ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Обзор литературной периодики от 01.11.16

Обзор литературной периодики от 01.11.16

Юлия Подлубнова

в е д у щ а я    к о л о н к и


Поэт, литературный критик, кандидат филологических наук, заведующая музеем "Литературная жизнь Урала ХХ века", доцент кафедры русского языка Уральского федерального университета. Публиковалась в журналах "Урал", "Октябрь", "Новый мир", "Новая реальность", "Новые облака" и других. Автор сборника стихов "Экспертиза" (Екатеринбург, 2007). Живёт и работает в Екатеринбурге.
Сегодняшний обзор решила построить целиком и полностью из публикаций в «Журнальном зале», сделав единственное исключение для «Нового мира».


Итак, «Новый мир» (2016, № 10) предлагает нашему вниманию подборки стихотворений Алексея Пурина, Ирины Евсы, Инги Кузнецовой. Эксперимент с верлибром Дмитрия Бака, предваряемый небольшим эссе: «В условиях тотальной прозрачности общих версификационных усилий можно теперь уже говорить сразу о двух разновидностях дряхлости и изношенности: усталости металла старой доброй силлаботоники сопутствует однообразное брожение суспензии свободного стиха». Бак предлагает своеобразные двойчатки, стихи, написанные сначала (сначала?) с метром и рифмой, а затем верлибры.

Эссе Владимира Березина «Цветочная улица» о Юлиане Семёнове: «Юлиан Семёнов создал особый вид театра политической истории». И его герое Плейшнере: «Плейшнер законсервирован – но не так, как консервируют шпиона, на время прерывая связь с ним. Он законсервировал себя сам, просто закрыв глаза среди бушующей вокруг войны».

Повесть Сергея Золотарёва «Шли»: «До места добирался трое суток. Военный летчик из Бийска Лазарь Комшилин присоединился ко мне на второй день пути. Вдвоем веселее».

Рецензии на книги «Калейдоскоп. Расходные материалы» Сергея Кузнецова, «Тёмная сторона света» Андрея Пермякова и др.
 
«Знамя» (2016, № 10) публикует выступление Михаила Шишкина на Международной научной конференции «Знаковые имена современной русской литературы» (Краков, май 2016 г.), посвящённой его творчеству: «Много лет назад я всё знал.

Я ничего ещё тогда не написал, но знал про себя, что – писатель. Вернее, писал много, но ничего не получалось довести до конца. Я уже вроде бы существовал, ходил в школу, ездил на метро, ел, пил, но еще не стал настоящим. Существование необходимо доказать, поставив в тексте последнюю точку».

«Радиоэссе» Дениса Новикова, подготовленные к публикации Феликсом Чечиком: «Бывает такое: цвел юноша вечор, а утром помер. А бывает, что утром помер, но воскреснет завтра. Идет он, преображенный, по улице — навстречу старый знакомый:
– Как, – говорит, – ты же того… это…
– Да, – отвечает воскресший, – но потом передумал. Это раньше можно было умереть и ни хрена не делать, а теперь крутиться надо. Опять же – карнавал пропустить не хотелось». (См. неопубликованные эссе Дениса Новикова также в настоящем номере «Лиterraтуры». – Прим. ред.)

Мемуарный текст Виктора Баженова «Фотоувеличение. Венедикт Ерофеев и Алексей Зайцев»: «Мне тогда было невдомек, за что Ерофеев, далекий от театра, так ценил и привечал Зайцева. Начнем с того, что Зайцев человек из народа, из самых глубин его, из глухого села, русский самородок. И еще — Ерофеев ценил литературу, слово, а тут были пьесы, тексты высшего разбора, которых не увидишь на подмостках советских театров».

«Уроки Виктора Некрасова и современная российская военная проза» – говорят Владимир Березин, Леонид Быков, Евгений Ермолин, Александр Киров, Павел Полян, Сергей Самсонов, Евгений Сидоров, Вячеслав Ставецкий.  «Архитектор по образованию, Виктор Некрасов в дебютную свою книгу вложил эскиз памятника всем, кто, будучи в окопах плечом к плечу с ним, навечно остался на Мамаевом кургане. Теперь на берегу Волги высится монумент совсем иного рода. А памятником от писателя остаются его тексты. Книжные страницы бывают убедительнее, честнее и долговременнее бетонных колоссов» (Леонид Быков). Эссе Ефима Гофмана «Виктор Некрасов в родном городе».

«Звезда» (2016, № 10) открывается подборкой стихотворений Бориса Парамонова:

Отнюдь не дорожа дурной привычкой к телу,
от бремени времян достаточно устав,
бывает, задаюсь вопросом не по делу:
куда меня везет телесный мой состав?


Интервью с Томасом Венцлова: «Когда писатель заменяет пророка, священника, политика, собирает стадионы – в этом есть что-то неестественное, ненормальное и для писателя вредное и ненужное. То, что Евтушенко, Вознесенский собирали стадионы, было вредно как для публики, так и для них самих». «Очень часто так называемые шестидесятники уводили с правильного пути. Заставляли довольствоваться каким-то дешевым вариантом литературы. Человек на том уровне и оставался». «Мне не пришлось сидеть в тюрьме, я не подвергался настоящим, серьезным преследованиям. Но был момент, когда я понял, что гораздо моральнее сидеть в советской тюрьме, чем делать нормальную советскую карьеру». «В Америке мне не нравится климат, не нравится архитектура, поэтому я стараюсь проводить примерно половину своего времени в Европе. <…> Но Америка – это Америка! Про нее кто-то хорошо сказал: если в Америке имеешь дом, автомобиль и работу, особых проблем у тебя не остаётся».

Рецензии на книги «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, «Слева направо» Александра Иличевского, «Мальчик, идущий за дикой уткой» Ираклия Квирикадзе.

В «Неве» (32016, № 10) стихи Сергея Слепухина:

Расслабленность, нежнейшая истома,
И – Рима размывается фасад,
Сорвался луч, не избежать излома,
Жизнь продолжается, но пятится назад


Роман Александра Мелихова «Свидание с Квазимодо»: «Она и сама не знала, что так лихорадочно пытается нашарить, наверно, что-нибудь твердое, не больше, но когда почувствовала в руке деревянную рукоятку, уже действовала, как машина: изо всей силы, докуда дотянулась, всадила навалившемуся нож в задницу». «А потом пошла обычная жизнь. Этих сволочей если кто и разыскивал, до нее их розыски не дошли. Зато где-то через полгода она начала слышать голоса. Слов было не разобрать, но они на что-то жаловались, даже плакали».

Третий номер за 2016 журнала «Арион», опубликовавший стихи Бориса Херсонского, Сухбата Афлатуни, Алены Бабанской, Олега Дозморова:

Автобус, автобус:
сквозь тусклые горы трясешься все утро.
С улыбочкой глобус
на глупой рекламе. За окнами мутно.


Из дневников Веры Павловой за 2012–2014 гг.: «ФИО шпрот в научной класификации: Sprattus Sprattus Sprattus. Классификатору на заметку: я – Женщина Женщина Женщина». «При въезде на кладбище стоял знак ONE WAY. Посреди кладбища – знак STOP».

Юрий Орлицкий о раёшном стихе в новейшей русской поэзии: «Еще одно важное поле, на которым в последние годы воцарился раешный стих, — так называемый рэп, получивший заметное распространение в молодежной среде: рифмованная импровизация, произносимая автором на фоне несложного ритмического аккомпанемента».

Владимир Губайловский о поэзии Санджара Янышева: «Санджар Янышев – сказитель снов».

Юрий Татаренко:

В поисках
Родины
По лесу
Бродим мы…


«Интерпоэзия» (№ 3, 2016) открывается подборкой Александра Кабанова:

А когда пришел черед умирать коту –
я купил себе самую лучшую наркоту:
две бутылки водки и закусь – два козинака,
и тогда я спросил кота –
что же ты умираешь, собака?

Помнишь, как я возил тебя отдыхать в Артек,
мой попугай-хомяк, мой человек,
я покупал тебе джинсы без пуговиц и ремня,
как же ты дальше будешь жить без меня?


Интервью с поэтом и издателем Александром Переверзиным: «Часто поэты любят запихать в книгу все, что они написали. Зачем так пренебрежительно относиться к тому, что делаешь? Сегодня, когда издать книгу несравненно легче, чем сорок и даже десять лет назад, книга стихов должна быть небольшой». «Думаю, эмигрантской поэзии, в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это понятие, сегодня не существует». «Да, я считаю, что не нужно выкладывать стихи в соцсетях. Оговорюсь, что речь идет о недавно написанных текстах. Проблема в том, что, когда автор не дает тексту хоть немного отлежаться, все эти «лайки» и комментарии, появляющиеся под стихотворением, ничего не говорят о качестве текста, а только показывают, сколько у автора френдов и сочувствующих».

Игорь Иртеньев:

Пока мы водку беззаботно пили
И песни голосили дотемна,
Вдруг незаметно как-то наступили
Последние на свете времена,

Те, что так долго мыкались в передних,
Справляя скромно по углам нужду.
Они не то чтоб хуже предпоследних,
Но мы там не имеемся в виду.


«Дети Ра» (2016, № 8 (142)) публикуют стихи Инны Кабыш, Светы Литвак, Валерия Мишина, Леонида Колганова, Дмитрия Замятина и др.

Юрий Казарин:

Дядя Миша, пьяница и плотник,
деревенских ангелов работник,
поднимает руку, как версту,
к Господу, качаясь на мосту –
с пересохшим временем во рту…


Эссе Евгения Степанова «Поэзия – это свобода»: «Поэзия – повторю в тысячный раз – это то, что нельзя пересказать прозой».

«Homo Legens» (2016, № 2) вышел с подборкой стихотворений Яна Каплинского:

Мир не состоит ни из материи, ни из духа,
ни из полей, частиц или динамической геометрии.
Мир состоит из вопросов и ответов,
мир – это wen-do или kung-an
(по-японски mondo и kōan). – Сегодня в полдень
приехал к нам родственник на внедорожнике
и сказал, что меня ждут в четверг на похороны:
двенадцатилетний сын В. упал
в пятницу с чердака хлева на цементный пол
и умер через два дня, не придя в сознание.
Я знаю: это тоже вопрос.
Я знаю: есть ответ. Я знаю,
что должен знать ответ, но...


Андрей Фамицкий:

так по-русски красива
так по-русски страшна
полынья и трясина
тишина тишина


Сергей Оробий о премии «Большая книга»: «Будь Карл Маркс литературным критиком, он бы назвал премии локомотивами словесности. Классики о них не подозревали, современные писатели порой только о них и мечтают». «Объявление шорт-листа – самый содержательный этап премиального цикла». «Теряя же интригу, «Большая книга» – вспомним Топорова – в самом деле всё больше напоминает свою советскую родственницу – премию Сталинскую».

 

Рецензии на книги «Стихотворения» Дмитрия Аверьянова, «Авиатор» Евгения Водолазкина, «Гений» Алексея Слаповского, «Турдейская Манон Леско. История одной любви» Всеволода Петрова.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 881
Опубликовано 02 ноя 2016

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ