ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Дмитрий Плакс. ТАНГО

Дмитрий Плакс. ТАНГО


(пьеса)


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ОН – стюард, полный молодой человек, 30 лет
ОНА – пассажирка, невысокая девушка, 30 лет
Место действия: паром, например, Турку-Стокгольм
Время действия: вечер-ночь-раннее утро



Сцена 1

 /порт, корабль, шаги, чемоданы на колесах, пищат замки, хлопают двери, люди заселяются в каюты.  КРУПНЫЙ ПЛАН: писк замка, открывается дверь каюты/

 
ОНА. О, блин... /дверь, шаги/
ОНА. Секунду, секундочку! /ускоряет шаги, коридор/
ОН. Да?
ОНА. Вы... вы тут работаете, правда?
ОН. Да.
ОНА. Вы не могли бы пройти со мной, я хочу вам кое-что показать. В каюте.
ОН. Да конечно. Что-то не так?
ОНА. Пойдемте, пойдемте. /шаги, замок, дверь, ОБЩИЙ ПЛАН/
ОНА. Вот.
ОН. Э-э-э... Да?
ОНА. Я заказывала каюту для некурящих.
ОН. У нас все каюты для некурящих. Курить можно только на верхней палубе.
ОНА. Тем более.
ОН. Тем более - что?
ОНА. Тем более я хочу поменять каюту.
ОН. Э-э-э... Почему?
ОНА. Потому что ЭТА каюта - для курящих.
ОН. У нас нет кают для курящих, у нас –
ОНА. /перебивает/ А это что?
ОН. Э-э… Где?
ОНА. Вот тут, тут!
ОН. М-м-м...
ОНА. Вот, смотрите, да вот же, на полу, прямо у вас под носом!
ОН. А, это… Это пачка.
ОНА. Это не просто пачка, это пачка сигарет. Початая пачка. Эта каюта – для курящих.
ОН. У нас нет кают для курящих...
ОНА. Тогда откуда тут эта пачка?
ОН. Я не знаю, может выпала из мешка для мусора. Когда прибирали каюту - верхнюю палубу обычно убирают сначала, а там можно курить, ну и... вот, может выпала...
ОНА. А запах? Тоже "выпал"?
ОН. Я не чувствую никакого запаха.
ОНА. Не чувствуете... Вы курите?
ОН. Нет, наша компания не нанимает на работу курильщиков.
ОНА. /ядовито/ Тогда вам нужно обратиться к доктору. Такое серьезное нарушение обоняния может быть симптомом какой-нибудь ужасной болезни. Я хочу поменять каюту.
ОН. У нас нет свободных кают.
ОНА. Вы шутите? Я, пожалуй, повторю отчетливей, для особо талантливых: Я заказывала каюту для некурящих. В этой каюте курили. Тут лежит пачка сигарет. Значит эта каюта для курящих. Понятно?!
ОН. /нагибается, кряхтя, поднимает пачку с пола, целлофан, распрямляется/ Уже нет.
ОНА. Что «нет»?
ОН. Уже не для курящих.
ОНА. Что вы имеете в виду?
ОН. Вы сказали, что каюта для курящих, потому что тут лежит пачка сигарет, так? Ну вот. Пачка больше не лежит. Каюта – для некурящих.
ОНА. /задыхается от возмущения/ Вы… вы… вы… я… вы… /выбегает из каюты, дверь/



Сцена 2

/быстрые шаги по коридору, глухие звуки музыки, тяжелая дверь, за дверью – танго. Может быть, KariKuuva, ”TangoPelargonia”/

КРУПНЫЙ ПЛАН: танго в большом танцевальном зале, скользят пары, шорох подошв, дыхание.

/дверь, крупный план/

ОН. Извините… можно вас на минутку? /дверь, выход, музыка остается за дверью/
ОНА. Что это?
ОН. Ваша карточка. Ключ. Вы забыли, выронили ключ. Я подумал…
ОНА. Нет, то есть, да, спасибо… Но что это?
ОН. Ну, ключ… двери…
ОНА. Да-да, нет… вот это, там? /стучит по двери/
ОН. А. Это танго.
ОНА. Какое танго?
ОН. Финское.
ОНА. Финское? Но… зачем?
ОН. Ну… заполнять пустоту.
ОНА. Пустоту?
ОН. Знаете что, пойдемте со мной. Тут на третьей палубе есть бар.
ОНА. Пойдемте… а вам можно? В смысле, вы же сотрудник.
ОН. Ну, это уже не ваши проблемы, правда.



Сцена 3

/бар, тихо играет танго, напримерTopiSorsakoski - Yö kerranunhoaannoit/

ОН. …Прямо вот так и ничего... /бармену/ Повтори-ка еще разок, пожалуй… Спасибо. /кран, пиво/
ОНА. И мне, пожалуйста.
ОН. Ого.
ОНА. Ага.
ОН. /отпивает глоток/ Ну вот… друзей нет, семьи нет, дома нет… Даже чувства дома нет уже. Нигде.
ОНА. Это как-то сложно. А дом это просто, простое чувство.
ОН. Как так?
ОНА. А вот так. Дом там, где можно ходить без лифчика.
ОН. Ну, я значит дома – везде. /смеется/
ОНА. Вот именно. Так что насчёт пустоты?
ОН. Какой пустоты?
ОНА. Когда мы сюда пошли, ты обещал рассказать про танго.
ОН. А… Да. Ну. Пойдем.
ОНАОпять?



 Сцена 4


/пустой танцпол, танго/

ОНАА где все?
ОННа часы посмотри… Так вот. Это не просто паром между Финляндией и Швецией. Это – “корабль танго”.
ОНАА-а-а…
ОНЧто “а-а-а”? Понятно?
ОНАНет. /смеется/
ОНФинское танго это… ну… это способ жизни. Не смейся!
ОНА. Извини, слишком пафосно прозвучало.
ОН. Ну и пусть пафосно. Это правда!
ОНА. Да, да, не волнуйся ты так, продолжай.
ОН. Вот… и люди собираются специально, покупают билеты на паром… ну…
ОНА. Чтобы спокойно потанцевать танго?
ОН. Финское танго. Да…
ОНА. А пустота?
ОН. А пустота вот она. Смотри. Из пустоты рождается музыка. Слушай. Из пустоты…
ОНА. Из пустоты?
ОН. От пустоты идет движение. Можно?
ОНА. Да…
ОН. Вот так… руку сюда… да… расслабься… спину прямо… повторяй за мной… иди за мной просто… раз-два-три… раз-два-три… и в сторону… вот так… раз-два… раз-два-три… в сторону…
ОНА. Ай!
ОН. Извини… Раз-два… раз-два… три…
ОНА. Ай! Ты чего по ногам-то топчешься?
ОН. Извини… я буду аккуратней. Давай. Ну? Раз-два… раз… два… и в… сюда… в сторону…
ОНА. Постой, постой. Ты вообще это… танцевать-то умеешь?
ОНЯ? Я… Танцевать? /нервный смешок/ Конечно… Ну… я, конечно… /пауза/ Нет… я… нет, нет… но я смотрю как люди танцуют, и я… я… извини, я не должен был этого делать… прости.
ОНА. Нет, нет… продолжай… Пожалуйста. Я потерплю. Научи меня…
ОНЧему? Тому, чего я не умею сам?..
ОНАДа. Научи меня тому, чего ты не умеешь сам.

/танцуют/



Сцена 5

/шаги, смех, приближающийся разговор, замок, каюта/

ОНА. А зачем тебе танго? Ты же…
ОН. /перебивает/ Да, да, не умею. Но учусь.
ОНА. Так зачем?
ОН. Ну… Я учусь не только танго.
ОНА. Да?
ОН. Вот ты слышишь, как я говорю?
ОНАКак, как? По-шведски. /смеется/
ОНОчень смешно. Ты слышишь, какой у меня акцент?
ОНА. Ну, такой… Узнаваемый.
ОН. Именно. И низкоклассный.
ОНА. Это… как?
ОН. По моему акценту слышно, что я из Восточной Европы. Это низкий класс, второй сорт.
ОНА. А… и что?
ОН. Я учусь. Финскому акценту.
ОНА. Ты… шутишь? 
ОН. Нет. Если меня будут принимать за финна…
ОНА. Подожди, подожди, то есть ты учишь не язык, а акцент?
ОН. Да.
ОНА. Чтобы стать первосортным человеком?
ОН. Ну, смотри: я никогда не буду говорить по-шведски без акцента, слишком поздно приехал. Мой акцент, он что, он самый плохой, типа «арабский» и типа «польский» - самые плохие, люди с таким акцентом всегда под подозрением. Французский – это супер, это высший класс, но на француза я не потяну.
ОНАЛогично. Поэтому ты решал стать финном, то есть акцентом?
ОН. Тебе этого не понять. Ты тоже говоришь с акцентом, но твой акцент…
ОНА. Что?
ОН. Лёгкий, или, точнее – трудный. Ну, в смысле, его трудно определить. Поэтому ты и можешь ходить без лифчика, где хочешь.
ОНА. То есть?!
ОН. Ну, ты можешь чувствовать себя дома, где захочешь. И не говорить откуда ты приехала, играть вот… как со мной.
ОНА. «Играть?!»
ОН. Погоди, не горячись… Знаешь, есть такое выражение «язык силы»? Да? Так вот у силы есть свой язык. Да? А у слабости – что?
ОНА. Что?
ОН. Акцент. /пауза/ Я просто хочу быть как все. Стать таким средним арифметическим, раствориться, не выделяться.
ОНА. Вместо языка ты учишь акцент, а вместо танца – топтание по ногам?
ОН. Нет, танго – это мечта. С него все и началось, подходит по темпераменту. Но вот не получается пока…

  

Сцена 6

/плеск волн, гудок входящего в порт корабля. Тишина, утро/
 
ОНА. Знаешь… за мной никто еще так не ухаживал.
ОН. Как «так»?
ОНА. Словом. Танцем. Танго.
ОН. Танго…
ОНА. Которое ты не умеешь танцевать. Все ноги мне отдавил.
ОННе умею…

/пауза/

ОНА. Слушай, хочу тебя попросить об одной вещи.
ОН. Да?
ОНА. Ты… ты будь счастлив, а? Пожалуйста. Брось эти свои заморочки дурные.
ОН. Я… спасибо…
ОНА. И еще вопрос. Только честно, ладно?
ОН. Давай.
ОНА. Это твои сигареты были?
ОН. Ну… а почему ты спрашиваешь?
ОНА. Ответь.
ОН.  Ну, да… мои… Понимаешь, эта каюта. Она тут единственная, где открывается иллюминатор, окно… На палубе я не могу, нам не разрешают.

/корабль пришвартовывается, голос в динамике: «Уважаемые пассажиры, просим вас…»/

ОНА. Ну, я пойду. / чемодан, ручка/
ОН. Да… Помочь?
ОНА. Нет, не надо. /пауза/ Я бы тебя поцеловала. Но не поцелую.
ОН. Да.
ОНА. Да. /замок, дверь, выходит, из коридора:/ Я буду скучать. /удаляющиеся шаги, колесики чемодана, люди, дверь/
ОН. /походит к окну, открывает. КРУПНЫЙ ПЛАН: достает сигареты, прикуривает/

/звучитархивнаязапись Toivo Kärki, «Katuvierta Pitkin»/

ЗАНАВЕС








_________________________________________

Об авторе: ДМИТРИЙ ПЛАКС 

Родился в 1970 году в Минске. Живёт в Стокгольме. Драматург, писатель, переводчик, участник группы "Белорусский климат" (художественная группа, основанная в 1987 году). Член Шведского ПЭН-центра, Союза писателей Швеции, Союза белорусских писателей. С 2010 года – продюсер, режиссер, драматург в Радиотеатре Шведского Радио. Пьеса была написана для радиотеатра Радио Чехии (и идёт там уже несколько лет), поэтому ремарки там чуть отличаются от обычных театральных.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 924
Опубликовано 20 авг 2018

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ