facebook ВКонтакте twitter Одноклассники
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ. Выходит два раза в месяц. Основан в апреле 2014 г.
Книжный магазин Bambook        Издательство Лиterraтура        Социальная сеть Богема
Мои закладки
/ № 125 сентябрь 2018 г.
» » Ирина Иоаннесян и Нателла Болтянская. КАКОГО ЧЕРТА...

Ирина Иоаннесян и Нателла Болтянская. КАКОГО ЧЕРТА...


(пьеса в двух действиях)


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

АННА АНДРЕЕВНА, актриса на пенсии
ВЕРОНИКА, дочь Анны Андреевны, врач
АЛЕКСАНДР, сын Анны Андреевны, писатель, профессор
МАРГАРИТА, дочь Анны Андреевны, актриса
ЧЕРТ



Действие первое
 
Сцена первая
 
Дачная гостиная, в кресле сидит Анна Андреевна, по телевизору без звука идёт передача о её великом прошлом.

АА Пусть не помнят старые о блаженной юности. Жестоко...
Ну, положим,  на свой возраст  я не выгляжу…
Ну, максимум на 66. Но такой я уже не буду никогда.
Краситься пора.
(в сторону телевизора, с обидой) а у тебя таких проблем не было
(В зеркало) А у меня нет ее проблем.
(вспоминая).  Носилась, как угорелая,
(с долей сожаления) …а теперь тихо, спокойно.
Сидишь себе на даче… на этой проклятой даче, одна. Ждешь, когда кто-нибудь соизволит о тебе вспомнить. Если не дай бог, что, чертову «скорую» не дождешься. Сдохну, как собака.
Со всеми твоими амбициями и страстями.
Со всем твоим одиночеством и радикулитом.
Откидывается в кресло, засыпает..
Черт заходит в гостиную.

ЧЕРТ: Чертова «скорая»? Позвали – прибыл.

Внимательно изучает спящую Анну Андреевну.

ЧЕРТ: «Скорая»… Да на ней воду возить можно. Здорова, как…   
(глядя наверх) Начинаем?
Голос сверху: Начинаем!

Черт щелкает пальцами, Анна Андреевна просыпается.

АА: Кто здесь?
ЧЕРТ: Черт.
АА: Вы черт?
ЧЕРТ: Не похож?
АА: Я представляла вас несколько иначе…
ЧЕРТ: Знаете, если я с рогами буду разгуливать по пейзажу, меня заметут у первого столба. (После паузы). Да черт я. Ну, правда же. Ну, включайтесь уже.
АА: Я сплю?
ЧЕРТ: Технически да.
АА: Как вы попали в мой сон?
ЧЕРТ: Это профессиональные тонкости, оно вам надо?
АА: Зачем вы приперлись?
ЧЕРТ: Со скуки! Вот - пришло в голову поболтать с вами…
АА: О моей душе?
ЧЕРТ: Тоже тема.
АА: Она еле держится в теле, вот-вот его покинет.
ЧЕРТ: Тем более. Самое время!
АА: Этот предмет еще представляет интерес?
ЧЕРТ: Товар как товар, милейшая Анна Андреевна! Все зависит от цены… А вы, как я понимаю, решили напоследок торгануть?
АА: Я? Вы же  ко мне пришли!
ЧЕРТ: Я являюсь только по вызову.
АА. Не валяйте дурака. Вам нужна моя душа. Что взамен?
ЧЕРТ: Знаете, в рай же вам все равно не светит.
АА: Сбиваете цену.
ЧЕРТ: Да! Вы ведь грешили, а с грешниками – что бывает?
АА: Попадают в ад…
ЧЕРТ: «В ад»… Какие вы все быстрые… В ад очередь многовековая! Мария Медичи до сих номерки на ладошке переписывает, в чистилище.
АА: С 16 века? 
ЧЕРТ: Ага.
АА: А я ее играла...И грехов там было - не чета мне. Что ж не в ад?
ЧЕРТ: А - ожидание казни страшнее самой казни. А то - чик, и готово. А тут - сидеть в чистилище и ждать. Даже не сидеть ,все сидячие места заняты - стоять у стеночки. В духоте, в смеси плохих духов и пота…
АА: Кошмар какой. А в рай такая же очередь?
ЧЕРТ: Откуда там очередь? Праведников с гулькин хер, извините. Их перехватывают еще на подлете. Нет, почти все в ад. Не справляемся. Некоторые - уж понятно, что злодеи, а свободной кассы нет, ха-ха!  И стой с пахучими соседями целую вечность, жди ада. Но…
АА. Ну?
ЧЕРТ: Да!  Видите ли, продажа души - это как апгрейд в бизнес-класс. Проблема ожидания решается мгновенно.
АА: Так у вас отбоя не должно быть от желающих.
ЧЕРТ: Бизнес-класс не резиновый. 
АА: Ну, в самолете иногда из эконома пересаживают, стюардессы, на свое усмотрение.
ЧЕРТ: Так я и есть ваша стюардесса! Выбранный мною пассажир получает при жизни все, что хочет, а потом летит в тартарары со всеми удобствами. Олл инклюзив. А?
АА: Заманчиво.
ЧЕРТ: Ну, так – вперед?
АА: А почему я?
ЧЕРТ: А в вас есть размах… перспектива! С вашими желаниями, я чувствую, тут будет не скучно. А я сейчас как раз склонен развлечься, понаблюдать за страстями человеческими…
АА:  Где я вам тут страстей соберу, на богом забытой даче?
ЧЕРТ: А давайте позовем гостей!
АА.  Все мои гости в могилах.
ЧЕРТ: А дети?
АА: Дети  очень заняты. Заезжают редко.
ЧЕРТ:  А вы скажите им, что вы при смерти. Прискочат как миленькие!
АА: Не думаю.
ЧЕРТ: А вот и посмотрим! Ну, давайте поиграем…
АА: Но я не при смерти…
ЧЕРТ:  Во-первых, это всегда можно устроить.
АА. Нахал!
ЧЕРТ. Вы же актриса! Пусть и бывшая…
АА: Бывших актрис не бывает.
ЧЕРТ: Вот и я про это.
АА: То есть, мы устроим представление?
ЧЕРТ: Вы!
АА: Я соскучилась по детям…
ЧЕРТ: Ну, так, начинайте  же немедленно умирать!
 
Черт щелкает пальцами, Анна Андреевна засыпает. Черт внимательно смотрит на Анну Андреевну. Достает из кармана очки, записную книжку.
(музыка)

ЧЕРТ: Так, дети. На букву «Д». Википедия, понимаешь. О!  Да тут залежи такого товара…Так: Вероника,  старшая дочь Анны Андреевны, врач
Александр, сын Анны Андреевны, профессор
Маргарита, младшая дочь Анны Андреевны, актриса...
(подходит к спящей Анне Андреевне, протягивает ей телефон)
Анна Андреевна! (Анна Андреевна просыпается)


Сцена вторая
 
Анна Андреевна берёт телефон, набирает номер.
 
АА: Вероника, это мама. (после паузы) Пока еще не случилось… Гораздо хуже, чем обычно. 
- (все эти три фразы Чёрт артикуляцией повторяет за Анной Андреевной) Хорошо. Только сразу после работы.
(Чёрт начинает расставлять тарелки) Чем быстрее, тем лучше. Ничего не надо, я просто хотела бы вас всех увидеть, вдруг потом не увижу…. (Чёрт знаками показывает торт) Привези торт.
 
 Набирает следующий номер. 

АА: Сашенька, это мама. (после паузы) Пока еще не случилось… Гораздо хуже, чем обычно. …. Пока еще не случилось …..  Да,  Вероника приедет. Но я бы хотела увидеть вас всех….
– ну, как хочешь. Я ни на чем не настаиваю, понимаю, у тебя дела...
Спасибо, Сашенька. Я продержусь до твоего приезда. Это твое решение, чувствую я себя неважно, но решай сам.
(Чёрт знаками показывает бутылку) Привези коньяк. И цветов.  (Чёрт приносит вазу) Букет. Не перепутай – букет, а не венок.
 
 Набирает следующий номер.

АА: Маргоша, это мама. (Смотрит на Чёрта, беззвучно артикулирующего ту же фразу, с которой начинались разговоры с Вероникой и Александром. Прогоняет его) Вероника уже все рассказала? Да… неважно, совсем не важно. Ты приедешь? Уже отложила репетицию? Что репетировать собиралась?  (Чёрт показывает на время, типа пора закругляться), впрочем, не важно – успеешь мне рассказать, когда приедешь. (пауза) Я постараюсь. (Чёрт приносит вазу для фруктов) Ну, привези рокфор…..Хорошо, споешь, я так давно тебя не слышала
 
Анна Андреевна садится в кресло.

АА: Ну, вот, сыграла умирающую (Смотрит в зеркало). Для умирающей у меня слишком цветущий вид.  (стирает помаду) И ничего не болит. Сорвала всех на ровном месте. (Фыркает) А что, они иначе и на похороны пришлют цветочков с доставкой. 
(Чёрту) Мне кажется, я позвонила детям. Наяву позвонила.
ЧЕРТ: Они уже в пути.
АА : Это - за мою бессмертную душу?
ЧЕРТ: Нет, пока - все за счет заведения! Не отвлекайтесь, они уже близко.
АА. А вы?..
ЧЕРТ: Я же говорю: технический канал. Меня никому не видно. 


Сцена третья

В комнату быстро заходит Вероника, бросается к маме. За ней – Маргарита. 
 
АА: А вот и девочки!
ВЕРОНИКА: Мама, какое у тебя давление?
АА: Думаю, что плохое.
ВЕРОНИКА: Сейчас померим.
МАРГАРИТА: Ты нас страшно напугала!
ВЕРОНИКА: Не разговаривайте.

Несколько секунд тишины.

ВЕРОНИКА: 125 на 85. Очень неплохо.
АА:  Я приняла твои таблетки.
ВЕРОНИКА: Когда?
АА: Да с час назад. (Маргарите): Ты привезла рокфор?
МАРГАРИТА: Конечно, привезла.
ВЕРОНИКА: Мама, тебе не стоит есть рокфор – он жирный.
АА: Мне нужны положительные эмоции.
МАРГАРИТА: Только у тебя плесень вызывает положительные эмоции.
АА: А какой торт?
ВЕРОНИКА: Киевский.
АА: (мечтательно) Киевский…
ВЕРОНИКА: Мы все помним, что ты любишь.
МАРГАРИТА: И что не любишь….. тоже помним. Поэтому без мужей. 
АА: Да, я хотела напоследок побыть со своими детьми, без чужих.
ВЕРОНИКА: Мама! мы с Максом отметили серебряную свадьбу. Он отец твоих внуков. Маргоша замужем за Денисом  уже десять лет.
АА: И Денис тоже отец моих внуков…
МАРГАРИТА: И Павел тоже отец одного из твоих внуков, но его мы точно звать не будем. Ладно…
ВЕРОНИКА: Саша уже едет. Вот-вот будет.
АА: Один?
МАРГАРИТА: Мать твоих внуков тоже на низком старте, но он едет один.
АА: Хорошо. То есть только семья.
 
Входит Александр с огромным букетом роз

АЛЕКСАНДР: Мама! Ты нас так напугала.
АА: Сашенька, какие розы… как много…
АЛЕКСАНДР: Большой актрисе большой букет.
МАРГАРИТА: А маленькой актрисе нет и маленького букета.
АЛЕКСАНДР: Маргоша, но это же не тебе плохо…
(выходит Чёрт)
МАРГАРИТА: У мамы давление 120 на 80
(Чёрт жестом останавливает склоку, начинает звучать музыка, Чёрт дирижирует)
 с таким можно в космос летать.
ВЕРОНИКА: 125 на 85.
МАРГАРИТА: В космос нельзя, но жить можно.
АЛЕКСАНДР: И это прекрасно!
АА: Раз вы все приехали, и никто пока не умирает, давайте пить чай.

Анна Андреевна делает шаг со сцены, сталкивается с Чёртом, который протягивает ей чайник и  сахарницу.


Сцена четвертая

ЧЕРТ: все собрались. Какой у нас план?
АА: У нас?
ЧЕРТ: У вас, я на подхвате.
АА: я, собственно, думала попить чаю с детьми.
ЧЕРТ: и все? Не разочаровывайте меня! Сделайте программное заявление! Сотворите сенсацию
АА: Какого рода?
ЧЕРТ: Ну расскажите им, что у них у всех разные отцы!
АА (смущаясь): у девочек один отец.

Черт с умилением смотрит на АА. Девочки за столом переглядываются.

АА:  Я уверена
ЧЕРТ: А я нет.
АА: детям стоит это знать?
ЧЕРТ: Ну, хорошо. Не хотите выдавать свои секреты, зайдите с  другой стороны. Пускай что-нибудь расскажут они. Неужели не интересно?
АА (детям) : Я так рада, что вы все приехали.
АЛЕКСАНДР: Да! так здорово – практически без повода все бросить, принестись на дачу: чай, торт, мои прекрасные девочки…
АА: Это будет замечательный вечер. Мы поговорим обо всем.
МАРГАРИТА: Обо всем -  это о чем-то конкретно?
АА: Обо всем – это о нас. Мы мало общаемся, все меньше знаем друг о друге. А я ваша мама – мне все о вас важно.
АЛЕКСАНДР: А мы твои дети, и не хотим тебя волновать пустяками.
ВЕРОНИКА: Мама, у нас все хорошо!
АА: Я знаю, но я хочу подробностей. И кусочек рокфора!
МАРГАРИТА: Рокфор. ... и - подробности
 
Повисает пауза. Чёрт, который за это время успел удобно расположиться в кресле, протягивает Рокфор.
 
АА: Кто начнет?
АЛЕКСАНДР: По старшинству?
АА: В другую сторону.  Маргоша, начнем с тебя.
МАРГАРИТА: С меня так с меня! У меня все хорошо. Просто - замечательно. Сын на каникулах в лагере, у него изумительные оценки… достижения в спорте. Ёу!
АЛЕКСАНДР: Кратко и информативно.
ВЕРОНИКА: А что ты хотел?
АЛЕКСАНДР: Мама хотела подробностей.
АА: Да, я хотела бы чего-то живого, настоящего, а не краткого отчета.
МАРГАРИТА: Вероника, ты что-то им рассказала?
ВЕРОНИКА: Я молчала как рыба!
АЛЕКСАНДР: А было, что рассказывать?
МАРГАРИТА: Мой брак в заднице и меня уволили из театра.
 
Все равнодушно открывают газеты и  начинают читать.

МАРГАРИТА: Я это сказала?
ЧЕРТ: Совершенно определенно, да.
МАРГАРИТА: Вслух?
ЧЕРТ: И очень громко.
МАРГАРИТА: Вы кто?
ЧЕРТ: Черт. Без рогов, копыт, хвоста. Одежда цивильная, нахожусь в вашем подсознании.
МАРГАРИТА: Бред какой-то.
ЧЕРТ: Не без этого.
МАРГАРИТА: Зачем я это им сказала?
ЧЕРТ: А вот это - хороший вопрос. Вы сказали это с меркантильными целями.
МАРГАРИТА: Какая меркантильность?
ЧЕРТ: Точно рассчитанная. Три минуты позора  безработной разведенкой - и пара лет бескорыстной и весьма ощутимой помощи от семьи. Это выстрел в восьмерку.
МАРГАРИТА: А почему не в десятку?
ЧЕРТ: Ты это серьезно, про десятку?
МАРГАРИТА: А вы много видели женщин, которые в момент краха шутят?
ЧЕРТ: Много. Но сейчас не об этом. Ну, десятка – это Канны, синее море, белый пароход, Ривьера, главные роли в театре и кино, глянец, муж-олигарх, дети в Оксфорде, Голливуд, Вайнштейн...
МАРГАРИТА: И из чего я могу так выстрелить? (Пауза). В обмен на душу, что ли?
ЧЕРТ: Господи, вы считаете, ваша душа – предел моих мечтаний? 
МАРГАРИТА: А что я еще могу вам предложить? …
Чёрт: Есть одна тема...

Маргарита плотоядно улыбается..

ЧЕРТ (обиженно): Вот в мыслях не было! Нимфоманка?
ВЕРОНИКА: Да!
ЧЕРТ: Так! Я на работе. Предложите мне что-нибудь особенное!
МАРГАРИТА (кокетливо): Ну, я подумаю и насчет особенного.
ЧЕРТ (с опаской): Все, все. Все! Думайте. (брезгливо вытирает руки салфеткой)
МАРГАРИТА: Я брежу.
ЧЕРТ: Да! Но пусть это осядет в вашей голове. Еще увидимся.
МАРГАРИТА (Монолог на авансцене): Тело, значит, чёрт не хочет… Чёрта-с-два! Всегда хотелось   всем… и все доказать. И ведь пыталась....Тренинги, йога, семь пластических операций. А таланта не прибавилось. Я - ухудшенная мамина копия. Чертова злость - единственное, что мешает  сдаться. Вопрос в том, что у меня  нет ничего своего. Средней паршивости, средней товарности. Тридцать три года.... Вот ноги у меня хороши. Как последний аргумент.
АА: Семья и карьера одновременно рушатся, бедная моя девочка. Я могу позвонить директору театра.
ВЕРОНИКА: Могу поговорить с Денисом, я предлагала.
АЛЕКСАНДР: Я уезжаю в командировку на полгода – ты можешь жить в моей квартире.
МАРГАРИТА: Спасибо, дорогие. Спасибо. Я тронута. Мне нужно переварить это, я вообще никого не хотела грузить своими проблемами. Но правда – спасибо.
АА: Все будет хорошо, Маргоша, обязательно!
МАРГАРИТА: Да, обязательно будет. Вопрос цены этого «хорошо»... Саша, ты уже начал свою историю. Куда едешь?
АЛЕКСАНДР: В Париж. Если быть точным, в Сорбонну. Буду читать курс русской современной литературы. А Ольга и дети уезжают в Штаты – Ольга будет читать курс лекций в Бостоне.
АА: Вы едете в разные стороны?
АЛЕКСАНДР: Мама, порадуйся, что я буду читать лекции в Сорбонне - и не огорчайся, что мы с Ольгой решили взять паузу...
МАРГАРИТА: Покой нам только снится. Я думала, у тебя идеальный брак.
АЛЕКСАНДР: Он практически идеальный.
ВЕРОНИКА: Настолько идеальный, что вы будете продолжать его в разных странах?
АЛЕКСАНДР: Мы не разводимся – это пауза.
ЧЕРТ: Привет! Я Черт. Без рогов, хвоста и копыт. Одет цивильно,  нахожусь у вас в голове.
АЛЕКСАНДР: Только у меня?
ЧЕРТ: Я кочую, но сейчас - у вас.
АЛЕКСАНДР: Чем обязан?
ЧЕРТ: Пока ничем. Но обязательства могут образоваться в любой момент.
АЛЕКСАНДР: Я по самые уши в обязательствах – супруга, дети, кафедра, мама, сестры, даже издательству должен сдать монографию.
ЧЕРТ: Все это решаемо, как вы понимаете.
АЛЕКСАНДР: Ну,  а вы сейчас предложите мне  безграничную свободу в обмен на душу? Один короткий росчерк, и я свободнее ветра? Подписывать - кровью?
ЧЕРТ: Идите вы в Сорбонну со своими книжными представлениями! «Фауста» начитались. Во-первых, никакого кровопролития. Достаточно рукопожатия, а можно вообще по мейлу.  Вопрос-то в другом. Что такого особенного в вашей душе, что стоит моих усилий? Вы что – гений, еще не явленный миру? Или у вас есть такие сладкие грешные намерения, которые стоят ада?
АЛЕКСАНДР: Нормальные грехи, как у всех, а вы чего хотели?
ЧЕРТ: Да в том и дело, что от этих нормальных грехов тоска зеленая! Выпил – потрахался – бросил – выпил… За этот цирк платить бессмертной душой – увольте!  Неужели ничего оригинального? Ну, найдите же в себе что-нибудь эдакое…
Александр (сухо): Чего ради?
ЧЕРТ: Ради эксклюзивного контракта!  Безграничная свобода. Невероятные возможности.
АЛЕКСАНДР: Какие? Это же вы ко мне явились… Говорите!
ЧЕРТ: Я не агитатор. Я являюсь только тем, кому это нужно.
АЛЕКСАНДР: Ну, так сформулируйте, что именно вы предлагаете!
ЧЕРТ: Я предлагаю заглянуть в себя.  И выкупить себя у времени, пока не поздно.  Вы же понимаете, что однажды все закончится.
АЛЕКСАНДР: Естественно, закончится. И рай, в любом случае, не  мой пункт назначения.
ЧЕРТ:  Пункт назначения вы можете ждать веками.
АЛЕКСАНДР: Отлично.  Я не спешу.
ЧЕРТ: Это вы сейчас так говорите. А ждать придется в обстоятельствах, которые вы больше всего ненавидите.
Помните, как вы картошку в армии чистили, оловянной ложкой? Когда у вас ножи отобрали, после ЧП. А?  Так этой картошки будет на пару веков. Слушайте, я ведь знаю все, чего вы терпеть не можете! (даёт Александру салфетку) Все будет в комплекте и бесконечно.
АЛЕКСАНДР: И это – в ожидании ада? Что же тогда сам ад?
ЧЕРТ (весело): А вот это уже и неважно!
АЛЕКСАНДР: Лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Спасибо, я подумаю.  (возвращает салфетку Чёрту)     
ЧЕРТ: Думайте быстрее. Увидимся.
АЛЕКСАНДР: ну, что сказать, все уже было и в лед, и в мед... строевым ходил, барышень пощелкал, и вдруг такой казус... Сначала все заслужить и не получить, а потом продать товар сомнительной ликвидности - и получить все... Книгу хорошую написать, не торопясь...

Александр возвращается за стол.
 
АЛЕКСАНДР: Я не исключаю, что пауза может затянуться, но куда-то мы вырулим. Пока я сосредоточусь на преподавании, и мне надо закончить книгу.
АА: Сашенька, карьера для мужчины всегда приоритетнее семьи. Ты все правильно делаешь.
МАРГАРИТА: Сашенька всегда все делает правильно.
ВЕРОНИКА: Как у вас все просто. Карьера, семья, дети – для всего свое место. Все черное и белое.
АА: мне кажется, Никочка, что тебе тоже захотелось высказаться.
МАРГАРИТА: Я  вся  внимание, доктор Ника.
ВЕРОНИКА: А я выскажусь. Я живой человек.
АЛЕКСАНДР: Ты прекрасный врач, ты прекрасная мать, жена, дочь, сестра в конце концов. Ты вообще безупречна, в отличие от всех нас.
ВЕРОНИКА: Я не безупречна. Я очень и очень небезупречна. Я вчера потеряла историю болезни пациента…
АА: Ника, люди теряют гораздо более ценные вещи. Включая веру в человечество.
ВЕРОНИКА: Я не люблю свою работу, меня бесят мои дети, у меня уже десять лет есть любовник, а у Макса роман с секретаршей. Но мы оба делаем вид, что ничего не знаем! Мы ответственные люди! И у меня безумно тяжело проходит климакс!
ЧЕРТ: Это было ярко!
ВЕРОНИКА: Это было болезненно, но необходимо. Осточертело быть семейным совершенством!
ЧЕРТ: Понимаю.
А.А Да ни черта ты не понимаешь!
ВЕРОНИКА:Черти теперь ходят в цивильном?
ЧЕРТ: Давно.
ВЕРОНИКА: А стучать в чужое подсознание не принято?
ЧЕРТ: Ну, тук-тук. (выразительно стучит по столу)
ВЕРОНИКА: Заходите.
ЧЕРТ: И снова здравствуйте! Итак, вы хотите не чувствовать вины и стыда.
ВЕРОНИКА: О, если бы…
ЧЕРТ: Я могу предложить вам необыкновенную легкость души в обмен на…
ВЕРОНИКА: Ее саму. Вернее, в обмен на то, что от нее осталось.
ЧЕРТ: Не будет умирающих больных, громко тикающих часов, ночных звонков… Не будет вины и стыда. Макс будет любить только вас, а вы его. Ни дети, ни мама не дадут ни единого повода для беспокойства.
ВЕРОНИКА: И никакой тоски, что все сделано не так?
ЧЕРТ: Ни малейшей.
ВЕРОНИКА: И никакой злости? Никакого сомнения?

Черт жестом подтверждает ее слова.

ВЕРОНИКА: Но это буду уже не я! Идите к черту!
ЧЕРТ: Мне некуда идти. А вам – есть.
ВЕРОНИКА: Нет. Я хочу жить и умереть самой собой.
ЧЕРТ: Ну и дура! То есть (встает, кланяется). Мадам, ценность вашей души растет просто на глазах. Прямо-таки становится интересно вас совращать.
Вероника (угрюмо): Хоть кому-то стало это интересно….
ЧЕРТ: Кончайте ломать комедию. Вы умная трезвая баба, которую все достало. Все, что достало, я уберу. И у вас останется огромный кусок счастливой жизни. Ну?
ВЕРОНИКА: Я согласна. Мы, чертовы климактерички, быстро меняем решения! Я найду, что вам предложить. Где подписать?
ЧЕРТ: Я вас оставлю ненадолго; вернусь с контрактом. Подумайте о деталях. О деталях подумайте.
ВЕРОНИКА: (телефон) да (пауза). Да, слушаю….. Ну, привозите завтра вашего гения, будем работать,…. когда гастроли?..... Ну, это мы его поставим на ноги, не волнуйтесь…. только смотрите, чтобы к вашему приезду уже были деньги, тогда мы все быстро оформим. И позвоните моему секретарю, чтобы готовила бумаги (кладет трубку)…….Детали удручающие. Ну, творцы - наркоманы не проблема. С этим я вполне успешно работаю. Со своими собственными проблемами - хуже. Сплю с двумя алкоголиками, и ни разу в жизни не то что на игле не сидела, даже толком не напивалась. Один любимый мужчина изменяет мне с женой, другой с любовницей, а я пытаюсь быть верной... им обоим... Желания мои не высказаны, и никто их не угадывает. Зато мой черт реален, хоть и без хвоста.
АА: Климакс – это многое объясняет. Когда у меня начался климакс, я была просто сама не своя.
ВЕРОНИКА: прости, мама, я не должна была тебя нервировать. Так получилось.
МАРГАРИТА: Какое-то неидеальное семейное чаепитие получается.
АЛЕКСАНДР: Мне кажется, мы уже все сказали достаточно.
АА: Мне кажется, я еще вообще ничего не сказала…
Возможно, это последняя гастроль… Я еще ничего не сказала. Но я скажу!...Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя видеть глазом – словом, все жизни, все жизни, все жизни....

 
Сцена пятая
 
Появляется Черт.

Все хором: Черт?
ЧЕРТ: Здрасьте всем. Простите, что прерываю ваше семейное мероприятие на самом интересном месте, но все начало развиваться до боли банально. Один стриптиз души, другой стриптиз души… Какой-то просто авторское кино... Не хватает экшена, не хватает.
АА: И это не мой сон?
ЧЕРТ: Это вообще не сон. Просто: познакомившись с каждым из вас, я позволил себе присоединиться к вечеринке.
Маргарита, не положите мне кусочек?
АА Сладкое вредно!

Маргарита кладет кусок торта на тарелку и протягивает его черту.
 
ЧЕРТ: Благодарю вас.
Знаете, я слушал ваши излияния… Не цепляет, вот не цепляет, и все! Я пытался вести с вами индивидуальные разговоры… но опять банальности… Вероника, еще кусочек, пожалуйста? Александр, вы не возражаете, если я отхлебну из вашей чашки?
 
Вероника протягивает торт, черт забирает чашку Александра и продолжает.
 
ЧЕРТ: Так, о чем я? Ах, да – банальность. Одна хочет бабок и успеха, второй свободы, третья – гармонии с собой… Такой отстой.
АЛЕКСАНДР: В мире всего порядка двадцати семи оригинальных сюжетов, остальное -  вариации на тему.
ЧЕРТ: Не могу не согласиться.  Да все и хотят более или менее одного и того же… Любви, богатства, здоровья… Вечной молодости. Да, Анна Андреевна?
АА: Молодость невозвратна.
ЧЕРТ: Ошибочное суждение. Все вопрос цены.
АА: Вы готовы обменять мою душу на вечную молодость?
ЧЕРТ: Вашу душу - на вечную молодость? Плохая сделка. Ваша душа не представляет для меня такой ценности. А вот молодость – это товар! Очень конвертируемый, ходовой товар. Актриса вы отличная, а в молодом теле еще сколько сыграли бы... И дети выросли, беспокоиться не надо.
АА: Стыдно признаться, они так меня раздражали в детстве. Ну, просто руки были связаны. Ника все время болела
ВЕРОНИКА: Ну, ты не сидела у моей кровати, не надо.
АА: Да я рвалась на куски, чтобы успеть и на съемки, и в театр, и лекарства достать, ни черта ж не было.
ЧЕРТ: Да я помню,
ВЕРОНИКА: Как я плакала и просила тебя забрать меня из чертова санатория! А ты говорила «завтра» и исчезала на несколько дней!!!
АА: У меня были съемки...
ВЕРОНИКА: У тебя был роман
АА: Не было у меня тогда романа. Жуть была. Она болеет, папа защищает диссертацию, я крутилась, как уж на сковородке.
ВЕРОНИКА: Зачем вообще рожать детей, если у тебя карьера?
АА: Я любила их. (Твердо) И люблю. И всегда делала все возможное
ВЕРОНИКА: Именно поэтому ты не дала мне уехать!
АА: Вспомнила!  (Черту).  Ей 18 лет, у нее безумная любовь с мальчиком из еврейской семьи…
ЧЕРТ. Да я в курсе.
АА. Он хочет уезжать, и она за ним!
ВЕРОНИКА: Я до сих пор жалею, что не уехала! 20 лет коту под хвост! Но я нашла его, и он мой! ... любовник.
АА: Ну, видишь, никуда он от тебя не делся.
ВЕРОНИКА: Мама, это я должна была решать! А не ты! Я его любила! Никогда тебе не прощу.
АА: Именно поэтому ты немедленно влюбилась в Макса.
ВЕРОНИКА: От отчаяния.
АЛЕКСАНДР: Ну, девочки, дело прошлое, успокойтесь.
ВЕРОНИКА: А ты что, забыл, как мама тебя пихала на экономическое отделение?
АЛЕКСАНДР: Ну, не запихала же!
ВЕРОНИКА: Ага! Я помню, как ты ей толкал свои безумные лингвистические идеи… что-то там про лексические строи в молитвах, а она смеялась и говорила, что мужик должен зарабатывать деньги!
АЛЕКСАНДР: Ну, я же сделал по-своему.
ВЕРОНИКА: Но денег на университет она тебе не дала, и ты загремел в армию.
АА. «Она»!
АЛЕКСАНДР: Я сделал то, что хотел, и ничуть не жалею.
АА: Ты правда не жалеешь?
АЛЕКСАНДР: Мама, ну я же мужик. Я не хотел идти у тебя на поводу. Заплатил за это и точка. И вообще... нужна была пауза.
МАРГАРИТА: Которая стоила тебе двух лет в этой грёбанной дыре у черта в жопе!
ЧЕРТ (подавившись куском торта и с трудом проглотив): Я бы попросил.
АЛЕКСАНДР: Я не имею к маме никаких претензий. Я сам поступил в университет после армии, и все ее действия меня только закалили. Вопрос закрыт.
МАРГАРИТА (вскакивая): А у меня не закрыт.
АА: У тебя-то какие претензии? Вот уж кто получил все дивиденды...
МАРГАРИТА: Мама, ты понимаешь, что я плохая актриса?
АА: Ты хорошая актриса. Но не театральная. Ты… Айседора Дункан.
МАРГАРИТА: Какая Дункан! что ты… мелешь! Ты б меня отговорила, черт возьми. Я же не способная…
АА (ехидно): Это поэтому тебя теперь за блядки увольняют?
МАРГАРИТА: Мама, я подражала тебе с детства!
АА: И шла, как по маслу! Все было схвачено!
МАРГАРИТА: Мама, зачем? Я не актриса театра. Зачем ты меня обрекла на это?
АА: Ну, просто Сара Бернар! Ты что, в текстильный институт хотела?
Маргарита. Я?

Пауза. 

ЧЕРТ: Милые дети. Такие внимательные. Примчались к смертному одру мамы… Мама! Что будем с этим делать? 
АА А вот что. Я, ребятки, отметаю все существующие и несуществующие претензии. (Черту) Эксклюзива хочешь? Ну, получи эксклюзив. Я предлагаю тебе души всей моей семьи.
ЧЕРТ (понимающе): За вечную молодость?
АА: Ма-ла-дец.
ЧЕРТ (быстро вынимает из кармана бумагу и ручку, кладет перед АА): Вот здесь, где галочка.
ВЕРОНИКА: Что это?
ЧЕРТ: Оформление документов.
АЛЕКСАНДР: Вы хотите забрать мамину душу?
ЧЕРТ: Саша, вы невнимательны. Я предлагаю любезной Анне Андреевне все в обмен на всех.  Всех вас. Троих. Как-то так.
АА: Это я предлагаю.
ЧЕРТ (примирительно): Мы предлагаем.

У черта звонит телефон.  

ЧЕРТ: На связи. Почему нельзя?  Ну, так они не чужие - это ж дети! В рамках семейного обмена… Ну, хорошо, а чьей это компетенции? Ну, давайте, решайте скорее, у меня люди ждут.  (Анне Андреевне). Я отлучусь ненадолго. ( забирает бумагу)
Вероника, Александр, Маргарита (хором): Мама!

Анна Андреевна быстро уходил, дети застывают.
 
ЧЕРТ (Монолог на авансцене) передразнивая: Мама… (Глядя вверх).  Папа!.. Предают всегда свои. Уж я навидался этого  - вот! Братья, дети, первые секретари… А мое дело – обеспечить процесс с технической стороны. Не судите строго.  Я - интендант, снабженец, коммивояжер. Судя по толпе в чистилище – справляюсь. (детям) Свободны.
(зрителям) Антракт.
 
ЗАНАВЕС

Конец первого действия


 

Действие второе

Сцена шестая
 
Та же гостиная на даче Анны Андреевны. Стол, за которым втроем сидят Вероника, Маргарита и Александр.  Курят.
 
МАРГАРИТА: Саша, ты собираешься пить?
АЛЕКСАНДР: А у тебя есть какие-то возражения?
ВЕРОНИКА: Маргоша, Саша пьет в любой стрессовой ситуации.
МАРГАРИТА: Ситуацию, в которой наша мать обменивает наши жизни на мифическую вечную молодость ты называешь стрессовой?
АЛЕКСАНДР: Кто будет коньяк?
ВЕРОНИКА: Все будут коньяк. И да, Маргоша, это стрессовая ситуация.
МАРГАРИТА: Стресс – это когда ты застаешь мужа с любовницей, стресс - это когда ты теряешь кошелек, стресс- это когда тебя выкидывают с работы… а это не стресс. Это конец всего! Армагеддон гребанный. Я не буду с вами пить!
АЛЕКСАНДР: Не пей. Не вижу ничего плохого в том, что ты встретишь Армагеддон на трезвую голову. А я выпью.
ВЕРОНИКА: И я выпью. Не каждый день твоя мать …
Вероника замолкает, и они с Александром выпивают, не чокаясь.
МАРГАРИТА: мне одной кажется, что мы должны что-то делать? Как-то бороться за себя?
АЛЕКСАНДР: Мама хочет быть молодой и готова платить нами. При всем абсурде, это логично...
МАРГАРИТА: И ты с этим согласен?
АЛЕКСАНДР: Меня никто не спрашивал.
ВЕРОНИКА: А если бы спросили? Если бы тебя спросили - ты готов купить маме молодость ценой своей души или жизни, или что там в этих бумагах?
АЛЕКСАНДР: Меня никто не спрашивает, как и тебя, как и Маргошу.
МАРГАРИТА: Мы должны поговорить с мамой.
АЛЕКСАНДР: Она уже все решила. Дело сделано. Мы можем пить.
МАРГАРИТА: Тогда, надо поговорить с чертом. Это нечестно.Это не по правилам. Он может покупать ее душу в обмен на ее желания. Но не наши. Мы тут не при чем.
ВЕРОНИКА: Маргоша, ты кому сейчас хочешь пожаловаться?
МАРГАРИТА: Кому угодно! Я хочу, чтоб этот дурдом кончился! Чертей не существует!
 
В этот момент входит Чёрт. 

ЧЕРТ: Постыдились бы, ей-богу! Детский сад какой-то. (забирает вазочку с чипсам, ест. Уходит, не закрыв дверь.)
АЛЕКСАНДР: По-моему, в этом что-то есть – Черт не согласен с тем, что чертей не существует. Маргоша, может, всё-таки выпьешь?
МАРГАРИТА: Да пошел ты, фаталист хренов.
ВЕРОНИКА: А что вообще с нами будет? Куда мы попадем? В ад?
АЛЕКСАНДР: Ну, по логике вещей – да.
ВЕРОНИКА: Я врач! Я не верю ни в рай, ни в ад.
АЛЕКСАНДР: Да, но черт ходит по нашей даче, а мама променяла нас на вечную молодость.
МАРГАРИТА: Я не хочу гореть в аду (пьёт из графина).
АЛЕКСАНДР: А говорила, что не будешь пить.
МАРГАРИТА: Я много чего говорила. Я говорила, что буду лучшей в мире Офелией, что не буду изменять мужу, так что, если ко всем моим невыполненным обещаниям добавится то, что я выпила, когда не собиралась, то  - что мне черт за это сделает? Оштрафует?
ВЕРОНИКА: Спой, Маргоша. Все равно сидим накануне вечности и ничего не можем сделать.
АЛЕКСАНДР: Спой!
МАРГАРИТА: Совсем мы тут рехнулись.
Вероника. Спой. Пожалуйста.
МАРГАРИТА: Хрен! Станцую.
ЧЕРТ (появившись к концу танца).  Это было неплохо. И почти на трезвую. Неужели вас выгнали из театра?
МАРГАРИТА (с вызовом). Из театра меня выгнали за блядство, а не за бездарность!
(в углу комнаты появляется АА)
ЧЕРТ: Из театра - за блядство? Респект.
ВЕРОНИКА: А я хочу спеть!
МАРГАРИТА: Ты?
ЧЕРТ: У нас сегодня вечер открытий.
ВЕРОНИКА:. Я хочу, чтобы мама услышала это.

АА подойдя к Веронике.

АА: Пой, Ника. Я здесь.
ЧЕРТ (немедленно появляясь напротив). Так и я здесь.  

Вероника поет романс. 

Как исполнялось па -
На выдохе, навзрыд…
Как рана заросла,
А шов еще болит.

Как действовал наркоз
Как плавился бетон,
Как вышел на помост
Великолепный клон.

Как вытекла слеза
Сквозь ржавчину ресниц,
И кончилась гроза,
А гром еще гремит.

Как ставка высока.
Как правил нет в игре.
Как двигалась рука
К наброшенной петле.

Как выла тишина,
Как схлопывался свет.
Надеждой кошелька
Был Франклина портрет.

Как все теряло смысл
И превращалось в мат,
Как отступался быт,
И подступался ад.

 Как безразличье глаз
Сменялось пустотой.
Как жизнь сливалась в фарс.
Как сыпался герой.

Как был незначим рай
И значимо такси.
Никто не выбирал
Счастливого пути.

АА: В семье могло быть три актрисы.
ЧЕРТ: У меня крепнет ощущение, что тут кто-то еще на что-то надеется. Да?
Александр. Я понимаю, как странно это звучит, но может быть, вы проявите милосердие?
ЧЕРТ: Я не шизофреник. Милосердие это не ко мне!
АЛЕКСАНДР: Не оставь, Господи, не оставь. Помилуй и прости меня, мою семью, мою мать. Сними, Господи, проклятие с меня и со всего моего рода. Отпусти, Господи, грехи наши. 
ЧЕРТ (прерывая Александра): Аминь.
ВЕРОНИКА: Нам надо поговорить с мамой.
ЧЕРТ: Свидание пять минут.
МАРГАРИТА: Она нас не услышит.
АЛЕКСАНДР: Надо попробовать.
ЧЕРТ: Время пошло.
(тикают часы) 


Сцена седьмая

Тишина. 

АЛЕКСАНДР: Я схожу за ней.
МАРГАРИТА: В голове не укладывается. Не укладывается.
ВЕРОНИКА: Значит, оставь за пределами головы.
МАРГАРИТА: Как это все будет – раз и темнота?
ВЕРОНИКА: Понятия не имею. Никогда не была в аду.
МАРГАРИТА: А мама знает? Ну она же должна понимать куда она нас отправляет?
ВЕРОНИКА: Если бы понимала, она бы этого не делала. Это такое проявление деменции – острое желание счастья. Счастье для нее - молодость, ей все помнится чудесным… Никакого одиночества, никаких болей…
МАРГАРИТА: Какое интересное проявление деменции – отправить своих детей в ад…
ВЕРОНИКА: Ну... вот такое. Защитить диссертацию на эту тему я уже не успею.
 
Входит Александр и под руку с ним Анна Андреевна.

АЛЕКСАНДР: А вот и мы.
АЛЕКСАНДР: Мама, чай или коньяк?
АА: Коньяк! Где чёрт?
МАРГАРИТА: Тебе нас мало?
АА: У него контракт.
МАРГАРИТА: Явится, никуда не денется.
АЛЕКСАНДР: Мама, я хочу выпить за тебя. За твою спонтанность, непредсказуемость. За способность удивлять!
МАРГАРИТА: За мамину способность удивлять!
ВЕРОНИКА: Салют!

Все не чокаясь и выпивают.

АА: А я так рада, что вы все сегодня приехали. Получился очень приятный вечер – цветы, торт, романсы под гитару… За это стоило продать душу.
Как жаль, что ваш папа этого не видит.
Вероника. Вот бы порадовался!
АЛЕКСАНДР: Ника, не надо.
АА: Сашенька, а что черт предлагал вам?
АЛЕКСАНДР: Каждому свое. Мне свободу.
АА: А тебе, Ника?
ВЕРОНИКА: Мне - легкость существования.
АА: Маргоша, тебе что?
МАРГАРИТА: Карьеру, Ривьеру… Далее везде.
АА: Ты согласилась?
МАРГАРИТА: Я всерьез задумалась. Думаю, согласилась бы в итоге.
АА: А ты?
АЛЕКСАНДР: Я взял тайм аут, но думаю, что подписал бы.
АА: Вероника, а ты?
ВЕРОНИКА: Я согласилась сразу. Я так устала от ответственности. Согласилась.
АА: Вы все согласились отдать души!
АЛЕКСАНДР: Слаб человек.
ВЕРОНИКА: По крайней мере, мы не предлагали ему чужие души
МАРГАРИТА: Мы вообще не успели ничего предложить.
АЛЕКСАНДР (философски): Кто-то должен был начать…
АА: Где черт?
ВЕРОНИКА: Появится твой чёрт, никуда не денется.
АА: Я подустала. Пока не получила свою вечную молодость, отдохну, пожалуй.
 
Анна Андреевна уходит и садится в кресло.

 АА: Я действительно люблю вас, дети.

В углу комнаты появляется черт.
 
ЧЕРТ: Ну? Как поживают семейные ценности?
АЛЕКСАНДР: Как вы смеете?
ЧЕРТ: Что вы кипятитесь… теперь-то?
МАРГАРИТА: Черт, а черт!
ЧЕРТ: Слушаю вас.
Маргарита. А почему ты не выслушал альтернативные предложения? Может быть, они бы тебе понравились больше.
ЧЕРТ: Может быть. Но кто не успел, тот опоздал. У нас – так!
ВЕРОНИКА: Стоп. Я старшая. Где контракт?Я согласна.
ЧЕРТ: На что?
ВЕРОНИКА: Вся семья - в обмен на решение моих проблем!
МАРГАРИТА: Минуточку…
АЛЕКСАНДР: Ника!
ВЕРОНИКА: А что Ника? Я у вас всю жизнь благородная старшая сестра. Идите наконец в жопу.
АЛЕКСАНДР: Ника!!!
МАРГАРИТА: Минуточку, я предлагаю…
ВЕРОНИКА (перебивает): Всю семью, плюс Максову секретаршу, блядь такую, плюс моего любовника. И соседку, за которой я присматриваю.
ЧЕРТ: Это просто шведский стол!
МАРГАРИТА: Всех любовников и двух собак
АЛЕКСАНДР: Девки, вы охренели. (В сторону)
ЧЕРТ: Алексндр, я не понял, Вы что тут, лучше всех? Господи не оставь... А как же: свой приход, служение, религия. Ещё не поздно вернуть все, от чего вы отказались двадцать лет назад.
АЛЕКСАНДР (потерянно): Стать священником - по чертову велению?
ЧЕРТ: Сколько угодно случаев.
МАРГАРИТА: К черту всё!
ВЕРОНИКА: Всех моих пациентов!
МАРГАРИТА: Гримёров, костюмеров, зрителей!
ВЕРОНИКА: Отдаю моих корги!
МАРГАРИТА: И моего хомячка!
ЧЕРТ: Господи, хомячка то а что?
АЛЕКСАНДР: А еще не поздно? Священником…

Из руки у АА падает стакан.

ЧЕРТПоздно.
 

Сцена восьмая
 
Вероника медленно подходит к креслу, наклоняется над АА. Трогает пульс.

ВЕРОНИКА: Не дышит.
МАРГАРИТА: Как? Не дышит?
ВЕРОНИКА: Она умерла.
МАРГАРИТА (вскрикивает): Мама! Вероника, …
ЧЕРТ: Врачам тут делать уже нечего. Поверьте. Поезд ушел.

Пауза. 

АЛЕКСАНДР: А как же – ее вечная молодость?
ЧЕРТ: Не будет вечной молодости.
МАРГАРИТА: А как же ад? 
Александр: Контракт..  Мы в обмен на…
ЧЕРТ: Ах да! Контракт! Минуточку...Контракт она выполнила. Всё в обмен на всех. Освободила вас от себя - и ушла.
МАРГАРИТА: В ад?
ЧЕРТ: Не знаю. Суд – не моя епархия, слава богу.
АЛЕКСАНДР: И что?
ЧЕРТ: Ничего. Всем спасибо, все свободны.
ВЕРОНИКА: А мама?
ЧЕРТ: Мама умерла. Строго согласно контракта.
АЛЕКСАНДР: И ничего нельзя сделать?
ЧЕРТ: А что вы можете? Что вы можете теперь мне предложить?
АЛЕКСАНДР: Видимо,  уже ничего.

Смотрит на каждого из троих. Звонит телефон.
 
ЧЕРТ: На связи. Да. Всё готово. Что? Какой  «второй»? Зачем им второй шанс? Я же... Понял. Я Вас услышал. Исполняю. На завтрак у папы милосердие. Свободны. Пошли вон!
Маргарита, Александр и Вероника уходят.
ЧЕРТ (разочарованно): Обманула... Анна Андреевна....

Черт включает телевизор, убирает в приводит в порядок комнату, возвращая все предметы на то же место, где они стояли в первом акте, Смотрит вверх…

ЧЕРТ: Готово!  (наверх)
Голос сверху:  Попробуем ещё раз.


Сцена девятая

АА просыпается.

АА (еще в полусне): Кто здесь?

Вбегают Вероника (явно из Израиля, с израильскими пакетами дьюти-фри), Маргарита (просто и строго одетая) и Александр в рясе. 

АЛЕКСАНДР: Мама!
ВЕРОНИКА: Мы полдня тебе звоним, ты не берешь трубку.
МАРГАРИТА: Как ты?
АА: Я спала. (Раздраженно). А какого черта вы так долго не приезжали? Из-за кулис выходит черт, укоризненно разводит руками.

ЗАНАВЕС







_________________________________________

Об авторах:


ИРИНА ИОННЕСЯН

Драматург, продюсер. Родилась в Москве. Окончила Московский Государственный Университет Нефти и Газа им Губкина по специальности «Экономика», Московскую Государственную Юридическую Академию им Кутафина по специальности «Юриспруденция», МВА Высшей Школы Экономики по специальности «Стратегический менеджмент». С 1996 по 2009 года занималась антикризисным управлением. С 2009 года живет в Лондоне. В 2017 году создала продюсерскую компанию Stage RC. Автор двух книг рассказов, трех пьес.


НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ

Автор-исполнитель, певица, гитаристка, журналистка, поэтесса, композитор, музыкант, радиоведущая, телеведущая. Ведёт эфир на радиостанции «Эхо Москвы» (интервью с гостями, передачи «Именем Сталина», «Авторская песня», «Народ против», «Особое мнение»). Вела телепрограммы: «Я шагаю по Москве» (канал «Столица», 1997), «На свежую голову» (ТНТ, 2000—2001), «Дата» (ТВЦ, 2002), «Ночные музы» (НТВ, 2003—2004), «Особое мнение» (Эхо-ТВ, с 2005), «Аплодисменты» (ВКТ, 2007). Тесно сотрудничала с «Голосом Америки». Публикует статьи в Ежедневном журнале. Член общественного совета Российского еврейского конгресса.скачать dle 12.1




Наверх ↑
Поделиться публикацией:
2 142
Опубликовано 02 сен 2018

ВХОД НА САЙТ