ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Обзор книжных новинок от 15.10.15

Обзор книжных новинок от 15.10.15


Сергей Оробий

в е д у щ и й    к о л о н к и


Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор ряда монографий. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Новое литературное обозрение» и многих других.

Виктор Пелевин. Смотритель. Том II: Железная бездна. – М.: Эксмо, 2015.

Трансляция из Идиллиума продолжается. В первом томе (весьма абстрактном) Смотритель проходил инициацию, во втором (более динамичном) – обрел власть, но все-таки мучается чисто пелевинскими вопросами («Если я действительно происхожу от кареты, то хотя бы эта карета реальна?»), а между делом наблюдает за Ветхой Землей – то есть нашим миром; особенно его интересуют загадочная Lady Gaga и устройство айфона: «Умофон Ветхой Земли, несмотря на свою безблагодатность, был сосудом ритуальной некромантии. Мало того, это был продукт безжалостных азиатских потогонок – таких пирамид человеческого страдания и тоски, что древнеегипетский проект рядом с ними казался шуткой. Вряд ли эти пропитанные болью коробочки могли принести кому-нибудь из живых счастье».


Акунин-Чхартишвили. Другой путь. – М.: Захаров, 2015.

Еще один «серьезный» роман от именитого бестселлермахера – потому и подписан двумя именами. «Аристономия» была трактатом «о мире больших идей» и рассказывала про 1910-годы, «Другой путь» посвящен «Малому Миру, миру чувств, привязанностей, семьи» и повествует о 1920-х. Нечитабельность этих «Аристономий» преувеличена, однако парадокс в другом: в начале карьеры Акунина называли «Левшой, подковавшим самого Джойса», а ныне «умное» и «развлекательное» почему-то вновь проходит у него по разным ведомствам: литературная блоха – такая уж у нее судьба – не танцует, как ее ни подковывай.


Илья Бояшов. Джаз. – СПб.: Лимбус Пресс, 2015.

Новый роман от профессионального историка с нестандартным воображением. По содержанию – хроника одного дня одного года, по форме – повествовательные импровизации, по сути – попытка вслушаться в музыку сфер и различить в ней джаз: «Я зафиксировал в блокноте пять десятков разнообразных событий дня 9 октября 1967 года, которые привожу здесь, ни в коем случае не пытаясь их систематизировать... Наоборот, мне хотелось заинтересовать читателя именно этими сумбурностью, какофонией, диссонансом, несвязанностью происшествий, рождений, смертей, открытий, катастроф и самых ничтожных обывательских мелочей между собой, как будто бы происходили они на разных планетах. Списывая с Партитуры вариации того дня, я был очарован именно подобной атональностью, именно таким неуправляемым, казалось бы, хаосом, который можно услышать и у Стравинского, и у Скрябина, и у Фрэнка Заппы».


Алексей Варламов. Шукшин. – М.: Молодая гвардия, 2015.

«Штатный» («Пришвин», «Грин», «Алексей Н.Толстой», «Распутин», «Платонов», «Булгаков») автор серии «ЖЗЛ» обращается к одной из самых сложных фигур отечественной культуры. «Человек из народа», за короткое время проделавший стремительную социальную и интеллектуальную эволюцию – и ушедший слишком рано, «русский Гамлет», в чьей судьбе сошлись многие конфликты и комплексы истории XX века, советский self-made man, склонный к вольной или невольной мифологизации своей биографии («расшифровать» – одно из главных слов для исследователя шукшинской жизни) – словом, Шукшин оказывается идеальным клиентом для «Жизни замечательных людей».


Александр Марков. Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века: SVMMVLA DE LITTERIS. – [б.м.]: Издательские решения, 2015.

Купившись на соблазнительное название, читатель, однако, может не рассчитывать на легкое чтение: «Наша книга требует предварительного знакомства читателя с основными терминами Аристотеля (энтелехия, чембытность {τὸ τί ἦν εἶναι}, предикациякатегория) и Гуссерля (интенция, феномен, эйдетическое), равно как знания слов пайдейя и экзегеза». Марков интересен не в занимательно-бытовом, но в высшем интеллектуальном, «кастальском», смысле: первые пятнадцать лет XXI века (отрезок времени вполне условный) рассмотрены с помощью сложной аналитической оптики, в широчайшем культурно-философском контексте, и начинается книга не с Сорокина, а с сонета Аньоло Бронзино. Иначе говоря, перед нами портрет словесности, запечатленный мыслителем. Среди волнующих его вопросов – «Панегирик и новая проза Саши Соколова», Елена Шварц и искусствоведение», «Элегичность: Григорий Дашевский», «Живописный ключ: от Улитина к Ιванiву», «Владимир Сорокин и Новый ренессанс», «Глосса в поэзии: Линор Горалик» (Рецензию Ольги Балла-Гертман на книгу Александра Маркова см. в настоящем номере «Лиterraтуры». – Прим. ред.)
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 077
Опубликовано 15 окт 2015

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ