ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Ольга Брагина. ЗНАЮЩИЙ ТАЙНУ

Ольга Брагина. ЗНАЮЩИЙ ТАЙНУ

Редактор: Ольга Девш


(О книге: Евгений Деменок. Давид Бурлюк. Инстинкт эстетического самосохранения. М.: Молодая гвардия, 2020.)



Давид Бурлюк воплощает собой тип, который сейчас называют «вдохновляющим менеджером». Полный энергии и все время генерирующий идеи уроженец Харьковской губернии пишет картины (за жизнь он их написал   около 20-ти тысяч), ведет дневник, куда записывает буквально каждый свой шаг (чтобы ни один момент жизни не был потерян для потомков), создает сообщество будетлян, эпатирующее «фармацевтов» в «Бродячей собаке», печется о сохранности рукописей Хлебникова, которые тот носит в наволочке во время своих безбытных странствий по стране, и выдает Маяковскому по 50 копеек в день, чтобы тот писал стихи, не голодая.  После краткого взаимодействия с советской властью, решившей, что народу ближе реализм, переезжает в Японию, а затем – в США, начинает там все заново и становится известным в 60 лет – гений самопиара, в конце жизни сказавший жене: «Творчество – это подвиг: человек совершает его, пока живет».

Соратники-футуристы зачастую не считали Бурлюка хорошим поэтом, иногда отказывались включать его стихи в коллективные сборники, говорили, что в хорошем стихотворении Бурлюка вдруг появляется какой-то нарочитый подвыверт, который неожиданно портит всё. Есть тут материал и для психоаналитиков – автор, в стихах постоянно возвращающийся к тематике смерти и кладбищ, в реальной жизни панически их боялся (и, кстати, подсчитывал, сколько лет уже удалось прожить – «вот я пережил Сезанна, вот – Гюго»). Предчувствие близкой революции и необходимость поиска новых форм самовыражения толкало на несколько инфантильный эпатаж – разрисовать щеку, надеть желтую кофту (Маяковскому) – как тут не вспомнить выкрашенные в зеленый цвет волосы генеральского пасынка Бодлера, Бурлюк читал Рембо, он схватывал все на лету и сразу же для себя определял, как это можно использовать – так юношеское упоение жизнью превращается в историю искусства.

Так жизнь, изначально задуманная произведением искусства, превращается в новое этого произведения искусства воплощение в книге Евгения Деменка, она читается, как хороший детективный роман – интересно, а что же будет дальше. Что еще более вызывающе-ниспровергательно-основного придумает человек, назвавший Льва Толстого светской сплетницей, и чем еще поразит автор его биографии воображение читателя, кажется, знающего уже все о Серебряном веке  и последующей чересполосице, но всё еще жаждущего узнать новое о жизни знаменитых людей. Как сказал бы в этой ситуации классик биографического соцреализма  Андре Моруа, его жизнь не удалась, как любая другая жизнь, но о герое книги Евгения Деменка так просто не скажешь, его жизнь удалась – в параметрах мечты о чуде, заработанном настойчивым ежедневным трудом и четко продуманной стратегией успеха.  

Бурлюк устремлен в будущее – через разрушение норм, опеку Хлебникова – возможно, это высокомерие, возможно, умение почувствовать грядущий ветер перемен – что можно сказать о людях, создававших футуризм, о мелочных склоках в преддверии великих свершений – мы видим то, что оставили нам пожелавшие говорить записки и дневники, Евгений Деменок скрупулезно и с настоящим знанием предмета собрал их в портрете человека, верящего вот в этих юношей за столом, которые с нарочитым бахвальством пьют пиво и с только присущей юности верой в себя и с ей же присущим запалом читают стихи – только этим людям и удастся перевернуть мир. Кто-то уедет в Америку (не по-Достоевски, по-настоящему), кто-то нарисует картины, кто-то будет читать стихи – до революции, после революции, вместо.

Бурлюк устремлен в будущее – все его семейство, сестра, рано погибшие братья, прежде времени умерший будетлянин и президент земного шара Хлебников, «не для денег рожденный» и обреченный революцией жертве Маяковский – Бурлюк пережил их всех, в нескольких преуспевающих странах, просил вернуть то его в Союз, то ему из Союза картины, но ничего не вернули – Евгений Деменок говорит  о своем герое как о человеке, знающем тайну, некий эликсир смысла жизни, дающий силы вопреки всему верить в свое предназначение и силу искусства, творчество – это подвиг, который совершаешь, пока жив.

Каждый молод, молод, молод,

В животе чертовский голод.

Так идите же за мной…

За моей спиной

<…>

Давид БУРЛЮК, 1913скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 042
Опубликовано 15 май 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ