ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Александр Игнашов. ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Александр Игнашов. ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


(пьеса в двух частях)

 
Действующие лица: 

АНГЕЛ, он же – ОТЧИМ, он же – ДОКТОР
ЮНОША, примерно двадцать лет
МУЖЧИНА, тот же ЮНОША, немного за сорок
ДЕВУШКА
ОТЕЦ
МАТЬ
ДРУГ

 

Часть первая

Город. Вечер. Дождь. Человек в плаще и с зонтом в руках на первый взгляд не слишком похож на Ангела. 

АНГЕЛ. Люди стали какие-то... В городах все просто сошли с ума. Вам так не кажется?.. Нет, мы не знакомы. Просто у меня такое лицо. Может быть, виделись где-нибудь.

Комната. В дверях – Мужчина. В руках у него дорожная сумка.

МУЖЧИНА. Что, простите?
АНГЕЛ. Я говорю – проходите, не стойте в дверях.
МУЖЧИНА. Вы здесь живёте?
АНГЕЛ. Говорите громче, я плохо слышу этим ухом.
МУЖЧИНА. Мне показалось…
АНГЕЛ. Нет, мы не знакомы…
МУЖЧИНА. Ехал мимо.
АНГЕЛ. Вышел подышать свежим воздухом, а поезд ушёл.
МУЖЧИНА. Поезд ушёл. (Ставит сумку на пол.) Сколько я вам должен за эту комнату? (Достаёт из кармана телефон, набирает номер).
АНГЕЛ. Здесь проблемы со связью. И с интернетом тоже. А в остальном – настоящий рай!
МУЖЧИНА. Я хотел сказать…
АНГЕЛ. Люди вечно о чём-то говорят.
МУЖЧИНА. Вы в этом городе давно живёте?
АНГЕЛ. Бываю время от времени.
МУЖЧИНА. На вокзале ремонт, в отеле ремонт. 
АНГЕЛ. Время перемен! А город спит.
МУЖЧИНА. Вы – мой ангел-хранитель.
АНГЕЛ. АНГЕЛ – да. Но хранитель!..

Ангел снимает плащ. Мужчина стоит к нему спиной и не видит, как Ангел разминает спину, на которой заметны небольшие крылья. 

МУЖЧИНА. Сколько с меня? (Достал из кошелька несколько купюр.) Достаточно? (Обернулся к Ангелу.) Я, пожалуй, пойду.
АНГЕЛ. Диван здесь, туалет там, бельё в шкафу. Отдыхайте. (Мужчина жестом показывает Ангелу на его крылья.) Бывает и такое, правда, не у всех. (Жестом показывает Мужчине, чтобы тот убрал кошелёк.) Вы мне ничего не должны. Совсем забыл! Свет включается так. (Щёлкает пальцами – загорается свет.) И выключается так же.

Ангел щёлкает пальцами ещё раз – свет в комнате гаснет. Ангел надевает плащ. В лунном свете Мужчина замечает Юношу, который открывает шкаф, достаёт постельное бельё, подходит к дивану. 

МУЖЧИНА. Прошу прощения, но здесь уже живёт…
АНГЕЛ. Кто? Ах, это!.. Здесь никого нет.
МУЖЧИНА. Как это – нет!
АНГЕЛ. Кроме вас здесь нет никого.
МУЖЧИНА. А вы?
АНГЕЛ. Вы же сами сказали: я – Ангел.
МУЖЧИНА. А он?

Юноша занимается своими делами. Ангел идёт к двери.

АНГЕЛ. Не верится? Скажите ему что-нибудь.
МУЖЧИНА. Молодой человек!
АНГЕЛ. Громче! Не стесняйтесь.
МУЖЧИНА (громче). Молодой человек! (Пауза.) Он, что, глухой?
АНГЕЛ. Он вас не видит. Вас для него нет… Не узнаёте?

Ангел подходит к Юноше, щёлкает пальцами, в комнате загорается свет. Юноша с удивлением смотрит на лампочку.

ЮНОША. Ничего не понимаю!
МУЖЧИНА. Ничего не понимаю.
АНГЕЛ. Вы отстали от поезда... Вы же хотели этого? Вот вы и вернулись сюда, в этот город, в этот дом, к самому себе.
МУЖЧИНА. Какой это год?.. Он – это я? Не может быть. Я был таким?
АНГЕЛ. Лет двадцать назад.

Ангел щёлкает пальцами – свет меняется, из кухни выходит Девушка.

ДЕВУШКА. На кухне пахнет газом. А из окна дует. Я сегодня три раза теряла кольцо.
ЮНОША. Теперь мы муж и жена?
ДЕВУШКА. Сама не верю! Теперь я имею полное право быть стервой!

Девушка обнимает Юношу. Поцелуй. Ангел щёлкает пальцами – свет меняется, комната вновь кажется пустой.

МУЖЧИНА. Хватит! Хватит издеваться надо мной! Двадцать лет назад!
АНГЕЛ. Так всё и было?
МУЖЧИНА. Не знаю, не помню… Она была… С ума можно сойти!

Ангел щёлкает пальцами, лунный свет озаряет комнату.

АНГЕЛ. Она была красива, умна. Любила музыку.
МУЖЧИНА. И меня. Это не даёт мне покоя.
АНГЕЛ. Только это?

Ангел показывает Мужчине, как сложить пальцы, тот щёлкает ими. Освещение меняется, в комнате – Юноша и спящая на диване Девушка.

ЮНОША (Мужчине). Что тебе надо? 
АНГЕЛ. Не кричи, ты разбудишь её.
МУЖЧИНА (Ангелу). Он нас видит?
АНГЕЛ. Теперь – да. И слышит. Так же, как мы его.
ЮНОША (Мужчине). Зачем ты пришёл?
МУЖЧИНА. Он знает, кто я?
АНГЕЛ. Знает. Вы же этого хотели!
МУЖЧИНА (Юноше). Не кричи, я ухожу.
ЮНОША (Мужчине). Подожди! Я не об этом. Если ты пришёл ко мне, к нам… Если ты вернулся ко мне, к самому себе, значит… Что случилось? Что случится со мной, с нами? Скажи – что? Она уйдёт от меня? Я уйду? Что?

Мужчина не выдерживает, щёлкает пальцами – свет меняется, комната вновь пуста. 

МУЖЧИНА. Я так не могу!
АНГЕЛ. Будем считать, вам это приснилось. Через пару секунд вы снова будете ехать в поезде.
МУЖЧИНА. Не хочу.
АНГЕЛ. Я знаю. Что вы предлагаете?

Мужчина нерешительно складывает пальцы, но не щёлкает ими. Ангел одобрительно кивает.

МУЖЧИНА. Мы познакомились в кафе. Я заказал кофе и пирожное. Она заказала мороженое.

Ангел щёлкает пальцами. Вечер. Кафе. Юноша и Девушка. За окном – дождь.

ДЕВУШКА. Вообще-то, я не такая.
ЮНОША. Я так и понял.
ДЕВУШКА. Дождь. Пересидим и разбежимся. Не смотри на меня так! Куда ты смотришь?
МУЖЧИНА. У тебя глаза!..
ЮНОША. У тебя глаза…
ДЕВУШКА. Глаза выше.
ЮНОША. Может, обойдёмся без прелюдий? Я из универа. Отец хочет видеть меня юристом. Ты из колледжа?
ДЕВУШКА. Про таких как я говорят – понаехали тут!.. А ты, значит, из красивых и обеспеченных?.. Ничего, что от меня воняет? Туфли промокли. Фуфло, а не туфли!
МУЖЧИНА. Да уж!
ЮНОША. Да уж!
ДЕВУШКА. Что значит – да?

Ангел показывает Мужчине, чтобы тот не мешал Юноше и Девушке. За окном идёт дождь.

ДЕВУШКА. Не помнишь, когда я вошла, у меня в руках была такая серая тетрадь? Вечно её теряю.
ЮНОША. Конспекты? Ты всё ещё пишешь?
ДЕВУШКА. А ты весь в электронике?
ЮНОША. И что за конспект?
ДЕВУШКА. Полифония эпохи Ренессанса. Музыка.
МУЖЧИНА. Мой отец любил музыку.
ЮНОША. Полифония – это что? Мой отец любил музыку.
ДЕВУШКА. Он что, умер?
ЮНОША. Кто? Отец? Он живее меня! В том смысле, что может себе позволить всё, что угодно. Сейчас ему не до музыки. Бизнес, политика. Его каждый вечер показывают по телевизору. Он у нас ньюсмейкер!
ДЕВУШКА. Ты не любишь его? Извини. Ты – его сын. Он – твой отец. Вы – родные люди.
ЮНОША. По крови, может быть.

Пауза. Дождь. 

МУЖЧИНА. За окном шёл снег.
АНГЕЛ. Вы говорили – дождь!
МУЖЧИНА. То дождь, то снег.

Ангел не успевает щёлкнуть пальцами, как начинает идти снег.

МУЖЧИНА. Она пошла к выходу. Я не знал, идти за ней или нет. Казалось, я слышу, как падает снег! Она стояла на улице. Она ждала меня!

Улица. Вечер. Снег. Юноша и Девушка. 

ЮНОША. Холодно, правда? (Коснулся губами её лба).
ДЕВУШКА. Разве я тебе разрешила? Я тебе разрешила?
ЮНОША. Случайно. Извини, увлёкся.
ДЕВУШКА. А я – нет.
МУЖЧИНА. Мы остались одни, совсем одни. Было темно, холодно и поздно. Нам надо были идти, но мы стояли на месте. Я снова поцеловал её. Нашел её губы и крепко прижался к ним.
ДЕВУШКА. Мне это не нравится. Мне это не нравится, извини.
ЮНОША. Почему?
МУЖЧИНА. Она промолчала. Я развернулся и ушёл. (Юноше.) Почему я ушёл?
ЮНОША. Потому, что я идиот. Влюблённый идиот!..

Ангел щёлкает пальцами – Девушка и Юноша исчезают в темноте. В комнате вновь только Ангел и Мужчина. 

МУЖЧИНА. Чего вы от меня хотите?
АНГЕЛ. Я так понимаю, у вас бессонница.

В дверях появляется Друг. 

ДРУГ. Она отшила тебя? Я так и знал!
АНГЕЛ (Мужчине). У вас, кажется, был друг? Ответьте ему.
ДРУГ. Чего молчишь? Или скажешь, ты послал её?.. Худышка, к тому же музыкантша. На чём она там играет?
ЮНОШАНа фортепиано, на клавесине.
ДРУГ. Ты говорил – ещё на скрипке. У неё что – десять рук?
ЮНОША. А ещё она играет у меня на нервах!
ДРУГ. Я так понимаю, это у вас взаимно. Как будем снимать стресс? Как всегда, я напьюсь и буду слушать твои откровения? Имел я такую жизнь!

Телефонный звонок – один, за ним другой. Свет в комнате меняется. 

ЮНОША. Слушаю. Я слушаю. Говорите!

Появляется Девушка.

ДЕВУШКА. Знаешь, ты был прав… Я разбудила тебя?
ЮНОША. Нет, я не сплю. А ты?
ДЕВУШКА. И я не сплю. Ты прости меня.
ЮНОША. За что?

Мужчина показывает Другу, чтобы тот отошёл подальше. 

ДЕВУШКА. Понимаешь…
ЮНОША. Знаешь, я…
ДЕВУШКА. Мне нужно сказать тебе…
ЮНОША. Знаешь, ты меня…
ДЕВУШКА. Мне кажется, я…
ЮНОША. И мне кажется…
ДЕВУШКА. Мы оба… Ты совсем меня не знаешь. Не знаешь, какой у меня характер.
ЮНОША. Серьёзно? Зато ты знаешь, какой у меня!..
ДЕВУШКА. Ты почему молчишь?
ЮНОША. Ты там плачешь? Хочешь, я приеду? Почему ты молчишь? Ты меня слышишь? Не клади трубку. Давай молчать вместе.

Освещение меняется. В комнате – Ангел, Мужчина и Друг.

ДРУГ (Мужчине). Слушай, а ведь ты её не любишь. (Юноше.) Или это страсть? Полный финиш!

Освещение вновь меняется. В комнате – Ангел и Мужчина. Ангел кивает Мужчине – посмотри в сторону. В свете настольной лампы возникают Отец и Мать. Он что-то читает в компьютере, она пролистывает глянцевый журнал.

МУЖЧИНА (Ангелу). Это они? Это мои родители?
МАТЬ (Отцу). И что дальше? Ты слышишь меня? Ты можешь оторваться от своих чёртовых дел?
ОТЕЦ. Мои дела кормят всех нас.
МАТЬ. Ты знаешь, который час?

МУЖЧИНА щёлкает пальцами. Освещение меняется – Отец и Мать исчезают.

АНГЕЛ. Я могу спросить, в чём дело?
МУЖЧИНА. Это мои родители. И моя жизнь!..
АНГЕЛ (показывает, как щёлкают пальцами). Продолжим?

Мужчина щёлкает пальцами. Освещение меняется, вновь появляются Отец и Мать.

МАТЬ. Ты знаешь, который час?
ОТЕЦ. Иди спать, милая. Я сейчас приду.
МАТЬ. Что на этот раз?
ОТЕЦ. Мои экономисты считают меня кретином. Написали мне такой отчёт, что можно сойти с ума! Может, уволить каждого второго из них?
МАТЬ. Ты слышишь меня? Пожалуйста, выключи свой компьютер. (Подходит к нему, выключает компьютер.) Нам надо поговорить. У нас проблемы. Точнее сказать, проблема, серьёзная. Ты давно видел сына? Его новую девицу ты видел?
ОТЕЦ. Ты же сама не захотела с ней знакомиться!
МАТЬ. А ты не понимаешь? Не понимаешь?
ОТЕЦ. На полтона ниже, если можно! В чём дело?
МАТЬ. Твой сын связался с какой-то плебейкой. Ты знаешь, кто её родители? Ты хоть что-нибудь про неё знаешь?
ОТЕЦ. Моя МАТЬ в своё время так же говорила мне о тебе.
МАТЬ. Ты меня с этой девкой не ровняй! Он её любит.
ОТЕЦ. Мало ли кого он любит!
МАТЬ. Он её любит! Неужели ты этого ещё не понял?
ОТЕЦ. И что ты предлагаешь? Я должен надрать ему задницу? Поставить в угол? Или отправить его в Америку, в Австралию? Я пытался поговорить с ним. Но он же весь в меня – упёртый! В конце концов, это его жизнь.
МАТЬ. Это жизнь нашего сына. Моего сына! И твоего! Ты хотел, чтобы он вошёл в твой бизнес! Или ты передумал? Купи ему, я не знаю, юридическую контору, адвокатское бюро, помоги с клиентами. Через месяц он закончит университет. Ты меня слышишь?
ОТЕЦ. Любовь – это одно, бизнес – другое.
МАТЬ. Сейчас он думает только о ней. Я одна должна решать эту проблему?
ОТЕЦ. Твои инициативы всегда выходят нам боком.
МАТЬ. Мои инициативы?
ОТЕЦ. Я не то хотел сказать! Если мне придётся уйти в политику и передать бизнес тебе или ему, то в принципе было бы неплохо, если бы он женился на простой девчонке из самых низов. Это выглядит демократично.
МАТЬ. Ты где живёшь? У тебя есть шанс войти в десятку первых людей в стране. Кто из них афиширует свою личную жизнь?
ОТЕЦ. Тогда чего ты волнуешься?
МАТЬ. У тебя же всё под контролем. Всё, кроме личной жизни сына!
ОТЕЦ. А помнишь, когда-то и мы с тобой жили так, как хотели! Помнишь?.. А если меня подставят? Что тогда? Бежать? Или сидеть? В большой игре большие ставки…
МАТЬ. Надо же что-то делать! Хочешь, я сама поговорю с ним?
ОТЕЦ. О чём? (Обнимает её). Может быть, ты и права.

Перемена освещения. В комнате – Ангел и Мужчина. Ангел рассматривает свои крылья, пытается их расправить. 

МУЖЧИНА. Я давно живу другой жизнью в другой стране... Кто из нас не был влюблён в двадцать лет на всю жизнь! Кто из нас не терял эту любовь! Я любил её больше жизни, но жизнь оказалась больше… Зачем я приехал сюда? Мне что, больше не о чем вспоминать? Больше нечем жить?
АНГЕЛ (надевает расправленные крылья). Наконец-то!
МУЖЧИНА. В каком смысле?
АНГЕЛ. Голос сердца! Извините за пафос.

Улица. Вечер. Юноша и Девушка.

ДЕВУШКА. Смешно! То я провожаю тебя, то ты меня. Смешно, когда ты хмуришься и говоришь: «Что дальше?» Что бы я ни сказала, вряд ли я угадаю, что дальше. Может, тебе бросить меня? Я устала.
ЮНОША. Что случилось? Мои родители хотят видеть нас.
ДЕВУШКА. Кто?
ЮНОША. Мои родители. Мы приглашены в гости. Ты и я.
ДЕВУШКА. Я приглашена? Надеюсь, они не думают, что я залетела? Ты что-то сказал им?
ЮНОША. Что ты не против выйти за меня замуж.
ДЕВУШКА. А я не против?
ЮНОША. В принципе – да. Отец прилетает в субботу. У него будет часа полтора свободного времени.
ДЕВУШКА. А твоя мама?
ЮНОША. Мама! Звонит мне три раза в день и говорит со мной так, словно…
ДЕВУШКА. Я могу позвонить ей? Она где?
ЮНОША. Отец был в Сибири, завтра летит на саммит в Женеву. Мать вчера была в Москве, что-то говорила мне про Берлин или Франкфурт.
ДЕВУШКА. А мой отец пьёт. Он простой рабочий. Ты поставь их в известность об этом… Когда мы приглашены к ним?
ЮНОША. В субботу.
ДЕВУШКА. Мама умерла три года назад, вот он и пьёт. Если мы поженимся, будем так же как твои родители видеть друг друга два-три раза в неделю?
ЮНОША. Что значит – если?
ДЕВУШКА. Я могу позвонить ей?
ЮНОША. Кому?
ДЕВУШКА. Твоей матери. (Юноша набирает номер телефона, передаёт Девушке телефон, отходит в сторону.) Абонент недоступен. Ты чего сбежал?
ЮНОША. Не знаю, мало ли! Может, у тебя интимный разговор.
ДЕВУШКА. Кстати, об этом. Я, наверное, не должна. Но я не могу!.. У меня никого не было. Никогда. Если я не устрою тебя в этом смысле? (Обнимает его, целует.) Я целоваться толком не умела до встречи с тобой.
ЮНОША. Мама всегда говорит мне…
ДЕВУШКА. Я тебе не мама! Если я нужна тебе, ты должен быть мне и отцом, и матерью, и любовником, всем на свете. Ты должен быть мужчиной! Господи, что я говорю!

Девушка обнимает Юношу и снова целует его. Ангел щёлкает пальцами – освещение меняется. Девушка и Юноша исчезают.

АНГЕЛ. Сеанс закончен!
МУЖЧИНА. Если ты ангел, не будь скотиной! (Щёлкает пальцами один раз, другой – ничего не происходит.) В чём дело?
АНГЕЛ. Как мы заговорили! Чудес не так много, на всех не хватает.
МУЖЧИНА. Да пошёл ты своими чудесами!

Анегл делает взмах рукой – освещение меняется. В другой части комнаты вновь появляются Отец, Мать и Юноша.

МУЖЧИНА. Господи, зачем?
АНГЕЛ. Банальная воспитательная беседа с сыном. Вам это зачем?
МУЖЧИНА. Я только на секунду вспомнил!
АНГЕЛ. Он вспомнил! Будете общаться?

Мужчина качает головой – нет. Ангел картинно аплодирует ему. В другой части комнаты – напряженная пауза.

МАТЬ (Юноше). С некоторых пор ты перестал даже звонить.
ОТЕЦ. С некоторых пор!
ЮНОША. Как ты, ма?
МАТЬ. И только? За неделю – три слова?
ЮНОША. Я звонил тебе. Кажется, звонил.
МАТЬ. Когда?
ОТЕЦ. Матери нельзя волноваться – у неё давление! Мог бы не просто позвонить, а дозвониться, найти время и приехать пообщаться. (С иронией передразнивает.) Как ты, ма?
ЮНОША. Ты же спрашиваешь меня: «Как ты, сын?»
ОТЕЦ. И что? Да, я спрашиваю.
ЮНОША. А что я тебе отвечаю? Что я тебе отвечаю?
МАТЬ. У тебя претензии к отцу? Может, у тебя и ко мне претензии?
ЮНОША. Началось!
МАТЬ. Что значит – началось? У отца – корпорация, общественная деятельность!
ОТЕЦ. Дорогая, не надо.
МАТЬ. Но он же находит время! И я, несмотря ни на что, беспокоюсь о тебе, переживаю. И что я слышу? (Сквозь слёзы.) Как ты, ма?..
ЮНОША. Я был не прав.
ОТЕЦ (после паузы). Как ты, сын?
ЮНОША. Отлично.
ОТЕЦ. Как твои планы?
ЮНОША. Планы? Ещё не решил.
ОТЕЦ. Мой сын закончит университет и…
МАТЬ. Наш сын.
ОТЕЦ. Конечно, дорогая. Наш сын начнёт карьеру адвоката в собственном бюро.
ЮНОША. Я знаю.
ОТЕЦ. Что ты знаешь?
ЮНОША. Спасибо, нет.
МАТЬ. Что значит – нет?
ЮНОША. Спасибо, не стоит.
МАТЬ. Что значит – не стоит?
ЮНОША. Я бы хотел сам решать за себя. Школа, университет, карьера! Я могу хотя бы раз что-то сам решить за себя?
МАТЬ. Мальчик мой!
ЮНОША. Я уже не мальчик!
ОТЕЦ. Эта девица запудрила тебе все мозги!
ЮНОША. Она – не девица!
МАТЬ. То есть?
ЮНОША. Сколько раз я хотел познакомить её с вами! Сколько раз вы находили повод, чтобы даже не встретиться с ней!
МАТЬ. Не сметь говорить со мной в таком тоне! Не сметь говорить в таком тоне с отцом! Хочешь жениться – женись! Но только сначала хорошенько об этом подумай!
ЮНОША. Уже подумал.
МАТЬ. Что? (Отцу). И после этого ты молчишь?
ОТЕЦ. Дорогая, мне подготовили справку. Информацию. Про него и про эту девицу.
ЮНОША. Она – не девица!
МАТЬ. Господи!
ОТЕЦ. Да, он собрался жениться. Они, скажем так, встречаются. Мы с тобой тоже когда-то…
МАТЬ. Что мы с тобой когда-то?
ОТЕЦ. И мы не святые, и он.
МАТЬ. Какая пошлость!
ЮНОША. Тебе собрали досье на меня?
ОТЕЦ. Я сказал – информацию.
ЮНОША. И что тебя не устраивает в этой информации?
ОТЕЦ. Поживи с ней. Ты меня понял? Любовь любовью, но вы ещё сами дети. Не спеши со свадьбой и с детьми.
МАТЬ. С какими детьми?
ЮНОША. Видимо, похожими на меня.
МАТЬ. Что он несёт!
ЮНОША. Я так понимаю, разговор закончен? Спокойной ночи! (Уходит). 
МАТЬ. Он даже не попрощался со мной!
ОТЕЦ. О чём ты говоришь, дорогая! Он всего лишь влюблённый мальчишка.

Перемена освещения. Ангел и Мужчина.

МУЖЧИНА. У вас, у ангелов, есть родители?
АНГЕЛ. Некорректный вопрос.
МУЖЧИНА. В тот вечер я впервые рыдал. Не просто плакал, а рыдал!
АНГЕЛ. Так бывает, когда взрослеешь или стареешь.
МУЖЧИНА. Или теряешь родителей. Хуже нет – быть сиротой при живых родителях!.. Ты что, плачешь?
АНГЕЛ. Старею.

Ангел щёлкает пальцами – свет меняется. Ангел исчезает. Мужчина проходит в другую часть комнаты, садится на диван. Слышно, как кто-то щёлкает пальцами. В комнате появляется Отчим, безобидный пьяненький субъект, чем-то похожий на Ангела.

ОТЧИМ. Я тут говорил со своей девочкой, вернее, она говорила со мной. Намекала на всякие отношения. Вот что я тебе скажу – она тебя любит! На полном серьёзе! Это, брат, не просто страсть, секс и всё такое. Любовь страшнее… Мы ведь по сравнению с бабами хлюпики, тряпки. Я, чтобы поговорить с тобой, напился. Больше чем всегда напился. Научился пользоваться диктофоном. Скажу всё, что должен сказать, и пошлю тебе запись. Мы с тобой виделись пару раз. Ты вроде бы ничего. Я, конечно, не подарок. Пью. Воняет от меня. Знаю, что воняет. Надо лечить почки. А я бы предпочёл сдохнуть. Слушай, а ты знаешь, что я ей не отец? Она всем говорит, что отец. Её отец ушёл от её матери, когда та была беременна. Я так ей подвернулся, случайно. Не знаю, что взялось, откуда. Если бы её мать не погибла три года назад, я был бы самым счастливым мужиком на свете! Вот так выйдешь из дома, будешь переходить дорогу и окажешься на том свете!.. Так что я ей не отец. И никого у меня кроме неё нет! Ты меня понял? Никого нет! Ты должен меня понять!..

Вновь кто-то щёлкает пальцами. Свет меняется. Отчим исчезает. Ещё один щелчок, и появляется Друг. 

ДРУГ. Я понимаю, у каждого своя дорога! У каждого свои странности! Да, я не гений, но и ты тоже... Я тебе, конечно, друг… Помнишь, мы вместе жили в общежитии в одной комнате? Когда твой отец купил тебе квартиру с прислугой, чтобы оградить от нашей разгульной жизни – он так и сказал: «Оградить от разгульной жизни!» – ты через неделю перевёз меня к себе. Через пару недель мы сбежали из этой квартиры… Но, понимаешь, в чём дело… Ты спишь с ней или нет? Мне как-то некомфортно спать в своей комнате и всю ночь вслушиваться, что там у вас за стеной происходит. Ни черта же не слышно! Если вы не спите вместе, чего она приходит каждый вечер? Я, пожалуй, съеду от тебя куда-нибудь. Ты спишь с ней или нет? Чем вы там занимаетесь? Раньше ты выкладывал мне всё. Ты не выключался как радио! А теперь? Или ты свихнёшься от счастья, или женишься.

Освещение меняется. Мужчина остаётся в одиночестве.

МУЖЧИНА. Наши отношения. Долго их не было вообще. Просто поцелуи. Наш первая близость. Я и не думал, что прикосновения рук могут быть так нежны, а губы так сладки! У неё на груди был маленький крестик. В ту ночь я прикоснулся к этому нему и тихо спросил, верит ли она в Бога. Губами я почувствовал слёзы на её лице. «Я ношу крестик в память о маме, – сказала она, – это её крестик».

Свет фонарика пронзает тьму. Ангел указывает этим светом на Мужчину, далее – на дверь и за дверь. 

АНГЕЛ. Она любила музыку.
МУЖЧИНА. И меня. Она умерла. А я? Кого любил я?..

Мужчина уходит во тьму. Освещение меняется. В комнате – Юноша и Девушка. Ангел заинтересованно наблюдает за ними. 

ЮНОША. Ты не спишь? Поцелуемся?
ДЕВУШКА. Чтобы опять не остановиться?
ЮНОША. Ещё хотя бы один раз!
ДЕВУШКА. Представь, что я сплю.
ЮНОША. Просто я хотел сказать тебе…
ДЕВУШКА. Это я хотела сказать…
ЮНОША. Что ты хотела?
ДЕВУШКА. А ты?
ЮНОША и ДЕВУШКА (в один голос). Я люблю тебя.
ЮНОША. Мне так кажется.
ДЕВУШКА. Тебе только кажется?
ЮНОША. Я тебя люблю. Ты слышишь?
ДЕВУШКА. Слышу!

Освещение вновь меняется. Ангел сидит в одиночестве с фонариком в руках. Щёлкает пару раз пальцами – ничего не происходит. Кладёт фонарик на пол, чтобы хоть что-то видеть в темноте. Снимает плащ, разминает затёкшую спину, на которой нет крыльев, прохаживается по комнате. В дверях, за спиной у Ангела, появляется Мужчина.

АНГЕЛ. Наконец-то! Как там на улице?
МУЖЧИНА. Дождь. Я бы сказал – ливень.
АНГЕЛ. Спина болит. Сырость, сквозняки!
МУЖЧИНА. А где же…
АНГЕЛ. Крылья? (Обернулся к Мужчине.) Они у меня небольшие, я бы даже сказал – маленькие. Спина болит. (Щёлкает пальцами – ничего не происходит.) Не срабатывает! От сырости, что ли!
МУЖЧИНА. Зачем мне всё это!
АНГЕЛ. Всегда хочется верить, что завтра будет лучше, чем сегодня. Да и вчера всё было очень неплохо.
МУЖЧИНА. Что дальше?
АНГЕЛ. Иоганн Себастьян Бах. Пятый Бранденбургский концерт!

Звучит фрагмент первой части Пятого Бранденбургского концерта. 

АНГЕЛ. Как она играла!
МУЖЧИНА. Ничего не понимаю в музыке! Бранденбургский концерт!
АНГЕЛ. Вы не могли бы помолчать? Душа отдыхает!
МУЖЧИНА. У тебя есть душа?
АНГЕЛ. Мы перешли на ты? Заткнись, пожалуйста. Я имел ввиду твою душу.

Ангел и Мужчина слушают музыку, закрыв глаза. 

 

Часть вторая

Ангел и Мужчина зачарованно слушают Пятый Бранденбургский концерт, соло на клавесине. За спиной у Ангела огромные белые крылья.

АНГЕЛ. Как она играла!
МУЖЧИНА. Ничего не понимаю в музыке! (Замечает крылья за спиной у Ангела.) Хотя бы пёрышко на память можно?
АНГЕЛ. Всегда одно и то же! Зачем?
МУЖЧИНА. На память.
АНГЕЛ. Ты можешь помолчать?
МУЖЧИНА. Слушаем уже в пятый раз.
АНГЕЛ. В четвёртый. Ты действительно любил её? А она любила музыку!.. (Осматривает крылья.) Бери одно. Одно перо! Дёрни слегка.

Мужчина дёргает Ангела за крыло, любуется пером. Ангел слушает музыку.

АНГЕЛ. Великая музыка! Большие чувства! Огромные крылья!
МУЖЧИНА. Верни мне её! Покажи хотя бы один раз!
АНГЕЛ. Просто музыка тебя не устраивает? Какие крылья! Как с ними жить? Как летать?.. Что-то я совсем с вами запутался! Если у меня есть крылья, значит, я снова могу летать!
МУЖЧИНА. Почему она бросила заниматься музыкой?
АНГЕЛ. Ты меня спрашиваешь?
МУЖЧИНА. Первое время мы жили бедно, а за уроки надо было платить.
АНГЕЛ. Мне хотя бы не ври.
МУЖЧИНА. Думаешь, я виноват?
АНГЕЛ. Я не думаю, я знаю.

Ангел щёлкает пальцами. В комнате – Юноша и Девушка.

ЮНОША. Когда?
ДЕВУШКА. Что – когда?
ЮНОША. Когда ты едешь?
ДЕВУШКА. На билете стоит дата.
ЮНОША. Где? Не вижу! Какая ещё пианистка в Париже!
ДЕВУШКА. Она набирает учеников. Если мне повезёт…
ЮНОША. Какой Париж! Хочешь меня бросить – так и скажи! Хочешь?
ДЕВУШКА. Отпусти меня. Мне больно! Отпусти.
ЮНОША. Когда ты едешь?
ДЕВУШКА. Мы с тобой слишком разные.
ЮНОША. Скажи ещё, что у каждого из нас своя дорога!
ДЕВУШКА. Ты – сын миллионера, перед тобой открыт весь мир.
ЮНОША. Этот миллионер живёт своей жизнью. У него глобальные проекты!
ДЕВУШКА. А ты? Чьей жизнью живёшь ты?
ЮНОША. Своей, твоей – нашей.
ДЕВУШКА. Отпусти меня, мне больно! Ещё месяц, полгода, год, и ты будешь любить меня не так страстно. И я буду любить тебя не так. Праздник кончится. Он уже кончился. Зачем ты женился на мне? Почему? Ты приходишь домой, мы о чём-то говорим, ужинаем, спим. Я хочу любить тебя! Но я, наверное, не умею… Говоришь, живёшь своей, моей, нашей жизнью? Ты живёшь с камнем за пазухой, с камнем в душе! Тебе надо помириться с отцом, с матерью. Они любят тебя. Если бы мой отец…
ЮНОША. Твой отец? Твой отчим, ты хотела сказать?
ДЕВУШКА. На билете стоит дата. Через два дня я улетаю.
ЮНОША. Билет в один конец?
ДЕВУШКА. Я вернусь.
ЮНОША. Но не ко мне?.. Чем твой отчим лучше моего отца? Один опьянел от денег и власти, другой спился от безденежья и одиночества! Твой так называемый отец прислал мне запись со своими откровениями, раздумьями, размышлениями. Хочешь послушать, как он брызжет слюной?.. Думаешь, я ничего не вижу?
ДЕВУШКА. Да, я начала курить.
ЮНОША. Думаешь, не вижу?
ДЕВУШКА. Я пью, когда нервничаю.
ЮНОША. А этот парень на иномарке?
ДЕВУШКА. Коллега, поклонник – какая разница!
ЮНОША. Никакой разницы!.. Ты – плоть от плоти своего отчима. Я – плоть своего отца. Своим ты гордишься, любишь его. А меня просто передёргивает от того, что я физически ощущаю отца в себе! Я думаю, как он, говорю, как он! У нас одни жесты, одна походка! Он постоянно ждёт от меня результата. Когда мне действительно удаётся чего-то достигнуть, он и бровью не ведёт, всё принимает как должное. Я хочу иметь отца, а не занятого человека, не политика и бизнесмена! Я хочу…
ДЕВУШКА. Это смешно! Скоро ты сам станешь отцом и поймёшь…
ЮНОША. Кем я стану? Кем я стану?
ДЕВУШКА. Никем ты не станешь. Завтра я иду на аборт.
ЮНОША. А потом улетаешь в Париж?
ДЕВУШКА. Я не шучу.
ЮНОША. И потом ты летишь в Париж на своём поганом фортепиано?
ДЕВУШКА. Играть на фортепиано и на клавесине.
ЮНОША. Сволочь!

Юноша бьёт Девушку один раз, другой. Мужчина пытается оттащить его в сторону. Юноша таскает Девушку за волосы по полу.

МУЖЧИНА (Ангелу). Сделайте хоть что-нибудь! Остановите его!

Ангел снимает со спины крылья. Девушка затихает на полу. Юноша идёт на кухню. 

МУЖЧИНА. Я любил её! Любил! Любил!
АНГЕЛ. Это было в воскресенье?
МУЖЧИНА. Не помню.
АНГЕЛ. Спроси у неё, за что она любит тебя.
МУЖЧИНА. Она ушла от меня.
АНГЕЛ. И вернулась.
МУЖЧИНА. И снова ушла.
АНГЕЛ. И снова вернулась! В ту ночь, когда ты хотел вскрыть вены, она спасла тебя.
МУЖЧИНА. Не надо!
АНГЕЛ. А как ты хотел? Умиляться своей юношеской любовью? (С сарказмом.) Дорогая, прости меня, я всё понял!..
МУЖЧИНА. Где он? Что он, то есть, я… Что он сейчас делает на кухне?
АНГЕЛ. А ты не помнишь? Он, то есть, ты – вы пытаетесь отравиться газом. Сейчас наглотается немного и приползёт с ножом в руках, будет резать вены. Жить-то хочется!
МУЖЧИНА. Господи!
АНГЕЛ. Вот такой концерт, Пятый Бранденбургский, соло на клавесине!..

Ангел щёлкает пальцами – освещение меняется. Звучит Пятый Бранденбургский концерт. В одном луче света – брошенные Ангелом крылья, в другом – Девушка.  

ДЕВУШКА. Я не могу так жить. Не могу! Не могу! Поэтому и подала заявление на развод. Так будет лучше всем. Он хороший, очень хороший, хотя, конечно, не ангел. Но я так больше не могу! Не хочу, чтобы он знал обо мне всё, чтобы сидел рядом со мной из жалости. Я люблю его. И он меня любит. Пусть лучше думает, что я сучка, чем… Шансов, как я понимаю, нет. Совсем нет? Сколько я протяну? Год? Полгода?.. Он на развод согласен, подписал все бумаги. Если он отзовёт свою подпись, нас не разведут? Ничего не понимаю в этих делах!.. Как звучит диагноз? Никак не могу его запомнить…

Перемена освещения.

МУЖЧИНА (Ангелу). Что она говорит?
АНГЕЛ. А ты не знал?
МУЖЧИНА. Чувствовал – что-то не то. Но тогда не знал!
АНГЕЛ. Она летала в Париж в онкологическую клинику, оттуда – в Германию. А тебе говорила про какую-то пианистку в Париже!
МУЖЧИНА. Соло на клавесине!..
ДЕВУШКА. Первое время мне было с ним сладко и мучительно! Я взрывалась, скандалила, он молчал. Потом я привыкла к нему. Моя любовь к нему стала другой. Как я мечтала забеременеть! Три года нашей жизни…
МУЖЧИНА (Ангелу). Пусть она замолчит!
АНГЕЛ. Её нет, она умерла. Это кричит твоё сердце.
ДЕВУШКА. Кажется, все наши мысли были только об одном: как наскрести денег. На что? Да на что угодно. Из кухни отчаянно несло газом. Утечки вроде нет, а запах есть.

Освещение меняется. Мужчина проходит в ту часть комнаты, где его ждёт Девушка.

МУЖЧИНА (Девушке). Ты, главное, не закрывай окно. Что у нас было на ужин?
ДЕВУШКА. На ужин? Макароны.
МУЖЧИНА. Отец заявил, что лишит меня наследства, что я сам выбрал свой путь. Макароны с сахаром?
ДЕВУШКА. Могу предложить кетчуп.
МУЖЧИНА. Люблю макароны!
ДЕВУШКА. Твой отец звонил. И мать звонила. Ты принципиально не отвечаешь на их звонки?
МУЖЧИНА. Ты сказала им?
ДЕВУШКА. Они хотят говорить с тобой. Сказала – что? Что мы разводимся? Я ничего не сказала, не смогла. Я нашла твои письма. В смысле, письма твоих родителей к тебе. Извини, это вышло случайно. Ты их даже не распечатал. Твои родители звонят тебе, пишут письма.
МУЖЧИНА. Ни он, ни она не приедут. Это у нас в крови.
ДЕВУШКА. Что у вас в крови?
МУЖЧИНА. Макароны остынут.
ДЕВУШКА. Я забрала заявление о разводе. Прости меня, если сможешь.
МУЖЧИНА. Почему ты так и не сказала мне всего этого? Почему ты мне этого не сказала тогда? Как я люблю твои макароны!.. 

Перемена освещения. Телефонный звонок. В другой части комнаты – брошенные Ангелом крылья, Юноша и Отчим. 
 
ОТЧИМ. Эй, кто это? Кто это? Это ты, парень?
ЮНОША. Да, это я.
ОТЧИМ. Я звоню вам второй день! Куда вы все пропали? С моей девчонкой всё в порядке?
ЮНОША. Может быть.
ОТЧИМ. Чего ты сказал?
ЮНОША. Я говорю – конечно.
ОТЧИМ. Что ты сказал? Говори громче, я плохо тебя слышу.
ЮНОША. Я рад тебя слышать!
ОТЧИМ. Что там у вас происходит! Второй час ночи! Она спит, что ли?
ЮНОША. Да, она спит.
ОТЧИМ. Разбуди её, нам надо поговорить. Нет, не буди, не надо. Скажи мне, паршивец, вы что, не можете выбрать время и выбраться ко мне хотя бы в воскресенье? Или хотите, я к вам приеду?
ЮНОША. Мы выберемся обязательно, обещаю. Как-нибудь.
ОТЧИМ. Как-нибудь! Я жду вас в это воскресенье! Ты понял?
ЮНОША. Хорошо.
ОТЧИМ. И пусть она позвонит мне утром, как проснётся!

Отчим исчезает в темноте. В луче света – Юноша и крылья Ангела.

ЮНОША. Вот и весь разговор! Второй час ночи… Я искал её повсюду, я обшарил весь город, бродил по улицам до утра. За несколько шагов до дверей дома мне показалось…

В луче света появляется Девушка.

ЮНОША. Прости меня, дорогая, прости! Где ты была? Ты забыла дома ключи, телефон. Ты еле стоишь на ногах!
ДЕВУШКА. Всё в порядке, всё хорошо.
ЮНОША. Что в порядке? Где ты была?
ДЕВУШКА. Я хотела пойти в больницу.
ЮНОША. Ночью?
ДЕВУШКА. Что-то мне стало не по себе. Не хотела тебя будить.
ЮНОША. И пошла ночью одна?
ДЕВУШКА. Тут недалеко, минут десять-пятнадцать. А потом всё прошло.
ЮНОША. Что прошло?
ДЕВУШКА. Я очень устала. Хочу спать.
ЮНОША. Знаешь…
ДЕВУШКА. Знаешь, любовь – это когда ни о чём не нужно жалеть, никогда. Ты ни в чём не виноват. Прости.
ЮНОША. Что случилось, глупышка?
ДЕВУШКА. Ничего. Просто я люблю тебя.

Луч света гаснет. Брошенные Ангелом крылья тоже едва заметны в темноте. Вдали светит фонарик. Это возвращается Ангел.

АНГЕЛ. Что-то я хотел сказать… Память всё хуже и хуже… Я так понимаю, у нас тут продолжается лирическая история любви. Ну и где наш герой? Плюнуть на вас на всех и улететь!.. Что-то мы всё о прошлом и о прошлом!.. (Щёлкает пальцами одной руки, потом другой – ничего не происходит.) Мне тут сон приснился. Огромный такой младенец в слюнявчике гонится за мной и вопит: «Не смей обижать мою мамочку, не смей обижать мою мамочку!» Жуть, правда? А я бы не отказался родить мальчишку или девчонку. Сам-то я, конечно, родить не могу. Но не отказался бы. Сделать ребёнка, кажется, так легко! В первые годы занятий сексом люди только и думают, как бы сделать так, чтобы не сделать ребёнка, потом так же одержимо преследуют прямо противоположную цель! Нет, дорогие мои, когда программируешь акт любви, в итоге получаешь всё, что угодно, только не то, что хочешь...

Ангел щёлкает пальцами – освещение меняется. Появляется Мужчина. Ангел щёлкает ещё раз – в комнате вместо диванчика стоит медицинская каталка, комната похожа на кабинет врача. 

МУЖЧИНА. Может, не надо?

Ангел снял плащ, щёлкнул пальцами ещё раз. Мужчина исчез в темноте. Ангел надел белый халат. Теперь он – Доктор. В кабинет входят Девушка и Юноша.

ДОКТОР (Девушке). Надеюсь, ваш муж понимает, что с вами?
ДЕВУШКА. Не уверена.
ЮНОША. Что, простите?
ДЕВУШКА (Юноше). Я расскажу тебе обо всём дома.
ДОКТОР. В принципе, всё может оказаться не так плохо. Необходимы осмотр, анализы. Причём, как у жены, так и у мужа. Вы не против?
ЮНОША. Конечно.
ДОКТОР. Тут нечего стесняться.
ЮНОША. Я понимаю.
ДОКТОР. Отчаиваться не надо, приговор не окончательный.
ЮНОША. Мы можем иметь детей?
ДОКТОР. Главное – любить друг друга.
ЮНОША. Доктор, я бы хотел, чтобы мы…
ДЕВУШКА (сквозь слёзы). Извините, доктор!

Девушка выходит из кабинета.

ДОКТОР. Собственно, я не об этом хотел поговорить с вами. Дело в том, что ваша жена больна, очень больна.
ЮНОША. Что значит – очень?
ДОКТОР. Она умирает. Да.
ЮНОША. Этого не может быть!
ДОКТОР. Ошибки быть не может. Мы трижды перепроверили все анализы. Она знает диагноз. Мы не сможем ей помочь.
ЮНОША. И что? А как же я? А если мы поедем в Америку, в Германию, в Израиль?
ДОКТОР. Четвёртая стадия. Шансов нет!
ЮНОША. Но, доктор! Что я должен делать?
ДОКТОР. Живите, как жили. Она сама должна сказать вам о своей болезни. Или не сказать. В данной ситуации ваша жена заботится не столько о себе, сколько о вас. Я должен был сказать вам об этом. Постарайтесь успокоиться и смотреть на неё прежним взглядом. У вашей жены железный характер. Такие держатся до конца.
ЮНОША. Сколько нам осталось?
ДОКТОР. Несколько месяцев.
ЮНОША. Помогите! Прошу вас, спасите её!
ДОКТОР. Я не Господь Бог.

Перемена освещения.

ЮНОША. Господи! Господи, где бы и кто бы ты ни был, прошу тебя – помоги! Я согласен на всё. Пусть у нас не будет денег, пусть я буду страдать и экономить. Пусть я не стану отцом, наконец. Но пусть она останется со мной навсегда! Ты слышишь меня, Господи? Ну же, назови свою цену!..

Звучит вторая часть Пятого Бранденбургского концерта Баха. 
Ангел и Мужчина сидят у потрёпанных крыльев. Юноша продолжает разговор с Богом. О чём он говорит, не слышно. Мужчина не может смотреть на это, закрывает лицо руками и плачет. Ангел, разгладив крылья, кладёт их на спину Мужчине. 

МУЖЧИНА. Зачем вы пришли за мной?
АНГЕЛ. Это вы пришли.
МУЖЧИНА. Зачем?
АНГЕЛ. Кто знает!
МУЖЧИНА. Я скоро умру? Я не верил в Бога. Никогда по-настоящему не верил.
АНГЕЛ. Я знаю.
МУЖЧИНА. Я и в себя не верил.
АНГЕЛ. Я знаю.
МУЖЧИНА. Я и не жил, и не любил по-настоящему, только пытался!.. Как мне встать с колен? (Смотрит на Юношу.) Как ему встать? Пусть встанет! Этого не было. Я не стоял на коленях и не просил Бога. Пусть он встанет! Этого не было.
АНГЕЛ. Как сказать!..
МУЖЧИНА. Ничего не понимаю!
АНГЕЛ. Это – жизнь. Вы так хотите умереть?
МУЖЧИНА. Как жить? Как жить дальше?
АНГЕЛ. Как можете, так и живите. Все живут. И все умирают. И снова живут. И снова умирают.
МУЖЧИНА. Пусть он встанет с колен.
АНГЕЛ. Это все ваши грехи?
МУЖЧИНА. Не знаю. Кажется, все. Нет, не все! Чем больше она угасала, тем больше мне везло. Моя адвокатская карьера шла в гору… Пусть он встанет. Я не могу на это смотреть!
АНГЕЛ. Это все ваши грехи?
МУЖЧИНА. Не знаю.
АНГЕЛ. Кто-нибудь молится за вас?
МУЖЧИНА. Не знаю.
АНГЕЛ. Кто-нибудь любит вас?
МУЖЧИНА. Не знаю.
АНГЕЛ. Вы хоть что-нибудь знаете о самом себе?
МУЖЧИНА. Когда я похоронил её…
АНГЕЛ. Вы не были на похоронах.
МУЖЧИНА. Я не мог. Я не мог видеть её мёртвой! А потом я уехал. Далеко и надолго. Родители помогли мне, купили дом, офис, бизнес. У меня был вид на жительство, потом я получил гражданство… Пусть он встанет!..
АНГЕЛ. Не сейчас, чуть позже.

Ангел делает жест рукой – освещение меняется, музыка стихает. Из темноты выходит Отец.

ОТЕЦ. Я убеждён, значительная часть чиновников преследует цель личного обогащения. По сути, сегодня чиновники ставят себя выше обычных граждан. Конечно, у некоторых из них есть совесть. Но чем чаще ты слышишь голос совести, тем сложнее тебе играть в эти игры. Я знаю это по себе. Коррупция существует в любом государстве, но не все политические режимы делают её несущим элементом своей конструкции. Сегодня нам говорят о стабильности. Я против революций. Но что мы имеем? Кукольная многопартийность, государственный монополизм в базовых отраслях экономики. Политика неотделима от экономики, а экономика от политики. Я не призываю вас к бунту. Я призываю вас задуматься!..

Отец исчезает в темноте.

МУЖЧИНА. Я виноват. Не столько перед отцом – перед матерью. Отец сам выбрал свою судьбу. У них была своя жизнь, у меня – своя…
АНГЕЛ. Так живут многие.
МУЖЧИНА. Вот и я говорил себе то же самое!.. Я могу увидеть их?
АНГЕЛ. Ваш отец в тюрьме. Вы хоть раз пытались приехать к нему, увидеться, поговорить?
МУЖЧИНА. А мама? Как она?
АНГЕЛ. Закройте глаза.
МУЖЧИНА. Зачем?
АНГЕЛ. Закройте глаза. Готовы?

Ангел делает взмах рукой. Из угла в угол скользят лучи прожекторов. Слышен лай сторожевых собак. Тюремный холод. Постаревшие Отец и Мать.

ОТЕЦ. Как ты?
МАТЬ. Хорошо. А ты?
ОТЕЦ. Жить можно.
МАТЬ. Видишь, приехала.
ОТЕЦ. Апелляцию отклонили.
МАТЬ. Я знаю.
ОТЕЦ. По новому делу скоро предъявят обвинение.
МАТЬ. Я знаю. Когда ты был со мной рядом, я знала о тебе меньше, чем сейчас. Каждый день в интернете, в газетах, по телевидению – о тебе, о твоём политическом авантюризме!
ОТЕЦ. Я же звезда, ньюсмейкер!
МАТЬ. Дурак ты. И я дура. Доигрался в свою политику!
ОТЕЦ. Коррупция существует в любом государстве, но не все политические режимы делают её несущим элементом своей конструкции.
МАТЬ. Сколько можно про одно и то же!
ОТЕЦ. Политика неотделима от экономики, а экономика от политики.
МАТЬ. Прекрати!
ОТЕЦ. Я никогда не призывал к революции… Не плачь, не надо. Статья у меня экономическая.
МАТЬ. И не одна! Куда тебя понесло! Забыл, где живёшь?
ОТЕЦ. Какая ты у меня!
МАТЬ. Какая?
ОТЕЦ. Гвозди бы делать из этих людей!
МАТЬ. Я просила о свидании на три дня, всё-таки юбилей у тебя. А разрешили всего два часа.
ОТЕЦ. Юбилей. Приехала – уже хорошо!.. Мне опять предложили покаяться, дать нужное интервью на тему демократии… У тебя глаза всё такие же!..
МАТЬ. А ты постарел немного.
ОТЕЦ. Я ждал тебя.
МАТЬ. То одно заводят дело, то другое. Ты отсюда когда-нибудь выйдешь?
ОТЕЦ. Ты-то как?
МАТЬ. Живу. Я всё думала, что скажу, как приеду. И вот приехала…
ОТЕЦ. Помнишь, когда я от аппендицита чуть не умер, ты мне пела?.. (Напевает.) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…
МАТЬ (напевает). Головой склоняясь до самого тына…
ОТЕЦ. А через дорогу…
МАТЬ. За рекой широкой…
ОТЕЦ. Так же одиноко дуб стоит высокий…
МАТЬ. Как бы мне, рябине, к дубу перебраться! Я б тогда не стала…
ОТЕЦ. Гнуться и качаться…
МАТЬ. Никогда я петь не умела.
ОТЕЦ. Хорошо, что ты приехала. Не надо, не плачь.
МАТЬ. С днём рождения, любимый мой!.. 

Лучи прожекторов скользят уз угла в угол. 
Юноша встаёт с колен. Мужчина плачет. Рядом лежат крылья Ангела. Звучит Вторая часть Пятого Бранденбургского концерта Баха. 
Друг везёт инвалидную коляску, в которой сидит Девушка.

ДРУГ. Представляешь, завтра мы будем в Париже!
ДЕВУШКА. Где? В Париже?
ДРУГ. Там сейчас солнечно. Мы обязательно пойдём в Оперу.
ДЕВУШКА. И ещё в музей Клода Моне! Ты любишь импрессионистов?
ДРУГ. Я как-то не понимаю эту живопись.
ДЕВУШКА. Ты просто её не видел! Ты смотрел, но не видел! А когда увидишь, поймёшь, почувствуешь, обязательно полюбишь!.. Давай остановимся. Подождём. И ты отдохнёшь.
ДРУГ. Я не устал. Раньше он никогда не опаздывал.
ДЕВУШКА. Я хочу попросить тебя, даже не знаю… Когда меня не станет, ты, пожалуйста, помоги ему, поддержи. Я просила его поддержать моего отца, точнее, отчима. А ты поддержишь его. А я с небес буду смотреть на вас и радоваться. Господи, какая же я дура!..
ДРУГ. Помолчи. Я прошу тебя – не надо!
ДЕВУШКА. Когда мы обедали, внутри меня что-то оборвалось. «Ты не разоришься на такси?» – спросила я. Он вызвал такси по телефону, но заказ всё время откладывали. Мы вышли на улицу. Машин почти не было. Он выбегал на дорогу и чуть ли не бросался под колёса! А машины объёзжали его – одна, другая. Он подошёл ко мне и обнял так!.. Потом опять бросился на дорогу под колёса. Водитель оказался весельчаком, шутил, думал, я собралась рожать.
ДРУГ. Он не придёт. У него деловая встреча, работа.
ДЕВУШКА. Не придёт?
ДРУГ. Вечером дома он всё объяснит.
ДЕВУШКА. Всё нормально: работа есть работа!
ДРУГ. Завтра утром мы втроём полетим в Париж!
ДЕВУШКА. Поехали домой. Я почему-то очень устала. Знаешь, я была в Париже. Ничего особенного, по крайней мере, для меня.

Друг увозит Девушку. Тишина. Мужчина, обессилев, сидит на полу. 

МУЖЧИНА. Я тогда просто испугался, попросил друга забрать её из больницы и выдумал неизвестно что. Потом я выпил, пришёл домой под утро. Она спала или делала вид, что спала.
АНГЕЛ (снял плащ, расправляет за спиной новые крылья). Вот и всё!
МУЖЧИНА. Нет, не всё! Через два дня ей стало плохо… Я могу поговорить с ним? Я могу поговорить с самим собой?

Ангел делает жест рукой – появляется Юноша. 

МУЖЧИНА. (Ангелу). Не надо, не уходи.
ЮНОША (Ангелу). Доктор, скажите… (Замечает на Ангеле крылья.) Это вы? Неужели теперь всё?..

Ангел уходит.

МУЖЧИНА. Я хотел сказать тебе…
ЮНОША. Отец приехал. Я всё рассказал ему.
МУЖЧИНА. Я знаю.
ЮНОША. Он дал денег на отдельную палату.
МУЖЧИНА. Я знаю.
ЮНОША. На сиделку, на обезболивающие.
МУЖЧИНА. Я помню… Знаешь, у меня есть сын. И женщина была. Я прожил с ней полжизни. Но кому я нужен?.. Каждое утро я просыпаюсь с надеждой, что мир вокруг меня перевернулся, что-то изменилось. Я ушёл из бизнеса, живу на автопилоте. Если бы меня убивала депрессия – так нет! Во мне, не знаю даже как сказать, пустота!.. У моего отца были принципы, убеждения. Он мог упереться в них лбом, мог изменить им. Но у него были убеждения и принципы! У моей матери какой характер! А у меня что? У таких, как я, что? Кто лишил нас воли? Где наш ветер перемен?..
ЮНОША (после паузы). Как ты живёшь?
МУЖЧИНА. Не знаю.
ЮНОША. Ты неважно выглядишь. Я так и не сказал отцу спасибо – ни раза, ни за что.
МУЖЧИНА. Никогда. За всю жизнь! Знал бы ты, что будет с ним, с тобой и с этой страной лет через двадцать!
ЮНОША. С нашей страной. 
МУЖЧИНА. Я хотел поговорить с тобой о себе.
ЮНОША. Ты и говоришь. Сколько мне было лет, когда я начал бриться? Почему я никогда не курил? Почему не умею водить машину? Почему я всегда живу так, словно буду жить потом, позже, вечно? Почему ты приходишь ко мне во сне, и я жду наших встреч? А потом ты уходишь, я просыпаюсь, и ничего не меняется в моей жизни. И в твоей жизни тоже!
МУЖЧИНА. Что делать? Скажи мне, что делать?
ЮНОША. Она умирает. Но она счастлива!
МУЖЧИНА. Я знаю.
ЮНОША. Ничего ты не знаешь!.. Надо позвонить её отцу. Отчиму. Что ему сказать?
МУЖЧИНА. Набери его номер и скажи: «Она уходит». Он поймёт.
ЮНОША. Сколько ещё? Неделя? Две?
МУЖЧИНА. Ты будешь жить у неё в палате, перестанешь спать, есть, бриться. Двадцать четыре часа в сутки будешь держать её руку в своей руке и говорить, говорить, говорить с ней…Ты так и не сможешь принять жизнь такой, как она есть. Я не смогу… Знаешь, плакать не стыдно. Придёт день, и она услышит тебя, откроет глаза и заговорит. Тихо, но заговорит. Ты возьмёшь её на руки, посадишь в инвалидное кресло, подвезёшь к самому большому окну. Она попросит тебя показать ей небо, облака, птиц, летающих словно Ангелы...

За спиной у Юноши – Девушка в инвалидной коляске.

ДЕВУШКА. Это похоже на падение в пропасть. И я падаю, падаю!.. Мы так и не обвенчались. Ты плохо выглядишь. Устал? Ты ни в чём не виноват. Не изводи себя. О чём я хотела тебя попросить? Я знаю, у тебя всё будет в порядке. Париж, музыка – всё к чёрту! Мне на всё наплевать, кроме тебя. Ты мне веришь? Обними меня, обними! (Юноша обнимает её.) Счастье, ты существуешь! 

В руках у Ангела фонарик, луч от которого блуждает из стороны в сторону. 

АНГЕЛ. Люди! Молодые и не очень, образованные и не очень, обеспеченные и, я бы даже сказал, бедные. О чём вы мечтаете? К чему стремитесь? Ради чего живёте, скажите? Этим ухом я слышу чуть лучше. Ничего не говорите, не надо, не врите хотя бы самим себе… (Поправляет новые крылья за спиной.) Что-то я опять начал читать мораль. Не люблю пафоса!.. Я вот смотрел на вас, слушал вас, разговаривал с вами. И вы меня не поняли, и я вас не понял. Где-то в глубине души каждый почти ангел. Жизнь этому не способствует, согласен… Что дальше? Что дальше?.. (Смотрит на лежащие на полу крылья.) Если что – вот они, крылья. Не самые красивые, но надёжные. Дарю. Летайте, если сможете, люди!..

Ангел уходит. В луче света фонарика – оставленные им крылья.







_________________________________________

Об авторе: АЛЕКСАНДР ИГНАШОВ

Кандидат филологических наук, член Союза писателей России, Союза театральных деятелей России. Руководитель секции драматургии Самарского Дома Актёра. Окончил Литературный институт им. М. Горького (семинар драматургии В.С. Розова, И.Л. Вишневской). Живёт в Самаре. Пьесы побеждали в конкурсах драматургии «Армия России: война и мир», «ЛитоДрама», «Читаем новую пьесу», «Время драмы», «Майские читки», «История.DOC», «Мелодрама. Заявка на творческий проект», «Авторская сцена», входили в шорт-листы Международного Волошинского конкурса, конкурса драматургии «Свободный театр», конкурса монопьес Российской Государственной Библиотеки Искусств. В 2014-2017 годах пьесы «Стояние Зои», «Напутственные таинства», «Нюрнберг. Скамья подсудимых», «Страсти по самозванцу» публиковались в журнале «Современная драматургия». Спектакли по пьесам «Особые люди», «Стояние Зои», «За что я всё помню?», «Чудо моё особенное», «Разве я не любила тебя?», «Гончарный круг», «Легенда о Тарасе (К Божьему порогу)», «Интимные отношения» поставлены в драматических театрах Москвы, Стокгольма, Берлина, Смоленска, Перми, Липецка, Сызрани, Орска, Бугуруслана, Уссурийска, Губахи, Ирбита и в Тольяттинском театре кукол.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 736
Опубликовано 30 апр 2019

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ