facebook ВКонтакте twitter Одноклассники
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ. Выходит два раза в месяц. Основан в апреле 2014 г.
Книжный магазин Bambook        Издательство Лиterraтура        Социальная сеть Богема
Мои закладки
/ № 124 сентябрь 2018 г.
» » Марина Крапивина. ДЕНЬ ГОРОДА

Марина Крапивина. ДЕНЬ ГОРОДА

12 >
_________


(пьеса)

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

НИКОЛАЙ БЕЛОВ, охранник в ДК
ЖЕНА БЕЛОВА
СОЛОДКОВА ЛЮДМИЛА МАТВЕЕВНА, мэр города г. Солигалич
РЕЖИССЕР из Москвы
ДИРЕКТОР ДК г. Солигалич
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ
СЕКРЕТАРЬ ОКСАНА
КРАЕВЕД
ВЕДУЩИЙ
ВЕДУЩАЯ
ГУБЕРНАТОР ЛАНСКОВ
ДВОЕ ОХРАННИКОВ ГУБЕРНАТОРА
ГЛУШЕНКО АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА, заведующая санаторием «Соляные столбы»
КУПЕЦ КОКОРИН
ПИСАТЕЛЬ ЛЕСКОВ
ВЛАДИМИР РЫЖОВ, космонавт
СОСЕДИ БЕЛОВЫХ
НАДЕЖДА МОЛОДЦОВА, корреспондент
ГОСТЬ ИЗ ТУЛЫ
ДВОЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ
МАЙОР РЫЖОВ
ЛАВРЕНЕВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ, заместитель главы департамента культуры по городу Москве
ПАРА МОЛОДОЖЕНОВ РЫЖОВЫХ
ПАРА ВЕТЕРАНОВ БРАКА РЫЖОВЫХ
ПЕВЕЦ МЕДНЫЙ
ХОР ПРАВЕДНИКОВ

Другие

 

СЦЕНА 1. КАСТИНГ

Сцена провинциального Дома культуры. На сцене стоит претендент на главную роль Белов, в зрительном зале сидят: Режиссер, Директор ДК и секретарь Оксана.

БЕЛОВ (читает очень проникновенно, серьезно, как «Быть или не быть»): Увы, народ грешный, племя злодеев, сыны погибельные, сыны беззакония! Оставили Господа, повернулись назад. К чему Мне множество жертв ваших? Не носи́те больше даров тщетных: праздничных собраний не могу терпеть, беззаконие – и это празднование! И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. И если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как вóлну убелю... Но князья твои – законопреступники и сообщники воров…
РЕЖИССЕР (прерывая). Неплохо, неплохо. Спасибо!
БЕЛОВ. Я подхожу?
ОКСАНА. Вам позвонят.
БЕЛОВ. У меня телефона домашнего нет… Можно на вахту…
ДИРЕКТОР ДК. Василий, ну что ты пристал, как репей. Тебе же русским языком говорят, позвонят тебе. Андрей Борисыч всех прослушает и решим. Возвращайся на пост.
РЕЖИССЕР. Николай, мы обязательно свяжемся с вами! Оксана, позвонит вам на вахту. А пока не в службу, а в дружбу, позовите следующего!
БЕЛОВ (уходя): Да чего мне звонить-то? Когда я тут всё время…
ДИРЕКТОР ДК: Белов! У тебя перерыв на обед уже кончился.

 

СЦЕНА 2. СОВЕЩАНИЕ

Кабинет главы солигаличского муниципального района Солодковой Людмилы Матвеевны.  За столом сидят: сама Солодкова, ДИРЕКТОР ДК, Режиссер из Москвы, Священник, Краевед...

СОЛОДКОВА. Почему вы тормозите выпуск спектакля?
ДИРЕКТОР. У меня все помещения заняты под репетиции концерта.
СОЛОДКОВА. Дмитрий Евгеньевич, надо постараться. Афишу уже заказали. План праздника утвердили в области.
ДИРЕКТОР. Но спектакль это декорации, костюмы, а актеров где взять?
СОЛОДКОВА. В Костромской драмтеатр обратитесь. Напишем письмо губернатору...
РЕЖИССЕР. Не надо никакого письма губернатору. И никакого драмтеатра. Мне профессиональные актеры не нужны.
ДИРЕКТОР. А кто же будет играть?
РЕЖИССЕР. Людмила Матвеевна – согласилась играть Городничего, а отца Георгия я вижу в роли Протопопа.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Вы в своем уме?
СОЛОДКОВА. А что?
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Да меня архиерей сана лишит.
СОЛОДКОВА. Не лишит (протягивает бумагу).
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ (надевает очки, читает). Не понимаю, зачем вам это все нужно?
РЕЖИССЕР. Я создал новое направление — прототипический театр. Вы как никто знаете внутренний мир священнослужителя. Нам ведь не нужен фельетон. Вы согласны?
СОЛОДКОВА. Не нужен.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Я этот конкретно рассказ Лескова не читал. Но знаю, что церковнослужители у него всегда сплошной негатив. Почему вообще пришла идея на день города ставить Лескова? Можно было что-нибудь более патриотичное: Царь Федор Иоаннович….
СОЛОДКОВА. Потому что «Однодум» это про Солигалич.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Борис Годунов…
ДИРЕКТОР ДК. Представляю, что он там понаписал про наш город. Глупов какой-нибудь изобразил.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Сказка о царе Салтане..
РЕЖИССЕР. Во-первых, Глупов это у Салтыкова-Щедрина. Во-вторых, я хотел бы сделать глубоко экзистенциальную драму.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Сказка о семи богатырях…
РЕЖИССЕР. В «Однодуме» нет отрицательных героев. Там вообще ничего нет. У всех своя правда. А Протопоп и Городничий стоят рука об руку на страже порядка, государственности, истинного православия. Лесков показывает полную симфонию властей.

Пауза.

СОЛОДКОВА. Это очень важный момент, я считаю!
РЕЖИССЕР. И вы по фактуре очень подходите.
СОЛОДКОВА. Я поддерживаю.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Но учтите, никакой богомоловщины.
РЕЖИССЕР. Ну что вы, святой отец! Это же история про честного чиновника из Солигалича! Просто житие, можно сказать. Людмила Матвеевна, текст распечатали?
СОЛОДКОВА. Оксан!

Оксана включает принтер.

ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Уж тогда «Левшу» на худой конец, там хоть священников нет.
СОЛОДКОВА. В области уже одобрили. Есть идея увековечить память Лескова табличкой на бане купца Кокорина. Валентин Николаич, это ведь ваш проект?
КРАЕВЕД. Да, да. Именно в бане Кокорин рассказал Лескову про «Однодума». В нашем музее сохранилась мочалка и веник Лескова. У нас в музее еще Лесковские чтения намечены в рамках юбилея.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Левша такой патриот! Как на Родину рвался!
РЕЖИССЕР. В своей интерпретации я ставлю акцент на одиночестве духовного аскета, на удачной реализации образа «честного чиновника»! Заметьте, в России эти два слова уже давно стали оксюмороном.
СОЛОДКОВА. Чем стали?
РЕЖИССЕР. «Мертвые души», «Живой труп», «честный чиновник». Понятно говорю?
СОЛОДКОВА. Ну, в общих чертах.
РЕЖИССЕР. Театр несет огромную воспитательную нагрузку, а не только развлекает. Людмила Матвеевна, где текст? И наша задача всем вместе, дружно реабилитировать чиновника, показать положительный пример...
ОКСАНА (пока распечатывает текст). Страшно стало жить. Никто не берет: ни сестры, ни санитарки, даже врачи не берут. У нас вон деда забрали с обширным инсультом, три дня в реанимации провалялся, и выписали. А что с ним дома-то делать? Ждать когда помрет? А раньше бы взяточку дали и все в ажуре, лежал бы наш дедуля как в санатории ровно 21 день. Взятки это было так... человечно, а сейчас бездушные люди такие. В жопу такую оптимизацию.

Пауза.

СОЛОДКОВА. Оксан, ты это...  распечатала? (пауза) Скрепляй.
РЕЖИССЕР. Не надо ничего скреплять.
СОЛОДКОВА. Не скрепляй! (к остальным) Чай будем?
РЕЖИССЕР. Мне воды. Без газа.
СОЛОДКОВА. Всем чай, а Андрею Борисычу воды без газа.
АНДРЕЙ. Не надо отчеств.
СОЛОДКОВА. С лимоном.

Раздается стук. Дверь открывается. Входит БЕЛОВ.

БЕЛОВ (на плечах у него два баула, он кланяется в пояс). Здравия желаю!
СОЛОДКОВА. Вы к кому?

Входит секретарша Солодковой Оксана с подносом и кипой распечатанного текста под мышкой. Она ставит поднос с чашками и чайником на стол, передает текст Солодковой.

СОЛОДКОВА. Оксан, почему пускаешь?
БЕЛОВ (не обращая внимания на тон Солодковой). Почтовый служащий Рыжов Александр Афанасия сын, явился за квартальным местом. Отец был приказной, умер от чахотки, мать замуж не вышла, пекла пироги, и по сей день печет, в этом смысл жизни ея.
ДИРЕКТОР ДК. Коль, ты нам мешаешь.
РЕЖИССЕР. Тихо, тихо! Людмила Матвеевна, посмотрите в текст.
СОЛОДКОВА (смотрит). Аааа! Господи, так это...
РЕЖИССЕР. Читайте, читайте свою реплику.
СОЛОДКОВА. Вот так сразу? Без репетиции?
РЕЖИССЕР. Читайте!
СОЛОДКОВА. Ага (читает медленно). «Бей без повреждения и по касающему моего не захватывай». (вопросительно смотрит на режиссера)
БЕЛОВ. Обязуюсь исполнять, ваше городничество. Имею также сообщить относительно будошников. Проводят они время в праздности. Лучше их от ленивой пустоты отрешить и послать к вашему высокоблагородию в огород гряды полоть, а я один все управлю.
РЕЖИССЕР. Ну, идите, Рыжов, исполняйте.
РЫЖОВ. Рад стараться, ваше городничество!

БЕЛОВ уходит. Пауза

РЕЖИССЕР. Ну как?
СОЛОДКОВА. Это кто?
ДИРЕКТОР. Это наш охранник Коля Белов. Бредит театром.
СОЛОДКОВА. Это потрясающе.  
ДИРЕКТОР ДК. Только он больной на голову.
СОЛОДКОВА. Вы гений, Андрей Борисыч, то есть Андрей!
ДИРЕКТОР ДК. Вы его утвердили?
РЕЖИССЕР. Я еще никого не утвердил. Я думаю.
ДИРЕКТОР ДК. Он когда-то в нашем драмкружке сыграл «Левшу». И так зазернился в роль, что проходу потом никому не давал. Левшу. Ходил потом в мэрию, писал в администрацию президента, что ружья теперь кирпичом не чистят.
СОЛОДКОВА. Что-то я не помню такого.
ДИРЕКТОР ДК. Это еще до вас было, Людмила Матвеевна. К нам комиссия из Москвы приезжала.
СЛОДКОВА. Может, тогда не надо, Андрей?
РЕЖИССЕР. Люди с ограниченными возможностями это тренд нашего времени.
ДИРЕКТОР ДК. Могут быть проблемы.
РЕЖИССЕР. Вы, может, против паралимпиады?
СОЛОДКОВА. Мы не против, мы понимаем. У нас кружок инвалидов есть. Они и рисуют, и пляшут, и поют.
РЕЖИССЕР. Поймите, я трактую русского чиновника через образ Христа.
СОЛОДКОВА. Как это ново!
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Вы серьезно?
РЕЖИССЕР. Конечно.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Вы кощунствуете.
СОЛОДКОВА. Что ж чиновник не человек? Мне нравится такая трактовка.
РЕЖИССЕР. В «Однодуме» есть явные отсылки к Христу. Сцена на базаре, заговор Каиафы, сцена у Пилата, а вся эта суета вокруг его мундира это же намек на спор солдат о ризах Христа. Русский чиновник – это мученик!
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. И кто же там Каиафа? Уж не я ли?
РЕЖИССЕР. Да, вы, отец Георгий! Но Каиафа не библейский, а новый - болеющий за страну.
СОЛОДКОВА. А кто это – Каиафа?
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Но только чтоб никаких Джизис Крайст.
РЕЖИССЕР. Ну что вы, отец! Это я вам о сверхзадаче говорю. Она останется у вас в голове, а на сцене будет история о святом чиновнике, как у Лескова.
СОЛОДКОВА. А кто губернатора будет играть?
РЕЖИССЕРА. Губернатора будет играть... губернатор.



СЦЕНА 3. КОНЦЕРТ

Дом культуры «Соль». Сцена украшена фотографиями достопримечательностей Солигалича. Через всю сцену висит растяжка с надписью «Солигаличу – 1000 лет»
Под бодрую фольклорно-шансонную музыку из глубины сцены выходят молодой мужчина в шелковой красной косоворотке и жилетке и девушка в современном коротком светлом платье, сексуально обтягивающем бедра, на голове у нее кокошник. В руках оба конферансье держат микрофоны.

ОНА. Добрый день, дорогие друзья!ОН. Здравствуйте, солигаличане и гости города!
ОНА. Сегодня мы поздравляем всех жителей города Солигалич с днем города!ОН. И не просто с днем города, а с юбилеем!ОНА. А это значит, что Солигаличу исполнилось 1000 лет!
Вместе: С юбилеем!!!ОН. Весь город собрался сегодня под сводами нашего нового Дворца культуры! ОНА. Который специально к юбилею был отстроен в рамках президентской программы «Малым городам – по Дворцу». ОН. И вот теперь новенький красавец-дворец, облицованный малахитом да нашим солигаличским ракушечником, вмещает всех желающих! ОНА. А теперь поприветствуем самых главных людей нашего города - Администрацию солигаличского муниципального района!ОН. Депутатов городского совета, избранных на всенародных выборах.ОНА. Представителей исполнительной власти и силовых структур города! ОН. Руководителей коммунальных служб города и государственных унитарных предприятий…ОНА. И с приветственным словом выступит глава солигаличского муниципального района – Солодкова Людмила Матвеевна. Встречайте!

Играет музыка.

На сцену поднимается Солодкова. Конферансье-мужчина подает ей руку.

СОЛОДКОВА. Дорогие солигаличане! Уважаемые гости нашего города! Я рада приветствовать вас в славном городе юбиляре - Солигаличе! (аплодисменты) Есть такая русская пословица — мал золотник, да дорог! Наш Солигалич хоть и маленький, но уютный городок. Здесь гармонично сочетаются и древняя история и современность, боевая слава наших предков и мирный труд наших земляков.

Мой древний город, я тебя люблю.
Тобой горжусь и даже в дни сомнений -
Судьбу свою благодарю,
Что разделю хоть часть твоих мучений.

Здесь каждая травинка говорит...
Здесь каждый камень дышит стариною
И подтверждает каждый монолит -
Здесь каждый человек рождается героем...

(аплодисменты) 

Героический труд простых солигаличан запечатлен в наших памятниках архитектуры. Мы по праву можем гордиться безымянными зодчими, чьи золотые руки создали наши неповторимые узоры и наличники.
Земля Солигаличская поистине богата талантами! Наш город это родина адмирала и покорителя Амурского края Геннадия Ивановича Невельского, великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина, известного русского книгопечатника Сытина Ивана Дмитриевича и многих других.
Но и современный Солигалич не менее щедр на таланты. Есть у нас и свои поэты, и художники, и краеведы, и спортсмены, в том числе участники многих олимпиад! – и это далеко не полный перечень увлечений наших горожан. А охота, а рыбалка, а грибы да ягоды наконец! А какая природа! Наша зимушка-зима посуровее будет, чем в Устюге Великом, и прошлой зимой был объявлен тендер на строительство резиденции для Деда Мороза. Теперь Дед Мороз наш. Так что, детишки, пишите письма, как говорится.
Как главе Солигалича и коренной солигаличанке, мне приятно сказать и от себя лично, и от лица всех горожан, что Солигалич развивается, но в то же время не меняется, свято блюдет традиции. В Солигаличе семь каменных церквей, два духовные и одно светское училище, семь фабрик и заводов, тридцать семь лавок, три трактира, два питейные дома и 3665 жителей обоего пола.
Вместе с этим два года назад заработал новый комбинат по выпуску соли «Солткорпорейшн». А это значит: инвестиции, развитие инфраструктуры, новые рабочие мета, и как следствие - рост населения.
Еще раз поздравляю с днем города всех солигаличан и наших гостей. С праздником!

Звучит музыка. Солодкова спускается со сцены, ей помогает ведущий, а заодно забирает микрофон и тут же начинает балагурить.

ОН. Да, умеет наш народ и с врагом бороться, и трудиться, а отдыхать как умеет!
ОНА. И культурно отдыхать! Много десятков лет на предприятии «Известняк» имени Рыжова существует хор праведников.
ОН. Не стареют душой праведники!

Пока они говорят, сцену заполняют пожилые женщины в бархатных платьях.

ОНА. Наше старшее поколение — наш уважаемый хор праведников! И его бессменный руководитель — Шандрикова Юлия Владимировна. Встречайте!

Аплодисменты.
Звучит длинный проигрыш. 

ОН. И сейчас хор праведников исполнит гимн Солигаличу!
ХОР. (поет гимн)

В лесах рожденный
Дождем умытый
Врагом сожженный
Но не добитый
И в рыбьем нересте
И в быстрой серне
Все хорошеешь ты
наш город древний

ПРИПЕВ
Наш Солигалич
В тебя мы верим
Храним наследье
Мы с колыбели!

Тебя мы любим
Как мать родную
Ведь не найти нигде
Такую!

И наши соли
И наши грязи
И наши воины
И наши князи
Дает стране
Известку нужную
Наш Солигалич
Город дружный!

 

СЦЕНА 4. ВАХТА

Белов сидит на вахте, ест доширак. С другой стороны входит Режиссер. Белов откладывает доширак, вытирает рукавом рот. Напрягается. Режиссер утыкается в рамку.

БЕЛОВ. Здрассте.
РЕЖИССЕР. Здрасте, здрасте. Сим-сим, откройся!
БЕЛОВ. У вас пропуск?
РЕЖИССЕР. Вы меня не узнаете, Белов?
БЕЛОВ. Я весь город в лицо знаю. Но чтобы пройти в театр, нужен пропуск. Или, может, вы в списке есть?
РЕЖИССЕР. Так посмотрите ваш список поскорей.
БЕЛОВ. Фамилия?
РЕЖИССЕР. Бондарев. (ждет, когда Белов дочитает) Ну?
БЕЛОВ. Паспорт, пожалуйста.
РЕЖИССЕР. Ну хватит, Белов, вы уже заигрались, по-моему.
БЕЛОВ. Паспорт, пожалуйста. Или пропуск.
РЕЖИССЕР. Вы меня задерживаете, Белов. Паспорта нет, вот права, подойдет?
БЕЛОВ. Права не подходят. Только паспорт. ЭрЭф.
РЕЖИССЕР. Это уже не смешно, Николай. Меня ведь там люди ждут. Вы же знаете...
БЕЛОВ. Извините, пустить не могу. Театр это не проходной двор.
РЕЖИССЕР. Так. Как позвонить директору?
БЕЛОВ. А директора нет. Он в район уехал. Будет после четырех.
РЕЖИССЕР. Тогда кто его замещает?
БЕЛОВ. Никто.
РЕЖИССЕР. Хорошо. Здесь Солодкова Людмила Матвеевна?
БЕЛОВ. Здесь.
РЕЖИССЕР. Вызовите ее.
БЕЛОВ. Зачем?
РЕЖИССЕР. Затем, что она меня ждет. И вся наша группа ждет. А из-за вас...
БЕЛОВ. Телефон у вас есть?
РЕЖИССЕР. У меня ее номера нет.
БЕЛОВ. Ну, хорошо. (смотрит в список). Людмила Матвеевна во втором репзале.
РЕЖИССЕР. Ну так вызови ее!
БЕЛОВ. Там телефона нет. А пост оставить я не могу.

(появляется Оксана)

РЕЖИССЕР. Оксана! Оксан!
ОКСАНА. Да, Андрей Борисыч?
РЕЖИССЕР. Объясни этому кретину, кто я и почему меня надо пропустить без всяких пропусков.
ОКСАНА. Это бесполезно.
РЕЖИССЕР. Понятно. Тогда бегом во второй репзал и попроси Людмилу Матвеевну разобраться. Приведи ее сюда. Бегом.

Оксана убегает.

РЕЖИССЕР. Я на работе! Меня люди ждут.
БЕЛОВ. Я тоже на работе.
РЕЖИССЕР. Вы знаете, сколько мое время стоит?
БЕЛОВ. Нет.
РЕЖИССЕР. Сто евро одна минута.

БЕЛОВ молчит. Опять берет доширак.

БЕЛОВ (отхлебывает). Фу ты, остыл совсем.
РЕЖИССЕР. Бред какой-то.

Появляется Солодкова. 

СОЛОДКОВА. Николай, ты что же делаешь-то, а? Ты что ж, нашего Андрей Борисыча не узнаешь?
БЕЛОВ. Я могу пропустить посторонних только по пропуску либо по списку, но только если посетитель предъявит паспорт.
РЕЖИССЕР. Он издевается. Я ему уже права предъявлял.
СОЛОДКОВА. Тебе ж права предъявили.
БЕЛОВ. Права не являются документом, удостоверяющим личность. Мы не в Америке.
СОЛОДКОВА. Белов, ну все. Пропусти Андрей Борисыча по моему распоряжению.
БЕЛОВ. А я вам не подчиняюсь. Я вневедомственная охрана.

Появляется Директор. 

СОЛОДКОВА. Дмитрий Евгеньич, да скажите же ему.
БЕЛОВ. Я и директору не подчиняюсь.
ДИРЕКТОР. Он прав.
РЕЖИССЕР. Но кому-то он подчиняется? Он же не царь, в конце концов.
ДИРЕКТОР. Только своему начальнику. Сейчас я позвоню Мироненко. (звонит по сотовому) Алё, Александр Иваныч? Тут такое дело, ваш охранник Белов... да, ваш, он из вашего ЧОПа. Он не пускает нашего режиссера. (пауза) Да нет у него с собой паспорта! У нас репетиция срывается. (пауза) Тут даже Людмила Матвеевна, он и ее не слушает. Говорит, только свое начальство. Да. Так скажите ему. (пауза) Что? Не можете? Потому что такая инструкция? Вы же его начальник!
СОЛОДКОВА (смотрит на часы). Андрей, давайте тогда на завтра перенесем репетицию. Мне все равно сейчас в мэрию надо. Да и обедать пора, как раз покушаем в нашем ресторане. (говорит в телефон) Леня, ты подъехал? (опять обращается к Андрею) Карета, как говорится, подана.
БЕЛОВ. Паспорт завтра не забудьте!
РЕЖИССЕР. Людмила Матвеевна, я сегодня уже буду в Москве обедать. Оксана, закажи мне билет на ближайшее время.

 

СЦЕНА 5. КОНЦЕРТ

Продолжение концерта в ДК «Соль». На сцене двое ведущих уже в одежде 20-х годов. Он в кожанке, галифе, кожаной кепке, она – в алой косынке, тоже кожанке, юбке по колено, на ногах туфли и гольфы.

ОНА. А ты знаешь, что, когда Владимир Ильич Ленин скрывался в Разливе, он жил в шалаше и пользовался топором!
ОН. Тоже мне, теорема Галуа! В лесу без топора пропадешь: дров не нарубишь, а если медведь? Трусами не отмахаешься!
ОНА. Но топор-то этот был непростой, Гена, стояло на нем клеймо «Солигалич». Это значит, что сделан и подарен был он Ильичу рабочими Солигалича.
ОН. Ну и ну! Не верю! И где же теперь тот топор?
ОНА. До сегодняшнего дня топор «Солигалич» хранился в Москве, в музее В.И. Ленина, но сегодня он возвращается на историческую родину! И сейчас в торжественной обстановке состоится это знаменательное событие! Встречайте: доктор исторических наук, заместитель главы департамента культуры по городу Москве Лавренев Александр Евгеньевич! (Лавренев выходит с одной стороны. В руках он держит большую коробку, увитую шелковыми лентами триколор.)
ОН. И! Кандидат исторических наук, краевед, народный учитель солигаличской средней школы № 2 и директор краеведческого музея города Солигалича Рубцов Валентин Николаевич (Рубцов выходит с другой стороны).
Вместе: Аплодисменты!

Звучит музыка.

ЛАВРЕНЕВ. Здравствуйте, дорогие солигаличане! Поздравляю вас с великой годовщиной и рад передать в дар городу этот бесценный экспонат. Не скрою, жалко с ним расставаться, он ведь даже не заржавел за столько лет! Но Департамент культуры города Москвы надеется, что теперь благодаря солигаличскому топору наши города станут своего рода культурными побратимами!
РУБЦОВ. Спасибо за столь ценный подарок. А не заржавел он, потому что сделан из нашего солигаличского железа, которое добывается из нашей солигаличской болотной руды, а болотами наш край богат! Это особое железо, оно практически не содержит примесей фосфора, серы и углерода. У нас в музее есть железные котлы, из которых выливали кипящее масло на неприятеля во время набегов. Так вот им 500 лет, а они как новенькие.
ЛАВРЕНЕВ (вручая коробку Рубцову). Так пусть же наша дружба не ржавеет, как топор «Солигалич»!
РУБЦОВ. Спасибо!
ЛАВРЕНЕВ. С праздником, Солигалич!

Лавренев уходит под музыку, передав на ходу микрофон ведущему. Рубцов с коробкой остается стоять на сцене.

ВЕДУЩИЙ. Наши топоры лежали до поры!
ВЕДУЩАЯ. С топором весь свет пройдешь!
ОН (в зал). Кто еще знает народные пословицы и поговорки про топор?

(из зала доносятся голоса)

ОНА. А мне кажется, Гена, что Валентин Николаевич тоже приготовил нам сюрприз. Как говорится, топор своего дорубится!
ОН. Но сначала мы посмотрим специальный танец из дружественной Чухломы детского ансамбля «Радуга-дуга» под управлением Людмилы Ивановны Чулковой! Танец называется «Топорики»! Встречайте!

На сцену высыпают мальчики и девочки в народных костюмах. Они ловко отплясывают замысловатый танец: мальчики изображают топоры, а девочки березки. Когда номер заканчивается, на сцену опять выбегают Ведущие.
 
ВЕДУЩИЙ. Это был детский ансамбль «Радуга-дуга» из Чухломы!
ВЕДУЩАЯ. А тебе известно, что и Чухлома, и особенно Солигалич упоминаются в одном литературном произведении?
ОН. Да вот что-то не припомню!
ОНА. Плохо, видно, ты в школе учился, Гена. И сейчас наш краевед и народный учитель Валентин Петрович Рубцов преподаст тебе небольшой урок по русской литературе! Аплодисменты!

ВЕДУЩАЯ забирает у Рубцова коробку с топором, Ведущий передает ему свой микрофон. Рубцов выходит на авансцену.

РУБЦОВ. Дорогие друзья! Сердечно поздравляю всех нас с этим великим днем. И в связи с этим хочу поделиться одной невероятной новостью. Сегодня в наш город вернулся не только топор, но одна рукопись, которая несколько столетий считалась, можно сказать, литературной мистификацией, выдумкой писателя. И вот совершенно случайно была обнаружена. Но все по порядку. Я волнуюсь, можно попить? (девушка в кокошнике подносит Рубцову стакан воды на подносе, он пьет и вытирает платком пот со лба).
Итак, на самом деле литературное произведение, действие которого происходит в нашем Солигаличе, это рассказ русского писателя Николая Семеновича Лескова «Однодум». Слава Богу, «Однодум» уже сто лет проходят в школе. Поэтому, я надеюсь, многие знакомы с этим произведением Лескова, да? И я не буду пересказывать сюжет. А только кратко напомню, что там такая матрешка как бы получается: рассказ Лескова называется «Однодум», героя рассказа - квартального Рыжова в народе прозвали Однодум и сам Рыжов в рассказе ведет некий дневник, который тоже назывался «Однодум». Лесков описывает эту рукопись как толстую синюю тетрадь, в которой Рыжов, руководствуясь исключительно Библией, по своей системе выводил некие предсказания, причем о первых лицах государства Российского.
Так вот Лесков пишет, что рукопись Рыжова - «Однодум» была утрачена, якобы пошла на оклейку обоев. Однако два года назад она была обнаружена в Сан-Франциско у праправнука нашего солигаличского купца Кокорина. Один из Кокориных эмигрировал во время гражданской войны. И вот его праправнук выставил Однодума на торги в Сотбис. А наше правительство бросило все силы, чтобы выкупить этот бесценный документ и вернуть его в наш музей!
ВЕДУЩИЙ. Это настоящая сенсация своего рода!
ВЕДУЩАЯ. Народное достояние вернулось народу!
ВЕДУЩИЙ. Не отдадим ни клочка бумаги, ни земли пяди!
ВЕДУЩАЯ. Пусть умоются западные (делает многозначительную паузу)… черти!

 

СЦЕНА 6. ЖЕНА

Квартира Беловых. На стене висит огромный портрет Лескова, все стены в цитатах из «Однодума». Работает телевизор, Жена Белова накрывает на стол. Входит Белов. 
 
БЕЛОВ. Выключи бесовщину эту.
ЖЕНА. Опять ходил?
БЕЛОВ. И враги человеку домашние его! Евангелие от Матфея, глава 10, стих 36. Кругом беззаконие и неправда! Выключи, баба!
ЖЕНА БЕЛОВА (выключает телевизор) Какая я тебе баба?
БЕЛОВ. «Обращение с женою у Александра Афанасьевича было самое простое, но своеобразное: он ей говорил «ты», а она ему «вы»; он звал ее «баба», а она его Александр Афанасьевич; она ему служила, а он был ее господин. За столом он сидел, а она подавала.
ЖЕНА. Щас! Размечтался!
РЫЖОВ (замечает на столе грибы). А это что?
ЖЕНА. Омары, блядь!
РЫЖОВ. «Растут грибы в изобилии в нашей лесной стороне»!
ЖЕНА. А лошади едят овес!
РЫЖОВ. «Грибы эти баба летнею порою сама собирала по лесам, но солить было нечем. Расход на соль не входил в расчет Рыжова. А когда однажды насолила она кадочку груздей солью, которую подарил в мешочке откупщик, то Александр Афанасьевич, дознавшись об этом, патриархально побил бабу.
ЖЕНА. Только тронь! (сама замахивается)
РЫЖОВ. «Лучше жить со львом и змием, нежели жить с женою лукавою». Сирах, глава 25-я, стих 18-й.
ЖЕНА. Ну так и живи в зоопарке!
РЫЖОВ. «И свел бабу к Протопопу для наложения епитимий за ослушание против заветов мужа, а грибы эти... целою кадкою собственноручно прикатил к откупщикову двору и велел взять «куда хотят», а откупщику сделал выговор: Я ДАРОВ НЕ ПРИЕМЛЮ!
ЖЕНА. Хорошо. (берет тарелку с грибами, вываливает Белову на голову) Доволен?
РЫЖОВ. «Любила ли «баба» своего библейского мужа или не любила — это в их отношениях ничем не проявлялось. Боялась! как лица, поставленного над нею законом божеским и имеющего на нее божественное право.
ЖЕНА. Как тебя любить-то можно? Ради дочери терплю.
РЫЖОВ. Но ложе у них было общее, и, вероятно, это было причиною, что у них появился плод супружества.
ЖЕНА. «Вероятно»? Сволочь ты, Коля, после этого (уходит)

 

СЦЕНА 7. РЕПЕТИЦИЯ

На сцене репетиция: Городничий-Солодкова и Рыжов-Белов..

ГОРОДНИЧИЙ. Как хочешь, брат, а жениться тебе надо срочно.РЫЖОВ. Почему?ГОРОДНИЧИЙ. Потому что холостые люди… ээээ (смотрит в текст) на политичных должностях ненадежны.

У Солодковой звонит телефон.

СОЛОДКОВА. Але! … Сережа? … Нет белого? Тогда бежевый. Не нужен мне в цветочек. Сережа, я сейчас не могу долго говорить. (пауза) Уже по безналу. (пауза) У меня репетиция. (пауза) Ничего не предпринимай. Дождись тогда Валерия Валерьевича. Вот сиди там, да. Я сама позвоню. Всё, давай. Пока. (выключает телефон) Андрей, извините. Работа. Нервы. На чем мы остановились?
РЫЖОВ. А разве женатый благонадежнее?ГОРОДНИЧИЙ (долго ищет свою реплику). Женатый и бабу пожалеет, и птенцов заведет, а холостой сам что птица, — ему доверить нельзя. Так вот — либо уходи, либо женись.РЫЖОВ. Что ж, если требуется, я женюсь.ГОРОДНИЧИЙ. Но только ты руби дерево по себе.РЫЖОВ. А я уже вырубил!

У Солодковой звонит телефон.

СОЛОДКОВА. Але. Валера, так, там я не поняла, прошло или не прошло?

БЕЛОВ подходит к Солодковой, вырывает у нее айфон и со всей силы бросает его на пол.
Секунду Солодкова стоит ошеломленная, потом приходит в себя.

 СОЛОДКОВА
. Да ты че, охуел? Придурок! Дебил! Да этот айфон стоит дороже, чем твоя квартира.
БЕЛОВ. Что ж, если требуется — я женюсь.
РЕЖИССЕР. Стоп! Стоп...
СОЛОДКОВА. Андрей Борисыч, он разбил мой айфон. Этот отморозок. Да я его…
РЕЖИССЕР. Перерыв. Людмила Матвеевна, нам надо поговорить тет-а-тет.
СОЛОДКОВА. Чего? Он мне 47-й айфон разбил. Вы понимаете? Уберите его отсюда.
БЕЛОВ. Я здесь по должности работаю. И должен за порядком следить. У вас тут сплошные нарушения. Курите в зале. Монтировщики распивают. Сплошные нарушения по безопасности. Посторонние в театре. А театр это что? Театр это Храм. А вы здесь что устроили? Пуховики продаете, ботинки, лифчики. Вон разложились в фойе.
РЕЖИССЕР. На сегодня репетиция окончена. Завтра продолжим. Оксана, мне нужен директор. Людмила Матвеевна, я вас очень прошу. Не нервничайте.
СОЛОДКОВА. Это я еще не начинала нервничать!
РЕЖИССЕР (отводит ее в сторону, нежно держа под руку). Людмила Матвеевна, я с вами полностью согласен. Но в нем живет прототип. Он сейчас вскрылся. Как … некий нарыв. (к кому-то в глубь зала) Виталий, ты заснял?
ГОЛОС. Да!
РЕЖИССЕР. Отлично! Продолжай. Пойдемте, нам необходимо поговорить наедине. Это моя вина. Я вас не предупредил. Театр это такая тонкая материя.

Все уходят, кроме Белова.

БЕЛОВ (оставшись один).
Рыжов действительно срубил дерево по себе: через неделю он привел в город жену — ражую, белую, румяную, с добрыми карими глазами и с покорностью в каждом шаге и движении. Бывалые торговые люди сразу узнали в этой особе дочь старой бабы Козлихи, что жила в одинокой избушке у ручья над болотом и слыла злою колдуньею.

 

СЦЕНА 8. СВАДЬБА

ВЕДУЩИЙ. А пока суд да дело, тут и свадьба подоспела!
ВЕДУЩАЯ. На сцену приглашаются две пары: молодожены Рыжовы, которые зарегистрировали свой брак именно сегодня — в День Города.
ВЕДУЩИЙ. А также наши ветераны брака – супруги Рыжовы, которые сегодня отмечают дубовую свадьбу – 80 лет! Встречайте!

На сцену с одной стороны бодро поднимаются жених и невеста. А с другой опираясь на костыли и клюшки – ветераны брака.

ВЕДУЩИЙ. Согласись, Лен, а невесты в Солигаличе какие красавицы, просто загляденье!
ВЕДУЩАЯ. А женихи просто богатыри былинные!
ВЕДУЩАЯ. Поприветствуем молодых!

На сцену выходит Солодкова. Она уже в другом костюме, стилизованном под 18-19 век. Вслед за ней появляется два ассистента в костюмах и в галстуках, они вдвоем выкатывают тачку, расписанную под хохлому. На тачке огромный мешок, на котором написано «Пуд». Солодкова берет микрофон у Ведущего.

СОЛОДКОВА (обращаясь к молодоженам).
Хоть городок наш небольшой, здесь в старину варили соль.
И огурцы по всей России солями нашими солили!
А дочек замуж выдавали, и соль в приданое давали!
(переходит на прозу)
Желаю вам вместе съесть пуд нашей солигаличской соли.

(Ведущие пересыпают пословицами и поговорками на тему соли)

ВЕДУЩИЙ. Пока не съедите, не разойдетесь!
ВЕДУЩАЯ. Соль да хряк - укрепляют брак.
ВЕДУЩИЙ. Недосол на столе, пересол на спине!
ВЕДУЩАЯ. Ну, это им еще рано! Зато несолоно хлебать — что немилого целовать!
СОЛОДКОВА. Желаю вам солоно хлебать, счастья, продолжения рода! Поздравляю! (звучит туш, Солодкова уходит).
ВЕДУЩАЯ. А тем временем на сцену уже почти поднялись наши старожилы, которые прожили вместе неразлучно 80 лет! Константин Михайлович и Александра Романовна, вы пример для нашей молодежи! Что бы вы пожелали нашим молодым, у которых впереди длинный путь?
ВЕДУЩИЙ. В чем секрет долголетия вашего брака?
АЛЕКСАНДРА РОМАНОВНА. В чем секрет?
КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ. Что?
ВЕДУЩАЯ. Как вы себя чувствуете?
КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ. Нога болит.
АЛЕКСАНДРА РОМАНОВНА. Давление скачет.
КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ. Тахикардия.
АЛЕКСАНДРА РОМАНОВНА. Стенокардия. Тромбы!
ВЕДУЩИЙ. Что ж, жизнь пройти – не поле перейти! Брак это подвиг! И поэтому сегодня от лица города нашим уважаемым ветеранам вручаются особые двойные ходунки (двое ассистентов вносят на сцену сдвоенные ходунки)
ВЕДУЩАЯ. Ходите везде только вдвоем и поддерживайте друг друга. А еще наш спа-салон дарит вам двойной купон на все омолаживающие процедуры. Поздравляем!
ВЕДУЩИЙ. Чтоб не болеть и прожить еще столько же вместе!
КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ. Что он сказал, Шура?
АЛЕКСАНДРА РОМАНОВНА. Дома узнаешь. Подарки дают!

Медленно уходят, опираясь на свой подарок.

ВЕДУЩИЙ. Что-то наши молодожены приуныли?
ВЕДУЩАЯ. Посерьезнели! Теперь они видят, какое ответственное и трудное дело – брак!
ВЕДУЩИЙ. А что в трудностях всегда помогает? (начинается проигрыш)
ВЕДУЩАЯ. Конечно, песня! Нам песня строить и жить помогает!
ВЕДУЩИЙ. Встречайте! Гость из Костромы - Леонид Медный! Песня «Грибочки».

На сцену выходит пожилой мужчина, похожий на зэка, только что откинувшегося или массовика-затейника из курортов 80-х. Звучит бодрый проигрыш, мужчина хлопает сам себе, обращаясь в зал.

МЕДНЫЙ (хриплым голосом). Поздравим молодых!
МЕДНЫЙ (поет блатной шансон, притоптывая себе ногой, молодожены пытаются танцевать): 
«Засолила, закрутила, засандалила...»
(Засолил я, закрутил и засандалил ей…)
«Променял я на грибочки свою волю
 и теперь жена меня посыпет солью...!»
(заканчивает петь, музыка еще звучит, Медный хлопает и восклицает в микрофон:)
Горько молодым и счастья!
Земеля, не подкачай!
ВЕДУЩАЯ. И пусть не переводится в вашем доме соль!
ВЕДУЩИЙ. А земля наша солигаличская пополняется вашими детишками!
ВЕДУЩАЯ. Совет вам да любовь!
ВЕДУЩИЙ. Аплодисменты!
ВЕДУЩАЯ. Удачи!



_________
12 >

скачать dle 12.1




Наверх ↑
Поделиться публикацией:
555
Опубликовано 02 апр 2018

ВХОД НА САЙТ