ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Валерия Крутова. ПИСЬМО ПРОВОРНОЕ

Валерия Крутова. ПИСЬМО ПРОВОРНОЕ

РЕДАКТОРСКИЙ СПЕЦВЫПУСК


(письмо неравнодушного ридера)



Здравствуй, дорогой Степа.

Решила, что отзыв на «Рожденный проворным»* я хочу написать в виде письма. Да, это и потому, что я слишком долго этого ждала, и потому, что не могу написать просто «вау, это было круто». Ну, то есть могу, конечно. Но не желаю.

На самом деле, я рада, что читала эту повесть не в рукописи – с грузом ответственности перед автором и желанием помочь: найти огрехи, слабые стороны и т. д. Я читала уже состоявшийся текст, который застолбил свое место в литературе через страницы уважаемого журнала. Надеюсь, что вскоре увижу «Рожденный проворным» под толстым переплетом.

Зачем оно мне надо, вообще? Желать повести толстого переплета?

Наверное, затем, что подобный текст должен быть зафиксирован понадежнее и прочитан бόльшим количеством людей.
Ну а теперь, что касается текста.

Дорогой Степа, ты сумел сделать эту повесть текстом поколения буквально одним предложением в самом начале:
«Мой единственный выход – безропотно просрать лето, как и почти десяток других за спиной и бог весть сколько впереди».
Мне кажется, это бешенное желание не просрать лето появилось только у нас. При этом никто из нас не знает, каково это, все-таки, лето не про... Кажется, стоит об этом подумать, потом. Пока я хочу говорить о твоей повести.

Как «Сантьяго имел безупречный вкус на людей», так ты, Степан, имеешь безупречный вкус на слова. Надеюсь, кстати, про Сантьяго был не сарказм, а то я сейчас буду выглядеть глупо.

Вкус на слова и умение создавать крепкое, насыщенное полотно текста без узелков, без рваных нитей – то, что делает чтение не легким и увлекательным, на одном дыхании, нет! Твой текст читается вдумчиво, он запоминается оборотами, желанием выписать несколько цитат в блокнот. Не знаю, балуется ли кто-то еще, кроме меня, этими цитатами. Повесть не на зубок, а на подумать. Подумать о дружбе, конфликте поколений и стремлении вернуться к своей, уже найденной, райской дорожке. Найденной верно или иллюзорно, не знаю.
Но не зря главный герой, девушка которого, проворно чертит эту райскую (…дскую?) дорожку по его животу. Живот – символ жизни. Символ всего сущего. И ты, Степа, не щадя живота своего героя бросаешь ему вызов и насильно отрываешь от «рая». Отрываешь за тем, чтобы он всю дорогу стремился обратно. Ишь ты, хитрец.

А теперь самое главное! Между твоим героем и его раем – всего ничего. Бензонасос! Нечто, что даст свет, звук, энергию. Нечто, что подразумевает спасение. В тексте, конечно, праздника. А в мыслях? В мыслях это уже не обычный бензонасос, это способ молодых людей «ухватиться» за конкретное существование, найти себя, найти смысл своей жизни, найти хоть что-то, что поможет оправдать действия, мысли, желания. И да начнется Одиссея по Уралу.

Признаться, я выросла совершенно в другой среде. У меня не было друзей-«технарей», да и самой культуры этой в нашем городе не было. Не было вот таких парней с колоритными кличками. Самая смелая кличка в нашем дворе – Муха. И то, потому что парня звали Мухит. Я силилась вспомнить похожих на твоих героев персонажей, но безрезультатно. Но это только с виду, Степ.

Отцы и дети, ходьба по стеклам, ежедневные «путешествия» к, именно сейчас важной, цели – вот это все было. И тем приятнее было читать повесть. Я знакомилась с людьми из параллельной культурной реальности, но со схожими внутренними конфликтами.
Нат, Сантьяго и ГГ едут к дядьке, который, разумеется, сможет решить их проблему. Да, все верно – мы обращаемся к «отцам», их опыту и знаниям, чтобы решить свои проблемы. В каком виде, это происходит – неважно. Но, знаешь, что смешно? То, что «отцы»-то и сами не в курсе. Пьяный Боцман, который, услышав, что «Захарика не спасти», подвергает опасности и своих новых знакомых, и себя. Да, у каждого «отца» есть захарик, за которого он цепляется, как за нечто постоянное, незыблемое. А потерять его – захарика – означает расстаться со своим прошлым, со своим опытом, воспоминаниями. Даже если по пьянке этих воспоминаний-то и нет.

Герои тонут и выныривают в полдень. Полдень – вся жизнь, ой, ведь день впереди. И идут они за бензонасосом, мы же не забыли. Они идут к дядьке, перед которым бессовестно обосрались какое-то количество лет назад. Они врут, ищут, получают. А ГГ вдруг получает еще и урок. Как вовремя.

Борись, сопротивляйся, не давай им себя «наклонить» – делай ключ. Ищи выход сам. Ты пришел ко мне за помощью, а я тебя в подвал. И делай ключ. Сколько еще ключей сделают своими руками герои повести и мы сами заодно?
У Ната и Сантьяго – вообще. В драматургии есть понятие «Бог из машины». Он появляется, как бы, ниоткуда и всех спасает. Что появилось у тебя? Дьявол из автобуса? Пока Нат и Сантьяго, а с ними и десяток французов корчились в огне, я думала…
Глаза мои бегали с того берега на этот, боясь увидеть, что здесь на самом деле заключено. Божественная – не комедия – трагедия (!) нашего поколения или позорная одиссея отнюдь не титанов и героев, а уставших от просранных лет, юнцов. Они должны сдохнуть от передоза, утонуть в пьянстве, сгореть от жадности и любопытства, увязнуть во вранье, как в клопах, задохнуться пыльной ненавистью к, даже не своему, прошлому. Они должны пройти все испытания, уготованные им…Кем? И почему?

Я читала и все ждала, ну когда же будет пыльное прошлое-то? И вот оно – мешающее дышать, звенящее захариками, нигерийскими невестами и красными транспарантами, прошлое.

Герои, что называется, охренели от его пыли и… выбрались не все.

Маму жалко. Ей придется ходить в магазин самой.

В этой повести каждый наглотался своих водорослей, но не каждый сумел вынырнуть в полдень.

Да, Степа, «Рожденный проворным» меня впечатлил и, повторюсь, я рада, что прочитала его именно сейчас. У меня нет каких-то особых критических талантов, профессионального взгляда и прочих прелестей хорошего литератора. Но у меня есть видение, основанное на моем личном опыте и моих предпочтений, и вот эта катавасия, которую ты устроил для героев, будет еще какое-то время занимать мои мысли. И это лучшее, что может сделать литература для человека – насовать в рот водорослей и показать, что бывает, если не будешь бороться.
А влажная дорога к раю… Получается, что, Степ? Она сегодня одна, а завтра другая?

Как грустно, но в то же время, как приятно – многие «раи» нам уготованы, потому что весь день – ой, жизнь – впереди.

Спасибо, Степан! Пусть твои тексты становятся сильнее раз от раза.

С добрыми пожеланиями,
Валерия К.



_________________ 
* Опубликовано в журнале Дружба Народов, 
номер 1, 2020







_________________________________________

Об авторе: ВАЛЕРИЯ КРУТОВА – экс-PR-менеджер в Лиterraтуре

Валерия Макеева (псевдоним Валерия Крутова) — родилась в 1988 году. Получила юридическое образование. Специалист по информационной безопасности. Участник 18-го и 19-го форумов молодых писателей Фонда СЭИП. Публиковалась в журнале «Дружба народов» (2019), в литературном онлайн-журнале «Дактиль» (2019), в литературном журнале «Автограф» (2019), в литературном альманахе LiterraNova (2018), в сборнике прозы «Дорога без конца» (2019).скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
828
Опубликовано 30 ноя 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ