у него – хоп… что-то внутри обожгло и муравьями разбежалось. Я это помню.
ОНА (задумчиво). Знаешь, у меня иногда такое впечатление, что нам все настоящее дают только тогда, когда мы к этому готовы оказываемся. А сначала все дело нам путают. Гормонами, соблазнами, немощь старческую посылают. И потом, намучившимся, прозрение дают. И появляется человек, и тебе становится с ним хорошо. Просто очень хорошо. Даже от одной мысли, что он рядом. Ты ждала скуки, споров, непонимания, легких ссор и, наконец, выяснения отношений, как это было у тебя раньше с другими мужчинами. А их нет. Потому что он твой! И с ним легко. И ты все время говоришь: «Господи, продли!» Мне и с тобой, и с ним – невероятно хорошо!
ПОДРУГА. Ух, ты как заговорила!
ОНА. Я сейчас вдруг вспомнила свою бабушку Катю. Как заболела она. Утром врач пришел, осмотрел ее, меня в сторону отвел и сказал, что долго она не протянет. А вечером того же дня соседкин муж прибежал. И вижу я, волнуется он, причем очень. Пустите, говорит, меня к вашей бабушке, прошу вас. А я, глупая еще была, всего-то 22... В позу встала, максималистка! И не пустила. Потом я видела, как он плакал на похоронах. Подошла к нему, конечно. Прощения просила. А он вдруг мне и говорит: «Мне с Катериной хорошо было. Такая благодать опускалась!»  А я опять на это ему свое гну: «У вас жена есть! Там все и ищите! И благодать и все остальное!» И он, знаешь, в этот момент так на меня взглянул, что мне вдруг страшно стало. Умер он через полгода после смерти моей бабушки. Его Кати.  
ПОДРУГА. Вот тоже, с мужиками некоторыми прямо беда!  Запишут себе в голову такую программу, что брак – это сплошная мука и тяжкий крест. И ну его тащить! А любовь в их понимании всегда от брака, значит, по другую сторону живет. Мухи отдельно, котлеты отдельно.  Значит, с этой могу только в ЗАГС, а с этой – только в постель. И живут они с этой программой в башке своей всю жизнь. Оправдания себе ищут. И церковь сюда притянут. Дескать, жена моя святая. Все мои налево походы терпела. А почему ходил – так и не понял. И кто в его жизнь приходил и зачем, тоже не понял.

Подруга отводит глаза. И в этот момент видит его ноутбук.

ПОДРУГА. У тебя новый комп?
ОНА. Это его. Мой старый здесь совсем не тянет. Так он мне дал свой, на время.
ПОДРУГА. И нехорошо это, конечно, тебе такое предлагать. Но ты же понимаешь, когда совсем все о мужчине непонятно, все средства становятся хороши.

Она подходит к ноутбуку, лежащему на столе. И кладет пальцы на его поверхность.

ОНА. Ты опять за старое?
ПОДРУГА. Кони узнают друг друга ржанием, а люди соцсетями.
ОНА. Не смей!.. (Примирительно.) А вдруг он узнает, что тут кто-то рыскал.
ПОДРУГА. Не дрейфь! Все будет в девственном виде. Мне б только эту штуку на время в личное пользование.
ОНА (подумав). Нельзя. Ты порушишь мое хрупкое счастье.
ПОДРУГА. Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души, любил говаривать железный Феликс. А в подвалы Лубянки между тем народ все прибывал и прибывал. 
ОНА (решительно). Нет, я не могу на это пойти. Извини.

Она собирает со стола чашки и стакан и дет с ними на кухню. Подруга, проводив ее глазами, быстро забирает ноутбук и уходит.
ОН возвращается с пробежки. Явно в каком-то возбужденном состоянии. Он только что закончил говорить по телефону. О чем-то важном. Об этом говорит его последняя фраза, которую слышат зрители: «Следите за ней!» Он стоит посреди гостиной. И оглядывается вокруг. Появляется ОНА с подносом еды на руках. Прошла мимо, улыбнулась ему. Поставила чашки на стол. Повернулась к нему. Улыбается.

ОН. Мне надо будет уехать на несколько дней. Я сейчас уйду к себе домой. Там соберусь и стартую.
ОНА (растерявшись). Конечно, дела – это важно.
ОН (бодро, чтоб разрядить обстановку). Но сначала позавтракаю. 
ОНА (машинально). Тебе чаю или сока?
ОН. Кофе.
ОНА. Я быстро!

Она отходит, чтобы сделать кофе. Он опять украдкой смотрит на телефон. Что-то читает. Подходит к столу, окидывает его взглядом.

ОН (кричит ей). Почему мне с тобой всегда хочется есть?
ОНА. Потому что я вкусно готовлю.
ОН. Нет. Ну, впрочем, да... Ты вкусно готовишь. У меня такого никогда не было.

Она возвращается с чашкой кофе.

ОНА. У тебя ж Соня, домработница со стажем.
ОН. Ты готовишь по-другому.

ОНА ставит чашку. Потом быстро подходит к нему и крепко обнимает его. Он замирает. Несколько секунд они стоят, замерев и тесно прижавшись друг к другу. 

ОНА. Ты надолго едешь?
ОН (глухо и грустно). Пока не могу сказать однозначно. Насколько получится. 
ОНА. Это важные дела?
ОН. Да.

Она нехотя отпускает его. Он нехотя позволяет ей это сделать. 

ОН (вздыхая). Я пойду.
ОНА. Ты даже не позавтракал.
ОН (тихо, но твердо). Мне надо идти.

ОН хочет что-то сказать еще, но, так и не решившись это сделать, решительно уходит.
С верхнего этажа, крадучись, спускается подруга. Она быстро кладет ноутбук на место. И подходит у НЕЙ как ни в чем не бывало.

ОНА (в абсолютном горе). Он уехал.
ПОДРУГА (пытается шутить). Понимаю твое вселенское горе.
ОНА. У меня плохие предчувствия.
ПОДРУГА (становится серьезной). И неслучайно. Он умер.
ОНА. Кто?
ПОДРУГА. Муж его бывшей.
ОНА. Откуда ты это знаешь?

Подруга показывает на его ноутбук. ОНА всплескивает руками.

ПОДРУГА. И его бывшая едет сюда. К нашему плейбою.

ОНА смотрит на нее внимательно, потом быстро начинает ходить по гостиной и собирать свои вещи. Подруга бежит за ней. И пытается ее остановить.

ПОДРУГА. Объясни, что все это значит?
ОНА. Собираю вещи.
ПОДРУГА. Зачем?
ОНА (нервно). Ты же сама сказала. Он весь в прошлых отношениях. Я это почувствовала. Он смотрит на меня и ничего не говорит. А глаза, глаза его просто кричат! 
ПОДРУГА. Послушай, мы, женщина так устроены, что всегда думаем за мужчину. И говорим от его имени. А может просто предоставить ему возможность высказаться самому?
ОНА. Он не будет ничего сейчас мне говорить.

ПОДРУГА. Это да. Не будет. Потому что он запутался. Там есть еще одна деталь.
ОНА. Какая?
ПОДРУГА. Не спрашивай. Мой ответ тебе не понравится.
ОНА. Говори!
ПОДРУГА.  Я знаю, что он следил за ней. Все время. У него хранится масса фотографий ее.  
ОНА (садится в растерянности на стул). Боже, зачем я сюда попала? Зачем?
ПОДРУГА. Знаешь, что я подумала в этой ситуации. Хорошо, что ты успела оформить коттедж на себя. Неплохой бонус! Отдай им портрет. И бывайте, люди здоровыми!

ОНА качает головой.

ПОДРУГА. Что? Скажи, что означает это твое движение головой?
ОНА.  Я отдала ему документы назад.
ПОДРУГА. Час от часу не легче! И он взял их?
ОНА. Да.
ПОДРУГА. И этот дом не твой?
ОНА. Не мой.
ПОДРУГА. Да ешкин кот! Ты разбила мою веру в нежадных мужиков.
ОНА. Не надо мне этого ничего. Понимаешь! Не надо! Не мое. (Продолжает собирать свои вещи.) Мне моя бабушка всегда говорила: что легко пришло, быстро уйдет.
ПОДРУГА. Не бабушка, а сплошные комплексы: любимого мужика прогнала, потому что не ее муж был, а чужой. Богатства внучку лишила, потому что вбила ей в голову разную чепуху…
ОНА. Все бессмысленно. Ты же видишь! Человек живет в прошлом. Он ее любит и ждет.
ПОДРУГА. Ну что ж едем. С тобой же бесполезно спорить, если ты что-то задумала. Хотя я бы поборолась.

ОНА продолжает собирать вещи по дому. 
В это время в компьютере срабатывает звук мессенджера. Подруга подходит к ноутбуку. Набирает клавиши. ОНА замечает это.

ОНА. Что ты делаешь? Не трогай его ноутбук.
ПОДРУГА. Тихо, компьютер дублирует его сообщения. Давай посмотрим, что у него там происходит.

Продолжает набирать что-то на клавишах.

ОНА. Ну, я же просила тебя... не трогай!
ПОДРУГА. Не мешай, здесь светская беседа идет. И очень интересная между прочим!

Подруга еще какое-то время бьет по клавишам. 

ПОДРУГА. Ну, надо же! (Поворачивается к ней.) Она благодарит его за деньги, которые получала на протяжении последнего года. Только почему-то называет его «безымянным покровителем». Он что? Не говорил ей, что это он за все ее расходы платит? А деньги, я тебе скажу, здесь немалые. Она возлюбленного своего в Америке лечит, в дорогой клинике. Вот такие дела! (Приходит новое сообщение, она его читает.) Еще она пишет ему, что хочет с ним встретиться и поблагодарить за все. Вот это да! Что ж, милая, ждет тебя большой сюпрайз! И что ты, милая, делать будешь, когда бывшего своего увидишь, даже предположить не могу! Как бы сказали французы, сплошной романтИк! Мужик твой просто виртуозно сажает баб на крючок. Ну, она же сейчас ему будет просто обязана. Куда она денется. Ну, гаденыш!
ОНА. Мне все-таки кажется, что ты несправедлива к нему.
ПОДРУГА. Да я этого меркантила убить готова. Забрать у тебя таунхаус – это ж надо!

Подруга проходит вперед. ОНА спешит за ней. 
Некоторое время в комнате царит тишина. Потом ОНА возвращается назад.  Быстро вытаскивает из сумки «дарственную», которую он ей подарил. Кладет ее на стол, что-то пишет ему в сопроводительной записке. И только собирается уйти, как раздается телефонная трель. Она берет трубку. Громкая связь.

ОН. Привет!
ОНА (растерянно). Привет, давно не виделись!
ОН. Я хотел тебе сказать, я сейчас еду по очень важному делу.
ОНА. Да, я знаю.. Ты говорил.
ОН. Там моя жена... она очень себя плохо чувствует. Мне придется некоторое время побыть с ней. 
ОНА (быстро). Тебе совершенно не надо объясняться со мной, где ты и что ты. Ты абсолютно свободен. 
ОН (колеблясь). Да? 
ОНА. Да. И свободен в своем выборе.
ОН. Я очень ценю наши отношения. И уважаю тебя.
ОНА. Да. Да. Уважаешь.
ОН. Ты сильная женщина.
ОНА. Скажи, ты ее… любишь? Да?
ОН (оправдательно). Понимаешь, ей сейчас очень плохо. Она такая хрупкая. Неприспособленная к жизни.
ОНА (чуть холодновато, между тем по ее лицу катятся слезы). Понимаю. Ты береги ее.
ОН. Я должен с ней побыть.
ОНА. Конечно!
ОН. Ей тяжело.
ОНА. Да, да.
ОН. И еще… ты должна это знать: мне хорошо с тобой. Знаешь, какая-то благодать!

Она зажимает себе рукой рот. И нажимает отбой. Потом лихорадочно нажимает на разные кнопки, стремясь быстрей заблокировать его. И быстро уходит.







_________________________________________

Об авторе:  НАТАЛЬЯ САВИЦКАЯ 

Журналист, драматург, спичрайтер предвыборных политических кампаний, участник и победитель международных драматургических конкурсов. Написано 8 пьес. Часть из них в разные года была поставлена на сценах театров российских городов, включая Липецк, Петропавловск-Камчатский, Воронеж, болгарский город Албена и др. В результате победы в 2011 году на конкурсе «Действующие лица», по пьесе Натальи Савицкой «Жена» на сцене Театра «Школа современной пьесы» был поставлен спектакль «Ночь с незнакомцем». Он до сих пор идет в театре с неизменным успехом. Главную роль в нем исполняет Ирина Алферова. В 2020 году ведущие газеты написали о блестящей читке-дефиле, поставленной на сцене театра под руководством Армена Джигарханяна «Три платья не для Золушки». Одна из пьес («Белое платье»), по которой сделана читка, написана Натальей Савицкой. Позже автор дополнила эту мини-пьесу, написав «вторую часть». Появилась новая пьеса, которую и представляет на суд зрителей журнал.скачать dle 12.1




Наверх ↑
Поделиться публикацией:
168
Опубликовано 08 окт 2020

ВХОД НА САЙТ